Сочинения | . «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н.Г. Чернышевский). (По роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди»)

Сочинение

Сочинение. «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н.Г. Чернышевский).

(По роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди»)

Русская литература XIX века всегда отличалась пристальным вниманием к душе человека, к его исканиям, надеждам, стремлениям. Писатели старались не просто отобразить жизнь людей во всей ее сложности и противоречивости, но изменить ее, словом своим преобразовать и улучшить.

В обществе, где царит несправедливость, жестокость и страдания, зачастую только писатели могли привлечь внимание окружающих к страдающим людям, вызвать сострадание к ним, помочь изменить существующее положение вещей. Одним из таких писателей, который не мог пройти мимо страждущих, униженных и оскорбленных людей, был Ф.М. Достоевский.

Все произведения великого писателя пронизаны человечностью, сочувствием, любовью к своим героям, но особенно ярко, на мой взгляд, это отношение к человеку проявилось в первом произведении, написанном двадцатичетырехлетним автором, — романе в письмах «Бедные люди». Недаром это произведение вызвало восторг у Н.А. Некрасова и Д.В. Григоровича, которые, прочитав его белой петербургской ночью, наутро ворвались к В.Г. Белинскому с возгласом: «Новый Гоголь явился!»

Действительно, сам писатель считал себя последователем Гоголя, хотя бы потому, что продолжил тему, начатую Пушкиным и продолженную Гоголем, тему «маленького человека». Он не только развил ее, но и по-иному взглянул на объект исследования, — изнутри. Роман «Бедные люди» представляет собой переписку героев, в которой они сами, иногда неумело и смешно, иногда трогательно и наивно рассказывают о себе. Они не просто «маленькие» люди, они «бедные» в прямом смысле слова.

Вся их история — это борьба с нищетой, с несправедливостью, это борьба за человеческое достоинство, озаренная огромной, искренней, неподдельной любовью к ним автора. Герои романа — это бедный чиновник Макар Девушкин, человек уже пожилой, очень чувствительный, добрый и нежный, о чем «говорит» его фамилия, и Варенька Доброселова, чье детство прошло в радости и достатке, но которая потеряла все после смерти отца. Оставшись сиротой, она лишена поддержки и участия, а родственница, у которой она сначала жила, хочет сделать ее содержанкой грубого, необразованного и злобного помещика Быкова.

Варенька покидает ее дом, живет за счет своего труда, но шитье и вышивание только не дают ей умереть с голоду, да и то во время своей болезни лишь усилиями Макара Девушкина она остается в живых. Оба героя живут в условиях, которые трудно назвать человеческими: «Ну. в какую же я трущобу попал, Варвара Алексеевна! Ну, уж и квартира! Прежде ведь я жил таким глухарем, сами знаете: тихо, смирно, у меня, бывало, муха летит, так и муху слышно. А здесь шум, крик, гвалт! Да ведь вы еще и не знаете, как это все здесь устроено.

2 стр., 889 слов

Классный час «Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, ...

... между эпохой Возрождения, а точнее 16 веком, и нашим 21 веком. Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным». Мы продолжаем использовать геометрические фигуры. Личность эпохи Возрождения ... я считаю, что тема нашего диалога очень актуальна. А сейчас мы попытаемся с вами представить, какой же он современный человек? - Скажите, исчерпали ли себя на данный момент ...

Вообразите, примерно, длинный коридор, совершенно темный и нечистый. По правую его руку будет глухая стена, а по левую все двери да двери, точно нумера, все так в ряд простираются. Ну, вот и нанимают эти нумера. а в них по одной комнатке в каждом; живут в одной и по двое и по трое. Порядку не спрашивайте — Ноев ковчег!» — так описывает Макар Девушкин свое жилище.

В каждой из этих комнат — своя беда и страдания. Один из соседей, в котором тоже принимает участие Девушкин — такой уж он человек, — исключенный из службы чиновник Горшков, «такой седенький, маленький; ходит в таком засаленном, в таком истертом платье, что больно смотреть.» У Горшкова жена и трое детей, жить им совершенно не на что. Макар Алексеевич всей душой сочувствует этой семье: «Как-то мне раз, вечером, случилось мимо их дверей пройти; на ту пору в доме стало что-то не по-обычному тихо; слышу всхлипывание, потом шепот, потом опять всхлипывание, точно как будто плачут, да так тихо, так жалко, что у меня все сердце надорвалось, и потом всю ночь мысль об этих бедняках меня не покидала. так что и заснуть не удалось хорошенько.»

