Подготовительная работа к сочинению «В осеннем саду»
Урок русского языка.
Тема: Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.
Этап. Словарная работа.
Загадка.
Круглое, румяное,
С дерева упало –
Любе в рот попало.
ЯБЛОКО
Плод яблони. Собирать яблоки.
На Руси «яблоко» упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово «яблоко» в древнерусском языке означало «шар».
Задание.
- Прочитайте стихотворение.
А.Кузнецова ЯБЛОКИ (в сокращении )
Настала осень ясная, В саду созрели яблоки, Висят они на яблонях Красивые и сладкие… Мы яблоки душистые Снимаем с веток бережно. Кладем в траву росистую Румяные и свежие.
- Выпишите эпитеты в орфографическую тетрадь. ( Эпитеты: осень ясная, яблоки душистые, румяные, трава росистая)
- Выпишите глаголы к слову ЯБЛОКИ (висели, созрели)
- Поставьте имена прилагательные в родительный падеж.
Урок русского языка.
Тема: Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.
Этап. Закрепление.
Задание .
Выписать эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения.
Осень! Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят…
Осень заглянула в сады. Деревья оделись в разноцветные платья. Садовые дорожки усыпаны жёлтыми листьями. Они укрывают землю лоскутным одеялом. Поспевают зимние сорта яблок. Ветви деревьев так и клонятся от спелых золотистых и румяных плодов. Грудами лежат они на земле в тени облетевших деревьев.
Эпитеты: золотистые плоды, румяные плоды
Олицетворения: осень заглянула
Метафора: бедный сад, деревья оделись
Сравнения: листья, как лоскутное одеяло
- Подберите синоним к слову груды. ( Кучи)
- Какое слово больше подойдет к этому предложению? ( Грудами)
- Найдите словосочетания прилагательное + существительное. Обозначьте род, число, падеж.
Урок русского языка.
Тема: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.
Этап. Словарный диктант.
Изменение имен прилагательных
... всего употребляются в художественной литературе, прилагательные качественные в переносном значении употребляются в научном стиле речи. Имена прилагательные изменяются по падежам, родам, числам. Полные имена прилагательные изменяются по падежам, числам, а в единственном числе ...
Румяные плоды, душистые яблоки, лежат грудами, лоскутное одеяло, ветви деревьев, клонились от плодов, усыпана листьями, садовые дорожки.
Задание.
Прочитайте, как по-разному описывают осеннюю листву авторы. Выпишите имена прилагательные и сравнения со словом ЛИСТЬЯ.
Сравнения: листья, как осенний ковер, как лоскутное одеяло
Словосочетания: пожелтевшие лёгкие листья, опавшая сухая листва, красный, бурый, желтый, пятнистый лист.
- Обозначьте у имен прилагательных число, род, падеж.
Урок русского языка.
Тема: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.
Этап. Закрепление.
Задание.
Составьте предложения с данными словосочетаниями на тему «В саду». У прилагательных укажите падеж, род, число.
Ранняя осень, золотистые плоды , перекопали землю, сгребли листья, садовые дорожки, красив сад.
( Ранняя осень заглянула в сад.
На ветках яблонь висели золотистые плоды.
Ребятам нужно перекопать землю и сгрести сухие листья.
На садовых дорожках лежат опавшие листья.
Осенний сад очень красив!)
Домашнее задание
Прочитайте, раскрывая скобки. Озаглавь текст. Запиши.
Миша любил бывать в саду у дедушки. Дед угощал ( любимый) внука ( вкусный) яблоками, ( душистый) мёдом. На верхушке большой яблони светилось яблоко. Мальчик не мог отвести глаз от (огромный, белый, нежный) яблока. Ему захотелось сорвать его. Но дедушка велел сначала поработать в саду.
Сочинение по началу «В осеннем саду». 3 класс
Задачи:
- Продолжить работу по формированию письменной речи учащихся, соблюдая композиционную последовательность;
- Совершенствовать умение строить повествование по началу текста, составлять план;
- Учиться дополнять повествование элементами описания;
- Развивать орфографическую зоркость при написании изученных орфограмм, способность выражать свои собственные мысли;
- Воспитывать уважение к старшим и желание им помогать.
Подготовительная работа:, Оборудование:
Ход урока.
- Сегодня мы с вами попадем в сад. Когда я шла в школу, мне на ладонь опустился вот этот листочек. Он не совсем обычный, на нем что-то написано. Давайте узнаем от кого это письмо.
