Главные герои «Слепой музыкант» характеристика персонажей повести Короленко

Сочинение

История создания

Над повестью «Слепой музыкант» Короленко работал в течение 13 лет. Он начал писать её в 1885 г., в 1886 г. она была опубликована в 10 номерах газеты «Русские ведомости». В том же году Короленко переработал повесть для печати в журнале «Русская мысль» № 7. Повесть вышла отдельным изданием в 1888 г. и тоже была исправлена автором. В 1898 г. при переиздании Короленко ввёл знаковые для повести эпизоды: встреча со слепыми звонарями, уход Петра с нищими.

У Петра были прототипы. В детстве Короленко знал слепорождённую девушку. Её воспоминания послужили основой для описания ощущений героя. Также у писателя был ученик, который постепенно терял зрение, к тому же Короленко знал одного слепого музыканта. Сцена со слепыми звонарями записана писателем в 1890 г. «с натуры» во время посещения Саровского монастыря.

«Слепой музыкант» был любим современниками, это наиболее значительное произведение Короленко, которое переиздавалось при его жизни 15 раз.

Сочинение по повести Слепой музыкант Короленко

  • Сегодня на уроке мы будем работать над сочинением-рецензией.

Поэтому в тетрадях для рабочих записей после того ,как вы записали число, сочинение-рецензию по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант».

Запишите: Идея…оставьте место, позже вы сформируете её. Темы записи на доске, перепишите в тетрадь. Образ главного героя. Каков он?Вы охарактеризуете его также позднее. Оставить для этого страницу.

2 этап. Работа с текстом.

Краткий пересказ самых важных эпизодов повести.

Беседа по вопросам:

  • Какую мысль Короленко хотел довести до читателей? Это и будет главной мыслью/идеей произведения/.

/О смысле жизни, счастье в преодолении эгоизма, в любви к людям/.

  1. Каким был Петрусь в детстве? Рассказать о том, как формировался его характер?
  2. Каким хотели видеть Петруся мать и дядя Максим?Как они добивались осуществления своих идей?
  3. Как строились отношения мальчика с окружающим миром, с людьми?
  4. Какие радости всё же были в жизни Петра/Музыка,любовь, умение ощущать слушать и слышать музыку/
  5. Какие черты характера читатель можетотметить у повзрослевшего Петра.Поможет ли ответить на этот вопрос опивание внешности Петра?/Ответы записать в тетрадь, зачитывается текст/.
  6. Какую роль сыграла всудьбе Петра любовь к Эвелине?
  7. Что же так мучило, томило Петра изо дня в день не давало тихо, мирно жить в кругу семьи?
  8. Что послужило толчком к изменениям привычного уклада жизни молодого паныча?
  9. Как Пётр и дядя Максим решили изменить течение тихой, вместе с тем мучительной жизни Петра?
  10. Удалось ли Петру победить самого себя, и как это произошло?В чём эта победа проявилась?
  11. Что произошло с Петром после странствия со слепыми нищими бандуристами, после возвращения домой и рождения сына?Найдите в тексте слова дяди Максима, подтверждающие правильность вашего ответа.
  12. Как вы думаете:слепота или другие увечья – это всегда трагедия?
  13. Может ли зрячий человек быть слепым?Гомер был слепым, написал «Илиаду», «Одиссею».

Ренуар не мог двигаться, а писал картины 2-х метров и др.

13 стр., 6277 слов

Проблемы в произведении слепой музыкант. Нравственный выбор на ...

... монастыря. «Слепой музыкант» был любим современниками, это наиболее значительное произведение Короленко, которое переиздавалось при его жизни 15 раз. Литературное направление и жанр «Слепой музыкант» - повесть реалистического ... Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Петр действительно вылечился, но ...

3 этап. Работа с образцом.

Когда-то Владимир Галактионович Короленко говорил молодому Горькому: «Человек прежде всего должен быть гуманным человеком.Необходима справедливость.Упрямо не щадя себя, никого и ничего не щадя, вносите в жизнь справедливость, – вот как я думаю».

А много ли среди нас найдётся людей, способных не щадить себя, ради блага ближнего своего, ради справедливости. Нет, большинство людей заботится только о себе, живёт только для себя и при этом не испытывает счастья.

В.Г.Короленко был одним из немногих, кто вступался за «обездоленных жизнью», напоминая счастливым о несчастных. В своих рассказах и повестях Короленко ставил главный вопрос о человеческой жизни, о счастье.

Повесть «Слепой музыкант», написанная в 1886 году, даёт ответ на этот главный вопрос человеческой жизни.

«Человек создан для счастья», но счастливым не создан. Будет ли человек счастлив, это зависит от него самого, от его понимания счасть и от его усилий. Этому учит повесть «Слепой музыкант».

Ребёнок родился слепым. Страшное несчастье, самое страшное, какое только может быть. И так как его слепота неизлечима, Пётр Попельский, казалось, обречён на несчастную жизнь.

