СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ
На тему: ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА
Я в честь твою поклон отдам;
Ты – Песнь России, Славы Храм,
Ты Луч Любви из сердца льешь,
Ты Мира Свет во Тьму несешь…
Добреет зло…
О, Пушкин, Гения чело!
Ровно двести лет назад зажглась яркая звездочка, призванная историей и временем утвердить на Земле доброту и сердечное тепло, которого ныне так не хватает на нашей планете, а вместе с тем, одновременно, сказать решительное НЕТ черным силам зла и бездуховности.
Жизнь великого поэта оборвалась, а сказки его остались, лучиком любви и света ласкают каждого из нас, греют нам душу, учат добру и справедливости.
Я не знаю ни одного человека, кто бы не слышал об Александре Сергеевиче Пушкине, не читал его добрых и мудрых сказок..
В Пушкинских «Сказках» не только широта, размах, простодушная мудрость, философский смысл. Сказки, взятые вместе, представляют собой некий цельный процесс, процесс столкновения, взаимодействия и борьбы двух начал: Света и Тьмы, Добра и Зла.
Кто сегодня не читал этих мудрых сказок?
Чью душу и сердце не тронут эти поэмы, воспевающие добро и свет?
Могут ли эти стихи, наполненные любовью ко всему живому на земле, оставить кого-нибудь равнодушными?
Нет! И еще раз нет!
Погружаясь в мир славных сказок А.С.Пушкина, добрый человек поспешит делать добро, а злой задумается над тем, что творит, и станет чуточку добрее и милосерднее.
Сказочник не отрицал одновременного существования на одной страничке добрых и злых персонажей: злая алчная старуха и всепрощающий старик с милосердной золотой рыбкой; из трех девиц под окном только одна излучает доброту, мир и покой, а две остальные переполнены злобой; доброму, любящему, доблестному, славному герою Руслану противопоставляется черная сила в образе кровожадного колдуна Черномора.
Хочется отметить, что А. С. Пушкин понимал, что зло не существует само по себе, а есть лишь тень света, без которой свет не мог бы существовать бы даже в наших представлениях. Зло, как «противник», противодействующая сторона, необходимо для более яркого проявления Добра, как холод для большей оценки тепла.
Жанровая специфика литературной сказки
... для взрослых». Для написания данной курсовой работы автор ставит перед собой следующие задачи, которые будут раскрыты в работе: определить жанровую специфику литературной сказки, отметить особенности литературного процесса 20-30-х гг., ...
Если бы старуха была чуткой и благородной, разве бы мы узнали, как благородна и щедра Золотая Рыбка?
Если бы колдун Черномор был не так кровожаден и мстителен, разве бы мы увидели красоту подвига Руслана?
Если бы надменная красавица царица стала для молодой царевны доброй и любящей матерью, разве бы мы поняли всепрощение, кротость, смиренность и милосердие девушки?
Только на фоне злого Зла заметно доброе Добро. И молвит зеркальце:
- Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее…
- ..Добро красиво и совершенно. Добро, светящееся изнутри, красит и внешность, да так, что «не можно глаз отвесть»:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
У Царевны-Лебеди. Да царевна из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» «на свете всех милее, и румяней и белее».
У Людмилы нежной красоты «стройный стан и кудри золотые, две ножки – чудо из чудес».
И даже добрая щедрая рыбка у Пушкина не простая, а Золотая!
А зло всегда уродливо: кривая повариха и с волдырями баба Бабариха глядят «злыми жабами» в «Сказке о царе Салтане», а злой колдун из сказки «Руслан и Людмила» и вовсе карлик и горбун!
При виде зла даже мутится и чернеет синее море:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так и воем воют.
Становясь жертвой злобы, гаснет на земле краса…
А.С.Пушкин о серьезной проблеме Добра и Зла говорит аллегориями. Лебедь и Коршун из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь» Добро и Зло, вечная борьба Света и Тьмы. Но вот стрела справедливости запела, и зло наказано – «коршун в море кровь пролил». И тут Лебедь – птица молвит:
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом.
Прав великий Конфуций: «За добро надо платить добром, а за зло – по справедливости».
Зло наказано: ужалены мошкою до безобразия три заговорщицы под предводительством бабы Бабарихи; сидит старуха у разбитого корыта; лишился бороды, а вместе с ней и силы, грозный злодей-мучитель горбатый карлик Черномор…
А вот в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» никто не наказывается: царица сама умирает, а Чернавку, дважды предавшую – сначала царицу, а потом царевну, мы презираем.
Но все же Добро чаще прощает. Даже козни злых баб, которых на радостях мы вместе с Салтаном отпускаем с миром домой!
А Зло прощать не может. Оно завидует, злится и мстит.
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене.
В «Сказке о мертвой царевне»:
… царица злая
Про царевну вспоминая,
Не могла простить ей,
…. Долго дулась и сердилась.
И все-таки умерла с тоски.
