По повести Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков»

Сочинение

К жемчужин народного творчества

Мы живем в конце XX века, и сейчас происходит процесс, который рассматривает как закономерное явление на новом утечки спирали экологизация общества, возвращение к симбиоза человека и природы, возвращение народов к своим этническим верь. Поэтому и не случайно, что мы все чаще перечитываем, переосмысливаем нашу историю, обращаемся к достопримечательностям нашего прошлого, чтобы понять утраченное и то, чем обогатились, с удивлением открываем для себя глубинные традиции наших предков, их врожденную мудрость, гармонию единения с космосом , которую почти потеряли.

Бесспорно, помогают в этом и литературные шедевры, к числу которых с гордостью относим повесть М. Коцюбинского «Тени забытых предков».

Произведение помогает нам окунуться в волшебный мир величественной и таинственной природы Карпат, понять своеобразный характер гуцулов — этого оригинального народа с богатой фантазией, что создал множество прекрасных сказок, сохранил предания и легенды, создал целый мир символов, которые помогают жить в вечной гармонии с природой.

Прежде чем начать работу над произведением о гуцулов, Коцюбинский дважды приезжал в Карпаты, чтобы лучше узнать жизнь людей этого края, где люди словно срослись с природой, с которой черпали все новую и новую жизненную энергию, а особенности горного края положили определенный отпечаток на их психологию, быт, обычаи. Писатель заметил, что гуцул всю жизнь, до самой смерти, проводит в борьбе со злыми духами, населяющих леса, горы, воды. Гуцулы верят, что есть люди, которые знают мир духов и умеют гадать, верят в силу слова, в волшебников, вызывающие бурю, град, громы. Поэтому не случайно в повести живут и нявки (нимфы), и Чугайстер — мохнатый лесной человек, был «смертью для нимф», и градивник Юра, который отвлекает грозовые тучи, и ведьма Хима, не раз делала вред Ивановой скоту. Названные образы не является самоцелью для Коцюбинского. Демонология, возникшей на основе первоначальной веры в духов, занимает немалое место в жизни гуцула. Поэтому автор и предоставил ей в повести много внимания. Демонология в повести — это не только остатки прошлого, но и настоящее мировосприятия гуцула — современника Коцюбинского.

На основе фольклорного материала Коцюбинский показывает соблюдения гуцулами обычаев, обрядов во время различных праздников, гадания, якобы помогало в борьбе со злыми духами, которые должны помешать хозяйству гуцула и даже его жизни. В произведении описываются обычаи и обряды гуцулов, соблюдение которых обеспечивало благополучие или успех в газдуванни (обход вождем полонины, на которую должны ступить овец зажигания вождем «живого огня», доения молока и добычи будзу (сыра), взращивание скотинки, чтобы «не заболела , чтобы никто не сглазил … », гадание Палагни на Юрия — праздник весны, радости и солнца.

1 стр., 390 слов

Повесть жизнь иначе

... остроумная история с неожиданной концовкой, а как подлинный случай из жизни какого-либо реального исторического лица. Повести XIX-XX вв. очень пестры и разнообразны по содержанию. Они занимают ... времени стали по содержанию гораздо разнообразнее: бытовыми, сатирическими, историческими. Таковы “Повесть о Ерше Ершовиче”, “Повесть о Шемякином суде”, “Повесть о Петре и Февронии”. В основе почти каждой ...

Осознание единства с природой порождало стремление жить богатой духовной жизнью. Природа и любовь помогали раскрыть и развить лучшие стороны человеческой души, которая должна слышать не только мелодию гор, лесов, ручьев и водопадов, но и способна творить свою музыку. Вот почему всю жизнь гуцула, чаще беспокойное, сопровождает коломийка — один из самых распространенных уснопоетичних жанров на Гуцульщине. Писатель вводит в текст повести и любовную, и бытовую коломыйку, подает их как запев до отдельных эпизодов, вводит в диалоги, вплетает время от времени в свой рассказ.

При встрече с Маричкой Иван играет мелодию неизвестной песни. С его сетевой дудки «… с горы на гору, с поточку в поточок — порх коломийка, такая легкая, прозрачная, что слышно, как от нее за плечами треплют крылышки …»

Ой, прибежала с полонины

Белая овца —

Люблю тебя, красивая, люблю,

Да и твои словечка …

Повесть дает прекрасную возможность убедиться в том, что частушки лучше передавали душевное состояние их создателей.

«Тени забытых предков» М. Коцюбинский заканчивает описанием оригинального погребального обряда, на который собирается молодежь повеселиться. Этот погребальный обычай имеет определенный философский смысл, показывает триумф жизни над смертью, является проявлением мировоззрения народа. Гуцул не хочет долго задумываться над смертью человека, оплакивать умершего.

Заключительная сцена повести изображена в духе народного творчества. Оптимистично заканчивается грустный рассказ о главном герое произведения, которым писатель сумел воскресить образ «забытого предка», показать место мифологии в жизни крестьянина.

Таким образом, фольклорная основа повести дала М. Коцюбинскому возможность нарушить важные философские проблемы: что такое настоящая красота, смысл человеческого бытия, потенциальные возможности народа, высокая мораль.

Плач трембит над горами и долинами … (По рассказу М. Коцюбинского «Тени забытых предков»)

Гуцульщина — своеобразный, сказочный, таинственный и впечатляюще край, который изображен в произведениях выдающихся украинских ученых и писателей Владимира Шухевича, Василия Стефаника, Гната Хоткевича, Владимира Гнатюка. Именно последний начал знакомить М. Коцюбинского с 1902 года с литературой о Гуцульщине, в частности, коломыйками. В 1910 году великий солнцепоклонники впервые поехал в Карпаты. Русскому писателю Максиму Горькому М. Коцюбинский позже писал в письме: «Гуцулы — оригинальнейший народ с богатой фантазией, со своеобразной психикой … Христианством он воспользовался только для того, чтобы украсить языческий культ».

