Сочинение. «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н.Г. Чернышевский).
(По роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди»)
Русская литература XIX века всегда отличалась пристальным вниманием к душе человека, к его исканиям, надеждам, стремлениям. Писатели старались не просто отобразить жизнь людей во всей ее сложности и противоречивости, но изменить ее, словом своим преобразовать и улучшить.
В обществе, где царит несправедливость, жестокость и страдания, зачастую только писатели могли привлечь внимание окружающих к страдающим людям, вызвать сострадание к ним, помочь изменить существующее положение вещей. Одним из таких писателей, который не мог пройти мимо страждущих, униженных и оскорбленных людей, был Ф.М. Достоевский.
Все произведения великого писателя пронизаны человечностью, сочувствием, любовью к своим героям, но особенно ярко, на мой взгляд, это отношение к человеку проявилось в первом произведении, написанном двадцатичетырехлетним автором, — романе в письмах «Бедные люди». Недаром это произведение вызвало восторг у Н.А. Некрасова и Д.В. Григоровича, которые, прочитав его белой петербургской ночью, наутро ворвались к В.Г. Белинскому с возгласом: «Новый Гоголь явился!»
Действительно, сам писатель считал себя последователем Гоголя, хотя бы потому, что продолжил тему, начатую Пушкиным и продолженную Гоголем, тему «маленького человека». Он не только развил ее, но и по-иному взглянул на объект исследования, — изнутри. Роман «Бедные люди» представляет собой переписку героев, в которой они сами, иногда неумело и смешно, иногда трогательно и наивно рассказывают о себе. Они не просто «маленькие» люди, они «бедные» в прямом смысле слова.
Вся их история — это борьба с нищетой, с несправедливостью, это борьба за человеческое достоинство, озаренная огромной, искренней, неподдельной любовью к ним автора. Герои романа — это бедный чиновник Макар Девушкин, человек уже пожилой, очень чувствительный, добрый и нежный, о чем «говорит» его фамилия, и Варенька Доброселова, чье детство прошло в радости и достатке, но которая потеряла все после смерти отца. Оставшись сиротой, она лишена поддержки и участия, а родственница, у которой она сначала жила, хочет сделать ее содержанкой грубого, необразованного и злобного помещика Быкова.
Варенька покидает ее дом, живет за счет своего труда, но шитье и вышивание только не дают ей умереть с голоду, да и то во время своей болезни лишь усилиями Макара Девушкина она остается в живых. Оба героя живут в условиях, которые трудно назвать человеческими: «Ну. в какую же я трущобу попал, Варвара Алексеевна! Ну, уж и квартира! Прежде ведь я жил таким глухарем, сами знаете: тихо, смирно, у меня, бывало, муха летит, так и муху слышно. А здесь шум, крик, гвалт! Да ведь вы еще и не знаете, как это все здесь устроено.
Классный час «Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, ...
... между эпохой Возрождения, а точнее 16 веком, и нашим 21 веком. Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным». Мы продолжаем использовать геометрические фигуры. Личность эпохи Возрождения ... я считаю, что тема нашего диалога очень актуальна. А сейчас мы попытаемся с вами представить, какой же он современный человек? - Скажите, исчерпали ли себя на данный момент ...
Вообразите, примерно, длинный коридор, совершенно темный и нечистый. По правую его руку будет глухая стена, а по левую все двери да двери, точно нумера, все так в ряд простираются. Ну, вот и нанимают эти нумера. а в них по одной комнатке в каждом; живут в одной и по двое и по трое. Порядку не спрашивайте — Ноев ковчег!» — так описывает Макар Девушкин свое жилище.
В каждой из этих комнат — своя беда и страдания. Один из соседей, в котором тоже принимает участие Девушкин — такой уж он человек, — исключенный из службы чиновник Горшков, «такой седенький, маленький; ходит в таком засаленном, в таком истертом платье, что больно смотреть.» У Горшкова жена и трое детей, жить им совершенно не на что. Макар Алексеевич всей душой сочувствует этой семье: «Как-то мне раз, вечером, случилось мимо их дверей пройти; на ту пору в доме стало что-то не по-обычному тихо; слышу всхлипывание, потом шепот, потом опять всхлипывание, точно как будто плачут, да так тихо, так жалко, что у меня все сердце надорвалось, и потом всю ночь мысль об этих бедняках меня не покидала. так что и заснуть не удалось хорошенько.»
