Сочинение народ должен защищать закон как свой оплот

Сочинение

Сочинение «Законы общества-законы жизни»

Сочинение народ должен защищать закон как свой оплот 1

Предварительный просмотр:

Сочинение «Законы общества-законы жизни»

Я всякую беду согласен перенесть,

но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.

Сила и ответственность, справедливость и благоразумие, преступление и закон. Все на них, на тех людях, что днем и ночью стерегут наш порядок, наше благополучие, нашу жизнь. Служение людям, поддержание порядка, охрана закона — цель их жизни. Они призваны охранять конституционные права граждан, неустанно бороться против преступности.

Я знаю это не на словах, а на деле своего брата, работающего следователем -криминалистом отдела криминалистики следственного управления Следственного комитета России по РТ. Я внимательно отношусь к каждому сказанному им слову, каждой мысли, потому что они мне интересны и понятны. Именно от него я переняла интерес к работе правоохранительных органов, в частности к законам.

Вы спросите, почему мне так интересно изучать законы? Хочу отметить, что в будущем я решила стать прокурором. Я знаю, что для этого нужно получить высшее юридическое образование, овладеть различными юридическими терминами, понятиями, буквально разбираться в огромном количестве кодексов, законов. Все это требует хорошей памяти, выдержки, выносливости и мужества. Это то дело почетное и востребованное. Ведь без этой профессии немыслимо ни одно современное общество, называющее себя правовым.

Безусловно, все люди равны перед законом и судом. В Конституции Российской Федерации записано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Но, к сожалению, несмотря на наличие законов, которые гарантируют эту статью Конституции, происходит повсеместное нарушение прав человека. Люди очень часто сталкиваются с нарушением их прав или обманом.

Думаю, что все люди на Земле хотели бы, чтобы исполнение законов контролировалось честными, справедливыми и неподкупными людьми. Ведь от их личных качеств, от отношения к делу зачастую зависит судьба человека. Я считаю, безусловно, надо обладать высокими моральными устоями, обострённым чувством гражданственности, чтобы справедливо, ни на шаг не отклоняясь от закона, выполнять такого рода работу. И в любых ситуациях поступать по закону.

13 стр., 6395 слов

Право на жизнь – основное право человека

... Дать классификацию основных прав человека. Определить место права на жизнь, как основного, в ряду прав и свобод человека. Определить, в каких нормативных актах закрепляется право на жизнь. Изучить динамику ... Врачей, делающих аборты можно считать убийцами, т.к. зародыш человека, уже человек, имеющий право на жизнь. Запретом на производство абортов невозможно решить проблему наступления нежелательной ...

Закон обладает высшей юридической силой и направлен на регулирование важнейших интересов гражданина, общества и государства. Отсутствие законов приведет к беспорядку и хаосу в обществе. В таком обществе без законов будет страшно жить, в нем будет царить произвол и насилие, от которых не будет защиты. Кому мешают разумные законы? Преступникам, хулиганам, взяточникам, мошенникам. Они хотели бы, чтобы законы не имели силы или находились под их властью, а сами они безнаказанно бы грабили, убивали, присваивали чужое, властвовали над людьми. Законность похожа на плотину, которая сдерживает от произвола и беззакония. Древнегреческий философ Гераклит отмечал: «Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену». Законодательная деятельность сосредоточена в основном в Государственной Думе. Ее основное назначение — разрабатывать законы и осуществлять финансовый контроль за деятельностью правительства. Задача Совета Федерации — гарантировать, чтобы принятые законы не противоречили интересам российских республик и регионов, исполнялись на всех российских территориях. В нашей республике все законы принимаются на двух государственных языках — татарском и русском. Закон вступает в силу только после того, как президент его подпишет, и он будет опубликован в средствах массовой информации.

Так рождается закон. Кто же создает законы? Созданием законов занимаются депутаты. Депутаты — это граждане страны, которых избрали членами высшего представительного и законодательного органа власти. Мало иметь хорошие законы, необходимо, чтобы они точно и неуклонно соблюдались всеми без исключения людьми. Что толку иметь законы, если они не будут исполняться? Английский философ Джон Локк по этому поводу очень метко заметил: «Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались». Люди грамотные в правовом отношении, вооруженные не камнями и автоматами, а нормами закона смогут потребовать от власти не только их защиты, но и служению не самим себе, а народу. Законы стоят на страже порядка, регулируют нашу жизнь. Правопорядок и закон — наивысшие блага для общества и человека, а беспорядок и произвол — наибольшее зло.

Закон и беззаконие. Правда и несправедливость. Вся наша жизнь находится в центре этих противоречий. Я люблю листать основной закон нашей страны – Конституцию. Ведь читая закон, начинаешь чувствовать себя сильным, нужным, важным. Но каждый раз я задаюсь вопросом, почему же тогда в обществе так много «униженных и оскорбленных»? Откуда исходит несправедливость? Предполагаемых ответов много, но где правда? Может дело не в законе, а в нас самих? Ведь когда речь идет о себе, мы кричим: «Я имею право!» А когда дело касается других людей, в наших глазах привилегия прав резко меняется: « Ты обязан!»

3 стр., 1469 слов

Несправедливые законы не создают право (Цицерон)

... власти существовал закон, запрещавший "свободу слова". Я считаю, этот закон однозначно несправедливым и так как не все общество подчинялось ему, нельзя говорить о существовании права. Следовательно, право создается ... неповиновение следует ожидать в стране, которая была основана на строгих моральных принципах о том, как правительство должно работать. Любой закон, который противоречит этим принципам, ...

Нам почему-то кажется, что у нас всегда прав больше чем у других. А если б каждый из нас чувствовал ответственность за свои поступки и хотя бы чуть-чуть старался сделать окружающий мир лучше, то и наше общество стало бы более гуманным.

