Наташа Ростова. «Счастье, надежда, свет»

Сочинение

Среди многих действующих лиц романа одна Наташа вызывает у автора чувство самой глубокой и неизменной симпатии. Она стала своеобразным эталоном, так как помогает писателю оценивать нравственные качества других персона­жей. Так, например, в сравнении с простотой и естественностью Наташи, с ее органичной народ­ностью и искренним патриотизмом, чуткостью и неистребимой любовью к людям, особенно отчетливо видны отрицательные свойства, присущие Элен. И не случайно именно под воздействием Наташи князь Андрей открывает для себя возможность радоваться жизни, для него воскресает прелесть молодости, поэзии, природы. Нечто подобное происходит и с Пьером — и не с ним одним. Все любят Ната­шу — не за красоту (ведь если говорить о ее внеш­ности, то она скорее некрасива, в отличие от Элен), а за то, что в ней явственно ощущается внутренняя прелесть, душевное обаяние, отзывчивость на ра­дость и на боль других людей.

Толстой наделяет свою героиню не столько умом (по словам Пьера, она «не удостаивает быть умной»), сколько поразительной чуткостью, необыкновенной интуицией. В разговоре с матерью она говорит о своем восприятии Бориса Друбецкого: «…он узкий такой, как часы столовые… Вы не понимаете?.. Узкий, знаете, серый, светлый», — и Пьера Безухова: «…тот синий, темно-синий с красным, и он четвероугольный». Перевести это на язык логических понятий чрезвычайно трудно, но мы ощущаем, что она не ошибается: безликость, «серость», неустойчи­вость, «узость» Бориса и основательность, устойчи­вость Пьера (с его насыщенной цветовой гаммой) она почувствовала совершенно правильно.

Наташа у Толстого дана в прямом противопоставлении с Элен. Но не менее важным для понимания характера героини является ее сравнение с Соней.

Соня не совершает никаких ошибок (а Наташа совершает — да еще какие!), она очень рассуди­тельна и благоразумна, однако же симпатии у Тол­стого она не вызывает. Добродетельной Соне не дано той душевной мудрости, той способности к самоотречению, которые так свойственны Наташе. (Сравните поведение двух девушек в сцене эвакуа­ции из Москвы.)

Конечно, можно возразить: ведь пишет же Соня самоотверженное письмо Николаю Ростову, ос­вобождая его от данного им слова жениться на ней. Пишет. Но делает она это потому, что после новой встречи Наташи с Андреем Болконским твердо рас­считывает, что брак Николая с Марьей Болконской не состоится.

Что же касается Наташи, то ей суждено было ошибаться. Вспомните, на­пример, ее увлечение красавцем Анатолем Курагиным. Как это могло случиться? Лучше даже сфор­мулировать вопрос иначе: зачем писатель позволил Наташе совершить эту ошибку? И еще один уточ­няющий вопрос: что предопределило увлечение ге­роини романа безнравственным человеком? Почему она, уже невеста князя Андрея, наделенная необык­новенной чуткостью, не разглядела обмана?

11 стр., 5306 слов

Любимая героиня Толстого в романе «Война и мир» (Наташа Ростова)

... произведение, мы понимаем, что Наташа Ростова является любимой героиней Толстого в романе «Война и ... внешности Написание сочинения или реферата на тему характеристики главной героини романа ... влюблена. В детстве увлекается Борисом Друбецким, потом учителем пения, ... героиня обретёт гораздо позже. Её счастливым избранником станет добрый Пьер Безухов. Появление в романе Впервые знакомство с Наташей Ростовой ...

Толстой в одном из писем периода создания «Войны и мира» (26 ноября 1867 г.) заме­тил, что это «самое важное место романа — узел».

После пребывания в деревне, иными словами, пос­ле простой и естественной жизни Наташа приезжает с отцом в Москву. Мать была нездорова и не могла ехать вместе с ними. Старый князь Болконский, который не желал, чтобы его сын-вдовец снова женился, крайне нелюбезно встречает Наташу. И в тот же вечер Ростовы отправляются в оперу.

Толстой описывает оперный спектакль, увиден­ный как бы глазами Наташи, т. е. с точки зрения естественного человека, не принимающего никаких условностей в искусстве: «…Потом прибежали еще какие-то люди и стали тащить прочь ту девицу, которая была прежде в белом, а теперь в голубом платье. Они не утащили ее сразу, а долго с ней пели, а потом уже ее утащили…» Обстановка искус­ственности, фальши, когда стыдное, недозволенное оказывается дозволенным и обычным, лишает Ната­шу простых, естественных, человеческих представ­лений, ориентиры ее сместились, и то, что совсем недавно было бы невозможно для ее нравственного чувства, теперь становится вполне допустимым.

А ведь совсем недавно Наташа в деревне, у дя­дюшки, танцевала под звуки народной песни «По улице мостовой…». Графинечка, воспитанная эмигрант­кой-француженкой, сумела тогда «понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». То была настоящая жизнь. А теперь вместо ясного и про­стого мира, который охотно принял Наташу, как свою, она попадает в совершенно иной мир, где считается, например, обычным, что в соседней ложе сидит «голая Элен». Не совсем уж голой была она на самом деле. Просто Толстому еще раз нужно было подчеркнуть неестест­венность и б

езнравственность всего происходящего в оперном театре.Наташа невольно подчиняется общей атмосфере вседозволенности, притворства, неискренности. И к концу спектакля она смотрела на сцену, «совершен­но уже подчиненная тому миру, в котором она находилась. Все, что происходило перед нею, уже казалось ей вполне естественным; но зато все преж­ние мысли ее о женихе, о княжне Марье, о дере­венской жизни ни разу не пришли ей в голову, как будто все то было давно, давно прошедшее».

