Сергей Сергеевич Прокофьев

Сочинение

Заграничный период.

Заграничный период  1

Сергей Прокофьев в 1918 году.

В конце 1917 года Прокофьев задумался об отъезде из России, записав в «Дневнике»:

Ехать в Америку! Конечно! Здесь — закисание, там — жизнь ключом, здесь — резня и дичь, там — культурная жизнь, здесь — жалкие концерты в Кисловодске, там — Нью-Йорк, Чикаго. Колебаний нет. Весной я еду. Лишь бы Америка не чувствовала вражды к сепаратным русским! И вот под этим флагом я встретил Новый год. Неужели он провалит мои желания?

— С. С. Прокофьев. Дневник. 1907—1918.

7 мая 1918 года Прокофьев выехал «Сибирским экспрессом» из Москвы и 1 июня прибыл в Токио. В Японии выступил как пианист с двумя концертами в Токио и одним в Иокогаме, которые, по словам антрепренёра А. Д. Строка, прошли бесславно и принесли мало денег. Два месяца композитор добивался американской визы и 2 августа отплыл в США. 6 сентября Прокофьев прибыл в Нью-Йорк, где осенью 1918 года завершил своё первое сочинение заграничного периода — «Сказки старой бабушки».

Условно, поскольку работа над некоторыми произведениями задумывалась или началась ранее, хронологические рамки заграничного периода Прокофьева определяются с 1918 по 1935 год до его окончательного переезда в Москву в 1936 году. Среди крупных сочинений данного периода создавались и были завершены оперы «Любовь к трём апельсинам» (1919), «Огненный ангел» (1919—1927), балеты «Стальной скок» (1925), «Блудный сын» (1928), «На Днепре» (1930), вторая (1925), третья (1928) и четвёртая (1930) симфонии; третий (1917—1921), четвертый (1931) и пятый (1932) концерты для фортепиано. Перечень крупных сочинений композитора заграничного периода завершает второй скрипичный концерт (1935).

Сергей Прокофьев во второй половине 1920-х и в первой половине 1930-х годов

В этот период Прокофьев активно гастролировал в Америке и Европе, исполняя в основном свои собственные сочинения. Он также выступал как дирижер, но только собственных произведений. В 1927, 1929 и 1932 годах он совершил поездки в СССР. В 1932 году он записал свой Третий концерт вместе с Лондонским симфоническим оркестром, а в 1935 году в Париже записал несколько собственных фортепианных пьес и обработок. Отметим также, что в этот период завершились выступления Прокофьева в качестве пианиста.

11 стр., 5061 слов

Скрипичное творчество С. Прокофьева

... и Дебюсси. Кроме того, Прокофьева интересует не только творчество, но и игра на скрипке. За годы учебы он часто слушает товарищей по консерватории и приезжает на гастроли скрипачей. В декабре 1903 года ...

Весной 1925 года Прокофьев познакомился с Дукельским, с которым позже подружился. Дягилев в своем высказывании обозначил Прокофьева как «второго сына».

В связи с продолжительным пребыванием Прокофьева за границей и истечением срока действия командировочного удостоверения, выданного А.В. Луначарским в 1918 году, композитор потерял советское гражданство. В результате этого он был причислен к русской эмиграции первой волны. В 1927 году супруги Прокофьевы получили советские паспорта, необходимые для первой гастрольной поездки по СССР.

Также известно, что у четы Прокофьевых были нансеновские паспорта, которые они сохраняли до 1938 года и которые стали необходимыми для гастролей Прокофьева в зимний период 1935/36 года в Испании, Португалии, Марокко, Алжире и Тунисе.

Влияние политической обстановки на творчество С. Прокофьева

В 1936 году композитор Сергей Прокофьев окончательно переехал в СССР и обосновался в Москве вместе со своей семьей. В дальнейшем он редко выезжал за границу, совершая лишь две поездки в сезонах 1936/37 и 1938/39 годов. Этот период стал для Прокофьева важным в творческом плане, так как именно здесь он создал несколько значимых произведений.

Одной из таких работ была симфоническая сказка «Петя и волк», написанная по инициативе Наталии Сац для Центрального детского театра. Премьера состоялась 2 мая 1936 года. Главной целью этой сказки было демонстрация инструментов симфонического оркестра и дидактическое воздействие на юных слушателей.

