Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Сочинение
  • Другие
  • Кладовая солнца Пришвина

Главные герои рассказа – брат и сестра, Настя и Митраша. Дети остались без родителей. Они – круглые сироты. Другие жители деревни не оставляли их без внимания и всячески старались помочь им, кто чем мог. Но дети научились жить самостоятельно и оказались довольно хозяйственными малыми.

Этот рассказ повествует о их быте и об одном приключении – как они за клюквой ходили. Брат с сестрой решили набрать этой чудесной ягоды побольше. Вот и вспомнили они рассказ отца о месте, где ее видимо-невидимо. Но путь туда лежал через болото. Его можно было и обойти. Вот тут-то и произошла меж детьми ссора, в результате которой Настя пошла в обход, а брат ее пошел прямо по гибельной тропе и чуть было не увяз в болоте.

К счастью, все закончилось хорошо. Мальчика спасла умная собака. К тому же, он сумел убить волка, которого долго жители деревни изловить не могли. За это прослыл он героем. А ягоды дети набрали.

Этот рассказ не только о приключениях двух сироток. Еще одним действующим лицом выступает в нем сама природа. А все происходящее в нем наталкивает на многие мысли.

Всем нам известно, что природа – наша кормилица. Не зря, кстати, рассказ назван так – «кладовая солнца». Это – те дары, что принимаем мы от природы и они безграничны. Нужно только уметь ими пользоваться. Этому и учит произведение.

Еще, под кладовой здесь понимается и само болото, где скапливается полезное для человека вещество – торф. Однако, все полезное может быть и опасным. Это и показывается автором.

Мальчик чуть не утонул в болоте. А над сестрой взяла верх жадность. Девочка, добравшись до ягодной полянки, это тоже природная кладовая, даже забыла о брате. Она очень сильно увлеклась сбором клюквы.

Но все хорошо, что хорошо заканчивается. Дети получили большой жизненный урок из этого своего приключения. Они поняли, что действовать нужно сообща и тогда можно будет избежать много опасностей. А знания и доверие опыту людей — это то, что всегда поможет.

Вариант 2

Послевоенные годы выдались самыми тяжелыми особенно для детей, а о тех кто остался сиротками и говорить не приходится. В одном селе жили брат с сестрой мать их умерла, а отец погиб на войне. И пришлось детям самим вести хозяйство. Настя вставала ранним утром, готовила, ходила за скотиной, занималась уборкой. Брат научившись у отца мастерить деревянную посуду менял у соседей на что-нибудь нужное в хозяйстве. Сельчане зная как детям трудно приходится, старались помочь, кто чем может.

13 стр., 6210 слов

Образ и характеристика Митраши в рассказе Кладовая солнца Пришвина

... Сочинение Описание Митраши в рассказе Кладовая Солнца Пришвина Митраша – главный герой сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». На момент повествования мальчику 10 лет, у него есть сестра Настя, которая старше брата на два года. Настя с Митрашей ... на фронте. Также читают: Картинка к сочинению Образ и характеристика Митраши в рассказе Кладовая солнца Популярные сегодня темы Произведение Гоголя ...

Вот как-то весной собрались ребята в лес за клюквой, в это время ягода бывает сладкая. Как только сошел снег ее видимо не видимо на полянках, которые называют кладовые солнца. Дети вспомнили про одно место, где этой ягоды можно насобирать целое ведро с одного метра. Сперва они шли вместе пока не дошли до развилки. Там Настя пошла по широкой дорожке, а Митраша выбрал на узкую тропинку. Заблудиться он не боялся, так как взял с собой и компас и даже ружье. За то что мальчик был собранный и всегда старался запастись нужными вещами его прозвали «мужичок в мешочке».

В лесу через который шли ребята жила собака Травка, когда-то она принадлежала леснику, а после его смерти осталась одна. Тоскливо ей было и она частенько выла. Этот вой услышал волк и решил ее поймать, но в тот самый момент когда ее можно было схватить собака помчалась за зайцем.

Митраша шел незаметной тропкой и попал в болото, хорошо сообразил бросить ружье плашмя, на нем и держался пока его случайно не нашла Травка. Тут из-за кустов появился волк, Митраша не долго думая выстрелил и убил его. Пока брат бродил по болоту Настя насобирала ягод.

Вернувшись домой дети рассказали о своем приключении. Мало кто им поверил, но некоторые особо любопытные отправились в лес и привезли волка. Теперь «мужичка в мешочке» зауважали еще больше.

Вовсе не обязательно быть взрослым и опытным, чтобы убить матерого волка с которым не могла справиться специальная бригада, достаточно немного везения.

