Сочинение суровая реальность разрушающая радужные мечты

Сочинение

Прием антитезы

Для того чтобы изобразить конфликт мечты и реальности, М. Ю. Лермонтов использует прием антитезы. Жизнь Мцыри в монастыре описывается героем как существование в тюрьме, где он совершенно не был свободен. Мцыри думает о свободе, которую он может получить только в том случае, если выберется наружу. С самого начала произведения показано несоответствие мечты центрального персонажа и действительности.

Мир, о котором мечтал Мцыри, оказывается не таким, какой он есть на самом деле. И сам Мцыри уже не таков, какой был раньше, до заточения в монастырь. Когда главный герой на свободе встречает девушку, он не может заговорить с ней, потому что привык к несвободе.

Суровая действительность разрушает все надежды героя, все самые лучшие стремления покидают Мцыри. Прием антитезы ярко используется при описании жизни в «тюрьме» и жизни на воле. Когда Мцыри сбегает на поиски родного края, с особыми красками описывается природа, юношеская любовь, борьба с барсом. И именно в эти моменты главный герой поэмы по-настоящему счастлив. И это счастье сменяется безысходностью, когда Мцыри понимает, что вернулся обратно в тюрьму.

Сочинение 8 класс. Мечта и действительность в поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтова

«Мцыри» — последняя романтическая поэма Лермонтова. Герой ее — молодой послушник монастыря в горах Кавказа. В монастырь он попадает совершенно случайно: русский генерал вез его еще ребенком через горы, мальчик заболел, и генерал оставил его на попечение одного из монахов. Так молодой горец, не утративший ни памяти о Родине, ни свободолюбия, ни мужества, попадает в тихую обитель, приют смиренных людей. Казалось бы, монастырь должен казаться мальчику раем после плена, но он оказывается только тюрьмой. Живя в заточении много лет, Мцыри никогда не забывает о Родине, он мечтает о ней, и буквально бредит свободой. Все сваи разрушенные мечты и надежды он потом как горький упрек бросит в лицо монаху, воспитавшему его:

Старик! я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас — Зачем?.. Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах Душой дитя, судьбой монах.

Эти слова — начало исповеди Мцыри, исповеди, полной тоски по несбывшемуся, по тому, что должно было быть в его жизни, но так и не произошло. Ведь он молод: молодость всегда стремится к свободе и любви. Молодости необходим разгул страстей, необходимы эмоции. Об этом пытается Мцыри сказать монаху: Я молод, молод… Знал ли ты Разгульной юности мечты? Или не знал, или забыл, Как ненавидел и любил… Но все это — лишь мечты молодого послушника. Какова же действительность? Она ограничена четырьмя каменными стенами, священными обрядами и ритуалом жизни, повторяемым изо дня в день. Мцыри знает, что этим не ограничивается жизнь, ведь он видел и другое существование — у себя на Родине. Ущелье, шумный аул, табуны, старики, сидящие на порогах своих домов, «кольчуги звон, и блеск ружья», отец, сестры, песни, бурный поток. Все это и есть настоящая жизнь, куда так стремится Мцыри. И ему выпадает возможность стать на три дня участником живой жизни, которую он так часто представлял в своих мечтах. Это его единственный шанс:

5 стр., 2317 слов

Что отстаивает в своей исповеди мцыри. Cочинение «Монолог Мцыри ...

... жизни – то священное право, которое дано человеку Богом. Глоссарий: исповедь мцыри сочинение сочинение на тему исповедь мцыри что отстаивает в своей исповеди мцыри Анализ эпизода исповедь мцыри сочинение исповедь мцыри ... Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных ... исповеди. Это сила, ловкость, прыть, смелость, проявление любви и стремление к своей цели. Да, Мцыри не вернулся на Родину, ...

Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

Его первое столкновение с действительностью, когда он может стать не только сторонним наблюдателем красот природы, но и участником жизни,- встреча с девушкой-грузинкой. Не будь Мцыри так долго одинок, не отвыкни он от людей, он мог бы выйти к девушке, заговорить с ней, пойти в ее деревню. Но, недавний затворник, он не решается сделать этого, и продолжает прятаться, наблюдая за девушкой. Так грубо сталкиваются мечта и действительность. Казалось бы, совсем рядом то, о чем он так долго мечтал, стоит протянуть руку. Но это и оказывается самым сложным, вернее — невозможным. Как долго Мцыри мечтал о том, чтобы жить в обществе людей, разговаривать с ними, но как только он видит живого человека, животная робость, живущая в нем, берет верх. Он прячется, прекрасно осознавая, что никогда не осмелится выйти к людям, что его мечта «пылающую грудь прижать с тоской к груди чужой» так и останется мечтой, чем-то далеким, манящим и недостижимым. Но, наверное, за все три дня наибольшую полноту жизни Мцыри ощутил во время боя с диким барсом. Мцыри дерется с ним, сам уподобляясь дикому зверю:

  • И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный, зол и дик…

Человек побеждает барса. Но, хотя те раны, которые зверь нанес человеку, смертельны, Мцыри не жалеет о них, потому что во время боя он почувствовал, что живет. Эти несколько мгновений стоили всех лет его унылой жизни в монастыре. Мечта увидеть волю и насладиться ей стоила Мцыри жизни. Но он ни на секунду не пожалел, что променял серую действительность на мечту, долгие годы сурового монашеского существования на три дня наслаждения, упоения сознанием того, что он — часть огромного шумного мира. Сам он говорит о своем выборе:

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей.

3а осуществление мечты Мцыри платит своей жизнью. Но, наверное, стоило отдать заточение в монастыре за недолгую радость быть свободным.

Трагичный финал

Жестокое столкновение мечты и реальности приводит к трагической развязке. Мцыри, который только физически обрел свободу, не получил желаемого результата. Внутренне он все еще несвободен, его идеальные картины в сознании не совпали с реальной действительностью. Поэтому герой умирает. Причем умирает далеко от своей Родины. Однако то, что он вступил в схватку с самой жизнью за обретение свободы, говорит о том, что Мцыри одержал победу. В те несколько дней, которые он провел на воле, герой чувствовал себя счастливым человеком.

74 стр., 36757 слов

Научная работа: Сопоставление понимания смысла и счастья жизни ...

... изучение рассказов Бориса Екимова. 2. Выявление раскрытия темы и смысла жизни в этих произведениях. 3. Изучение критической литературы по творчеству Бориса Екимова. 4. Анализ, осмысление решения проблемы счастья и смысла жизни героями рассказов Бориса Екимова. 5. ...

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Мечта и реальность «Мцыри», рассмотрит столкновение желаний главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова с реальной действительностью.

Пожалуйста помогите написать сочинение на тему » Мечты и стремления Мцыри» По поэме Лермонтова «…

Романтизм поэмы заключается в удачном создании автором такого яркого и живого образа, как Мцыри — одинокого, но мятежного, живущего мечтой и отрекающегося от действительности, ищущего гармоничного слияния с природой. Одинокость и замкнутость были присуще ему,

Томим неясною тоской

По стороне своей родной.

Всю свою жизнь юноша знал «Одну – но пламенную страсть» : вырваться на свободу

Поэма не раскрывает до конца стремления героя, но они ощутимы в намеках. Возможность любить и ненавидеть, найти путь в «родную страну» , встретиться с суровыми воинственными горцами, обнять мать, отца, сестер. Наряду с этим поэт также воспевает воинственные мечты юноши. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает, прежде всего, как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в “чудный мир тревог и битв”. Он убежден, что мог быть “в краю отцов не из последних удальцов”. Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он — воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: “Ты помнишь детские года: слезы не знал я никогда”. Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой.

Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал: возврат в монастырь — это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы

Образ Мцыри в поэме

Жизнь Мцыри тяжела и несносна — он заточен в монастыре, и отчаянно жаждет вернуться на свою Родину и наслаждаться ее просторами и свежим воздухом. Нахождение в заточении он переносит крайне тяжело, и решает сбежать, несмотря на то, что это может привести к его смерти.

Душевные мучения невыносимы, и Мцыри понимает, что лучше погибнуть, чем жить так дальше. Лермонтов поднимает тему Кавказа, которая характерна для русской литературы того периода. Дикая и прекрасная природа этого края соответствует тем людям, которые в нем живут — это свободолюбивый народ, сильный и смелый.

Таким представлен и Мцыри, который ценит, прежде всего, свою свободу и свои идеалы, а не смиряется с действительностью. А величественная и впечатляющая природа Кавказа подчеркивает романтическое настроение поэмы, и черты характера главного героя Мцыри.