Злой дух тревожил и смущал тоскующую душу Рогдая из поэмы «Руслан и Людмила», и пасмурный витязь шептал:
Убью! … Преграды все разрушу…
Руслан!.. Узнаешь ты меня …
Теперь-то девица поплачет…
…Досада, изумленье, гнев
По Сказке о мертвой царевне Пушкина 5 класс
... выделить «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». Сказка повествует о борьбе двух героинь между собой. Первая олицетворяет добро, вторая – зло. Первая героиня – прекрасная молодая царевна, которая по ... самое главное, то, что добро победило! Сочинение по сказке Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях – это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви. История начинается ...
В его чертах изобразились;
- Скрипя зубами, онемев….
Бесился от злобы Рогдай. Он не мог простить.
Нужно ли отвечать злом на зло? Нет, так как это лишь приведет к увеличению общего количества зла на планете.
Нельзя бороться против зла методами зла, но это не значит, что со злом не надо бороться вовсе. Нельзя быть покорной Чернавкой, стать предателем, подчиняясь злому приказу. Нельзя быть бесхребетным добряком, как старик из грустно-протяжной «Сказки о Рыбаке и Рыбке», выносить побои и оскорбления, унижения пощечинами и насмешками, потакая во всем своей сварливой, алчной старухе, позволяя ей безнаказанно набирать силу и творить зло.
Вспомним строки из этой сказки:
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Мы своим молчанием и равнодушием попускаем зло, а сами потом плачем и негодуем, откуда берутся злые люди. Если за зло платить добром, то, что же у нас останется, чтобы заплатить за добро?
Со злом надо бороться, но без злобы и ненависти в сердце, как показывает это в своих сказках А.С.Пушкин. Мудро поступила Золотая Рыбка, «лишь хвостом по воде плеснула». И справедливость свершилась под унылый и грозный шум моря:
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
У зла есть две руки. Это ложь и страх. Вспомним «Сказку о царе Салтане»:
Допьяна гонца поят,
Обобрать его велят
И в суму его пустую
Суют грамоту пустую.
Пошли на обман ткачиха с поварихой; бесчестный изменник Фарлаф – «княжны искатель недостойный». Для обмана переоделась в нищую старушонку Чернавка, надеялась на доброту, жалостливость и милосердие молодой царевны. Внушает страх, переполненный злобой «пасмурный» Рогдай и злой, свирепый колдун в поэме «Руслан и Людмила».
Но противостоять злу можно двумя «мечами»: знанием (умом, смекалкой) против лжи, и силой против страха.
Вспомним «Сказку о попе и его работнике Балде» с ее грубоватым юмором, в которой прославляются ум и смекалка простого добряка и наказывают корыстолюбие, один из аспектов зла.
Пошел на хитрую уловку царь Гвидон, обернулся комаром, затем мухой и шмелем, чтобы наказать зло и восстановить справедливость для торжества добра.
Добро всегда торжествует: и на веселом пиру у царя Салтана, и в гриднице высокой у Владимира.
« И тайных чар исчезла сила».
«Настанет мир, погибнет злоба», — утверждает А.С. Пушкин. И останется зло у разбитого корыта.
Даже силы природы служат добру: и красно солнце, и круглолицый месяц, и бесстрашный ветер помогает царевичу Елисею. И вольная волна выплеснула на сушу бочку с матерью и младенцем.
Где грань между добром и злом?
В каждом человеке самым причудливым образом перемешаны добро и зло. Те, у кого явленным становится положительный плюс – добро, называется в народе добрыми людьми. Негативный плюс – зло – у них скрыто, но это не значит, что его нет, иначе, чем можно объяснить, что добрый любящий царь Салтан в гневе может «начудесить»: повесить гонца за недобрую весть.
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить
Но смягчился, на сей раз.
И в душе Чернавки, согласившейся на злое дело по приказу мачехи, все же теплится крохотный лучик доброты:
«Добро и зло в сказках Пушкина» — 4 класс
... ему советом и волшебством. Сказка заканчивается хорошо для всех героев, потому что - добро всегда побеждает зло. *** Примечание Уважаемые ученики, сочинение на тему "Добро и зло в сказках Пушкина" для 4 класса публикуется ...
Та, в душе ее любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, бог с тобой».
В каждом из нас есть добро и зло. Граница между добром и злом проходит через сердце человека, через его душу. И у каждого из нас есть возможность сместить эту границу в ту или иную сторону. Поэтому спеши делать добро, иначе начнешь творить зло. Именно это хотел сказать нам великий А.С.Пушкин своими чудесными сказками.
Кто-то сказал, что у гениальных людей есть только одна дата, дата рождения их таланта. Ровно двести лет назад зажглась яркая звездочка Доброты, Мира и тепла, и ее светлый луч с нежностью и любовью заглядывает в каждый дом, в каждую колыбель, и льются строки Неся Гармонию и Покой:
- У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том…