Крах теории Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание

Сочинение

Он живет в Петербурге. Крайне задавлен бедностью. Бывший студент юридического факультета, который он так и не закончил из-за нехватки денег и теории, которая твердо засела в его голове. «Кстати, он был крайне хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».

Идея Раскольникова органически связана с жизненными условиями, которые окружают студента. Его отношение к жизни весьма деспотично: он предрасположен особо реагировать лишь на те впечатления, которые подтверждают его правоту. Ничего «Божьего» герой в окружающем его мире не видит. Он выхватывает из окружающего лишь те впечатления, которые укрепляют теорию, неподвижно засевшую в его сердце.

В нем живут и действуют два человека: одно «я» контролируется сознанием, а другое «я» в то же самое время совершает безотчетные поступки. Герой несет в себе все болезни современного общества.

С первых страниц романа Раскольников погружен в болезненное состояние, порабощен философской идеей, которая допускает «смерть по совести». Наблюдая за жизнью и исследуя мировую историю, Родион приходит к мысли, что человечество делится на две категории. Есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей, — «твари дрожащие», и есть люди, нарушающие моральные общественные нормы, — «сильные мира сего». Поделив людей на две категории, Раскольников сам задается вопросом: «Вошь ли я, как все, или человек?..Тварь ли я дрожащая или право имею?..» Раскольников впадает в грех самообожествления. Он воображает себя Богом и берет на себя право определять границы добра и зла. Раскольников бросает вызов основам христианской веры и пытается властвовать над каждым из нас.

Четко обдумав свою идею, Родион решается на ее свершение. Он идет к старухе процентщице с ясно осознанной целью — проверить себя, совершить «пробу». Он потерял контроль над собой и своим разумом, как «орудие, действующее в руках чужой воли». «Как будто его кто то взял и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений…». «Он вынул топор .., взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом. Силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нем сила». «Он положил топор и тотчас же полез ей в карман, стараясь не замараться текущею кровию… Он усмехнулся даже на себя..».

3 стр., 1225 слов

Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона ...

... в произведение глубочайший философский, социальный и религиозный смысл. И, чтобы понять его, нужно прежде разобраться в причинах преступления Родиона Раскольникова. Но необходимо четко различать смысл и мотивы совершенного главным ... Отвергает свою теорию Родион лишь на каторге, когда юноша тесно сходится с простыми людьми и особенно с Сонечкой Мармеладовой. Раскольников начинает понимать, что все ...

Мы видим как одна «личность» Раскольникова сменяет другую. Убив старуху, он почувствовал прилив сил, почувствовал себя «великим человеком». Это и есть парадоксальное проявление двойственности в поведении героя.

Совершив убийство, Раскольников отрезает себя от людей, ощущая себя отчужденным. Но живая натура героя, не охваченная теорией, постоянно тянет его к людям, ищет общения, пытается вернуть утраченные душевные связи. Чувство преступности касается и внутреннего мира Родиона: болезненная подозрительность возникает у него по отношению к самому себе, возбуждает постоянную рефлексию, бесконечные сомнения.

На следующее утро после преступления, когда героя вызывают в полицейскую контору, его охватывает отчаяние. Он готов признаться в убийстве: «Встану на колена и все расскажу». Но, узнав, что его вызвали совсем по другому поводу, он ощущает неимоверный прилив радости. Радость мгновенно сменяется страхом, когда Родион замечает на себе вопросительные взгляды представителей закона. Он испытывает внутренне помешательство. Признавшись в своем преступлении Сонечке, Раскольников решается пойти в участок и признаться во всем. Раскольникова осуждают на семь лет каторги.

Достоевский показывает нам трагедию Раскольникова, тщетность его попыток проконтролировать себя, свое поведение. На каторге Раскольников начинает осознавать ценность обычной жизни: «Как бы ни жить — только жить!» Его гордость и самолюбие уходят на второй план, он признается себе в том, что он обычный человек, со всеми недостатками и свойственными «обычному человеку» слабостями.

Автор: Светлана