“Лебединое озеро”. Балет-симфония
Первая премьера
В 60–70-х годах XIX века музыка для балета считалась вещью второстепенной и лишь сопровождала танец артистов.
И когда в 1875 году за сочинение партитуры для новой московской постановки взялся симфонист Пётр Ильич Чайковский, для балетного искусства началась новая эпоха.
Впервые танец стал подчиняться музыке, требуя нового подхода к средствам хореографической выразительности
В основе либретто (сюжета) лежит немецкая легенда о принцессе Одетте, превращённой злым колдуном в лебедя. Лишь по ночам Одетта становится девушкой.
Разрушить заклятие, наложенное Злым гением, может только человек, который полюбит Одетту и будет ей верен. Но если обет любви нарушится, она навсегда останется птицей.
В Одетту влюбляется принц Зигфрид, которому как раз пришла пора жениться. Однако тёмные силы в лице Злого гения и его дочери Одиллии не намерены позволить героям быть вместе
В 1877 году в Большом театре состоялась . За хореографию отвечал чешский балетмейстер Вацлав Рейзингер. Критики приняли балет прохладно, называя танцы скучными и казёнными, а сюжет — перегруженным.
Постановка не удалась, однако спектакль оставался в репертуаре театра ещё довольно долго — шесть лет, и был поставлен 39 раз.
Расцвет
Настоящий же триумф «Лебединого озера» случился после смерти Чайковского. В 1895 году петербургские балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов представили публике новую редакцию спектакля. Петипа работал над первой и третьей картинами, Иванов — над второй и четвёртой. Модест Чайковский — младший брат Петра — отредактировал либретто.
Так балет обрёл те драматургию и хореографию, которые сегодня считаются эталоном. Главную партию танцевала итальянская виртуозка Пьерина Леньяни. Постановка имела огромный успех как у публики, так и среди критиков.
Лебединое озеро чайковский
... В. М. Чабукиани); Ереван (в 1940 году балетмейстером Л. М. Лавровским). В Европе балет «Лебединое озеро» многократно ставился на музыку П. И. Чайковского. Среди постановок: 1911, Нью-Йорк — балетмейстер ... Музыка балета также стала саундтреком к игре Loom. Балет и страсти вокруг распределения ролей для него являются основой сюжета фильма Чёрный лебедь (фильм). Данный реферат составлен ...
В 1901 году «Лебединое озеро» было вновь поставлено в Москве в редакции молодого балетмейстера Александра Горского. Сохранив хореографию Иванова-Петипа, Горский внёс несколько новых сцен и деталей.
С тех пор «Лебединое озеро» стало одним из самых исполняемых в мире балетов, было создано множество его редакций.
Однако лучшие находки Петипа, Иванова, Горского — неизменно кочуют из постановки в постановку: адажио Одетты и Зигфрида, танцы Одетты и лебедей, дуэт Зигфрида и Одиллии.
“Лебединое озеро”. Действие первое, картина II
«Белое» адажио
Зигфрид, Одетта, кордебалет
Адажио (итал. adagio, «медленно», «спокойно») — танцевальная композиция, исполняемая в медленном темпе, одна из важнейших в сюжете балета.
Этот танец — лирическая кульминация первого акта: у принца и Одетты возникают друг к другу чувства.
Лев Иванов, работавший над этой частью постановки, использовал новаторский способ взаимодействия балерины и кордебалета. Сюжет второй картины сконцентрирован вокруг Одетты, в том числе во время её дуэта с Зигфридом.
Кордебалет рисунком своего танца подчёркивает эмоции героини.
Помимо хореографических нововведений, Лев Иванов реформировал и сам балетный костюм, избавив всех «лебедей» от прикреплённых к спине декоративных крыльев, с которыми они выступали в первой версии балета. Лебединая грация и стать с тех пор выражается исключительно в танце и лишь напоминает движения птиц, не копируя их.
В начале адажио Одетта склоняется перед Зигфридом — садится на пол, склонив корпус и руки. В этой позе балерина показывает доверие своей героини к принцу и начинает рассказывать свою историю.
Балетная фигура, наиболее часто встречающаяся в этом адажио, — арабеск (фр. arabesque, «арабский»).
Это основная поза классического балета, при которой опорная нога стоит на целой ступне или на пальцах (пуантах), а другая нога поднята на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с вытянутым коленом.
“Лебединое озеро”. Действие первое, картина II
П.И. Чайковский реформатор русского балета
... и музыки, двух основных компонентов балетного искусства. «Лебединое озеро» — как шедевр мирового балета — это не какой-то конкретный спектакль Петипа, Вагановой или Григоровича. Речь идет о созданном Чайковским произведении, к которому ...
Танцы лебедей и вариация Одетты
Одетта, кордебалет
Адажио главных героев сменяется танцами лебедей.
