Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского

Сочинение

Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского

Нравственная проблематика лирики а т твардовского 1

Тип:

В любом произведении литературы существуют темы и проблематика. Что это такое? Тема в произведении – это данность, предмет речи, а проблематика – сфера, в которой проявляется индивидуальный взгляд автора на понимание мира и человека.

Человек в поисках личности, процесс идейного самоопределения – важнейшие понятия с точки зрения нравственной проблематики. В лирике мы имеем дело с нравственными исканиями лирического героя, в которых отражается судьба самого автора.

Итак, проблематика – это комплекс проблем. В лирике Твардовского особенно ярко отражаются проблемы отношения к павшим на войне («Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины…»), проблема связи поколений, которая была трагически разорвана («Братья», «Памяти матери», «По праву памяти»), проблемы ответственности за жизнь и страдания окружающих («К обидам горьким собственной персоны…»).

Тема войны вообще очень важна для Твардовского. Нужно отметить, что в «Василии Теркине» автор не поднимает нравственную проблему убийства на войне. Поэтому мы и не можем, по прочтению поэмы, составить свое мнение о позиции Твардовского по этому вопросу.

Стихотворение «Я убит подо Ржевом…» написано в 1945-1946 годах. Парадоксальная первая строчка обращения мертвого человека к живым сразу определяет весь тон произведения. Пребывание в небытии, там, «где корни слепые ищут корма во тьме», «где с облачком пыли ходит рожь на холме», описано не таинственно, а просто и безнадежно. Смерть, по Твардовскому, – это место, откуда не возвращаются.

Стихотворение представляет собой обращение лирического героя к живым. Сам он, русский солдат, погиб под Ржевом. Отрада у мертвых одна:

Что недаром боролись

Мы за Родину-мать.

Твардовский не видит в смерти солдата трагедии. Трагедией для него стала бы победа немцев в войне. Большинство глаголов стоит во множественном числе, что указывает на обобщение: падший воин говорит от лица всех погибших. Значимость одной личности перед лицом врага и смерти приумаляется. Его уход – ничто во всечеловеческом масштабе. Такой вывод напрашивается по прочтению этого стихотворения.

В другом произведении — «Я знаю, никакой моей вины…» -проблема войны рассматривается уже с точки зрения живого, вернувшегося с фронта человека. Чувство вины и ответственности за окружающих – главное в стихотворении. Повисающая концовка «все же, все же, все же…» только усугубляет ощущение безысходности. Лирический герой задается риторическим вопросом: мог ли он сберечь тех, кто не пришел с войны? Конечно, нет, но чувство вины не оставляет героя и автора.

В своей поэме «По праву памяти» поэт ставит вопрос забвения. Вслед за Ахматовой он призывает не забывать то, что было, не закрывать глаза на правду. В цикле «Памяти матери» помимо темы забвения всплывает также и проблема смерти и преемственности поколений. Все произведение проникнуто грустью и безысходностью: лирический герой навсегда прощается с умершей матерью.

Наиболее проникновенна последняя часть цикла. В ней Твардовский использует двойной символ перевозчика-водогребщика. С одной стороны, это персонаж из народной песни, которая пелась при прощании дочери с матерью. Считалось, что если дочь выходила замуж за человека с другого берега реки, то она уже никогда не увидится с матерью:

Перевозчик-водогребщик,

Парень молодой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону – домой…

С другой стороны, этот образ ассоциируется с древнегреческим Хароном, перевозчиком душ в царство мертвых. После смерти матери лирический герой остается последним связующим звеном между будущим и прошлым. Он – следующий. Поэтому в самом конце произведения он просит перевезти его «на ту сторону», «домой», туда, куда ушла его мать.

Этические вопросы поднимаются поэтом в стихотворениях «К обидам горьким собственной персоны…» и «Что нужно, чтобы жить своим умом?»

По сути, два этих стихотворения – это совет умудренного опытом человека, поэта следующим поколениям. Основной девиз: «быть самим собой», «найти себя в себе самом // И не терять из виду». Твардовский учит быть твердым, не сходить со своей дороги, быть суровым к себе, а не к людям, любить свой труд и честно работать. И самое главное, он советует с юмором относится к смерти:

…Он все равно тебя врасплох

Застигнет, час летальный.

Аминь! Спокойно ставь печать,

Той вопреки оглядке:

Уж если в ней одной печаль, –

Так, значит, все в порядке.

В своей лирике Твардовский утверждает бессмертие воинского подвига, непреходящее значение нравственных ценностей, необходимость неразрывной связи поколений, необходимость воспитывать в себе чувство ответственности за происходящее.

0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.