Сочинение на тему кладовая солнца

Главными героями сказки-были являются Настя и Митраша. Это сестра и брат, оставшиеся без родителей. Соседи придумали им ласковые прозвища – «золотая курочка» и «мужичок в мешочке». На долю детей выпало тяжелое испытание – содержать хозяйство, оставшееся после смерти родителей. Настя и Митраша жили в мире и согласии, поэтому и дела у них спорились – дом в чистоте, скотина досмотрена. Я считаю, что тема дружбы является главной в этом произведении, ведь только вместе главные герои преодолели все трудности.

Внешне дети были очень похожи

друг на друга – оба со вздернутыми носами, все в веснушках. Брат и сестра отличались трудолюбием, умом, хозяйственностью. А вот характеры у них были разные. Митрашу автор описывает как строптивого, а Настю – как покладистую, мягкую, благоразумную. Это и привело к ссоре (хорошо, что сестра была на несколько лет старше брата, иначе они бы часто конфликтовали).

Однажды дети пошли в лес за клюквой. Путь был долгим, трудным. Уставшие ребята присели отдохнуть на Лежачем камне, возле которого росло два дерева. По легенде, много лет назад ветер принес в это место два семечка, они упали в одну ямку и росли вместе.

Корни ели и сосны переплелись как человеческие судьбы. Мне кажется, что автор сравнивал Настю и Митрашу с этими деревьями. Вот почему когда дети поссорились, деревья тоже застонали под порывом ветра, словно поддерживая спор. Рассудительная Настя предложила пойти по одной дорожке, а упрямый Митраша – по другой. Никто не хотел уступать. После короткой ссоры брат и сестра пошли разными путями. Вскоре Настя набрела на целую поляну с клюквой и стала собирать ягоды. Меня очень удивило то, что такая рассудительная девочка при виде богатого урожая забыла даже о собственном брате. Природа старалась напомнить Насте о Митраше. После встречи со змеей и лосем девочка осознала, в какое гиблое место отправился ее брат. Она горько заплакала. Неужели Митраше суждено было погибнуть в беспощадном болоте? Нет. Мальчика спасла дружба, но не между людьми, а между человеком и животным. Он избежал смерти благодаря собаке.

4 стр., 1850 слов

Описание Митраши в рассказе Кладовая Солнца Пришвина

... Сочинения по русскому языку и литературе … Сочинение на тему: «Кладовая солнца» М. Пришвина ... тем самым закончив долгую жизнь волка. Выстрел услышала Настя. Сестра с братом вернулись домой, взяв с собой и собаку лесника. Митраша – сильный и отважный ребенок. ... как жили наши ребята». Настя после смерти ... М. М. Пришвин в своем рассказе показывает, ... интересен? На мой взгляд, это большая редкость. Сочинение ...

Травка вот уже два года тосковала по своему умершему хозяину – старому леснику Антипычу. Животное было очень привязано к человеку. Интересно то, что собака делила всех окружающих на два типа: Антипычи и его враги. Травка просто не умела жить без своего умершего друга. Она настолько привыкла ходить с хозяином на охоту, что продолжала делать это и после его кончины. Можно сказать, что собака жила для Антипыча. Травка привыкла отдавать всю добычу леснику, а когда его не стало, она даже забывала поесть после удачного загона. Митраше повезло, потому что собака приняла его за своего хозяина. Животное помогло мальчику выбраться из трясины, оба были счастливы. Тема дружбы, взаимопомощи раскрывается еще в одном эпизоде. Когда односельчане услышали, что во дворе, где жили Настя и Митраша, утром заревела голодная скотина, они поняли: детей не было дома всю ночь.

Меня приятно удивило то, что люди не остались равнодушны, они были готовы бросить все свои дела и отправиться на поиски брата и сестры. К счастью, маленькие сборщики клюквы сами нашли дорогу домой. После всех выпавших на их долю испытаний дети поняли, что самое главное в жизни – дружба и забота о близких. Настя, которая с такой жадностью собирала клюкву, отдала все ягоды детям, эвакуированным из Ленинграда. Девочке стало стыдно за свое недостойное поведение, она поняла, что самое главное – это хорошие отношения.

Сочинение 3

Перед нами произведение М. М. Пришвина «Кладовая солнца». В нем автор описывает простую красоту русской природы, жизнь и быт осиротевших детей в военные годы. Их мать умерла от болезни, а отец погиб на войне. В наследство детям остались изба и скотина. Девочка Настя приняла на себя хозяйство и старалась всё выполнять. Брат Митраша был младше Насти на два года. Он занимался столярным делом, ходил на общественные собрания. Вместе с сестрой они работали на колхозных лугах. Ребята жили дружно, мирно. Пропитания им хватало от коровы.