Балетовед Поэль Карп называл танцы всей второй картины «танцами состояний» с одной художественной задачей: и в адажио, и в последующих композициях развивается тема рассказа Одетты о своём «лебедином» мире.
При этом каждый танец может существовать сам по себе.
Лебеди маленькие и большие
Один из самых знаменитых танцев балета — танец маленьких лебедей. Он знакомит Зигфрида с весёлой и беззаботной стороной мира Одетты. Маленькие лебеди олицетворяют детство с его жизнерадостностью; в то же время сцепленные руки танцовщиц говорят о дружбе и верности.
Ключевые движения: амбуате — последовательные переходы с ноги на ногу; жете — движение, исполняемое с броском ноги; па-де-ша — прыжковое движение: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус прогибается.
Танцовщиц на роли маленьких лебедей подбирают очень тщательно: как правило, это миниатюрные балерины без существенной разницы в росте.
Синхронность в танце должна быть идеальной — из-за пачек балерины не могут следить за ногами друг друга.
«Маленьких» лебедей сразу же сменяет тройка «больших»: создаётся контраст с детским, наивным настроением предыдущего танца.
Их движения стремительны и воздушны — танец воплощает мечту Одетты и всей лебединой стаи о свободе.
Одетта
Цепочку танцев перед общей концовкой венчает вариация Одетты.
В ней вся композиция соединяется воедино, выливаясь в лирический танец — предвкушение любви и свободы.
Ключевые движения: тур ан деор — поворот на 360° «наружу», то есть по направлению от опорной ноги; сисон — прыжковое движение с двух ног на одну.
“Лебединое озеро”. Действие второе, картина III
«Чёрное» па-де-де
Зигфрид и Одиллия
Па-де-де (фр. pas de dois, «танец для двоих») — хореографическая композиция, сложная по технике, призванная раскрыть глубину образов героев дуэта.
Исследования «История русского балета»
... нный момент танец вышел на совершенно иной уровень, и тогда возник балет. Это ... и развития балета, причём почва эта состояла из двух слоёв: национальной и иностранной. Впоследствии народные пляски входили в балет, комедию, оперу и ... балета; 4. Сделать выводы по теме исследования. Методы исследования : изучение, систематизация, обобщения, анализ литературы по теме исследования. Структура реферата ...
Мариус Петипа, сочиняя третью картину балета, сделал па-де-де и танцевальным, и смысловым центром акта. Танцу предшествует сцена в замке: закончен бал невест, и все они отвергнуты Зигфридом, который верен Одетте. Вдруг появляется незнакомка в чёрном — Одиллия, дочь Злого гения, обладающая поразительным внешним сходством с Одеттой.
Принц с каждым шагом танца всё больше поддаётся её чарам и в конце концов совершает трагическую ошибку, поклявшись ей в любви.
До «Лебединого озера» па-де-де было просто эффектным танцевальным номером, но благодаря Петипа оно приобрело сюжетную и драматическую функцию.
Чаще всего Одетту и Одиллию танцует одна балерина. Одиллия была задумана как мистический антипод Одетты: королева бала, прекрасная обольстительница, окутанная тайной.
Её пластика напоминает лебедя-Одетту, но в демонической вариации — броская смена поз, стремительные, властные движения.
32 фуэте Одиллии
Фуэте — это быстрое вращение на одном месте, при этом находящаяся в воздухе нога выбрасывается в сторону на 45-90° и приводится к колену другой ноги при каждом обороте.
В классических па-де-де (в «Лебедином озере», «Корсаре» и др.) балерина выполняет 32 фуэте подряд. Впервые такое количество оборотов исполнила итальянская танцовщица Пьерина Леньяни в балете «Золушка» в 1893 году.
В 1895-м Леньяни повторила виртуозный номер на премьере новой редакции «Лебединого озера».
В контексте партии Одиллии виртуозное фуэте символизируют зловещее ликование: принц окончательно покорён.
“Лебединое озеро”. Балет-символ
К 2017 году сценическая история «Лебединого озера» насчитывает уже 140 лет. Лучшие традиции хореографической школы сохраняются, хотя каждый хореограф старается найти собственный подход к постановке.
Образы девушек-лебедей стали одним из самых узнаваемых символов нашей культуры, а история трагической любви, рассказанная в танце, продолжает удивлять зрителей по всему миру.
Редактор Анастасия Троянова
Дизайнер Денис Запорожан
Иллюстратор
Анимация Алексей Дроздов
Программист, Руководитель, Арт-директор
Реферат история танца
... внимание и вызывать восхищение у зрителей всего мира. 1. История всемирной классической хореографии .1 Открытие Королевской Академии танца В 1661 г. во Франции создается Королевская академия ... жете, способность зависать в прыжке - элевация), вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, арабески). Бошан разделил танцы на три основных вида: серьезный, полухарактерный и комический. 1.2 ...