В нашей стране ежегодно принимается множество указов, постановлений, законов. Казалось бы, это все должно обеспечивать счастливую жизнь для народа. Слово «счастье», конечно, имеет много значений, но условия для обеспечения достойной жизни тоже для многих является одним из этих определений. Для этого нужно, чтоб закон работал. В нашем обществе живет еще одно парадоксальное явление. Мы все хотим жить в правовом государстве. Но лишь незначительный процент всего населения заглядывал в «законную книгу». Как же мы можем с уверенностью заявлять о правоте своих поступков, если руководствуемся лишь интуицией и моралью? Человек, знающий законы вооружен от неприятностей, и чувствует себя увереннее. Законы общества должны стать законами жизни.

Современный человек должен быть сам носителем всех прав и обязанностей, жить по принципу «Закон начинается с меня».

М ы имеем права и обязанности, свои права мы должны знать, а обязанности неукоснительно выполнять. Только тогда из нас смогут вырасти полноценные будущие граждане нашей страны, способные преумножить её богатства. Ведь нам предстоит создавать историю нашей страны и судьбу нашей Родины. Хочется, чтобы мы всегда оставались людьми честными и справедливыми, были достойными патриотами своей страны.

В заключение своего сочинения хочу подчеркнуть, что по окончании школы, успешно сдав ЕГЭ, я решила поступить в юридический университет, получить диплом юриста и служить своему Отечеству — о существлять надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека, бороться с коррупцией и другими негативными проявлениями современной жизни. Очень надеюсь, что через несколько лет смогу произнести, как заклинание, слова присяги: «Посвящаю себя служению закона, торжественно клянусь. » Уже сейчас могу сказать: что бы ни случилось, никогда не сверну с этого пути, какие бы преграды не вставали на моем пути.

nsportal.ru

Рабочая программа 10-11 класс

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Сочинение народ должен защищать закон как свой оплот 2

Муниципальное общеобразовательное учреждение Введенская средняя

общеобразовательная школа №3 городского округа Звенигород

Рук. МО _______ Н.В.Шмелева

зам. директора по УВР

МОУ Введенская СОШ№3

Введенская сош №3

по предмету «Обществознание»

(включая экономику и право)

на 2015-2016 учебный год

Количество часов на год:

Мамедова Татьяна Ивановна

Практическая часть программы:

  • контрольных тестов в 10 классе-5; в 11 классе-4.

Составлено

(Программы общеобразовательных учреждений.

21 стр., 10420 слов

По обществознанию 5 класс

... то, чтобы упорядочить деятельность людей во всех сферах их жизни: личные права и неприкосновенности, политические права, права потребителей, сфер медицинского обслуживания. Правила дорожного движения и многое ... в социальном пространстве. Чисто индивидуальный смысл, оторванный от общественных установок, не может существовать, и будет полной бессмыслицей. Даже высшие истины религии тесно связаны с ...

Обществознание. 6-11 классы)

Авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая,

Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев

Издание: М.: Просвещение, 2011

Обществознание 10 класс, под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Рекомендовано МО РФ, М.: Просвещение, 2013

Обществознание 11 класс, под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Рекомендовано МО РФ, М.: Просвещение, 2013

Тематический тренажер. Обществознание, 10-11 класс, Кишенкова О.В., М., «Интелект-Центр», 2012

Настоящая рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования ( БУП-2004 г);
  • авторской программы Л.Н.

Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А.И. Матвеева «Обществознание, 10-11 классы, базовый уровень /Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание: 6-11 классы»/. – М.: Просвещение, 2011

федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

примерной (авторской) программы (базовый уровень): «Введение в экономику» . Автономов В.С., Азимова Л.Б., — М.: Вита – Пресс, 2006 г. Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.

программы А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной «Право. Базовый и углублённый уровни. 10–11 классы» (Никитина Т. И., Грибанова Г. И., Мартьянов Д. С. Обществознание. Право. 10-11 классы. Методическое пособие. Рекомендации по составлению рабочих программ. ФГОС. – М: Дрофа, 2014)

Данная программа обеспечивает изучение курса обществознания учащимися 10-11 класса на базовом уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

15 стр., 7132 слов

Проблема социологии и зоопсихологии на х обществознания, отражённая ...

... людей уголовников, которые убивают и не стыдятся этого. Они скорее определяются как животные, нежели чем люди, ... поведение может быть социально опасным для ребенка. А вот упоминание о возможности отстаивать свое достоинство в разговоре с равным по опыту дает "команду" на ... Павлов не прав и ... во-первых тем, что учебники ... на вариант объяснения на уроке: "Это для ума, а это для ЕГЭ". У меня 9 класс , также как ...

10 класс – 68 часов

11 класс – 68 часов

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание

освоение системы знаний

овладение умениями

формирование опыта

Опыт познавательной и практической деятельности:

работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • анализ современных общественных явлений и событий;
  • освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;
  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
  • написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Распределение учебного материала по обществознанию в 10 классе

infourok.ru

4 стр., 1555 слов

Проблема человека в философии Возрождения

... общие характеристики мировоззрения человека эпохи Возрождения. Теперь перейдем к рассмотрению собственно философских учений [6, c.77]. Проблема человека в философии Возрождения РОЖДЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА Великий ... гуманитарных дисциплин. Истинная мудрость, по его мнению, заключается в знании метода достижения этой мудрости. Следовательно, необходимо возвратиться к ...

Гераклит Эфесский

Мышление – великое достоинство, и мудрость в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно.

Если бы счастье заключалось только в телесных удовольствиях, мы бы назвали счастливыми быков, нашедших горох для еды.

Ум – бог для каждого.

Взаимную беседу следует вести так, чтобы каждый из собеседников извлек из нее пользу, приобретая больше знаний.

Все течет, все меняется.

Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену.

Доверять неразумным ощущениям – свойство грубых душ.

