Сюжет романа Достоевского «Преступление и наказание», на первый взгляд, довольно банален: в Петербурге один бедный молодой человек убивает старуху -процентщицу и ее сестру Лизавету. Однако, читатель вскоре убеждается, что это не простое преступление, а своеобразный вызов обществу, «хозяевам жизни», обусловленный несправедливостью, нищенским состоянием, безысходностью и духовным тупиком героя романа Родиона Раскольникова. Чтобы понять причину этого страшного злодеяния, надо вспомнить историю. Время, в которое жили действующие лица произведения, было шестидесятыми годами девятнадцатого века.
Россия в это время переживала эпоху серьезных реформ во всех сферах жизни, которые должны были модернизировать ее политический и общественный строй в целях сохранения абсолютной власти монарха.
Именно тогда в стране появились первые женские гимназии, курс реальных училищ, и все сословия получили возможность поступать в университеты. Родион Раскольников был из числа такой молодежи. Он — разночинец и бывший студент. А что собой представляло тогда студенчество?
Это была передовая молодежь, выходцы, как уже было сказано, из различных социальных слоев российского общества. Одним словом, -среда, в которой уже начиналось «брожение умов»: молодые люди того времени искали пути социального и нравственного обновления России. В университетах зрела революционная мысль и «бунтарские»настроения.
Родион Раскольников, преследуя абсолютно милосердные цели освобождения десятков духовно богатых людей из материальной нищеты, формулирует свою теорию, согласно которой делит всех людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Первые — это бессловесная смиренная толпа, а вторые — те, кому позволено все. К «исключительным» личностям он относит себя и еще немногих «избранных», а к тем, кто «смирился» -всех остальных.
«Все в руках человека, и все — то он мимо носу проносит единственно от одной трусости,»- думает Раскольников.
Если мир так страшен, что невозможно принять его, смириться с социальной несправедливостью, то значит, надо отделиться, стать выше этого мира.
Или послушание, или бунт – третьего не дано!
И такие пошли круги да волны от его мыслей, что вся гниль, весь смрад, таившиеся на дне души, полезли кверху и обнажились.
Раскольников решает переступить ту черту, которая отделяет «великих» людей от толпы. И этой самой чертой для него становится убийство: так молодой человек беспощадно судит этот мир, судит своим личным «карающим мечом». Ведь по мыслям Родиона, убийство никчемной старухи, от которой только вред людям, — это не зло, а, скорее благо. Да, за это все только спасибо скажут!
Добрые люди в моей жизни 9 ласс
... Я думаю, что если бы было больше таких людей, то и жить нам всем стало легче и радостнее. Добрые люди в моей жизни сочинение ... перестанет преподносить нам неожиданные сюрпризы. Я считаю, что мне повезло, так как меня окружают добрые люди. Особенно мне хочется сказать о своих родителях, ... до тех пор, пока не прозвенит звонок с урока. Однажды мы спросили: «Наталья Архиповна, зачем вы работаете в школе? ...
Однако, незапланированное убийство несчастной «смиренной» Лизаветы, впервые заставляет Раскольникова засомневаться в правильности своей теории, и тогда начинаются трагические метания героя.
«Бунтарский» разум его вступает в неразрешимый в спор с духовной сущностью. И рождается ужасная трагедия ЛИЧНОСТИ.
Тема смирения и тема бунта сталкиваются на страницах романа во всем своем неразрешимом противоречии, превращаясь в мучительный спор о человеке, который всю жизнь вел сам с собой Достоевский. В «бунтарском» мировоззрении Раскольникова и «смиренных» мыслях Сони Мармеладовой отразились собственные горькие размышления автора о человеческой природе и социальной действительности.
«Не убий,»- гласит одна из заповедей.
Родион Раскольников нарушил эту заповедь — и вычеркнул себя из мира людей.
«Я не старушку убил, я себя убил,»-признается герой Соне Мармеладовой. Совершив преступление, он переступил формальный закон, но не смог переступить закон нравственный.
Трагедия «бунтаря» Раскольникова в том, что сделав попытку вырваться из мира зла, он ошибается и терпит страшное наказание за свое злодеяние: крах идеи, раскаяние и муки совести.
Достоевский отвергает революционное преобразование мира, и тема «смирения» звучит в конце романа вполне победоносно и убедительно: Раскольников находит душевное успокоение в вере в Бога. Ему вдруг открывается истина: милосердные цели не могут быть достигнуты с помощью насилия.
Только на каторге герой осознает, что не насилие, а любовь к людям может изменить мир.
Роман Достоевского и сегодня остается актуальным. Мы тоже живем в эпоху перемен. Градус общественной жизни с каждым годом повышается.
Тема смирения с окружающей действительностью и тема бунта против социальной несправедливости бродит в умах современных россиян.
Возможно, кто — то и готов взяться за топоры. Но стоит ли?
Ведь идеи могут оказаться разрушительной силой, как для самого человека, так и для общества в целом.