9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Пунктуация обладает широчайшими возможностями для передачи смысловых и интонационных тонкостей».
Иногда знаки препинания сравнивают с нотами. Я думаю, это потому, что они помогают нам понять мысли и эмоции персонажей и отношение автора к тому, что он описывает. Ведь знаки передают интонацию, которая, в свою очередь, позволяет «услышать» речь писателя.
Например, в предложении 6 Корней Чуковский использует два многоточия и восклицательный знак. И благодаря этому мы словно бы слышим взволнованный голос мальчика, придумавшего, как помочь другу.
Разговорную интонацию передают и тире в предложениях 8 — 11, которые являются неполными.
Пунктуация помогает нам услышать голос персонажа и лучше понять смысл произведения.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения 30 текста: «Я без устали передавал свои сигналы товарищам».
В очень смешном рассказе Корнея Чуковского говорится о том, как мальчик пытался помочь одноклассникам справиться с трудной диктовкой.
Рассказчик пожалел мальчика, который обычно плохо справлялся с такой работой, и придумал, как ему подсказать незаметно. Он привязал один конец веревочки к своей ноге, а другой — к ноге этого мальчика. Об этом говорится в предложении 7. Рассказчик решил подавать, дергая за веревочку, сигналы другу.
В диктанте было много запятых, поэтому герою пришлось поработать, часто подавая сигналы. Вот почему он все время дергал ногой.
Увы, не всем это помогло справиться с постановкой знаков препинания. Ведь ребята писали с разной скоростью, так что у многих запятые оказались все же не на месте.
Лучше не надеяться на подсказку, а думать самому.
9.3 Как вы понимаете значение слова ВЗАИМОВЫРУЧКА?
В хорошем классе всегда между ребятами есть доброприятельские отношения и взаимовыручка. То есть каждый из ребят готов помочь товарищам: объяснить непонятную тему, сообщить домашнее задание, поддержать в трудную минуту.
Напишите «Сигнал » который написал Гаршин. Пожалуйста ...
... тальник, что из леса принес, понадобился и поднял красноватый флаг сигнал машинисту, что надобно приостановить поезд. Но, видно, очень очень ... у него темнеет и только одна идея в голове: "Помоги, Господи, пошли смену". Не выдержал Семен и лишился сознания, свалился ... обернулось. Тот теснее давнехонько был в сваре с дорожным мастером. По правилам, у этого мастера надобно было просить разрешение на ...
Но не всегда помощь бывает разумной. Иногда ребята оказывают друзьям медвежью услугу, давая списывать. Так получилось и в рассказе Корнея Чуковского. Одноклассники ставили запятые по знаку рассказчика и даже не давали себе труда задуматься. Поэтому у них получились смешные записи, которые приведены в предложении 39.
Я знаю ребят, которые тоже не любят работать самостоятельно, а стремятся воспользоваться чужими «мозгами». Эти люди не понимают, что у них появятся проблемы в будущем. Ведь им все равно придется рано или поздно самим думать и принимать решения. Мне вспоминается Обломов. Когда он был мальчиком, задания за него выполнял его друг Штольц. Возможно, еще и поэтому Обломов вырос таким слабым и не умеющим построить собственную жизнь. Он так и не научился трудиться и принимать решения.
Взаимовыручка — хорошая и нужная вещь. Но только в том случае, если она помогает товарищу становиться умнее и сильнее. Если же брать на себя все проблемы, то этим другу не поможешь, а только навредишь.