Мечта аргументы, реальность аргументы. , Н.В. Гоголь

Взгляд на мечту как негативное явление, приносящее человеку существенный вред, прослеживается в произведениях Н.В. Гоголя. Писатель о.

3 стр., 1458 слов

Примеры сочинений «Нужна ли в жизни мечта»

... их осуществлении, бороться за личную мечту. Потенциально реализованное воображение человека приносит ему смысл жизни, побуждает к действию, позволяет погрузиться в мир грез и мечтать о будущем достижении. Без приложения ... действий. Метод проб и ошибок. В сочинение на тему «Куда приводят мечты» необходимо отметить, что всякая мысль, фантазия и желание должны исполняться. Важно стремиться и достигать ...

Истинная/ложная мечта, цель и смысл жизни. Для чего нужна мечта? Аргумент из повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Главный герой повести узнает, что починить старую шинель уже невозможно, необходимо шить новую. Это известие полностью меняет жизнь Акакия Акакиевича. С появлением «идеи будущей шинели» жизнь его обретает новый смысл, нищета духа оборачивается страстью, обнаруживает новые стороны натуры героя «…как будто само существование его сделалось как-то полнее». Естественно, что ограбление Башмачкина, потеря им шинели — это настоящая трагедия. Ведь украдена не просто вещь — жизнь лишилась смысла, потеряна та подруга, с которой он надеялся в мире, согласии и удовольствии доживать свои дни. Жалкие потуги Башмачкина бороться за свои права оборачиваются ощущением своего ничтожества, болезнью и смертью. ШИНЕЛЬ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

«Невский проспект» Н. В. Гоголь

Герои повести – романтичный художник Пискарев и прагматик майор Пирогов. Жестокая жизненная правда колеблет мечты Пискарева о человеческом счастье, о гармоническом устройстве мира. Он болезненно, трагически переживает противоречие идеала и действительности. Миру тления и распада, с которым встречается художник, он пытается противопоставить жизнь, насыщенную трудом. В труде он видит то облагораживающее начало, которое способно возродить человека. Желая спасти падшую женщину, Пискарев пытается убедить её в том, что им обоим счастье принесет совместная трудовая жизнь. «Правда, я беден, — сказал, наконец, после долгого и поучительного увещевания Пискарев, — но мы станем трудиться; мы постараемся наперерыв, один перед другим, улучшить нашу жизнь. Нет ничего приятнее, как быть обязанным во всем самому себе». Но тут Пискарев терпит крах. Условия жизни, окружающая обстановка нравственно искалечили избранницу его сердца, породили в ней отвратительное подобие «аристократства».

«Как можно! — прервала она речь с выражением какого-то презрения. — Я не прачка и не швея, чтобы стала заниматься работою». Боже, в этих словах выразилась вся низкая, вся презренная жизнь, жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата». Кроме мечты о независимой трудовой жизни, Пискарев ничего не может противопоставить суровой действительности. Гоголь рисует в образе Пискарева не человека активной целеустремленности, а того благородного мечтателя, который осознает дисгармонию жизни. В ее восприятии художником больше раздумий и страдания, чем попыток найти выход, но это страдания человека, увидевшего пороки окружавшего его мира. Не имея сил и возможности изменить реальность, герой уходит в мир грёз, сновидений, погружаясь в него так глубоко, что сон становится для него более реальным и желанным, чем действительность. И однажды он решат окончательно расстаться с этим миром, лишив себя жизни, которую душа его не принимает.

Для Пирогова же главное в жизни — преуспевание, возможность занять под солнцем местечко потеплее. Это ось, вокруг которой вращаются все его помыслы и желании. Меньше всего склонен он «терзать» себя решением сложных жизненных проблем. Поглощенный стремлением жить легко и привольно, Пирогов не чувствует в этом никакой надобности. Он предпочитает пользоваться удовольствиями жизни, а не размышлять над тем, что не имеет к ним прямого отношения. Живое воплощение пошлости, Пирогов интересуется лишь тем, что входит или вошло в моду, стало в той или иной мере нормой поведения «избранной» публики. Любая мечтательность для него чужда и непонятна. Полное отсутствие какой-либо чувствительности даже унизительную трепку позволяет ему пережить легко, просто сделав вид, что этого не было. Жизнь его – плоская жизнь прагматика-реалиста.

