Изображение природы занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. Поэт открыл для читателей удивительные картины природы средней полосы России, южного края, красу морских стихий. Россия была частью жизни поэта. Он родился, вырос и оставался преданным ее природе всю жизнь.
В ранний период своего творчества Пушкин развивал традиции В. А. Жуковского в создании лирического пейзажа. Лирический герой стихотворений Пушкина— это человек, восхищающийся простором и красотой русской природы, глубоко чувствующий ее, сопереживающий ей, ищущий в природе спокойствия и отдохновения, видящий в природе источник вдохновения.
В 1819 году было написано стихотворение «Деревня», в котором переданы картины мирной сельской природы:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада…
Описание природы дано в духе сентиментальной идиллии, в светлых спокойных тонах.
Для раннего творчества поэта характерно изображение природы в духе романтизма, где пейзаж соответствует душевному состоянию лирического героя. Так, первой «ночной» элегией Пушкина является «Погасло дневное светило». Это стихотворение было написано в 1820 году во время поездки в Гурзуф. В нем находит отражение традиционный мотив романтизма — воспоминания о «туманной родине»,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость…
Лирический герой мечтает о «волшебных краях», куда стремится «с волненьем и тоскою». Выразительные эпитеты: «потерянная младость», «минутные друзья» — усиливают мотив печали, сожаления и тоски, в то время как другие: «волшебные края», «пределы дальны», «обманчивые моря» — подчеркивают мысль о призрачной несбыточности «знакомой мечты». Поэт точно передал движение человеческой души: «Душа кипит и замирает». Частый повтор некоторых строк усиливает мотив вечности происходящего:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан…
Образ стихии присутствует и в других романтических стихотворениях Пушкина. Расставание с морем, олицетворяющим свободу, ~ тема элегии 1824 года «К морю»:
Доклад : Русская природа в изображении поэтов XIX века
... в нем изображается неброская красота русской природы. Поэт ... В стихотворении «Осень» (1833), написанном в Болдине, Пушкин ... человеку о ... мотивам стихотворения могут служить две записи, сделанные поэтом ... на утесе горючем» — эпитет. Природа в стихотворении Ф.И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа...» ... поэта — «Сосна стоит одиноко». Главная тема произведения Гейне — разлука двух влюбленных. Основная тема ...
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Обращаясь к морю, лирический герой обещает:
- ..не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
Умение показать красоту окружающей природы, передать читателю ее очарование отличают стихотворения Пушкина, написанные в жанре пейзажной лирики, с позиций реализма.
Одним из них является стихотворение «Осень» (1833), написанное в жанре отрывка. В стихотворении изображены все времена года, но особое место поэт отводит осени — своему любимому времени года:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В стихотворении изображен конкретный пейзаж средней полосы России. Поэт ощущает прилив творческих сил: «И мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут». В стихотворении дается образное сравнение творческого процесса с дремлющим, неподвижным кораблем, который вдруг ожил и готовится к плаванию:
- .. — и паруса надулись, ветра полны;
- Громада двинулась и рассекает волны.
Плывет. Куда ж нам плыть?
Лирический герой проводит мысль о том, что поэтическое вдохновение неподвластно человеку и его разуму, оно приходит само собой, источник его — неведомая сила.
Осенью был открыт Лицей, в котором учился поэт на протяжении шести лет. Поэтому с осенью у поэта тесно связано и чувство дружбы. Эта связь отражена в стихотворении «19 октября» 1825 года:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор…
Не только «багрец и золото» осенних лесов пленяли Пушкина, но и снега суровой зимы, ее веселые праздники:
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега.
Зимним пейзажем любуется поэт и в стихотворении «Зимнее утро» (1829).
Эпитеты: «день чудесный», «прозрачный лес», «веселый треск» создают картину морозного солнечного утра. Разнообразие и богатство красок в описании зимней природы помогают увидеть глаголы: «лес чернеет», «ель сквозь иней зеленеет». Веселой тональностью проникнуто это стихотворение:
- Мороз и солнце; день чудесный!
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
Совсем другим настроением проникнуто стихотворение «Зимний вечер» (1825):
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
«Ветхая лачужка» навевает печальные мысли о «бедной юности» поэта Единственным его другом в данной ситуации является «добрая подружка» няня Арина Родионовна. Природа в стихотворении олицетворена, она действует как живой человек.
История России в произведениях Пушкина и Лермонтова
... в стихотворениях этих поэтов является основным направлением их произведений, они ощущали себя детьми природы, которая являлась вдохновением на творчество. Посмотрите эти сочинения Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина ... его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих ...
Той же грустью проникнуто и стихотворение «Зимняя дорога», написанное в 1826 году:
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То раздолье удалое,
То сердечная тоска…
Ритм стиха соответствует равномерному бегу лошади по заснеженной равнине.
Картины природы часто наводят поэта на философские размышления о смысле жизни, о человеческом бытие; круговорот в природе наводит его на мысль о закономерности смены поколений людей. Все это нашло выражение в стихотворении «Вновь я посетил…» (1835), написанном после посещения Михайловского, где он «провел изгнанником два года незаметных». Поэт вспоминает умершую няню, «холм лесистый», где когда-то сиживал «недвижим». Прекрасная природа выступает контрастом убогой жизни людей. Поэт обращает внимание на три сосны:
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко.
«Младая роща», разросшаяся за десять прошедших лет, становится символом новых поколений, новой жизни. Слова поэта обращены к потомкам, которые достигнут большего, чем друзья-современники Пушкина, декабристы. Именно им суждено осуществить мечты о «вольности святой».
Пейзаж гармонично сочетается с действительностью в лирике Пушкина. Это отмечал в своей критической статье В. Г. Белинский. По его словам, «поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры».
Изображая природу, поэт шел от традиций классицизма к романтизму, на смену которому пришел реализм. В творчестве Пушкина присутствует как романтический, так и реалистический пейзажи, но все картины созданы настоящим мастером — живописцем.