Кроме семьи Горшковых, автор показывает нам студента Покровского и его отца. Это еще одна трагическая история, рассказанная уже Варенькой в ее дневнике, который она посылает Девушкину. Отец Покровского, полностью опустившийся человек, единственную радость жизни находит в сыне. Его сын, способный студент, не мог найти службу: «Каждый день выходил он в своей легкой шинельке хлопотать по своим делам, просить и вымаливать себе где-нибудь места, что его внутренне мучило; промачивал ноги, мок под дождем и, наконец, слег в постель, с которой не вставал уже более..» Это еще одна жертва несправедливости, еще один страдалец, муки которого быстро закончились. Но муки Вареньки и Макара Девушкина продолжаются.

Она очень больна: «Я чувствую, что здоровье мое расстроено; я так слаба; вот и сегодня, когда встала утром с постели, мне дурно сделалось; сверх того, у меня такой дурной кашель! Я чувствую, я знаю, что я скоро умру». Макар Алексеевич отказывает себе во всем, чтобы помочь Вареньке: он забирает вперед свое жалованье, продает даже свое платье, он задолжал своей квартирной хозяйке, он голодает. Помимо этого, он начинает пьянствовать, не в силах вынести жизненных тягот. Его за какую-то ошибку вызывают к начальнику, и здесь Достоевский изображает потрясающую по силе эмоциональных переживаний сцену. Эта сцена описана Девушкиным в письме к Вареньке: » Моя пуговка — ну ее к бесу — пуговка, что висела у меня на ниточке — вдруг сорвалась, отскочила, запрыгала (я, видно, задел ее нечаянно), зазвенела, покатилась и прямо, так-таки прямо, проклятая, к стопам его превосходительства, и это посреди всеобщего молчания!.. Нагнулся, хочу взять пуговку, — катается, вертится, не могу поймать, словом, и в отношении ловкости отличился. Тут уж я чувствую, что и последние силы меня оставляют, что уже все, все потеряно! Вся репутация потеряна, весь человек пропал!» Макар Алексеевич в ужасе от произошедшего, но его начальник, почувствовавший к нему в этот момент жалость, не только не наказывает за ошибку, а и дарит ему сто рублей, причем делает это наедине с Девушкиным, не желая смущать его еще больше.

3 стр., 1050 слов

Быть человеком это и значит чувствовать что ты за все в ответе

... и доброта делают человека красивым. Так давайте же сделаем мир красивых людей! Пусть это станет нашей целью в жизни! Пусть мы будем за это ответственны. И все равно возвращаешься к словам А. Сент – Экзюпери. «Быть человеком – это чувствовать ...

Героя переполняет радость, он счастлив, что есть такие добрые люди, как его начальник, но это не спасает героев от отчаяния. Господин Быков продолжает преследовать Вареньку, в конце концов он предлагает ей выйти за него замуж, и она соглашается, не в силах больше бороться с судьбой, не желая обременять своим заботами Макара Алексеевича. В последних своих письмах она дает поручения Девушкину по поводу приготовлений к свадьбе, и он, как мальчик, бегает по лавкам с указаниями, как вышивать белье. Она как будто пытается сама забыться в этих хлопотах и отвлечь от мрачных мыслей своего единственного друга, который всеми силами своей души любит ее. В прощальном своем письме она пишет: «Прощаюсь с вами в последний раз, бесценный мой, друг мой, благодетель мой, родной мой!.. Я мало отрадного унесу в новую жизнь из воспоминаний прошедшего; тем драгоценнее будет воспоминание об вас, тем драгоценнее будете вы моему сердцу. Вы единственный друг мой; вы только один здесь любили меня». И Варенька, и Макар Девушкин понимает, что с господином Быковым счастья не будет, что в степной деревне, куда Быков увозит Вареньку, она зачахнет от горя и одиночества. Последнее письмо Макара Девушкина проникнуто такой скорбью, такой неизбывной тоской, что читатель понимает: он умрет без Вареньки, без ее писем, в которых они как могли поддерживали друг друга, и это помогало им жить. Страдания героев романа, их жизнь, полная несчастий и забот, но пронизанная глубокой любовью, человечностью и добротой, заставляет читателя сострадать, сопереживать и помогать всем тем, кто в этом нуждается, своими поступками изменять их жизнь и «вступаться за людей страдающих».