Звери, живя вместе с нами, становятся ручными, а люди, общаясь друг с другом, становятся дикими.

Многознайство уму не научит.

Своеволие слeдyeт гасить скорее, чем пожар.

Грядущий огонь всe объемлет и всех рассудит.

Правда настигает лжецов и лжесвидетелей.

Даже прекраснейшая из обезьян безобразна.

Гераклит Эфесский (Herákleitos Ephesios) (р. около 544—540 до н. э. — г. смерти неизвестен), древнегреческий философ-материалист, в наивной форме сформулировавший ряд диалектических принципов бытия и познания; написал не дошедшее до нас сочинение «О природе», от которого сохранились лишь отрывки в сочинениях позднейших авторов. Стиль Г. отличается поэтической образностью. Многозначная символика его фрагментов делает подчас загадочным их внутренний смысл, вследствие чего Г. ещё в древности был прозван «тёмным».

Г. принадлежал к ионийской школе древнегреческой философии. Первоначалом сущего Г. считал огонь, стихию, которая представлялась древним грекам наиболее тонкой, лёгкой и подвижной; путём сгущения из огня появляются все вещи и путём разрежения в него возвращаются. Этот мировой огонь «мерами вспыхивает и потухает», причём мир, по Г., не создан никем из богов или людей.

Диалектика у Г. — концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом веществ, стихий — огня, воздуха, воды и земли. Здесь выступает у философа знаменитый образ реки, в которую нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она всё новая. Становление возможно только в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую, в виде единства уже сформировавшихся противоположностей. Так, у Г. едины жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло. Противоположности пребывают в вечной борьбе, так что «раздор есть отец всего, царь всего». В понимание диалектики Г. входит и момент относительности (относительность красоты божества, человека и обезьяны, человеческих дел и поступков и т. п.), хотя он и не упускал из виду того единого и цельного, в пределах которого происходит борьба противоположностей.

В истории философии наибольшие споры вызвало учение Г. о логосе, который истолковывался как «бог», «судьба», «необходимость», «вечность», «мудрость», «общее», «закон» и который в качестве мироустрояющего и упорядочивающего принципа может быть понят как род универсальной закономерности и необходимости. В русле учения о логосе у Г. совпадают судьба, необходимость и разум. В теории познания Г. начинал с внешних чувств. Глаза и уши для Г. — наилучшие свидетели, причём «глаза — более точные свидетели, чем уши». Однако только мышление, которое обще у всех и воспроизводит природу всего, приводит к мудрости, т. е. к знанию всего во всем.

2 стр., 994 слов

Три цивилизации и “маленький” человек в них. Повесть и В. Стругацких ...

... цивилизации и "маленький" человек в них. Повесть А. и В. Стругацких "Улитка на склоне" "Улитка на склоне" - это великолепный ... понять, как она страшна, и возненавидеть ее. “Улитка на склоне” еще раз доказывает, что решение судьбы своих ... воли создающими и поддерживающими ее существова­ние. Добрый философ и филолог Перец становится Директо­ром этого “искореняюще ...

Классики марксизма-ленинизма выдвигали в философии Г. на первый план материализм и диалектику. Ленин называл Г. «… одним из основоположников диалектики…» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 309).

Соч.: Переводы фрагментов на рус. яз.: В. Нилендера, в кн.: Гераклит Эфесский, М., 1910 (с греческим текстом); А. О. Маковельского в его кн.: Досократики, ч. 1, Казань, 1914, с. 147—80; Материалисты Древней Греции, М., 1955, с. 41—52.

www.mnogodum.com

по высказыванию Гераклита «За закон народ должен биться,как за городскую стену.» (ЕГЭ обществознание)

«За закон народ должен биться,как за городскую стену.»

Гераклит (544-483 до н.э.)

В данном высказывании автором поднимается вопрос о верховенстве права среди других социальных норм.

Гераклит высказывает идею о том,что к верхвенству закона,то есть к правовому государству, людей может привести только борьба за него.

Неоспоримо верно,что несдержанными и слабовольными людьми всегда руководит прежде всего их животный инстинкт,а не обусловленные социальной полезностью общепринятые нормы поведения. Каждодневно мы ограничиваем себя от совершения некоторых проступков,которые,с одной стороны, порицаются обществом,а с другой стороны,считаются естесственно присущими для животных,которыми мы в принципе и являемся.Помимо внутренней борьбы, мы находим и проявления внешней борьбы против нашего дикого начала .Так,например, государство исключает из рядов свободного общества насильников,воров, убийц, других преступников,у которых инстинкт зверя превалирует перед человеческим началом. Только подавив в нашем поведении животные и несоответствующие нравственным принципам черты, мы сможем добиться построения идеального государства,в котором не будет преступлений,преступников.К этой цели нас ведет право,которое регулирует поведение субъектов общественной деятельности, основываясь на нормах добра и справедливости.Таким образом, борьба за право, за то,чтобы каждый человек соблюдал его нормы и является борьбой за наше беззаботное будущее.

Конституция РФ провозглашает обязанность каждого, кто находится на территории РФ,соблюдать нормы законодательства России.При нарушении данного правила следует ограничение прав правонарушителя,как то — ограничение права на свободу при таких наказаниях как арест,лишение свободы,ограничение свободы;лишение права на жизнь при смертельной казни и т.д.Уже в современной России мы наглядно можем видеть как органы государственной власти или местного самоуправления,реализуя нормы Конституции, борются за соблюдение каждым гражданином прав и свобод другого гражданина,защищают и гарантируют наши законные права,осуществляют борьбу с преступностью.

1 стр., 443 слов

Зачем человеку друзья? 5 класс

... не могут её разрушить. Они объединяют и помогают двигаться дальше. ` Зачем человеку друзья? Популярные сочинения М. Шибанов – художник, о котором почти ничего не известно. Никто не знает ... В заключении стоит сказать, что нужно ценить друзей. Не бывает идеальной дружбы, у каждого может случиться ссора или недопонимание. Важно пройти через это без потерь, сделать выводы ...