Во время Великой Отечественной войны Прокофьев активно работал над своими произведениями. Он написал музыку к балету «Золушка», 5-й симфонии, нескольким сонатам для фортепиано и сонате для флейты и фортепиано. Особое внимание заслуживает его опера «Война и мир», созданная по одноименному роману Льва Толстого. Это произведение стало важнейшим сочинением военного периода и свидетельствует о высоком композиционном мастерстве Прокофьева. Кроме того, он написал музыку к фильмам «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1944-1945), которые также отличаются его выдающимся талантом.

Однако в феврале 1948 года политическая обстановка в стране повлияла на творчество Прокофьева. Центральный комитет ВКП(б) принял постановление «Об опере ‘Великая дружба’ В. Мурадели», в котором прокофьевское творчество и творчество других передовых советских композиторов было подвергнуто резкой критике за «формализм». Несколько сочинений Прокофьева были запрещены к исполнению секретным приказом Комитета по делам искусств.

Однако 16 марта 1949 года по личному распоряжению Сталина этот секретный приказ был отменен, а официальная пресса стала оценивать действия Комитета 1948 года как «некоторые перегибы». Тем не менее, в ходе Первого съезда Союза композиторов СССР, проходившего с 19 по 25 апреля 1948 года, Прокофьева и его творчество продолжали критиковать. Близкий друг композитора Б. В. Асафьев, секретарь СК СССР Т. Н. Хренников и музыковед Б. М. Ярустовский выступили в роли гонителей Прокофьева.

На съезде было подвергнуто критике множество сочинений Прокофьева, включая его 6-ю симфонию и оперу «Повесть о настоящем человеке». Несмотря на то, что 6-я симфония со временем получила признание как шедевр Прокофьева, «Повесть о настоящем человеке» остается недооцененной. Эта опера, нестандартная и экспериментальная, не получила должного признания со стороны критиков.

11 стр., 5351 слов

Творчество Александра Сергеевича Даргомыжского

... творчество Глинки оказали на Даргомыжского большое влияние, что явилось причиной его быстрого духовного созревания. В середине 30-х годов Даргомыжский уже известный композитор, автор многих романсов, ... учителем музыкальной правды». Родился Александр Сергеевич Даргомыжский 2 февраля 1813 года в небольшом поместье Тульской губернии. Ранние детские годы будущего композитора прошли в имении родителей ...

Жизнь и творчество Сергея Сергеевича Прокофьева

Сергей Сергеевич Прокофьев, выдающийся русский композитор, пианист и дирижер, родился 23 апреля 1891 года в Сонцовке, на территории нынешней Украины. Он был четвёртым ребёнком в семье инженера Сергея Прокофьева и его жены Марии Григорьевны. Первые музыкальные уроки Сергей получил у своей матери. Он проявил способности к музыке ещё в детстве, а в возрасте 9 лет уже участвовал в концертах своих знаменитых соотечественников.

В 1902 году Сергей Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию, где стал учеником композитора и педагога Римского-Корсакова. Уже в 1908 году он написал свою первую оперу «Гроза», которая вызвала противоречивые отзывы у зрителей и критиков.

В 1918 году Прокофьев эмигрировал в США, но через год вернулся в Россию и начал работать в Мариинском театре. В его творческом багаже уже находились произведения, которые проявились наиболее ярко и обозначили новый этап творчества композитора. К ним относятся музыкальная сказка «Петя и волк», оперы «Огненный ангел» и «Крещение», симфонии № 1 и № 2.

Однако жизнь в России была нелёгкой. Прокофьев был критикован за шлифованный звук, излишний экспериментализм и формулировки, которые могли быть восприняты как национальное изменничество. Это привело к тому, что в последующие годы он посветил больше времени музыке для кинофильмов, ставших классикой жанра и получивших признание критиков и широкой публики.

С 1949 года Прокофьев почти не выезжал с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме писал сонату для виолончели и фортепиано, балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт для виолончели с оркестром, ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952).

В конце фильма «Сергей Прокофьев. Сюита жизни. Opus 2» (1991) Евгений Светланов отметил, что Прокофьев ещё при жизни стал настоящим классиком, как Гайдн и Моцарт. Композитор работал в день своей смерти, о чём свидетельствует запись даты и времени на рукописи с завершением дуэта Катерины и Данилы из балета «Каменный цветок».

Смерть и похороны Прокофьева

Прокофьев скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями. С. С. Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).