В толстовском романе существует два мира — живой и мертвый. Это мерт­вый мир ловил Наташу в свои сети.

Чем закончилась эта сюжетная линия в романе, вы, конечно, знаете. Нам хотелось бы обратить ва­ше внимание на то, что «низкий, глупый и жесто­кий поступок» свой Наташа переживает с отчаяни­ем, стыдом, унижением, она буквально перестрадала свою историю с Анатолем и в результате стала не хуже, а лучше.

15 стр., 7055 слов

«Кавказские годы жизни Л.Н.Толстого»

... опубликованием сразу пришла писательская слава. Кавказ наложил глубокую печать на личность и талант Толстого. Толстой приехал на Кавказ уже захваченный глубочайшими духовными исканиями. На Кавказе его духовная работа не ... всякого рода излишеств побудили Льва Николаевича искать случая изменить свой образ жизни. Жизнь его была такая безалаберная, распущенная, по его собственному свидетельству, что он ...

У Наташи тоже есть свой внутренний путь раз­вития. В ранней юности ей все же присущи были черты наивного эгоизма. Вспомните ее разговор с матерью:

«— А если я хочу… — сказала Наташа.

  • Перестань говорить глупости,— сказала графи­ня.
  • А если я хочу…»

Многое пришлось пережить героине романа, что­бы решительно изменилась ее жизненная позиция. И последний, четвертый том эпопеи заканчивается знаменательными словами Наташи. Огорченная пред­стоящей поездкой Пьера в Петербург, она угова­ривает себя: «Нет, нет, это так надо… Да, Мари? Так надо…»

От «я хочу» к «так надо» — такова эволюция Наташи, логично подводящая нас к ее новому обли­ку, в котором она предстанет в эпилоге.

Наташа в эпилоге изменяется до неузнаваемости. Многие читатели даже перестают ее воспринимать как любимую героиню: до эпилога — да, а в эпило­ге — нет.

Вот показательный отрывок из одного школьного сочинения: «Хрупкая, нежная, очень живая и жиз­нерадостная Наташа стала просто любящей женой и матерью, может быть, слишком уж простой в своих заботах и проблемах. Мне кажется, что это законо­мерность нашей жизни. Так случается почти всегда. Но! Нравится ли мне это? Не совсем».

А вот мнение Н. Г. Долининой, исследователя творчества Пушкина, Лермонтова, Л. Толстого: «В жизни каждой счастливой женщины бывают такие прекрасные периоды, когда цвет пятна на пеленке ей важнее всего на свете, будь она доктор наук, летчица или актриса. Можно только пожалеть жен­щин, которые этого не испытали, потому что, при всей нашей сегодняшней свободе выбора профессии, сфер деятельности, при всем равенстве с мужчиной, нам дано единственное, только женское счастье ма­теринства, оно вечно и неистребимо, без него оста­новилась бы жизнь».

Очень часто изображение Наташи в эпилоге объяс­няют полемикой Толстого с популярными тогда рас­суждениями относительно «женского вопроса», женс­кой эмансипации. Да, полемическое начало вполне ощутимо у Толстого (и не только здесь), однако же вовсе не спор с Чернышевским воодушевлял его.

Писатель отстаивал свои собственные идеалы се­мейной жизни, будучи совершенно убежденным, что только в таком варианте «мысль семейная» сопря­гается с «мыслью народной».

Выше уже шла речь о соотношении образа Ната­ши с другими женскими образами в «Войне и мире» — Элен, Соней. Но никак нельзя забыть и о Марье Болконской — другой любимой героине Тол­стого. Эта внешне некрасивая девушка наделена под­линной и глубокой духовностью. Несмотря на то, что в тексте произведения ей отведено меньше места, чем Наташе, она не менее важна для автора. По словам Н. Г. Долининой, «все девушки, читаю­щие «Войну и мир», всегда влюблены в Наташу… Никто не хочет быть как княжна Марья с ее некрасивостью и тяжелой поступью, с ее добротой и смирением, с ее жалостью к людям. Но в каждой девушке есть, непременно должна быть и княжна Марья, без этого она превратится в Элен».

Наташа и Марья — два идеала женщины в пред­ставлении Толстого. Каждая из них дополняет дру­гую, в каждой из них есть то, чего недостает другой. Первоначальное недоброжелательство, возник­шее между ними, постепенно проходит. Они мно­гому учатся друг у друга. Для Наташи раскры­вается неизвестная ей ранее сторона жизни, поэзия самоотверженности и духовности, а Марья, в свою очередь, поняла и оправдала жизнерадостность На­таши, ее веру в жизнь.

18 стр., 8769 слов

Лев Николаевич Толстой (жизнь, творчество)

... жизнь,:— к литературному творчеству. Возникают первые замыслы, "появля-р ются первые наброски. В 1851 году вместе с братом Николаем Толстой ... Толстой передал в рассказе «Севастополь в декабре» (в декабре 1854 года, через месяц после начала осады). Рассказ, написанный в апреле 1855 г., впервые ... осознавал. Юноша ч много читал, размышлял. «...С некоторого времени,— записывала в дневнике Т. А. ...

В эпилоге Толстой подчеркивает, что семья Рос­товых крепка только потому, что основана на посто­янной духовной работе графини Марьи, ставшей же­ной Николая Ростова. Так объединяются две семей­ные традиции, столь важные для автора романа-эпопеи.