В современной России с помощью правового воспитания происходит прививание детям начал правовой культуры с самого малого возраста.Это способствует выработке законопослушности у маленьких граждан нашей страны,предотвращает развитие признаков столь опасного девиантного поведения.Так, борьба за закон происходит не только при помощи карательных мер,но и путем правового образования.

Таким образом,за закон,за его соблюдение действительно необходимо бороться.Провозгласив правовое государство,мы не изменим наличие беззакония и процветания криминала в стране.Только путем продолжительной борьбы против их проявлений мы сможем прийти к справедливо присвоенному нашему государству титулу «правовое».

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

Часть первая Мудрость мыслителей

Ок. 625—547 г. до н. э.

Древнегреческий философ, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы.

Фалес происходил из г. Милета в Ионии, область Малой Азии на западном побережье Эгейского моря. Он много путешествовал по странам Востока, учился у египетских жрецов и вавилонских халдеев. По преданию, используя знания, полученные в Египте, Фалес предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. до н. э., которое помогло лидийскому царю Алиатту принудить мидийцев к миру на выгодных условиях. Во время войны с персами Фалес был военным инженером на службе у другого лидийского царя – Креза.

В своей философии Фалес все многообразие явлений и вещей возводил к единой основе, которой считал «влажную природу», воду: все возникает из воды и в нее превращается.

Важнейшей заслугой Фалеса в области математики считается перенесение им из Египта в Грецию начал теоретической элементарной геометрии.

Древнегреческими писателями Фалесу приписывается также решение двух геометрических задач практического характера: определения расстояния корабля на море от Милетской гавани и определения высоты пирамиды по длине ее тени.

Сочинения Фалеса до наших дней не дошли. По словам Аристотеля, это первый ионийский философ. Имя Фалеса уже в V в. до н. э. стало нарицательным для мудреца. Его называли «отцом философии» в его время.

Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании.

Когда легче всего сносить несчастье? Когда видишь, что твоим врагам еще хуже.

Многословие еще не залог разумения.

Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все.

Надо не с виду быть хорошим, а характером пригожим.

Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях.

О друзьях должно помнить не только в присутствии их, но и в отсутствие.

Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями.

4 стр., 1959 слов

История обращения людей друг к другу в России

... друзья Обращение же товарищ постепенно начало выходить из повседневного обращения людей друг к другу, ... за возрастные границы и стало особенно распространённым. ... человека к какому-либо полу.Появилась красивое, старинное «сударыня»- его предпочитают 17% опрошенных, людей ... бабы». Но как бы не изменялось отношение ... обращение по отношению к другим, это означало, что человек исключен из числа «своих» и мог ...

Пусть никакие толки не отвратят тебя от тех, кто тебе доверился.

Самое трудное – познать самого себя, самое легкое – давать советы другим.

Сильнее всего – неизбежность, ибо она властвует надо всем.

Человека, клевещущего на других, изгоняй из дома.

Что самое общее для всех? Надежда; ибо если у кого более ничего нет, то она есть.

551—479 гг. до н. э.

Мыслитель и философ Древнего Китая Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе как Конфуций. Родился Конфуций в царстве Лу в семье 63-летнего чиновника знатного рода и его 17-летней наложницы. Рождению ребенка сопутствовало множество чудесных обстоятельств, а на его теле насчитали 49 знаков будущего величия.

Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями. В 7 лет его отдали в школу. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров в государстве Лу. Позже в его ведение поступил весь скот. В 25 лет за свои выдающиеся достоинства Конфуций стал значительной фигурой – его пригласили посетить благородного правителя в столице Поднебесной.

Конфуций создал школу, где ученики могли познавать законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности.

Слава о Конфуции распространилась далеко за пределы соседних царств, что не помогло ему уберечься от завистников и недоброжелателей. Он покинул родное государство и отправился в путешествие по стране, наставляя богатых и бедных, молодых и старых.

Ученики Конфуция из его высказываний составили книгу «Суждения и беседы», которая стала основной книгой конфуцианства.

Благородный муж винит себя, малый человек винит других.

Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.

Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но, когда его обманывают, он первый замечает это.

Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.

Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.

Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, недостоин зваться таковым.

В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.

Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.

Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Если так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?

Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.

Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.

Жаловаться на неприятную вещь – это удваивать зло; смеяться над ней – это уничтожить его.

Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.

Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.

Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека – и познаешь степень его человечности.

Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?

Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.

Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.

Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами.

Мы доверяем своим глазам, но им нельзя верить; мы полагаемся на свое сердце – но и на него не стоит полагаться. Запомните же, ученики: поистине нелегко познать человека!

Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?

Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.

Не поговорить с человеком, который достоин разговора, – значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора недостоин, – значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.

Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.

Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром.

Полезные друзья – это друг прямой, друг искренний и друг, много слышавший. Вредные друзья – это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый.

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее – и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.

Посещать и слушать злых людей – это уже начало злого дела.

При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.

Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном.

Сердитый человек всегда полон яда.

Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.

Служа отцу с матерью, увещевайте их как можно мягче. Если ваши советы не возымеют действия, будьте по-прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не высказывайте своего недовольства.

С ученым, который, стремясь к истине, в то же время стыдится плохого платья и дурной пищи, не стоит рассуждать.

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.

Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.

Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.

Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, конченый человек.

Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.

У сдержанного человека меньше промахов.

Утром познав истину, вечером можно умереть.

Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу – разве это не прекрасно!

Ок. 540 г. до н. э. —?

Древнегреческий философ-материалист, один из основоположников диалектики, родился и жил в малоазийском г. Эфесе. Гераклит принадлежал к знатному роду, но отказался от привилегий в пользу своего брата. Считается, что Гераклит, возненавидев людей, удалился в горы и жил там отшельником.