Митраша был трудолюбивым, смекалистым и упрямым. Он наставлял сестру. Настя же ласково смеялась в ответ и улыбалась. Она была доброй, мягкой, покладистой, рассудительной девочкой. «Мужичок в мешочке» был невысокого роста и плотного телосложения. У «Золотой курочки» были золотистые волосы и веснушчатое лицо.

Однажды весной дети собрались на болото за сладкой ягодой клюквой. Митраша по-отцовски надел куртку, старую кепку, взял ружье и отцовский компас. Настя повязала полотенцем корзинку через плечо, как делала мать, взяла вареную картошку и бутылку молока. Отец рассказывал детям, что есть чудное место на болоте, палестинка, где растет много клюквы. Путь к этому месту опасен, лежит через Слепую елань. В тех местах много погибло людей и утонуло скота. На Сухой речке бродит старый волк, в деревне его прозвали Серый помещик. Дети не побоялись и ранним утром вышли в путь.

2 стр., 868 слов

Проект по литературе «Проблема взаимоотношений между Настей ...

... природа, соседи, собака Травка и Антипыч и, конечно, родители, советы которых они всё время вспоминают. Всё-таки от воспитания родителей зависит очень многое, порой даже жизнь. М. М. Пришвин на примере Насти и Митраши ...

В лесу на развилке ребята поссорились. Митраша упрямо пошел по опасной дороге, куда указывал компас. Настя всячески пыталась отговорить его и сама пошла по проторенной тропе, куда ходили все бабы. Кто хоть раз ходил за клюквой, знает, на сколько эта ягода притягивает к себе! От ее большого количества в человеке просыпается жадность. Настя, собирая ягоду, совсем забыла про Митрашу. Наткнувшись на змею и подняв голову к верху, она очнулась. Ее пронзил страх за брата, что он голодный и один. Митраша по неосторожности свернул с тропы и увяз в болоте. На счастье его нашла одинокая собака. Он понимал свое положение и стал аккуратно хитростью звать Затравку. Расчетливый план сработал. Затравка вытянула его. Мальчик был мужественным. Когда он увидел в пяти шагах от себя волка, то не растерялся и выстрелил в него в упор.

Много в себе таят лес и болото: и опасность, и пропитание. Те места не зря прозвали Кладовая солнца. По легенде солнышко кормило и питало травку и растения. Умирая, они превращались в торф, что давало плодородную почву другим растениям и запасы горючего. Залежи торфа достанутся человеку в наследство. Этим и богата наша земля.

5, 6 класс

Другие сочинения: ← Сравнительная характеристика Ларры и Данко↑ ДругиеПортрет героя в рассказе Уроки французского →

Анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», план

М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантливый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения не были востребованы в советском обществе.

Идеальными для литературы того времени были произведения, полные высокого гражданского и революционного пафоса, насыщенные социалистическими лозунгами тех лет. Описание событий в романах и других произведениях Пришвина считали попыткой уйти от реальной жизни, от решения насущных проблем о строительстве светлого будущего.

Открытие Пришвина как талантливого художника слова состоялось только в последние десятилетия. На сегодняшний день он является одним из самых неразгаданных писателей.

Важно

Огромное влияние на все его творчество оказала природа его родного края. Родился будущий писатель в имении Хрущево. Именно здесь он приучился слушать и слышать звуки природы, ее порой тихую, а иногда громогласную речь.

Пришвин был очень одарен слухом “к свисту птиц, дыханию трав и мурму зверей”. Он изо всех сил старался передать голос природы, перевести ее на язык человека.

Мы поражаемся этой его способности, читая рассказ “Кладовая солнца”.

Фабула этого произведения довольно проста. Это повествование о жизни и приключении двух маленьких ребятишек, оставшихся сиротами в тяжелые послевоенные годы. Но Пришвин окутывает своих героев такой поэтичной оболочкой, что все происходящее становится похожим на сказку. Именно такой жанр выбирает для своего произведения Пришвин – сказка-быль.

Понятие “сказка” станет центральным в творчестве Пришвина в 20-50-е гг. Для писателя это понятие было той формой художественного повествования, в которой он мог свободно воплотить свои идеалы, изобразить незыблемые законы природы. В “Кладовой солнца” он создает образ идеальной деревни, где все живут мирно, дружно, ладно.

3 стр., 1368 слов

Образ и характеристика Насти из рассказа Кладовая солнца Пришвина

... Образ и характеристика Насти из рассказа Кладовая солнца Несколько интересных сочинений Улица моего детства ... пасть духом. Сочинение про Настю На произведение Кладовая солнца писателя Михаила Пришвина вдохновили ... детях. Настя взяла от своих родителей самое лучшее. От матери добропорядочность, ответственность, а от отца любовь к природе и ко всему живому, усидчивость и хорошее мышление. Автор ...