1 стр., 421 слов

Цель в жизни в романе Герой нашего времени Лермонтова

... его актуальность не потеряна и сегодня, потому что таких как Печорин можно встретить где угодно. Хотя будет неправильно сказать, что ... исключительность, а открыто говорит о том, что им правит зло. Печорин часто задается Вопросами: “Зачем я жил? Для какой цели я ... а наутро его нашли зарубленным шашкой офицера. Самое удивительное, что Печорин видел на лице этого несчастного офицера (его звали Вулич) ...

«Портрет»

: молодой бедный художник Чартков, увидев поразивший его портрет в художественной лавке, отдает деньги, необходимые на пропитание, за произведение искусства. Он не совершает ничего дурного; он верен искусству; его предшествующая жизнь беспорочна и глубоко нравственна. Ho из второй части повести мы узнаем, что все владельцы злополучной картины становились ее жертвами. Значит, купив ее, художник обречен разделить их судьбу. Единственная «вина» Чарткова заключается лишь в том, что он не сумел устоять перед дьявольским наваждением. Проснувшись утром после многократного кошмара (из рамы портрета выходит старик ростовщик, который пересчитывает свои червонцы), Чартков обнаруживает сверток с 1000 червонцами. Душа его словно раздваивается: в нем спорят истинный художник, мечтающий о трех годах спокойной и самоотверженной работы, и двадцатилетний юноша, любящий кутнуть и склонный к модной бойкости красок. Житейская страсть побеждает: он переезжает в большую квартиру, рисует заказные портреты, в которых нет искусства. Чартков идет на компромисс со своими мелочными желаниями, предает мечту, и художник в нем начинает умирать. Это цена отказа от мечты, от высокой цели.

«Мертвые души»:

ставший хрестоматийным образ мечтателя-прожектера нарисован в поэме «Мертвые души». Манилов — «большой мечтатель». Сущность его характера — совершенная праз­дность. Лежа на диване, он предается мечтам, бесплодным и фантас­тическим, которые никогда не сможет осуществить, так как всякий труд, любая деятельность ему чужды. Он предается своему любимому и единственному «делу»: размышлению о «благополучии дружеской жизни», о том, как «хорошо было бы жить с другом на берегу какой-нибудь реки». Его крестьяне живут в нищете, в доме царит беспорядок, а он грезит о том, как хорошо было бы построить через пруд каменный мост или от дома провести подземный ход. Мечты уносят его все дальше от реальной действительности, не принося счастья ни ему, ни окружающим. Противопоставлен Манилову (как и другим героям поэмы) Павел Иванович Чичиков. Образ Чичикова является объединяющим и собирательным, в нем совмещены разные качества помещиков. О происхождении и формировании его характера мы узнаем из одиннадцатой главы поэмы. Павел Иванович принадлежал к бедной дворянской семье. Отец Чичикова оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, — беречь и копить копейку. В завещании отец ничего не сказал о чести, долге и достоинстве. Чичиков быстро понял, что высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Поэтому Павлуша пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями. Чичиков тоже мечтает. Но мечта его вполне конкретна, приземлена, осязаема: разбогатеть, получить дворянство, жениться и обеспечить безбедное существование себе и своим детям. Это даже не мечта, а, скорее, цель, к которой герой движется, не считаясь со средствами достижения. В этом герое еще жива душа, но каждый раз, заглушая муки совести, делая все для своей выгоды и строя счастье на бедах других людей, он убивает ее. Оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне — оружие Чичикова. Смысл жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве. Но от остальных персонажей поэмы Чичикова отличает сила характера и целеустремленность. Поставив себе определенную цель, он не останавливается ни перед чем, проявляет для ее достижения упорство, настойчивость и невероятную изобретательность. Но стоит ли эта цель того, чтобы положить на её достижение не только время и силы, но и совесть, достоинство, жизнь? МЕРТВЫЕ ДУШИ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕРТВЫЕ ДУШИ АНАЛИЗ

3 стр., 1439 слов

Роль эпизода в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» «Чичиков у Ноздрёва»

... сочинения: Я думаю, в этом эпизоде Чичиков вёл себя терпимо, сдержано, несмотря на хамское поведение Ноздрёва. Но это понятно, ведь наш герой хочет добиться своей цели ... это “Мёртвые души” помещиков. Писатель показал здесь всю чёрствость, пустоту души, прздность жизни, всю невежественность помещиков. В ... наконец натыканные пучками душистые травы и гвоздики у образов, высохшие до такой степени, что ...