Гераклит не был ничьим учеником, и, скорее всего, у него не было учеников. Однако его влияние на античную философию огромно. С идеями Гераклита были знакомы Сократ, Платон, Аристотель.

Единственное сочинение Гераклита «О природе» дошло до нас в 130 отрывках, а также многочисленных цитатах и перифразах.

Гераклит считал, что все непрерывно меняется. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них.

Бессмертные – смертны, смертные – бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают.

Взаимную беседу следует вести так, чтобы каждый из собеседников извлек из нее пользу, приобретая больше знаний.

Даже прекраснейшая из обезьян безобразна.

Доверять неразумным ощущениям – свойство грубых душ.

Если бы счастье заключалось только в телесных удовольствиях, мы бы назвали счастливыми быков, нашедших горох для еды.

Звери, живя вместе с нами, становятся ручными, а люди, общаясь друг с другом, становятся дикими.

Многознайство уму не научит.

Мышление – великое достоинство, и мудрость в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно.

Народ должен защищать закон как свой оплот, как охранительную свою стену.

Правда настигает лжецов и лжесвидетелей.

Природа любит прятаться.

Своеволие следует гасить скорее, чем пожар.

Ум – бог для каждого.

Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим.

Я искал самого себя.

Антисфен из Афин

Ок. 444/435—370/360 гг. до н. э.

Древнегреческий философ, уже в зрелом возрасте стал последователем Сократа. Присутствовал при предсмертной беседе своего учителя. После смерти Сократа создал собственную школу в гимнасии для неполноправных граждан – Киносарге, по названию которого последователи Антисфена стали именоваться киниками.

По утверждению Антисфена, основная задача философии – исследование внутреннего мира человека, понимание того, что для человека является благом. Сам Антисфен и его ученики доказывали, что благо для человека – быть добродетельным.

Известны названия около 70 сочинений Антисфена, которые дошли до наших дней отрывками. Полностью сохранились два текста: «Аякс» и «Одиссей».

Образ мудреца, созданный Антисфеном, был далее развит в стоицизме, а по изобретенному им внешнему виду одежды – короткий двойной плащ на голое тело, длинная борода, посох, нищенская сума – киников опознавали на протяжении всей Античности.

Безвестность есть благо, равно как и труд.

Блаженнее всего для человека – умереть счастливым.

Братская близость единомыслящих крепче всяких стен.

Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших.

Делать хорошее и слышать дурное – удел царей.

Добродетель – орудие, которого никто не сможет отнять.

Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний.

Как ржавчина съедает железо, так завистников – их собственный нрав.

Красивая жена – общее достояние, некрасивая – наказание мужа.

Лучше достаться стервятникам, чем попасть к льстецам. Те пожирают мертвых, а эти – живых.

Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших.

Мудрец женится, чтобы иметь детей, притом от самых красивых женщин; он не будет избегать и любовных связей, ибо только мудрец знает, кого стоит любить.

Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности.

Самая необходимая наука – это наука забывать ненужное.

Сдержанность нужнее тем, кто слышит о себе дурное, нежели тем, в кого бросают камнями.

Справедливого человека цени больше, чем родного.

Сходиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны.

Удовольствиями пользоваться можно по праву только после трудов, а не прежде них.

Чтобы быть счастливым, достаточно быть добродетельным.

Ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.

Древнегреческий философ-материалист, один из первых представителей атомистики, ученик Левкиппа. Демокрит родился в г. Абдере во Фракии. По отрывочным сведениям о жизни Демокрита известно о его многочисленных путешествиях в Египет, Иран, Индию, Эфиопию.

Демокрит занимался всеми существовавшими тогда науками – этикой, математикой, физикой, астрономией, медициной, филологией, техникой, теорией музыки и т. д. Однако образ жизни Демокрита казался странным согражданам. Он часто уходил из города, скрывался на кладбищах, где предавался размышлениям. Иногда Демокрит без видимой причины разражался смехом, отсюда пошло его прозвище Смеющийся философ. Сограждане сочли Демокрита умалишенным и даже пригласили для его освидетельствования знаменитого врача Гиппократа. Тот признал Демокрита абсолютно здоровым как физически, так и психически.

Из примерно 70 сочинений Демокрита до нас дошло только около 300 фрагментов.

Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет.

Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей.

Быть верным долгу в несчастье – великое дело.

Быть хорошим человеком – значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого.

Враг не тот, кто наносит обиду, а тот, кто делает это преднамеренно.

Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими.

Все говорить и ничего не желать слушать есть признак гордости.

В счастье легко найти друга, в несчастье же – в высшей степени трудно.

Всякий вид работы приятнее, чем покой.

Выражение лица в зеркале видится, души же в беседах проявляются.

Делающий постыдное должен прежде всего стыдиться самого себя.

Для меня слово мудрости ценнее золота.

Должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели.

Дружба одного разумного человека дороже дружбы всех неразумных.

Единомыслие создает дружбу.

Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.

Если не желаешь признать похвалы заслуженными, то считай их лестью.

Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным.

Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем большие потребности они порождают.

Желающий учить того, кто высокого мнения о своем уме, попусту тратит время.

Жить дурно, неразумно, невоздержанно – значит не плохо жить, но медленно умирать.

Забвение своих собственных прегрешений порождает бесстыдство.

Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу.

Зависть порождает раздор среди людей.

Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется.

Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше.

Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить правильные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует.

Из удовольствий наиболее приятны те, которые случаются наиболее редко.

Истина в глубине.

Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной – тот потерял и дочь.

Кто сам не любит никого, того, кажется мне, тоже никто не любит.

Лучше думать перед тем, как действовать, чем после.

Лучше изобличить собственные ошибки, чем чужие.

