Среди многих действующих лиц романа одна Наташа вызывает у автора чувство самой глубокой и неизменной симпатии. Она стала своеобразным эталоном, так как помогает писателю оценивать нравственные качества других персонажей. Так, например, в сравнении с простотой и естественностью Наташи, с ее органичной народностью и искренним патриотизмом, чуткостью и неистребимой любовью к людям, особенно отчетливо видны отрицательные свойства, присущие Элен. И не случайно именно под воздействием Наташи князь Андрей открывает для себя возможность радоваться жизни, для него воскресает прелесть молодости, поэзии, природы. Нечто подобное происходит и с Пьером — и не с ним одним. Все любят Наташу — не за красоту (ведь если говорить о ее внешности, то она скорее некрасива, в отличие от Элен), а за то, что в ней явственно ощущается внутренняя прелесть, душевное обаяние, отзывчивость на радость и на боль других людей.
Наташа и ее сравнение с другими героями
Толстой наделяет свою героиню не столько умом (по словам Пьера, она «не удостаивает быть умной»), сколько поразительной чуткостью, необыкновенной интуицией. В разговоре с матерью она говорит о своем восприятии Бориса Друбецкого: «…он узкий такой, как часы столовые… Вы не понимаете?.. Узкий, знаете, серый, светлый», — и Пьера Безухова: «…тот синий, темно-синий с красным, и он четвероугольный». Перевести это на язык логических понятий чрезвычайно трудно, но мы ощущаем, что она не ошибается: безликость, «серость», неустойчивость, «узость» Бориса и основательность, устойчивость Пьера (с его насыщенной цветовой гаммой) она почувствовала совершенно правильно.
Наташа у Толстого дана в прямом противопоставлении с Элен. Но не менее важным для понимания характера героини является ее сравнение с Соней.
Соня не совершает никаких ошибок (а Наташа совершает — да еще какие!), она очень рассудительна и благоразумна, однако же симпатии у Толстого она не вызывает. Добродетельной Соне не дано той душевной мудрости, той способности к самоотречению, которые так свойственны Наташе. (Сравните поведение двух девушек в сцене эвакуации из Москвы.)
Конечно, можно возразить: ведь пишет же Соня самоотверженное письмо Николаю Ростову, освобождая его от данного им слова жениться на ней. Пишет. Но делает она это потому, что после новой встречи Наташи с Андреем Болконским твердо рассчитывает, что брак Николая с Марьей Болконской не состоится.
Сопоставительная характеристика наташи ростовой и элен курагиной в войне и мире
... солдат. Автор: Анастасия Бурмистрова Наташа Ростова и Элен Курагина в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» , Содержание Наташа Ростова — центральный женский образ толстовского романа «Война и мир». Автор прослеживает ... романа мы видим Наташу любящей женой и верным другом Пьера Безухова, матерью большого семейства. Элен Курагина (Безухова) — антипод Наташи. Если в образе Наташи автор воплотил свой ...
Что же касается Наташи, то ей суждено было ошибаться. Вспомните, например, ее увлечение красавцем Анатолем Курагиным. Как это могло случиться? Лучше даже сформулировать вопрос иначе: зачем писатель позволил Наташе совершить эту ошибку? И еще один уточняющий вопрос: что предопределило увлечение героини романа безнравственным человеком? Почему она, уже невеста князя Андрея, наделенная необыкновенной чуткостью, не разглядела обмана?
Толстой в одном из писем периода создания «Войны и мира» (26 ноября 1867 г.) заметил, что это «самое важное место романа — узел».
После пребывания в деревне, иными словами, после простой и естественной жизни Наташа приезжает с отцом в Москву. Мать была нездорова и не могла ехать вместе с ними. Старый князь Болконский, который не желал, чтобы его сын-вдовец снова женился, крайне нелюбезно встречает Наташу. И в тот же вечер Ростовы отправляются в оперу.
Толстой описывает оперный спектакль, увиденный как бы глазами Наташи, т. е. с точки зрения естественного человека, не принимающего никаких условностей в искусстве: «Потом прибежали еще какие-то люди и стали тащить прочь ту девицу, которая была прежде в белом, а теперь в голубом платье. Они не утащили ее сразу, а долго с ней пели, а потом уже ее утащили…» Обстановка искусственности, фальши, когда стыдное, недозволенное оказывается дозволенным и обычным, лишает Наташу простых, естественных, человеческих представлений, ориентиры ее сместились, и то, что совсем недавно было бы невозможно для ее нравственного чувства, теперь становится вполне допустимым.