После впечатлений от путешествия по необычном края появилась повесть «Тени забытых предков». Сюжет произведения, на первый взгляд, очень прост. Враждующие семьи Палийчуков и Гутенюкив стали на пути пылкой любви Марички и Ивана. Впоследствии девушка утонула во время наводнения, Иван, страдая, не находил себе места. Попытка найти утешение с Палагна оказалась неудачной. Иван начинает искать бред в образе Марички, срывается со скалы и погибает.

6 стр., 2905 слов

Солженицын, Анализ произведения Один день Ивана Денисовича, План

... произведение. Сочинение на тему Один день Ивана Денисовича Сочинение по Солженицыну Один день Ивана Денисовича следует начать с того, что речь в произведении ... «Один день Ивана Денисовича» анализ его ... любовь к ближнему, вера в Бога. Автор только поднимает острые для его эпохи вопросы, выводы же читатель должен сделать сам. Идея рассказа Сочинение по рассказу Солженицына “Один день Ивана Денисовича ...

Какой же сказочный мир украинской природы открывается перед читателем! Поэтому видеть в произведении только колоритно изображенные образы нельзя. Мы любуемся прекрасными картинами природы, где ведут вековую борьбу живая и божественная силы, где обожествляется людьми Солнце — небесное светило, от которого зависит органика всего живого. Одухотворенными выступают в произведении и лес, и горы, и Черемош. Поэтому и воспринимается мир как величественный гимн не столько человеку, сколько природе. А люди, их чувства является лишь частицей этого огромного, сказочного, таинственного мира.

Раздается только причитания трембит по горам и долинам, от земли к небу о трагической любви Ивана и Марички. Плачет горная величественная природа, ибо это человеческими отношениями нарушена гармония. Поэтому люди должны страдать. Гармония душ, чувств, связей — явление довольно редкое. Поэтому чаще всего он находит свое выражение во многих легендах, мифах. Человек мечтает о победе добра над злом, жизни над смертью, светлого над темным, настоящего над искусственным. Но как часто мечты остаются только на уровне марева, заставляющие искать выход из обыденщины выдумкой фантастических существ: черт, злых духов, Ариднык, леших, чугайстыра, мавок.

Когда человек ощущает гармонию мира наиболее ярко? Чаще всего в песне. Волшебные звуки мелодий затрагивают нежные струны сердец, заставляя их сжиматься от трогательной сказания о человеческие беды и страдания. А в произведении М. Коцюбинского звучат веселые песни во время похорон Ивана, который усмихаен.ся возможности соединиться духовно с любимым Маричкой, а, может, освобождению от поиска спокойствия в обыденщине. Так М. Коцюбинский развивает в произведении «Тени забытых предков» тему единства человека и природы через показ трагической любви, о котором кричат трембиты, заставляя задуматься над местом каждого в этом бурном, неожиданном, волшебном мире.

и на пути пылкой любви Марички и Ивана. Впоследствии девушка утонула во время наводнения, Иван, страдая, не находил себе места. Попытка найти утешение с Палагна оказалась неудачной. Иван начинает искать бред в образе Марички, срывается со скалы и погибает.

Какой же сказочный мир украинской природы открывается перед читателем! Поэтому видеть в произведении только колоритно изображенные образы нельзя. Мы любуемся прекрасными картинами природы, где ведут вековую борьбу живая и божественная силы, где обожествляется людьми Солнце — небесное светило, от которого зависит органика всего живого. Одухотворенными выступают в произведении и лес, и горы, и Черемош. Поэтому и воспринимается мир как величественный гимн не столько человеку, сколько природе. А люди, их чувства является лишь частицей этого огромного, сказочного, таинственного мира.

Раздается только причитания трембит по горам и долинам, от земли к небу о трагической любви Ивана и Марички. Плачет горная величественная природа, ибо это человеческими отношениями нарушена гармония. Поэтому люди должны страдать. Гармония душ, чувств, связей — явление довольно редкое. Поэтому чаще всего он находит свое выражение во многих легендах, мифах. Человек мечтает о победе добра над злом, жизни над смертью, светлого над темным, настоящего над искусственным. Но как часто мечты остаются только на уровне марева, заставляющие искать выход из обыденщины выдумкой фантастических существ: черт, злых духов, Ариднык, леших, чугайстыра, мавок.

2 стр., 864 слов

Любовь к природе — -рассуждение

... в груди. Однако, любование и любовь – вещи разные. Настоящая любовь проявляется в поступках. А именно, в защите и заботе. Это относится и к природе. В ... начать заботиться друг о друге. ` Любовь к природе Популярные сочинения Сочинение по литературе [Электронный ресурс]//URL: ... уходят в прошлое и самые лучшие мультфильмы остаются навсегда в нашем сердце. В данном произведении ...

Когда человек ощущает гармонию мира наиболее ярко? Чаще всего в песне. Волшебные звуки мелодий затрагивают нежные струны сердец, заставляя их сжиматься от трогательной сказания о человеческие беды и страдания. А в произведении М. Коцюбинского звучат веселые песни во время похорон Ивана, который усмихаен.ся возможности соединиться духовно с любимым Маричкой, а, может, освобождению от поиска спокойствия в обыденщине. Так М. Коцюбинский развивает в произведении «Тени забытых предков» тему единства человека и природы через показ трагической любви, о котором кричат трембиты, заставляя задуматься над местом каждого в этом бурном, неожиданном, волшебном мире.