Лучше, чтобы хвалил нас кто-нибудь другой, чем хвалить самого себя.

Медицина – сестра философии.

Многие, которые кажутся друзьями, на самом деле не суть друзья, и, наоборот, некоторые, не кажущиеся друзьями, на самом деле друзья.

Многие многознайки не имеют ума.

Многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекрасные речи.

Мужество делает ничтожными удары судьбы.

Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим.

Наихудшее, чему может научиться молодежь, – легкомыслие. Ибо последнее порождает те удовольствия, из которых развивается порок.

Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков.

Некоторые люди, не зная о разрушении смертной природы человека, терзаемые дурно проводимой жизнью, пребывая в треволнениях и страхах, измышляют лживые басни о том, что будет после смерти.

Не родственные связи создают друзей, но общность интересов.

Не слово, а несчастье есть учитель глупцов.

Не стоит жить тому, у кого нет ни одного истинного друга.

Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой.

Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость.

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.

Отказывайся от всякого удовольствия, которое не полезно.

Откровенная речь – свойство свободного духа, однако опасно выбрать для нее неподходящий момент.

Подобно тому как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни.

Постыдно чужие недостатки тщательно примечать, а на свои не обращать внимания.

Признак ума – предотвратить обиду, не ответить же на нанесенную обиду – признак бесчувственности.

Причина ошибки – незнание лучшего.

Приятен старик, который приветлив и серьезен.

Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни.

Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится.

Сила и красота суть блага юности, преимущество же старости – расцвет рассудительности.

Сильно вредят дуракам те, кто их хвалит.

Слово – тень дела.

Страх порождает лесть.

Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения.

Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа; несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья.

Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид.

Тот, кто склонен противоречить и много болтать, не способен изучить то, что нужно.

Тот человек, у которого истинные друзья не остаются долго, имеет тяжелый нрав.

Узнав секрет от друга, не выдавай его, сделавшись врагом: ты нанесешь удар не врагу, а дружбе.

У кого характер упорядочен, у тех и жизнь благоустроена.

Украшение женщины – молчаливость; похвальна также и простота наряда.

Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим.

Хороший друг должен на веселье являться по зову, на бедствие же друга приходить без зова.

Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы.

Человека нужно оценивать не только по его делам, но и по его стремлениям.

Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но из того, чего они желают.

Ок. 470/469—399 г. до н. э.

Древнегреческий философ. Главное действующее лицо «Диалогов» Платона. Учение Сократа – поворотный момент в античной философии: от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.

Сократ родился в зажиточной семье. Получил разностороннее образование. Принимал активное участие в общественной жизни Афин, воевал.

Свое учение Сократ излагал только в устной форме, в беседах с разными лицами и учениками.

Дельфийским оракулом Сократ был провозглашен «мудрейшим из людей» (об этом рассказывает Платон в «Апологии» Сократа).

Размышляя об этом событии, он заявил, что «знает только то, что ничего не знает», и сделал вывод, что это убеждение и делает его мудрейшим, поскольку другие люди не знают даже этого.

Познание меры собственного (и других людей) незнания стало общим принципом сократовского учения.

В 399 г. ему по суду было предъявлено обвинение в «нечестии» и «развращении молодежи». Сократ не пожелал признать свою вину. Как свободный афинский гражданин он не был подвергнут казни, а принял яд сам.

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.

Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло.

В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества – приличие, а признак щегольства – излишество.

Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.

Высшая мудрость – различать добро и зло.

Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.

Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, – это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.

Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим.

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество.

Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая – станешь философом.

Женишься ты или нет – все равно раскаешься.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!

Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так нельзя лечить тело, не леча душу.

Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души?

Когда слово не убьет, то палка не поможет.

Красота – это королева, которая правит очень недолго.

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!

Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

Мудрость – царица неба и земли.

Наслаждение, роскошь – вот что вы называете счастьем, а я думаю, что ничего не желать – вот блаженство богов, и потому нуждаться лишь в небольшом есть приближение к этому высшему счастью.

Нужно есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть.

Познай самого себя.

Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Счастье не меняет нравов: оно их подчеркивает.

Расплавляется пламя ветром, а влечение – близостью.

Сделанное наспех редко бывает хорошо сделано.

Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.

То, что я понял, – прекрасно, из этого я заключаю, что и остальное, чего я не понял, – тоже прекрасно.

У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.

Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.

Хороший советчик лучше любого богатства.

Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.

Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.

Я знаю только то, что ничего не знаю.

Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным.

Ок. 435 – ок. 355 гг. до н. э.

Древнегреческий философ, ученик Сократа, основатель киренской школы (киренаики).

Сочинения Аристиппа не сохранились.

Аристипп много путешествовал, какое-то время жил при дворе сиракузского тирана Дионисия Старшего.

Самое важное, по Аристиппу, – знание о полезном и вредном для человека. Он считал ненужными исследование природы и занятия математикой, так как вопрос о хорошем и плохом ими не затрагивается. Аристипп также считал, что человек может знать только собственные ощущения, а то, что их производит, познать не может. Поэтому благо и смысл человеческой жизни Аристипп предлагал искать в сфере ощущений – хорошо то, что приносит чувство удовольствия.

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.

Как съедающие очень много не бывают более здоровы, чем употребляющие в пищу самое необходимое, так и истинно ученые бывают не те, которые читают многое, но те, которые читают полезное.

Лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им.

Лучше быть нищим, чем невеждой: если первый лишен денег, то второй лишен образа человеческого.

Много пить и не быть пьяным свойственно и мулу.

Твое право – ругаться, мое право – не слушать.

Философы превосходят остальных людей тем, что, если законы уничтожаются, философы будут жить по-прежнему.

428/427—348/347 гг. до н. э.

Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Происходил Платон из аристократической семьи, при рождении получил имя Аристокл. Платон его прозвище, означающее «широкоплечий».

