В произведении «Собачье сердце» Булгаков поднимает не только вопросы революции и судьбу интеллигенции, но также нравственности. Вопросы добра и зла, преступления и наказания всегда волновали автора.
В повести «Собачье сердце» сопоставляются разные социальные слои. С одной стороны, интеллигенция в лице профессора Преображенского и доктора Борменталя. С другой стороны, «Новое общество» в лице Швондераи Щарикова, которого профессор в ходе эксперимента создао из собаки.
Профессор Перображенский умный, проницательный, высокоморальный и порядочный. Он выполняет свою работу хорошо. Люди уважают его за это.
Профессору удался очень опасный эксперимент: он пересадил гипофиз человека собаке Шарику. Преображенский шел к этому многие годы. В итоге он из доброгопса получил некультурное безнравственное человекоподобное существо с именем, которое придумало само — Полиграф Полиграфович Шариков.
Получив гипофиз от алкоголика с тремя судимостями Шариков перенял от него все привычки, мнения, лексикон.
В квартире профессора он ворует, плюет на пол, грызет семечки и бросает окурки на ковры. Идеалы стремления Шарикова убогие и примитивные. Он хочет сытой жизни и развлечений. Не испытывает нужды в театре. О театре отзывается следющим образом: «дуракаваляние… контрреволюция одна…»
Все попытки профессора перевоспитать оказываются неудачными. Еще хуже становится, когда Шариков понимает, что ему нравится «Новое общество». После политического воспитания Швондера Шариков очень просто думает о построении будущего общества: «Взять все да и поделить, а то один в семи комнатах расселился, штанов у него 40 пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет». Возомнив себя представителем привилегированного класса, Полиграф к станку не пошел работать, а получил руководящую работу. После этого захотел жениться на моложенькой машинисточке, еще позже решил, что ему нужна собственная жилплощадь, так что профессору придется «уплотниться». Одним словом,Шариков чувствовал себя хозяином жизни.
История театра в России
... января 1676 года, умер и первый русский царский театр. 3. Крепостные театры Явившись на первых порах забавой двора, театр тогда же получил распространение и среди близко стоявшего ко двору ... рыночных площадях получили название балаганов. Сюжеты и шутки балаганных выступлений были грубыми, в основном с «физиологическим уклоном» — это были представления для народа, и темы выбирались понятные ...
Шариков становился социально опсным и агрессивным. Он опасен для интеллигенции, которую считает врагом новой власти. Зная о незащищенности интеллигенции, подлец строчит донос на профессора и угрожает ему револьвером. Все это могло привести к трагичному исходу.
Профессор Преображенский устает и решает провести обратную операцию и человекоподобное существо Шариков превращается в «милого пса» Шарика.
По убеждению профессора, революция оказала негативное воздействие на общественное сознание. К власти пришли люди, которые прежде не были образованы и кльтурны; хамство, тунеядство, воровство стало нормой,а не исключением. Воспитание человека — это длительный эволюцинный процесс.