ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА “НЕДОРОСЛЬ”

Сочинение

Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” по праву считается вершиной русской драматургии XVIII века. Сохраняя некоторую связь с тради­ционными литературными жанрами и стилями, “Недоросль” является глубоко новаторским про­изведением. Своеобразие комедии Фонвизина проявляется и в языке, и в оригинальности со­зданных автором образов, и в многообразии тем, и в злободневной проблематике.

Но в первую оче­редь новаторство писателя выразилось в самом жанре произведения.

“Недоросль” – первая социально-политичес­кая комедия

на русской сцене. В ней соединились яркие правдивые картины жизни поместного дворянства и страстная проповедь просветитель­ских идей об обязанностях правительства. Осме­яние помещичьих нравов, тупости, трусости со­седствует здесь с гневным обличением пороков самодержавного строя.

Благодаря умелому ис­пользованию многочисленных художественных приемов, автору удалось превратить усадебный уголок поместного дворянства в общественную трибуну и с помощью иронии и сарказма осудить с этой трибуны “злонравия достойные плоды”.

В литературных произведениях, относящих­ся к концу XVIII века, проблема

взаимоотноше­ний человека и общества поднималась неоднок­ратно. Но если главной задачей писателей-классицистов было создание конкретных черт харак­тера и демонстрация проявления этого характе­ра в существующих социальных условиях, то Фонвизин ставил перед собой совершенно другую цель. Он стремился выявить роль обстоятельств в жизни человека и общества, раскрыть сам про­цесс формирования характера. При этом каждый его персонаж имеет свое, индивидуальное лицо, свою историю, свою судьбу.

Рисуя типичные об­разы помещиков, писатель в то же время наделя­ет всех героев яркими отличительными чертами. Он показывает многообразие человеческих ха­рактеров и судеб, разницу не только между клас­сами и сословиями, но и между отдельными пред­ставителями одного класса.

Так в комедии “Недоросль” появляются злоб­ная и жестокая Простакова и хитрый, наглый Скотинин; униженный, но не сломленный, на­родный умелец Тришка, гордый учитель Цыфиркин и рабски преданная жестоким хозяевам слу­жанка Еремеевна; осуждающий злоупотребления помещиков, гордящийся своей должностью Ста­родум и живущий только по велению сердца, стремящийся к исключительной справедливости Правдин.

6 стр., 2947 слов

Основной смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина

... Митрофанушка – это сатирический персонаж, который олицетворяет молодое поколение того времени. Позднее это имя стало нарицательным, но тем не менее стоит узнать, каково истинное значение имени Митрофан. Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» ...

Все эти герои обладают не только индивиду­альными чертами характера, но и своим собствен­ным, отличным от других персонажей языком. В области комедийного языка Фонвизин совер­шил настоящий переворот. Речь его героев тесно связана со спецификой образа. “Скот”, “мошен­ники”, “канальи”, “воры”, “скверная харя”, “со­бачья дочь” – вот типичные выражения озверев­шей крепостницы Простаковой. “Индо пригну­ло дядю к похвям потылицею” – наглядный при­мер народной речи, характерной для крестьян. “Я те бельмы то выцарапаю… У меня и свои заце­пы востры!” – угрожает Еремеевна Скотинину. “Тщетно звать врача к больным неисцельно”, – подобными афоризмами наполнена речь Староду­ма, наиболее приближенная к книжному слогу.

Правдин широко использует в своем языке кан­целяризмы, а для Софьи и Милона характерны сентиментальные обороты: “тайна моего сердца”, “таинство души моей”.

Комедия “Недоросль” – многотемное и много проблемное произведение, в котором автор под­нял самые злободневные вопросы: о неуклонном исполнении “должности” каждым гражданином, о характере семейных отношений, о несправед­ливости крепостного права, о воспитании, о фор­ме государственной власти. Все эти темы нераз­рывно связаны между собой и взаимообусловле­ны. Таким образом, писатель впервые в русской литературе показал не одну сторону жизни обще­ства, а саму жизнь, во всей ее сложности и про­тиворечивости. Его герои делятся не только на положительных и отрицательных.

В комедии представлены и персонажи, обладающие и теми и другими чертами: Цыфиркин, Кутейкин, Вральман, Еремеевна. К тому же, в отличие от предшественников, Фонвизин окружает своих героев их привычной обстановкой, сохраняет все традиции и обычаи их жизни. Хотя мы и не ви­дим здесь специального описания бытовой обста­новки, но подробности быта незаметно, сами со­бой проступают из каждой сцены.