Кроме семьи Горшковых, автор показывает нам студента Покровского и его отца. Это еще одна трагическая история, рассказанная уже Варенькой в ее дневнике, который она посылает Девушкину. Отец Покровского, полностью опустившийся человек, единственную радость жизни находит в сыне. Его сын, способный студент, не мог найти службу: «Каждый день выходил он в своей легкой шинельке хлопотать по своим делам, просить и вымаливать себе где-нибудь места, что его внутренне мучило; промачивал ноги, мок под дождем и, наконец, слег в постель, с которой не вставал уже более..» Это еще одна жертва несправедливости, еще один страдалец, муки которого быстро закончились. Но муки Вареньки и Макара Девушкина продолжаются.
Она очень больна: «Я чувствую, что здоровье мое расстроено; я так слаба; вот и сегодня, когда встала утром с постели, мне дурно сделалось; сверх того, у меня такой дурной кашель! Я чувствую, я знаю, что я скоро умру». Макар Алексеевич отказывает себе во всем, чтобы помочь Вареньке: он забирает вперед свое жалованье, продает даже свое платье, он задолжал своей квартирной хозяйке, он голодает. Помимо этого, он начинает пьянствовать, не в силах вынести жизненных тягот. Его за какую-то ошибку вызывают к начальнику, и здесь Достоевский изображает потрясающую по силе эмоциональных переживаний сцену. Эта сцена описана Девушкиным в письме к Вареньке: » Моя пуговка — ну ее к бесу — пуговка, что висела у меня на ниточке — вдруг сорвалась, отскочила, запрыгала (я, видно, задел ее нечаянно), зазвенела, покатилась и прямо, так-таки прямо, проклятая, к стопам его превосходительства, и это посреди всеобщего молчания!.. Нагнулся, хочу взять пуговку, — катается, вертится, не могу поймать, словом, и в отношении ловкости отличился. Тут уж я чувствую, что и последние силы меня оставляют, что уже все, все потеряно! Вся репутация потеряна, весь человек пропал!» Макар Алексеевич в ужасе от произошедшего, но его начальник, почувствовавший к нему в этот момент жалость, не только не наказывает за ошибку, а и дарит ему сто рублей, причем делает это наедине с Девушкиным, не желая смущать его еще больше.
Быть человеком это и значит чувствовать что ты за все в ответе
... и доброта делают человека красивым. Так давайте же сделаем мир красивых людей! Пусть это станет нашей целью в жизни! Пусть мы будем за это ответственны. И все равно возвращаешься к словам А. Сент – Экзюпери. «Быть человеком – это чувствовать ...
Героя переполняет радость, он счастлив, что есть такие добрые люди, как его начальник, но это не спасает героев от отчаяния. Господин Быков продолжает преследовать Вареньку, в конце концов он предлагает ей выйти за него замуж, и она соглашается, не в силах больше бороться с судьбой, не желая обременять своим заботами Макара Алексеевича. В последних своих письмах она дает поручения Девушкину по поводу приготовлений к свадьбе, и он, как мальчик, бегает по лавкам с указаниями, как вышивать белье. Она как будто пытается сама забыться в этих хлопотах и отвлечь от мрачных мыслей своего единственного друга, который всеми силами своей души любит ее. В прощальном своем письме она пишет: «Прощаюсь с вами в последний раз, бесценный мой, друг мой, благодетель мой, родной мой!.. Я мало отрадного унесу в новую жизнь из воспоминаний прошедшего; тем драгоценнее будет воспоминание об вас, тем драгоценнее будете вы моему сердцу. Вы единственный друг мой; вы только один здесь любили меня». И Варенька, и Макар Девушкин понимает, что с господином Быковым счастья не будет, что в степной деревне, куда Быков увозит Вареньку, она зачахнет от горя и одиночества. Последнее письмо Макара Девушкина проникнуто такой скорбью, такой неизбывной тоской, что читатель понимает: он умрет без Вареньки, без ее писем, в которых они как могли поддерживали друг друга, и это помогало им жить. Страдания героев романа, их жизнь, полная несчастий и забот, но пронизанная глубокой любовью, человечностью и добротой, заставляет читателя сострадать, сопереживать и помогать всем тем, кто в этом нуждается, своими поступками изменять их жизнь и «вступаться за людей страдающих».