«Слово о полку Игореве»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Дубровский», Л.Н. Толстой «Война и мир», «Кавказский пленник», А.К.Толстой «Князь Серебряный», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», А.Н. Островский «Гроза», Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо», Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», М. Горький «Старуха Изергиль», А.П.Платонов «Юшка», Л.Н.Андреев «Иуда Искариот», В.Быков «Обелиск», «Сотников», Д.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном», В.Дудинцев «Белые одежды», В. П. Астафьев «Печальный детектив», А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», К. Г.Паустовский «Тёплый хлеб», Н.Думбадзе «Я вижу солнце», Джек Лондон «Белый клык», Стивенсон Р. «Вересковый мёд», Ф.Купер «Последний из могикан», В. Скотт. «Айвенго», Мериме П. «Маттео Фальконе»
Направление «Победа и поражение»
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/napravleniya-sochineniy-po-literature/
«Слово о полку Игореве«
А.С. Пушкин «Полтавский бой», «Евгений Онегин», Л.Н. Толстой «Война и мир» «Севастопольские рассказы», «Анна Каренина», Ф.Достоевский «Преступление и наказание», А.Островский «Гроза», И.А. Гончаров «Обломов», Е.Замятин «Мы», «Пещера», А.И. Солженицын повесть «Один день Ивана Денисовича», В.Курочкин «На войне как на войне», Б.Васильев «А зори здесь тихие», «Не стреляйте в белых лебедей» «В списках не значился», Ю.Бондарев «Горячий снег», «Батальоны просят огня», В.Дудинцев «Белые одежды», А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире», В.П. Астафьев «Царь-рыба», М.Агеев «Роман с кокаином», Н.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион», Э. Хемингуэй «Старик и море», Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен», В. Скотт. «Айвенго», Дефо Д. «Робинзон Крузо», Лондон Д. «Сказание о Кише»
Направление «Опыт и ошибки»
В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
. Тематическое направление «Опыт и ошибки»
... ошибка. Уже умудренный жизненным опытом человек понимает, что главное в жизни не война, а встречающий у порога дома сын. Стоит отметить, что герой признает, что был не прав. Именно этим ... ошибки, не смог стать на путь духовного и нравственного совершенствования, то любимым героям Толстого, приобретенный опыт помогает стать лучше. При рассмотрении темы в этом ... ли можно назвать удачным в полной мере. С ...
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/napravleniya-sochineniy-po-literature/
«Слово о полку Игореве»
А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», Ф.Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» «После бала», Н.В.Гоголь «Невский проспект», Н.С. Лесков «Тупейный художник», «Очарованный странник», И.А. Гончаров «Обломов», Л.Н.Андреев. «Кусака», М. Горький трилогия «Детство. В людях. Мои университеты», А.Алексин «Безумная Евдокия», В.П. Астафьев «Васюткино озеро»,«Конь с розовой гривой», А.И. Солженицын «Матрёнин двор», Б.Екимов «Говори, мама, говори», Л.Улицкая «Казус Кукоцкого», «Искренне Ваш Шурик», Джек Лондон «Мартин Иден», О.Уайльд «Портрет Дориана Грея», Д.Киз «Цветы для Элджернона»
А.П. Чехов, пьеса «Вишнёвый сад»
Направление «Дружба и вражда»
Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/napravleniya-sochineniy-po-literature/
«Слово о полку Игореве»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Дубровский», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», И. А. Гончаров «Обломов», Л. Н. Толстой «Война и мир» «Анна Каренина» «Кавказский пленник», А. А. Фадеев «Разгром», М. Горький трилогия «Детство. В людях. Мои университеты», В.А. Каверин «Два капитана», Н.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион» «Я вижу солнце», А.Приставкин «Ночевала тучка золотая», Ю.Бондарев «Берег», Ю.П.Казаков «Тихое утро», Н. Б. Васильева «Гагара», Э.М. Ремарк «Три товарища», В. Скотт «Айвенго», Даниель Дефо «Робинзон Крузо», Даниэль Пеннак «Глаз волка», Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»
Итак, просмотрели литературу? И что заметили? Некоторые книги повторяются в каждом направлении, так что если их хорошо прочитать, осмыслить, почитать дополнительную литературу, можно писать сочинение по любой теме. Я отметила такие книги:
«Слово о полку Игореве»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Л. Н. Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», Посмотрите еще раз список, может я что пропустила?, Приходите в библиотеки за книгами!
Успехов!
Критерии оценивания итогового сочинения в школе 2016-2017
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям:
Критерии оценки итогового сочинения для вузов в 2021 году
... ошибок 5 и более, то по данному критерию выставляется 0 баллов. Критерий 8 – пунктуационные нормы К сожалению, ... лишает выпускников всех баллов по первому критерию. Критерий 2 – использование аргументов из литературы Данный критерий также дает два балла. ... синтаксические конструкции, выставляется 0 баллов. Критерий 5 – Оригинальность сочинения Этот критерий может принесли один дополнительный балл ...
Требование № 1. «Объем итогового сочинения», Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме).
Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Сочинение оценивается по пяти критериям:
1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».
Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на художественный текст, но и аргументированное использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений.
Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Критерии оценивания сочинения по литературе: вся правда
... орфографические, стилистические. 11. Переписываем сочинение на чистовик. Ну и в заключение поста презентую собственно критерии оценивания выпускного сочинения по литературе: Источник: Министерство образования и ... Нечто такое же надо проделать и с сочинением по литературе. При просмотре критериев оценки сочинения по литературе, обратите особое внимание на допустимый минимальный объем. ...
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Источники:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/napravleniya-sochineniy-po-literature/