Как мальчишка озорной, в предвечерней просини ветерок листок резной прямо в руки бросил мне. И, прикрыв моё окно, Вежливо заметил: — Вам от осени письмо В золотом конверте.
- От кого это письмо? ( От осени)
- В какой мы попадем сад? ( Осенний)
- Что осенью можно увидеть в саду?
( На интерактивной доске появляется ОСЕННИЙ САД, ассоциации с этим словосочетанием)
Фруктовые деревья : яблони, вишни, сливы Кустарники: смородина, малина
Созревшие плоды САД Разноцветные листья
Садовые дорожки
Цветы: розы, астры
- Осенью в саду очень красиво. На фруктовых деревьях созревают сочные плоды. Садовые дорожки покрыты разноцветным ковром из осенних листьев. Пышно цветут астры и розы.
Е.Благинина ЯБЛОНЬКА
Расцветает яблонька В молодом саду. Я от этой яблоньки глаз не отведу! Солнышко пригреет, Дунут ветерки, Опадут, осыплются Наземь лепестки. Станет наша яблонька Проще и бедней, А зато окажутся Яблочки на ней. И подарит яблонька Людям за труды Крупные, румяные, Сладкие плоды.
- Чем красива яблонька осенью? — За какие труды она дарит свои плоды? — Сегодня мы будем писать сочинение — повествование с элементами описания по началу. — Как вы думаете, о чем будет наше сочинение? ( О яблоне, о саде)
- Вспомните, из каких частей состоит сочинение?
( На интерактивной доске слайд с частями сочинения)
с. 145 упр. 473
Работа над началом.
- Дома вы выполняли это упражнение. Это будет началом нашего сочинения. Прочитайте, что у вас получилось после того, как вы раскрыли скобки.
Дети читают свои тексты:
Миша любил бывать в саду у дедушки. Дед угощал любимого внука вкусными яблоками, душистым мёдом. На верхушке большой яблони светилось яблоко. Мальчик не мог отвести глаз от огромного, белого , нежного яблока. Ему захотелось сорвать его. Но дедушка велел сначала поработать в саду.
- О чем говорится в первой части ? ( О внуке, который приехал к деду и увидел в саду огромное яблоко)
- Выберем только самое главное из этой части и запишем своими словами.
Вопросы:
- Когда происходят события? ( Осенью Миша любил бывать в саду у дедушки.)
- Чем дедушка угощал Мишу? ( Дед угощал его вкусными яблоками и душистым мёдом.)
- Каким было яблоко, которое увидел Миша? Где оно висело? ( На верхушке яблони Миша увидел огромное, белое, нежное яблоко)
- Что сказал дедушка внуку? ( Ему хотелось сорвать его. Но дед сказал, что нужно поработать в саду)
- Озаглавим начало нашего сочинения.
Работа над основной частью.
- Прочитайте последнее предложение первой части.
- О чем пойдет речь в основной части? (О работе Миши в саду, описание осеннего сада)
- Озаглавьте её.
Работа в группах
- Давайте вспомним, как выглядит сад осенью. На что необходимо обратить внимание? ( На сам сад, листву, плоды)
- Подберите и запишите в таблицу имена прилагательные и глаголы к данным словам.
Имена прилагательные |
Глаголы |
|
Сад |
Осенний бедный |
Окрасился Осыпался усыпан |
Листья |
Опавшие Золотистые Сухие разноцветные |
Лежат Падают Покрывают желтеют |
Плоды |
Душистые Золотистые Румяные Опавшие Сладкие срелые |
Лежат грудами Висят Краснеют желтеют |
- Используя образные выражения, сравнения, эпитеты, которые у вас записаны в орфографических тетрадях, составьте устное описание осеннего сада.
Тихо осенью в саду.
Осенний сад окрасился красными и желтыми красками.
Земля ( садовые дорожки) усыпана ( покрыта) желтыми листьями ( пестрым ковром).
Ветви деревьев клонились от спелых плодов.
Грудами лежали в тени деревьев опавшие яблоки.
Среди листьев желтели( краснели) большие (золотистые) плоды.
- Какие виды работ проводят осенью в саду? (Ответы детей)
- Послушайте, что расскажут вам ребята.
Дополнительные сведения. ( Рассказывают заранее подготовленные ученики)
Осенью наши сады украшают щедро увешанные плодами яблони, груши. Много плодов под тяжестью начинают опадать в траву. Необходимо вовремя собирать опавшие плоды, чтобы они не успели сгнить.
