Судьба народная в исторических романах Д. Балашова

Сочинение

Для Д. Балашова бытие народа, судьба народная – тот высший ценностный критерий, исходя из которого судит он деяния князей того далекого времени и на основании которого строит свою историософскую концепцию, опирающуюся не только на опыт “седой” истории, но и на уроки недавнего прошлого. История в романах Д. Балашова – это результат усилий людей и одновременно воплощение Высшего Промысла. В историософских отступлениях автор стремится дать метаисторическое видение национального бытия, а в сюжетном повествовании рисует картины военной,

политической, духовной жизни России XIII – XIV вв., в сотворении которой участвует весь народ – от князя до простого дружинника. Подобный подход сближает творчество Д. Балашова с художественно-историческим опытом А. Солженицына, автора эпопеи “Красное колесо”.

Понимание того, что от истинности постижения прошлого зависят будущие судьбы России, определяет невиданную еще в исторической прозе озабоченность художников точностью в передаче не только общего духа истории, но и мельчайших деталей ушедшей эпохи. Д. Балашов, подобно А. Солженицыну, в своих произведениях выступает одновременно и как

художник, и как историк, и как моралист.

Светом истинной поэзии освещены в романах ученого-фольклориста картины мирной крестьянской жизни, ее исстари заведенного порядка, “лада”. По мнению писателя, это тот золотой запас, который позволяет народу сохранить свое единство в потоке истории. “Ибо что иное, кроме веры, обрядов, отчих заветов родимой старины, способно совокупить и удержать народ в быстротекущем потоке времени?” – вопрошает повествователь в романе “Бремя власти”. При этом в романах Д. Балашова нет идеализации патриархальной старины. Разорение русской земли в результате татарских набегов и княжеских усобиц, грабежи, пожары, гибель тысяч людей – такой предстает народная жизнь в цикле балашовских повествований.

Особое значение придается писателем ответственности человека, облеченного мирской и духовной властью, перед “землей” – современниками и потомками. В романе “Святая Русь” Сергий Радонежский высказывает мысли, крайне важные для понимания авторской позиции: “Лестница власти безразлично, мирской или духовной, должна быть особенно прочной в самой верхней, завершающей ступени своей. Недостойный князь и – паче того – недостойный пастырь духовный могут обрушить, заколебав, все здание государственности”.

15 стр., 7326 слов

История создания романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

... себя, что помогает работать их нежной детской фантазии. Глава I. Роман «Мастер и Маргарита» 1.1 История создания романа Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он был опубликован только ...

Обращаясь к истории русского средневековья, Д. Балашов восполняет серьезный пробел в научной истории Отечества. В цикле его романов не пропущено ни одно из значительных военных, политических, идеологических событий описываемого времени. Среди героев обширного повествования представлены все исторические лица, так или иначе запечатленные в источниках: особенно подробно освещены деяния великих князей: Даниила Александровича (“Младший сын”), Юрия Даниловича (“Великий стол”), Ивана Калиты (“Бремя власти”), Семена Ивановича (“Симеон Гордый”), Ивана Ивановича Красного (“Ветер времени”), Дмитрия Ивановича, впоследствии Донского (“Отречение”, “Святая Русь”).

Многие из них так и остаются загадкой для ученых (Иван Калита, Симеон Гордый и др.).

Энциклопедичность романов Д. Балашова поразительна даже для автора собственно исторической прозы, ориентированной на познавательные интересы читателей.

Образ Ивана Калиты – один из самых сложных и значимых в серии балашовских романов. Писательское отношение к герою определяется той ролью, которую сыграл он в судьбе Отечества. Главное дело жизни Ивана Даниловича – многолетний подвижнический труд по собиранию Русской земли – оценивается Д. Балашовым как подвиг во имя грядущего. Проблема власти в ее различных аспектах: военно-политическом, идеологическом, идейно-нравственном, философском – является центральной для всех романов серии “Государи московские”.

В каждом произведении художник оттеняет разные грани общей темы.

Герои Д. Балашова – и реальные, и вымышленные – отмечены общей чертой, чрезвычайно важной для автора, – заботой о грядущих судьбах России, чувством нравственной ответственности перед будущим. Те же из них, для кого собственный “зажиток” или “похоть власти” выше судеб родной земли, платят за это одиночеством при жизни и забвением после смерти. Писатель предлагает читателю взять на себя горестный опыт страданий, боли, отчаяния наших предков – ту ношу, без которой человек становится Иваном, не помнящим родства. Падения и взлеты человеческого духа, которыми богата наша история, должны войти, по мнению писателя, в сознание современного человека в совокупности, сцеплении всех подробностей, составляющих минувшее.

Тем самым восприятие современности многократно расширяется за счет знания былого и извлечения нравственно-философских уроков из многовековой драмы национальной истории.

Судьба народная в исторических романах Д. Балашова 1Судьба народная в исторических романах Д. Балашова 2Судьба народная в исторических романах Д. Балашова 3Судьба народная в исторических романах Д. Балашова 4Судьба народная в исторических романах Д. Балашова 5 1

7 стр., 3464 слов

Судьба России (по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города»)

... бояться власти, а наоборот, обращаться к ней со своими проблемами. Сочинение по произведению Салтыкова-Щедрина «История одного города». Часть 1 История одного города «История одного города» — одно из центральных произ­ведений творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Оно было опубликовано в журнале ...

votes, average:

5.00

out of 5)