А ведь совсем недавно Наташа в деревне, у дядюшки, танцевала под звуки народной песни «По улице мостовой…». Графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, сумела тогда «понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». То была настоящая жизнь. А теперь вместо ясного и простого мира, который охотно принял Наташу, как свою, она попадает в совершенно иной мир, где считается, например, обычным, что в соседней ложе сидит «голая Элен». Не совсем уж голой была она на самом деле. Просто Толстому еще раз нужно было подчеркнуть неестественность и б
Эффекты когнитивной эволюции Наташи в романе «Война и мир»
В романе «Война и мир» Льва Толстого прослеживается внутренний путь развития главной героини, Наташи Ростовой. Она оказывается под влиянием нравственно-этической обстановки оперного театра, и это воздействие приводит к значительным изменениям в ее характере и позиции в жизни.
Наташа, ранее проявлявшая черты наивного эгоизма, переживает серию тяжелых событий, которые приводят к кардинальным изменениям в ее жизненной философии. В ее внутреннем монологе отражается этот процесс эволюции: от упрямого «я хочу» к смиренному «так надо». Это изменение внутреннего мира Наташи является ключевым моментом в ее развитии в романе.
Почему так часто разочаровываются в жизни герои Толстого (по ...
... Наташа нашла смысл своего существования в семье и материнстве — это и сделало ее сопричастной всей стихии человеческой жизни. Пока человек жив, утверждает Толстой в своем романе ... Вот почему попытки его героев найти счастье в политике, в идеях ... Так, оба героя с презрением относились к «близкому» и «понятному». Толстой подчеркивает «оптический самообман» этих людей, отчужденных от повседневной жизни: в ...
В результате всех испытаний Наташа претерпевает решительную трансформацию, которая становится заметной в эпилоге романа. Многие читатели перестают узнавать в ней любимую героиню из-за сильных изменений, произошедших с ней.
Это эволюция Наташи, отраженная в романе «Война и мир», подчеркивает значимость внутреннего развития главных персонажей и их влияние на ход сюжета.
Результаты исследования говорят о том, что Наташа и Марья — два идеала женщины в представлении Толстого. Каждая из них дополняет другую, в каждой из них есть то, чего недостает другой. Первоначальное недоброжелательство, возникшее между ними, постепенно проходит. Они многому учатся друг у друга. Для Наташи раскрывается неизвестная ей ранее сторона жизни, поэзия самоотверженности и духовности, а Марья, в свою очередь, поняла и оправдала жизнерадостность Наташи, ее веру в жизнь.
Выше уже шла речь о соотношении образа Наташи с другими женскими образами в «Войне и мире» — Элен, Соней. Но никак нельзя забыть и о Марье Болконской — другой любимой героине Толстого. Эта внешне некрасивая девушка наделена подлинной и глубокой духовностью. Несмотря на то, что в тексте произведения ей отведено меньше места, чем Наташе, она не менее важна для автора. По словам Н. Г. Долининой, «все девушки, читающие «Войну и мир», всегда влюблены в Наташу… Никто не хочет быть как княжна Марья с ее некрасивостью и тяжелой поступью, с ее добротой и смирением, с ее жалостью к людям. Но в каждой девушке есть, непременно должна быть и княжна Марья, без этого она превратится в Элен.
Очень часто изображение Наташи в эпилоге объясняют полемикой Толстого с популярными тогда рассуждениями относительно «женского вопроса», женской эмансипации. Да, полемическое начало вполне ощутимо у Толстого (и не только здесь), однако же вовсе не спор с Чернышевским воодушевлял его.
Писатель отстаивал свои собственные идеалы семейной жизни, будучи совершенно убежденным, что только в таком варианте «мысль семейная» сопрягается с «мыслью народной».
А вот мнение Н. Г. Долининой, исследователя творчества Пушкина, Лермонтова, Л. Толстого: «В жизни каждой счастливой женщины бывают такие прекрасные периоды, когда цвет пятна на пеленке ей важнее всего на свете, будь она доктор наук, летчица или актриса. Можно только пожалеть женщин, которые этого не испытали, потому что, при всей нашей сегодняшней свободе выбора профессии, сфер деятельности, при всем равенстве с мужчиной, нам дано единственное, только женское счастье материнства, оно вечно и неистребимо, без него остановилась бы жизнь».
В эпилоге Толстой подчеркивает, что семья Ростовых крепка только потому, что основана на постоянной духовной работе графини Марьи, ставшей женой Николая Ростова. Так объединяются две семейные традиции, столь важные для автора романа-эпопеи.