Примерка каф­тана, подготовка к “сговору”, учебные занятия Митрофана – все это типичные черты русской дворянской жизни xviii века.

Высмеивая дворянство, писатель не только показывает его пороки, как это делалось и до него, но вскрывает сами причины этих пороков. В первую очередь, он касается здесь вопроса про­свещения, которому отводит немаловажную роль в развитии как отдельной личности, так и всего общества. Общество, по мнению автора, создано для мыслящих, просвещенных людей, уважаю­щих законы и помнящих о своем долге.

Но мно­гие дворяне в умственном и гражданском разви­тий стоят так низко, что их можно сравнить толь­ко с животными. Именно поэтому госпожа Про­стакова все время сравнивается с собакой, даже сама о себе говорит: “Слыхано ли, чтоб сука ще­нят своих выдавала?” или: “Ах я, собачья дочь!” В образе же Скотинина постоянно просматривают­ся сравнения со свиньями: “Люблю свиней… – признается он, – а у нас в околотке такие круп­ные свиньи, что нет из них ни одной, котора, встав на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целою головою”. А своей сестре, Простаковой, он говорит: “Нет, сестра, я и своих поросят завести хочу”.

14 стр., 6964 слов

Анализ комедии недоросль фонвизина

... и нравственным достоинствам. Но Д.И. Фонвизин, сохраняя три единства драмы (времени, места, действия), все же во многом отходит от требований классицизма. Пьеса «Недоросль» — это не просто традиционная комедия, основу ...

Так же приравнивается к животным и Митрофан: “Аз есмь скот, – читает он по часос­лову, – а не человек”.

Анализируя жанр произведения Фонвизина, Г. А. Гуковский называл его “полукомедией, полудрамой”. И действительно, комедия “Недо­росль” содержит в себе многочисленные черты западноевропейской “мещанской” драмы. Сам писатель указывал, что видит во французской комедии “возможную степень совершенства”, и, соединив ее с русской драмой, он сумел создать совершенно неповторимое и оригинальное произ­ведение, в котором просматриваются трогатель­ное, комическое и моралистическое начала.

Выс­меивая пороки помещичьего класса, автор показывает глубоко трагическое крушение человечес­ких отношений, разрушение самого института семьи, где у детей отсутствуют какие-нибудь при­знаки уважения и любви к родителям. Показы­вая отношение Митрофана к матери, драматург стремится вызвать у зрителей даже некоторую жалость к жестокой и своенравной помещице Простаковой.

Художественное своеобразие “Недоросля” не укладывалось ни в рамки классицизма, ни тем более в рамки сентиментально-романтического направления. Здесь прослеживается поиск иных, совершенно новых, неизвестных до тех пор прин­ципов и приемов создания художественного про­изведения. Картины объективной действительно­сти в широком ее охвате, создание типических и в то же время индивидуальных образов, живой, социально и психологически мотивированный язык действующих лиц – все это свидетельство­вало о начале формирования нового направления в литературе – критического реализма.

Комедия Фонвизина явилась значительным этапом в истории русской драматургии. Именно с нее началось развитие русской общественной комедии. А созданные автором яркие, колорит­ные образы стали нарицательными и пережи­ли свое время.

Историческое значение произведе­ний Д. И. Фонвизина наиболее точно определил А. С. Пушкин, назвав великого драматурга “са­тиры смелым властелином”, “другом свободы”. До последнего дня писатель сохранял верность выбранному пути, продолжал поиски новых тем, образов, жанров, чтобы с их помощью донести до людей основные причины упадка и деградации об­щества.

Глоссарий:

  • сочинение на тему недоросль
  • сочинение на тему Фонвизин недоросль
  • сочинение на тему недоросль фонвизин
  • сочинение на тему фонвизина недоросль
  • какие пороки высмеивает фонвизин в комедии недоросль
  • Глоссарий  1Глоссарий  2Глоссарий  3Глоссарий  4Глоссарий  5

(No Ratings Yet)

6 стр., 2599 слов

Грустный смех фонвизина в комедии недоросль

... сочинения Характеристика героев в комедии «Недоросль» (таблица) Как и было принято в классицизме, герои комедии «Недоросль» чётко делятся на ... […] Сочинение на тему: «В ... недоросль. Но детство проходит, и придёт время идти на государственную службу. Чего ожидать от таких Митрофанушек? Фонвизин, конечно же, высмеивает невежество, лень, жадность дворян. Но смех ... русской ... учителю обращается со словами: ...