Текст книги » перед единым государственным экзаменом»

Сочинение

5. «Жди меня, и я вернусь…»: любовь и война.

6. Произведение о войне, которое вас взволновало.

М. В. Кульчицкий

8. Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн?

9. Согласны ли вы с Л. Н. Толстым, утверждающим, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»?

10. Война: преступление и подвиг.

11. Как влияет на сущность человека война?

По страницам литературы XIX–XXI вв

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-voyna-sovsem-ne-feyerverk/

Литературные произведения

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-voyna-sovsem-ne-feyerverk/

Русские народные былины (Былины об Илье Муромце, «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»).

«Слово о полку Игореве» (конец XII в.).

«Повесть о разорении Рязани Батыем» (1237).

А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. А. Ахматова, М. А. Булгаков, В. С. Гроссман, М. А. Шолохов, А. Т. Твардовский, К. Д. Воробьев

В. В. Быков

Гомер «Илиада» (до VI века до н. э.), «Одиссея» (до VI века до н. э.).

Э. М. Ремарк, Э. Хемингуэй

Тезисы и вопросы

Тезисы

  • Сегодня, несмотря на научно-технический прогресс, огромную роль средств массовой информации, компьютерных технологий, по всему миру по-прежнему разгораются межнациональные, этнические, военные конфликты.
  • Размышляя о причинах войны, о влиянии ее на судьбу конкретного человека и всей страны, понимаешь, как много военные события значат не только для тех, кто в них участвует, но и для следующих поколений.
  • Нравственный выбор человека на войне обусловлен вопросом: насколько война необходима, является ли она единственным способом разрешения конфликтной ситуации.
  • Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для всего народа нашей страны, для каждой семьи, отдельного человека.
  • Проблема нравственного выбора человека на войне всегда была актуальной для русской литературы.
  • Многие русские писатели обращались к военной тематике, объясняя это тем, что война раскрывает сущность каждого человека.

Вопросы

  • Почему люди воюют? В чем основная причина всех войн на земле?
  • Как война влияет на судьбу конкретного человека и всей страны?
  • Всегда ли война – страшное зло? В каких ситуациях ведение войны можно оправдать?
  • Какие поступки совершают люди на войне? Почему?
  • Кто из русских и европейских писателей писал о войне? Почему авторы обращаются к этой теме в своих произведениях?

Цитаты

(Ветхий Завет)

3 стр., 1112 слов

Человека и природа в литературе

... сможет изменить вашу жизнь, жизнь природы. Человека и природы в литературе сочинение [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/priroda-i-chelovek-v-proizvedeniyah-sovremennyih-pisateleypo-planu/ Отечественные писатели и поэты многократно обращались к теме природы в своих произведениях. Например, А.А.Фет в своем творчестве возвышал природу, она являлась для него ...

(А. В. Суворов)

(Н. М. Карамзин)

(А. С. Пушкин)

(М. Ю. Лермонтов)

(В. Г. Белинский)

(Л. Н. Толстой)

(Л. Н. Толстой)

(Г. Мопассан)

(Р. Ролан)

(М. Горький)

(А. Эйнштейн)

(А. П. Платонов)

(В. В. Быков)

(Н. К. Рерих)

Планы сочинений

Тема: «Произведение о войне, которое вас взволновало».

План сочинения.

I. Введение. Формулирование основного тезиса своего сочинения: указание произведения о войне, о котором будете писать:

  • краткие сведения об авторе;
  • причины обращения к военной тематике.

II. Основная часть. Обоснование выбора произведения:

  • характеристика основных проблем, поднятых в художественном произведении, затрагивающих тему войны;
  • человек на войне (описание поступков героев произведения в годы войны);
  • отношение автора к войне, которое прослеживается на страницах произведения.

III. Заключение. Подведение итогов своего размышления. Выражение собственной позиции к изображению войны в данном художественном произведении.

Тема: «Война: преступление и подвиг».

План сочинения.

I. Введение. Формулирование основного тезиса своего сочинения:

  • что такое война (что подразумевается под этим словом);
  • какие бывают войны (типы войн: захватнические, освободительные, мировые, гражданские и др.).

II. Основная часть. Аргументация двойственной сущности войны:

  • с одной стороны: преступление против человека и человечества (расстрелы, убийства, предательство на примере романа Ю. Бондарева «Батальоны просят огня», повести В. Быкова «Сотников»);
  • с другой: подвиг во имя жизни на земле (судьба Андрея Соколова в рассказе М. Шолохова «Судьба человека», судьба девушек в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»).

III. Заключение. Подведение итогов своего размышления. Выражения собственной позиции на сущность войны.

Тема: «Согласны ли вы с Л. Н. Толстым, утверждающим, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»?