Работы много, но ведь всем хочется, чтобы долгие зимние месяцы в саду было все хорошо.
- Какие виды работ выполняют в саду?
( На интерактивной доске появляются картинки с видами работ в саду осенью)
( Сгребают опавшие листья, поливают деревья, вносят в почву удобрения, обвязывают сеткой от грызунов, собирают плоды, белят деревья, перекапывают почву.)
- Какую посильную помощь Миша мог оказать дедушке? (Сгрести листья, побелить деревья, собрать опавшие плоды)
- Составьте устный рассказ, соединив описание сада и работу Миши в саду.
Примерные тексты второй части.
- Миша огляделся вокруг. Ветви деревьев клонились от спелых плодов. В траве грудами лежали сочные яблоки. Садовые дорожки были покрыты разноцветными листьями, как лоскутным одеялом. И работа закипела. Миша собрал опавшие яблоки, чтобы они не успели сгнить. Сгреб жёлтые листья, спасая деревья от вредных насекомых. Перекопал землю и насыпал удобрение.
- и на земле краснеют и желтеют спелые плоды. Миша принялся за работу. В ящики он собрал опавшие плоды. Под деревьями сгреб желтые листья. Окопал вокруг деревьев землю. Побелил стволы деревьев, защищая их от морозов, грызунов, вредных насекомых.
Работа над концовкой
Работа в парах
- Что может произойти после того, как Миша всё сделал?
- Рассмотрите рисунок в учебнике и составьте концовку.
Миша помог дедушке и яблоня сама склонила свои ветви. Нежное яблоко оказалось в руках у Миши.
Под тяжестью веток яблоня склонилась и спелое яблоко оказалось в руках у Миши.
- Давайте озаглавим эту часть плана.
Выберите из предложенных пословиц ту, которая больше подходит по смыслу.
Кто не работает тот и не ест.
Какова работа такова и награда.
Всякая работа мастера хвалит.
- Какова работа такова и награда.
- А как мы озаглавим наше сочинение?
Волшебная яблоня. Осень в саду. Работа в осеннем саду дедушки.
У каждого ученика на парте лежит карточка с пропущенными орфограммами.
Карточка.
Ябл_ко Лист_я Д_рев_я Насекомые удобрение |
_павшие ж_лтые з_л_тистые осе__ий разн_цветные |
Скл_нила В_сят Ок_залось П_мог Вск_пал С_брал _грёб зак_пела _гнить поб_лил |
- Вставьте пропущенные орфограммы.
- В каких словах не смогли вставить?
- Какие приставки в словах : опавшие, помог, сгрёб?
- Какие слова нельзя проверить?
- Проверяем по интерактивной доске. (Яблоня с яблоками. На каждом яблоке непроверяемые слова)
Образцы сочинений.
Осень в саду.
Осенью Миша любил бывать в саду у дедушки. Дед угощал его вкусными яблоками и душистым мёдом. На верхушке яблони Миша увидел огромное, белое, нежное яблоко. Ему хотелось сорвать его. Но дед сказал, что нужно поработать в саду.
Миша огляделся вокруг. Ветви деревьев клонились от спелых плодов. В траве грудами лежали сочные яблоки. Садовые дорожки были покрыты разноцветными листьями, как лоскутным одеялом. И работа закипела. Миша собрал опавшие яблоки, чтобы они не успели сгнить. Сгреб жёлтые листья, спасая деревья от вредных насекомых. Перекопал землю и насыпал удобрение.
Миша помог дедушке, и яблоня под тяжестью своих плодов, сама склонила ветви. Нежное яблоко оказалось в руках у Миши.
Волшебная яблоня.
Осенью Миша любил бывать в саду у дедушки. Дед угощал его вкусными яблоками и душистым мёдом. На верхушке яблони Миша увидел огромное, белое, нежное яблоко. Ему хотелось сорвать его. Но дед сказал, что нужно поработать в саду.
Сад окрасился в желтые и красные краски осени. Листья покрывали землю пёстрым ковром. Среди листьев деревьев и на земле краснеют и желтеют спелые плоды. Миша принялся за работу. В ящики он собрал опавшие плоды. Под деревьями сгреб желтые листья. Окопал вокруг деревьев землю. Побелил стволы деревьев, защищая их от морозов, грызунов, вредных насекомых.
Когда Миша закончил и подошел к яблоне, она сама склонила свои ветви. Он сорвал белое огромное яблоко, которое ему понравилось. Оно было сочным и вкусным.
Документы для скачивания:
Формат: .ppt