В юности Платон писал стихи. Однажды он нес в театр только что написанную пьесу, по дороге встретил Сократа, под впечатлением разговора с ним бросил свою трагедию в огонь и занялся философией. В дальнейшем Сократ станет действующим лицом почти всех произведений Платона, написанных в форме диалогов. После смерти учителя Платон путешествовал по Египту, Италии, Сицилии. По возвращении в Афины основал собственную школу.

Платону приписывают 34 сочинения. Достоверно известно, что 23 из них – сочинения самого Платона, остальные написаны в форме диалога, в котором главным действующим лицом выступает Сократ.

Платон создал идеалистическое философское учение, утверждающее, что существует мир идей, параллельный доступному нам материальному миру.

Платон был не только философом, но и дважды олимпийским чемпионом по панкратиону (вид единоборства).

Бог в нас самих.

Быть обманываемым самим собой – хуже всего, потому что в таком случае обманщик постоянно присутствует при обманываемом.

Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.

В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не себя самих.

Гимнастика есть целительная часть медицины.

Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, о чем его не спрашивают.

Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.

Крайняя несправедливость – казаться справедливым, не будучи таким.

Красиво сказанная речь о прекрасных деяниях остается в памяти слушающих к чести и славе тех, кто эти дела совершил.

Круглое невежество – не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.

Кто в верности не клялся никогда, тот никогда ее и не нарушит.

Кто не совершает несправедливости – почтенен; но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливости.

Любимое часто ослепляет любящего.

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.

Надежды – сны бодрствующих.

Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться.

Не прибавляй огонь к огню.

Никто из нас еще не родился бессмертным, и, если бы это с кем-нибудь случилось, он не был бы счастлив, как это кажется многим.

Никто не знает, что такое смерть и не есть ли она величайшее для человека добро. Однако все ее страшатся как бы в сознании, что она – величайшее зло.

Никто не становится хорошим человеком случайно.

Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.

Основа всякой мудрости есть терпение.

Развитие телесной силы и жизнерадостности во многом зависит от веселых, живых, но невинных игр.

Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.

Речь истины проста.

Сколько рабов, столько врагов.

Сократ – друг, но самый близкий друг – истина.

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

Угождать во имя добродетели прекрасно в любых случаях.

Хорошее начало – половина дела.

Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей.

Чтобы приобрести расположение друзей и приятелей при житейских сношениях с ними, следует оценивать их заслуги, оказываемые нам, выше, чем это делают они сами: наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели.

Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?

384—322 гг. до н. э.

Древнегреческий философ и ученый, основоположник формальной логики, наиболее влиятельный из диалектиков древности. Родился в семье придворного врача. Отец сам обучал мальчика медицине и философии (в то время эти понятия не делились).

Рано потеряв родителей, Аристотель отправился сначала в Атарней (Малая Азия), затем – в Афины. Там под влиянием лекций и сочинений Платона очень скоро основал собственную философскую школу, враждебную академии Платона.

В 343 г. до н. э. по приглашению македонского царя Филиппа II Аристотель становится учителем молодого наследника престола, будущего Александра Македонского.

В 334 г. Аристотель переехал в Афины и основал там свою школу – Лицей.

После смерти Александра Македонского Аристотель, обвиненный в безбожии, покинул Афины и поселился в Халкиде на Эвбее, куда за ним последовало множество учеников.

Многочисленные сочинения Аристотеля охватывают почти всю область доступного тогда знания, которое в его трудах получило более глубокое философское обоснование и было систематизировано.

Благодарность быстро стареет.

Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.

Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляют их туда, куда нужно и полезно.

Воспитание – в счастье украшение, а в несчастье – прибежище.

Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание.

Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.

Все льстецы – прихвостни.

Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий, в свою очередь истинных.

Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастья, пособница вреда и бесчестия.

Деяние есть живое единство теории и практики.

Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой.

Друг всем – ничей друг.

Друг – это одна душа, живущая в двух телах.

Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.

Дружба не только неоценима, но и прекрасна; мы восхваляем того, кто любит своих друзей; и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым кажется, что быть хорошим человеком и другом – одно и то же.

Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б имел все остальные блага.

Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра.

Женщины, предающиеся пьянству, рожают детей, похожих в этом отношении на своих матерей.

Жизнь требует движения.

Излишество в удовольствиях – это распущенность, и она заслуживает осуждения.

Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.

Историк и поэт отличаются друг от друга не речью – рифмованной или нерифмованной; их отличает то, что один говорит о случившемся, другой же – о том, что могло бы случиться. Поэтому в поэзии больше философского, серьезного, чем в истории, ибо она показывает общее, тогда как история – только единичное.

Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.

Каждый может разозлиться – это легко; но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, – это дано не каждому.

Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно.

Когда гнев или какой-либо иной подобного рода аффект овладевает индивидом, решение последнего неминуемо становится негодным.

Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия – лучших, чем существующие.

Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.

Кто спрашивает, почему нам приятно водиться с красивыми людьми, тот слеп.

Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.

Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.

Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.

Многое может случиться меж чашей вина и устами.

Мудрость – это самая точная из наук.

Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.

Мужество – добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Назначение человека – в разумной деятельности.

Наслаждаться общением – главный признак дружбы.

Начало есть более чем половина всего.

Невежда удивляется, что вещи таковы, каковы они суть, и такое удивление есть начало знания; мудрец, наоборот, удивился бы, если бы вещи были иными, а не таковыми, какими он их знает.

Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.

Не любит тот, кто не любит всегда.

Не следует страшиться ни бедности, ни болезней, ни вообще того, что бывает не от порочности и не зависит от самого человека.

Никто лучше мужественного не перенесет страшное.

Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.

Нравственный человек много делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.

О, друзья мои! Нет на свете друзей!

Остроумен тот, кто шутит со вкусом.

Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.

Преступление нуждается лишь в предлоге.