План сочинения.

I. Введение. Понимание сущности войны:

1) война – это зло и насилие над человеком;

2) указание произведений русской или мировой литературы, раскрывающих античеловеческий характер войны.

II. Основная часть. Аргументация утверждения Л. Н. Толстого с опорой на произведения художественной литературы:

1) война уничтожает человека (гибель Пети Ростова в романе «Война и мир», смерть Сотникова в одноименной повести В. Быкова);

2) война раскрывает темные стороны человеческой натуры (карьеризм и ничтожность Берга – героя романа Л. Н. Толстого «Война и мир», предательство Рыбака – героя повести В. Быкова «Сотников»);

2 стр., 801 слов

Тема войны в творчестве В. Быкова. Внутренний мир героев

... повесть «Сотников» В. Быкову был вручен специальный приз католической церкви. Это свидетельствует о том, что общество оценило гуманистический пафос произведения писателя. Все произведения Быкова остаются актуальными и по ... творчества Быкова такова, ... войны. Но психологизм Быкова, с которым он показывает своих героев, всегда будет привлекать читателей современности. Понравилось сочинение ... жизнью. ... про ...

3) война убивает любовь, рушит дружбу (одиночество Наташи Ростовой после смерти Андрея Болконского в романе «Война и мир», потеря Сотниковым друга в повести В. Быкова).

III. Заключение. Выражение собственного отношения к тезису Л. Н. Толстого (своего согласия/несогласия).

Примеры сочинений , Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто… (По страницам литературы XIX–XXI вв.)».

Семь десятилетий, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили нашего интереса к этому историческому событию. Мы снова возвращаемся к тем трагическим временам, но осмысливаем многое уже по-другому. Но, несмотря ни на что, тема памяти, благодарность всем, кто отдал свои жизни за наше счастье, продолжает звучать в литературе. Один из писателей сказал, что «тот народ, который не знает, не помнит своего прошлого, не имеет будущего».

И сегодня в нашу жизнь наряду с традиционными произведениями Ю. Бондарева, В. Быкова, Б. Васильева, А. Твардовского входят «не терпящие полуправды» повести и рассказы К. Воробьева, В. Некрасова, В. Кондратьева.

Среди всех этих книг больше всего взволновала повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой» (1963), воскрешающая события самого тяжелого и трагического периода Великой Отечественной войны. Говоря о теме памяти, хочется вспомнить роту кремлевских курсантов, которые в ноябре 1941 года погибли на подступах к Москве и о которых так незатейливо просто, но в то же время так правдиво написал К. Воробьев.

Эти строки из стихотворения А. Твардовского «Я убит подо Ржевом» (1946), писатель Константин Воробьев взял в качестве эпиграфа к своей повести. И это по-своему знаменательно. Мы вновь и вновь вспоминаем всех тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны.

Рота кремлевских курсантов идет на фронт. «И оттого, – писал Виктор Астафьев, – что она не просто рота, трагедия ее по-особому страшная, и хочется кричать от боли. В иных местах, читая повесть, хочется загородить собою этих молодых ребят, вооруженных «новейшими винтовками СВТ, которые годны были лишь для парадов, и остановить самих курсантов, идущих на позиции с парадным, шапкозакидательским настроением».

Автор то и дело останавливается, чтобы зафиксировать наше внимание то на молодцеватом шаге кремлевских курсантов, идущих почти как на параде, то показывает из безликого множества одно-два веселых лица, то дает нам услышать чей-нибудь веселый мальчишеский голос, то останавливает взгляд на главном герое – Алексее Ястребове, который полон «какого-то необъяснимого, притаившегося, робкого счастья». И рота – отвлеченная армейская единица – становится для нас реальными живыми людьми, которые живут сейчас и радуются жизни. Эта переполняющая героев радость все более усиливает открывающийся на первых страницах трагический контраст. Мы являемся как бы очевидцами двух полюсов жизни: молодой, бьющей через край, и неизбежной, трагической, ведь через несколько мгновений эта рота погибнет. Это противоречие войны, противоестественность ее еще больше усиливаются: ведь мы-то знаем, что скоро беспечной жизни этих мальчишек придет конец, они будут «убиты под Москвой». Война безжалостна и жестока даже к таким наивным «воякам». По неумолимым законам военного времени кремлевские курсанты уже на фронте, но сознание их еще там, дома. Они по-прежнему говорят и думают о мирной жизни, в которой уже им никогда не суждено вновь очутиться. Их сознание еще не перестроилось, потому что слишком отличалась жестокая действительность от привычных сложившихся представлений. Эта «невероятная явь войны» явилась неожиданностью не только для молоденьких курсантов, но и для их командиров. Поэтому-то, наверное, и не смог до конца сориентироваться в сложившейся обстановке смелый и решительный капитан Рюмин, любимец и идеал курсантов, застрелившийся после гибели своей роты.