А небольшая семья – братец Митраша и сестренка Настя – это всеобщие любимцы, это два маленьких солнышка.

“Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Это был мальчик упрямый и сильный.

“Мужичок в мешочке”, – улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. “Мужичок в мешочке”, как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх”. Автор любовно описывает своих героев и наделяет их милыми именами.

И это тоже отчасти напоминает сказку.

И вот наши маленькие герои собрались в далекое путешествие к палестинке, о которой они знают по рассказам отца. Это напоминает присказку: “пойди туда, не знаю куда”.

Дети попадают в огромную сказочную страну, где каждый кустик, каждая птица обладает способностью говорить и мыслить.

Автор помещает нас в чудесный мир природы, при этом он изо всех сил старается показать родство человека с этим природным миром: “бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное. Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

  • Тэк-тэк! – чуть слышно постукивает огромная птица глухарь в темном лесу.
  • Шварк-шварк! – дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.
  • Кряк-кряк! – дикая утка кряква на озере.
  • Гу-гу-гу… – красивая птичка снегирь на березе”.

Совет

Автор предстает здесь как человек с тонким слухом, способный услышать и понять чудесный язык птиц, растений и животных. Пришвин использует самые разнообразные средства художественной выразительности.

Но самый главный прием, с помощью которого оживают на страницах произведения герои мира природы, – это олицетворение. Способностью размышлять обладают в сказке-были не только животные, но и птицы, и даже деревья.

Пример 1

М. М. Пришвин – замечательный писатель, создатель разных историй для детей. Сказка-быль “Кладовая солнца” – одно из самых ярких его произведений, являющихся кладезью интересной и поучительной информации. Мы видим, как автор описывает красоту родного края, взаимоотношения людей между собой, а также отношения человека к природе.

Героями истории являются брат и сестра, осиротевшие во время Отечественной войны. Все заботы о хозяйстве ложатся на их хрупкие детские плечи. Однако дети не опускают руки и берутся за работу. Автор тем самым учит нас, что нужно не бояться трудиться, даже если сложно, и тогда все получится. Однажды дети идут в лес за клюквой, но когда им предстоит выбор, идти по проторенной тропинке или по скрытой, Митроша упрямится и не хочет туда, куда ходят все, потому что ягод в том месте не будет. Настя же, наоборот, боится затеряться в неизведанном месте. В итоге ребята расходятся. Митроша из-за своего упрямства попал в болото. Повезло мальчику, что собака Травка, у которой умер хозяин, жила в лесу и почуяла человеческую беду. Она помогла Митроше выбраться из западни. А если бы дети сразу договорились друг с другом, то и не случилось бы беды. Пришвин хочет убедить нас в том, что нужно уметь находить компромисс, стараться прислушиваться друг к другу, и тогда можно будет избежать многих проблем. Мы, конечно же, понимаем, что дети – это все лишь на всего дети, им трудно удержаться от азарта и не сделать вид, что они знают всё лучше всех. Ведь даже взрослые иногда забываются и могут начать спорить. Однако нужно всегда стараться сохранять ясность мысли, потому что иначе можно угодить в беду.

13 стр., 6439 слов

Кладовая солнца история травки . Характеристика героя Травка, ...

... царит спокойная погода. помогите написать сочинение по повести пришвина «кладовая солнца» — история собаки травки. Антипыч, хозяин Травки, говорил, что надо жить по правде. А правда заключалась в том, что собака и ее хозяин жили друг ...

Герои тем не менее проявили смекалку, что помогло выпутаться из беды. Собака Травка приняла мальчика за юного Антипыча, ее прежнего хозяина, чем Митроша успешно и воспользовался. Мы видим, что человек относился к животному по-доброму на протяжении многих лет, и даже после того, как хозяина не стала, собака искала его в каждом человеке. Животное привыкло помогать людям, и поэтому почуяла беду, когда мальчик угодил в болото. Нужно стараться относиться к животным и к природе бережно, и тогда они ответят нам тем же.

Нам, городским жителям, очень интересно и познавательно читать такие истории. Мы видим лося и змею, путешествуем по лесу в поисках ягод. Автор так подробно описывает лес, деревья, которые растут там, поведение животных, что нам хочется тоже оказаться на месте героев и вдохнуть чистый сельский воздух. Пришвин пытается передать нам свою любовь к природе и хочет, чтобы мы тоже прониклись этим чувством и старались относиться бережнее к окружающей среде.