Привычка находить во всем только смешную сторону – самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит на поверхности.

Раб предпочитает раба, господин – господина.

Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей.

Свойство тирана – отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.

Серьезное разрушается смехом, смех – серьезным.

Совершенно очевидно, что из числа полезных в житейском обиходе предметов следует изучать те, которые действительно необходимы, но не все без исключения.

Тот, кто обозревает немногое, легко выносит суждение.

У всякого человека в отдельности и у всех вместе есть, можно сказать, известная цель, стремясь к которой они одно избирают, другого избегают.

У кого есть друзья, у того нет друга.

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие – добрую жизнь.

Хвалить людей в лицо – признак лести.

Хороша книга, если автор в ней высказывает только то, что следует, и так, как следует.

Хорошо рассуждать о добродетели не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях не значит еще быть справедливым на деле.

Хотя мы и смертны, мы не должны подчиняться тленным вещам, но насколько возможно подниматься до бессмертия и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего.

Человек вне общества – или бог, или зверь.

Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости.

Человек по своей природе есть существо общественное.

Чересчур блестящий слог делает незаметными как характеры, так и мысли.

Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.

Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела.

Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она – отдых.

Это долг – ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого.

Ясность – главное достоинство речи.

342—270 гг. до н. э.

Древнегреческий философ, основатель одного из наиболее влиятельных направлений античной философии – эпикуреизма.

Эпикур вырос на острове Самос, в семье школьного учителя. Изучать философию начал с 14 лет. Считается, что так на него повлияло учение Демокрита. Учителем Эпикура в философии был последователь Демокрита Навсифан, затем платоник Памфил. Сам Эпикур считал себя самоучкой и весьма нелестно отзывался о своих учителях, впрочем, как и о большинстве современных ему философов.

В 306 г. до н. э. Эпикур основал в купленном им саду под Афинами собственную философскую школу, которую впоследствии так и назвали – «Сад Эпикура», а ее обитателей – философами сада. Над входом в сад висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо».

Философия Эпикура носит ярко выраженный практический характер. Три ее части: каноника (теория познания), физика и этика – подчинены единой цели – научить человека, как достичь счастливой, блаженной жизни, свободной от страданий тела и смятения души.

Величайший плод справедливости – безмятежность.

Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят. Наставление вместо ненависти, улыбка вместо презрения.

Из крапивы извлекай нитки, из полыни – лекарство. Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер, что ты сделал хорошего. Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе – полную бутылку, в саду – свежий цветок.

Вселенная беспредельна. Все, что ограничено, предельно, имеет крайнюю точку, а крайняя точка может быть различима при сравнении с другой.

Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мной, если исполнится то, чего я ищу вследствие желания, и если не исполнится?

Из всего того, что мудрость доставляет тебе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой.

Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.

Лучше не бояться, лежа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе.

Мудрый выбирает себе друга веселого и сговорчивого.

Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.

Привыкай думать, что смерть для нас – ничто; ведь все – и хорошее, и дурное – заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений.

При философской дискуссии больше выигрывает побежденный – в том отношении, что он умножает знания.

Редко судьба препятствует мудрому.

Самое ужасное из зол – смерть – не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет.

Смертный, скользи по жизни, но не напирай на нее.

Смерть для человека – ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем.

Совсем ничтожен тот, у кого есть много причин для ухода из жизни.

Умение хорошо жить и хорошо умереть – это одна и та же наука.

Тит Лукреций Кар (Лукреций)

Древнеримский поэт-философ. Один из ярких последователей учения Эпикура, приверженец атомистического материализма.

Лукреций принадлежал к привилегированному сословию всадников. Все сведения о жизни Лукреция не могут считаться достоверными.

В своем философском труде «О природе вещей» Тит Лукреций Кар облек свое учение в стройную поэтическую форму. Он излагает учение древнегреческого философа Эпикура – главным образом его физику, лишь попутно касаясь его теории познания и этики. «О природе вещей» – единственный полностью сохранившийся памятник материалистической мысли древности.

Лукреций покончил с собой, бросившись на меч.

Все совершенствует природа.

Выражай смертными словами бессмертные вещи.

Дело само говорит за себя.

Дна никакого нет у вселенной нигде, и телам изначальным остаться негде на месте, раз нет ни конца, ни предела пространству.

Дух силен радостью.

Дырявого кувшина не наполнишь.

Значит, изгнать этот страх из души и потемки развеять

Должны не солнца лучи и не света сиянье дневного,

Но природа сама своим видом и внутренним строем.

За основание тут мы берем положенье такое:

Из ничего не творится ничто по божественной воле.

Значит, нам смерть – ничто и ничуть не имеет значенья,

Ежели смертной должна непременно быть духа природа.

Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным.

Каждый чувствует, каковы его силы, на которые он может рассчитывать.

Ложь опровергнуть непреложными фактами.

Лучше спокойно подчиняться, чем властвовать самому.

Надо добавить еще: на тела основные природа все возлагает опять и в ничто не приводит.

Не все подходит ко всему.

Неминуемый конец предстоит смертным.

Ничего нет отраднее, чем занимать безмятежно светлые выси, умом мудрецов укрепленные прочно.

Ничто, по-видимому, не совершается столь же быстро, как то, что замышляет и приводит в исполнение сам ум.

После того как тело расслабили тяжкие удары времени, после того как руки и ноги отяжелели, утратили силу, разум тоже начинает прихрамывать, язык заплетается и ум убывает.

Правда, бывают трудные минуты, но сопротивляйся им – повернись к дурному спиной, и твоя внутренняя весна не обманет тебя. Даже старость и та не всегда сгибается под холодным мраком ночи.

Человек гибнет – дело остается.

Человек сам не знает, чего он хочет, и постоянно ищет перемены мест, как будто это может избавить его от бремени.

librolife.ru