2 стр., 756 слов

Как война влияет на главного героя повести К. Воробьева «Убиты под Москвой»

... с кремлевскими курсантами...» 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению "Убиты под Москвой": ... герое «какое-то неуемное счастье». Вообще, пейзажные фоны в повести еще резче подчеркивают хрупкость жизни на войне, противоестественность войны. К. Воробьев показывает читателям путь кремлевского курсанта ...

За эти несколько дней войны произойдет очень многое, что перевернет души курсантов. Для них все будет в первый раз. Первый бой и первый убитый враг, настоящий животный страх перед смертью и гибель друзей. Но их первый бой стал для них и самым последним. Рота погибла, попав в железное кольцо немецких танков.

И разве можем мы забыть гибель этих мальчишек, у которых до войны было все: семья, любимые занятия, друзья. До войны эти мальчишки были счастливы. Но война отняла у них самое дорогое – жизнь. Сцена гибели роты описана автором поразительно сильно. Смерть мальчишек в железном кольце немецких танков ужасает своей правдивостью, своим реализмом.

От этой повести, как от самой войны, болит душа, и хочется лишь единственного: чтобы это никогда не повторилось. А значит, нельзя забывать всех тех, кто отдал свои жизни за нас. Да, миллионы людей, как и рота этих кремлевских курсантов из повести К. Воробьева «Убиты под Москвой», погибли. В нашей семье дедушка моего деда тоже воевал, боролся с фашизмом. Мы храним его медали, ведь так важно помнить о тех, кто завоевал для нас мир.

Тема: «Какой опыт дает человеку война?»

В годы войны происходит проверка самого главного: человеческой жизни. С одной стороны, у людей обостряется чувство ответственности за себя и других; с другой – военная машина не щадит никого. Многие советские поэты и писатели, описывая перипетии войны, говорят о подвиге русского солдата, о его непреодолимой воле к победе, о силе духа. Александр Твардовский в своих произведениях не раз обращается к образу человека на войне. А. Т. Твардовский в годы Великой Отечественной войны становится выразителем духа солдат, простого народа. Его поэма «Василий Теркин» помогает людям пережить страшное время, поверить в свои силы, ведь поэма создавалась на войне глава за главой. Поэма «Василий Теркин» писалась о войне, но главным для Александра Твардовского было показать читателю то, как надо жить в годы тяжелых испытаний. Поэтому главный персонаж его поэмы, Вася Теркин, танцует, играет на музыкальном инструменте, готовит обед, шутит – герой живет на войне, и для писателя именно это является очень важным, так как, для того чтобы выжить, любому человеку необходимо сильно любить жизнь.

Сама композиция поэмы также помогает раскрыть военную тематику произведения. Каждая глава имеет завершенную структуру, закончена по мысли. Писатель объясняет этот факт особенностями военного времени: кто-то из читателей может не дожить до выхода следующей главы, а для кого-то не будет возможности получить газету с непрочитанной частью поэмы. В названии каждой главы («Переправа», «О награде», «Два солдата») отражено описываемое событие. Связующим центром поэмы становится образ главного героя – Васи Теркина, который не только поднимает боевой дух солдат, но и помогает людям пережить трудности военного времени.

2 стр., 625 слов

Сочинение великая отечественная война в жизни моей семьи 5 класс

... получал, кормилась вся семья. Моим прабабушкам тоже нелегко пришлось в военные времена. В тылу был свой фронт - трудовой. Одна прабабушка - Василиса - всю войну проработала на оборонном ... Но его дочь, моя бабушка, говорит, что дед не очень любил вспоминать о войне. Иногда, правда, вспоминал о том, сколько пришлось пережить и перенести людям, о голоде. ...

Поэма писалась в сложных полевых условиях военного времени, поэтому язык произведения взят писателем из жизни. В «Василии Теркине» – множество стилистических оборотов, присущих разговорной речи:

Здесь есть и синонимы, и риторические вопросы и восклицания, и свойственные поэтическому произведению, писавшемуся для народа, фольклорные эпитеты и сравнения: «пуля-дура», «Я убитый натощак». Твардовский приближает язык своего произведения к народным образцам, к живым, понятным каждому читателю речевым конструкциям:

Таким образом, поэма как бы в неспешной манере повествует о военных перипетиях, делая читателя соучастником изображаемых событий. Проблемы, поднимаемые писателем в этом произведении, также способствуют раскрытию военной тематики: отношение к смерти, умение постоять за себя и других, чувство ответственности и долга перед родиной, взаимоотношения между людьми в критические моменты жизни. Твардовский беседует с читателем о наболевшем, использует особый художественный персонаж – образ автора. В поэме появляются главы «О себе». Так писатель приближает своего главного героя к собственному мировосприятию. Вместе со своим персонажем автор сопереживает, сочувствует, испытывает удовлетворение или негодует:

Война, описываемая Александром Трифоновичем Твардовским в поэме, не кажется читателю вселенской катастрофой, невыразимым ужасом. Поскольку главный герой произведения, Вася Теркин, всегда способен выжить в трудных условиях, посмеяться над собой, поддержать товарища, и это для читателя особенно важно – значит, будет другая жизнь, люди начнут от души смеяться, громко петь песни, шутить, – придет мирное время.

Какой же опыт дает человеку война? По-моему, война учит человека ценить все, что его окружает, любить жизнь и людей.

Тема: «Почему тема войны не уходит из литературы?»

Великая Отечественная война прошла сквозь судьбы миллионов советских людей, оставив по себе тяжелую память: боль, гнев, страдание, страх. Многие в годы войны потеряли самых дорогих и близких людей, многие испытали тяжелые лишения. Переосмысление военных событий, людских поступков происходит позже. В литературе появлялись и появляются художественные произведения, в которых через призму авторского восприятия дается оценка происходящего в трудное военное время.

Писатель Михаил Шолохов не мог пройти мимо волнующей всех темы, и поэтому спустя 14 лет после Великой Отечественной войны написал небольшой рассказ «Судьба человека». В центре повествования – события военного времени, изменившие жизнь Андрея Соколова – главного героя произведения. В рассказе нет подробного описания военных событий: не в этом задача автора. Цель писателя – показать ключевые эпизоды, повлиявшие на становление личности героя.

12 стр., 5705 слов

«Что важнее: любить или быть любимым?»(по произведению «Герои нашего времени»)

... быть любимым, без этого не построить счастливой семьи, не сберечь её от развала. Но найти свою половинку очень непросто, и, наверное, это всё-таки больше судьба, и усилия человека ... тут не причём. Но так хочется быть счастливым! Другие сочинения: ... вынуждена воспользоваться покровительством богатого кавалера, если имеется ... так, чем навсегда порвать отношения. ...

Важнейшим событием в жизни Андрея Соколова является плен. Именно в плену у фашистов, перед лицом смертельной опасности проявляются различные стороны характера главного героя. Именно здесь война предстает читателю без прикрас, обнажая сущность людей: мерзкий, подлый предатель Крыжнев; настоящий доктор, который «и в плену, и в потемках свое великое дело делал»; «худенький такой, курносенький парнишка», взводный командир. Нечеловеческие муки пришлось пережить Андрею Соколову в плену, но главное то, что он сумел сохранить свою честь, достоинство. Кульминационным моментом повествования является сцена у коменданта Мюллера, куда привели измученного, голодного, уставшего героя, но и там он показал врагу силу русского солдата. Поступок Андрея Соколова поразил Мюллера: «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат».

Война предстает перед читателем без прикрас: после побега из плена, уже в госпитале, герой получает страшное известие из дома о гибели своей семьи: жены и двух дочерей. Тяжелая военная машина не щадит никого: ни женщин, ни детей. Последний удар судьбы: гибель девятого мая, в День Победы, старшего сына Андрея Соколова – Анатолия от руки немецкого снайпера.

Война отнимает у людей самое дорогое: дом, семью, близких, друзей. Параллельно с жизнью Андрея Соколова развивается и сюжетная линия маленького мальчика Ванюши, которого война также сделала сиротой, лишив родных, матери и отца.

Вот какую оценку дает писатель двум своим героям: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…» Война обрекает людей на страдания, но она также воспитывает волю, характер, когда хочется верить, «что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина».

Я считаю, что родине всегда нужны настоящие люди, поэтому тема войны актуальна всегда.

Тематическое направление

«Дом»

«Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

Темы сочинений

1. Хорош ли принцип «моя хата с краю»?

2. Что дом может рассказать о своем хозяине?

3. Теряется ли связь человека с домом, когда он отправляется в странствия?

4. В какой дом хочется приходить снова и снова?

5. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?

6. Как связаны понятия «дом» и «отечество»?

7. Война и дом.

8. Что значит в жизни человека родительский дом?

9. Что в доме самое главное?

10. Дом – это место или люди?

11. Что вас волнует больше: красота интерьера или внутренняя атмосфера, созданная в доме?

12. Может ли человек прожить без Дома?