«Я учился в гимназии очень давно» (ВАРИАНТ 9)

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного литературоведа Сергея Сергеевича Лихачёва: «Повествование от первого лица обеспечивает читателю близость с главным героем, оно сосредоточено на описании внутренней жизни персонажа».

В русском языке существует огромное количество способов передать читателю невыразимые, казалось бы, глубокие чувства героев, которые скрывают свои душевные терзания где-то в недрах человеческой души.

Эти эмоции можно передать одним из самых распространённых в литературе способов — прямой речью, о которой у С. С. Лихачёва есть такие слова: «Повествование от первого лица обеспечивает читателю близость с главным героем, оно сосредоточено на описании внутренней жизни персонажа». Она способна воссоздать жизненную картину собственными глазами героя. «Я сначала испугался, а потом обрадовался, что теперь нет со мной дневника с этой ужасной единицей,» — мы видим здесь, как герой переживает из-за плохой оценки и испытывает радость по поводу потери своего дневника.

Прямая речь раскрывает мотивы действий того или иного героя, даёт нам понять, что могло сподвигнуть его на подобные действия: «И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе».

Таким образом, можно сделать вывод, что прямая речь заставляет читателя вникнуть в суть поступков героя, наладить с ним взаимосвязь и понять его намного лучше.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И дал себе слово всегда говорить правду. И я действительно так всегда и делаю, хотя это иногда бывает очень трудно, но зато у меня на сердце весело и спокойно».

В произведении известного русского советского прозаика и драматурга М.М. Зощенко герой совершает дурной поступок, утаив от отца плохую оценку из-за фотоаппарата и спрятав пару раз свой дневник. Однако, когда отец распознаёт обман, мальчик сам понимает, насколько неправильно он поступил, обманув надежды своего отца: « Я, красный как рак, стоял перед папой, и мне было совестно от его тихих слов». Порой родителям совершенно нет необходимости поднимать голос, чтобы донести до своих детей всю подлость их поступков, достаточен только один взгляд и молчание, как и в случае с нашим героем.

3 стр., 1445 слов

Сочинение о героях нашего времени 5 класс

... Лермонтова Герой нашего времени, где выделим любимый эпизод, напишем о любимом герое, остановившись подробнее на его описании, а также создадим план сочинения, что облегчит работу по теме Герой нашего времени ученикам 9 класса. В ... 3. Почему Печорин лишний в своей эпохе? 4. Почему Печорин привлекает внимание читателя? 5. Положительные и отрицательные стороны любимого персонажа

Пожалев о своей лжи и рассказав правду о своей оценке, рассказчик вселил в своего отца небольшую веру, что это был последний обман в его жизни, от которого он в дальнейшем постарается воздержаться: «И это мне даёт надежду, что ты больше не будешь врать».

15.3 Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?

Людям часто приходится выбирать между совершением дурных поступков или благих, выгодных ему или полезных другим. К сожалению, не всегда мы способны принять верное решение, признать свою ошибку, пойти наперекор своим личным нуждам и поступить так, как нам велит совесть.

Итак, можно прийти к выводу, что нравственный выбор — это выбор между добром и злом, решительность к действию, которое тяжким бременем ляжет на наши плечи или же очистит совесть.

В данном произведении герою предстоит встать перед нравственным выбором — солгать отцу и обманным путём получить желаемое или же сказать правду, но остаться без долгожданного фотоаппарата. Герой сперва выбирает первое, забыв о голосе истины. Однако правда все равно выходит наружу, после чего он выкладывает все, что скрывал. Этот последний поступок доказал, что он осознал свою вину и будет знать, как поступать в дальнейшей жизни: «Вместо того, чтобы на меня рассердиться ещё больше, папа улыбнулся и просиял. Он схватил меня на руки и стал целовать».

Нравственный выбор — одна из главных тем в отечественной литературе. Авторы стремятся донести до читателей ценность правды. В произведении «Кавказский пленник» А.С. Пушкина поэт изображает любовь наивной девушки к схваченному пленнику, который, однако, не испытывает к ней нежных чувств. Он сразу признаётся, что он уже давно не способен любить. В этом случае это можно назвать благородным решением, так как герой не воспользовался доверчивостью героини, а сказал правду.