«Моя жизнь наполнена одной слепотой, – говорит он. – Никто не виноват, но я несчастнее всякого нищего». Он стал злым и раздражительным эгоистом. «Та самая рука, которая лишила меня зрения, когда я ещё не родился, и вжила в меня эту злобу…» Физическая слепота соединилась со слепотой духовной, когда человек ничего не видит и не хочет видеть, кроме себя.

Но Пётр прозрел. Он не стал зрячим, но перестал чувствовать себя несчастным. Этому помог дядя Максим, старый боец, знавший, что настоящая жизнь не прозябание, не спокойствие, а труд и борьба. «Он мечтал для Петра не о спокойствии, а о возможной полноте жизни». Полнота жизни лишь в единении с людьми. И Максим посылает в путешествие с нищими слепцами.

«Я хотел, чтобы ты чувствовал чужое горе и перестал так носиться со своим…». И Пётр «узнал горе, слепое и зрячее, от которого не раз больно сжималось сердце…Глаза его становились по-прежнему чистыми и по-прежнему незрячими. Но душа, несомненно, исцелилась».

Исцелённая душа открыла слепому музыканту глубину «жизненной правды, сделала его музыкальный талант нужным людям. «И каждое сердце дрожало, как будто он касался его своими быстро бегущими руками». Такова эта повесть о слепом музыканте, поучительная для каждого. Счастье п преодолении эгоизма, в любви к людям, в труде и творчестве на общее благо.

3 стр., 1093 слов

Как детство влияет на жизнь человека?

... героя. Она научила его не только французскому языку, она преподала ему уроки доброты и человечности. Другим писателем, раскрывающим в своём произведении тему влияния детства на всю жизнь человека, ... некоторым детям не посчастливилось иметь беззаботное детство, окружённое лаской и заботой. Например, ребятам из повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Валек и Маруся жили впроголодь, они не знали, ...

И если говорить о главном, что остаётся в душе после прочтения произведения В.Г. Короленко:

«Слепой музыкант», «Парадокс», «Огоньки» и других – это чувство душевной общности с ним, благодарности за то, что ты заканчиваешь чтение взволнованный, полный того добра к людям, частицу которого вселил в тебя этот добрый и чистый художник.

Литературное направление и жанр

«Слепой музыкант» — повесть реалистического направления о становлении героя. Как и положено в реализме, характер героя обусловлен многими обстоятельствами: его окружением, влияющими на него обстоятельствами и эпизодами. Характер главного героя всё время находится в процессе изменения, так что и в конце счастье героя не кажется полным: Короленко даёт возможность читателю додумать продолжение, оставляя героя на пике его возможностей.

В образах Петруся и его дяди Максима чувствуется влияние романтизма и даже сентиментализма. Впрочем, чрезмерная эмоциональность, отчуждённость Петруся объясняется его положением инвалида. Эгоизм мальчика тоже объясняется реалистическими причинами — благополучной жизнью в кругу любящих родных. Вот в образе Эвелины, кроме романтической внешности, всё реалистично. С точки зрения Короленко, именно такой и должна быть любящая женщина.

Жанр «Слепого музыканта» определяется как повесть, имеющая черты одновременно психологической и философской. В подзаголовке Короленко называет произведение этюдом. Не случайно определение жанра такое же, как у музыкального произведения, и обозначает изучение чего-либо. В данном случае Короленко исследует, как инвалид, слепой человек (а косвенно – и безногий) обретает смысл жизни.

Вариант 2

Для начала следует отметить, что при работе над «Слепым музыкантом» Короленко практически не использовал недостоверных данных. Ведь писатель довольно часто сталкивался с лишенными зрения людьми, потому мог в полной мере прочувствовать и передать их душевное состояние.

В детстве литератор знал одну слепорожденную девушку – возможно, именно ее ощущения он впоследствии мог спроецировать на главного героя. Еще у Короленко был ученик, имеющий проблемы со зрением (оно периодически пропадало), а также знакомые слепые музыканты.

Возможно, именно поэтому описание получилось таким реалистичным. А сцена со звонарями и вовсе была взята из жизни.

Поразительным является тот факт, что произведение переиздавалось 15 раз, что говорит о безоговорочной любви к нему современников.

Можно сказать, что «Слепой музыкант» — повесть о жизненном пути, о становлении личности. Характер героя постоянно претерпевает изменения – можно сказать, что он находится на стадии формирования. Разумеется, на это влияют окружение и обстоятельства.

Ощущения полноценной картины нет – потому, можно осмелиться сказать, что Короленко намеренно оставляет персонажа на пике возможностей, как бы предлагая читателям додумать некоторые детали.

Можно сказать, что повесть является психологической и философской. Примечательно и то, что писатель называет творение «этюдом» — а это понятие свойственно и музыкальным произведениям. Вполне вероятно, что он делает это неслучайно.

Присутствует некий гуманизм, ведь автор считает, что ключ к достижению собственного счастья – это умение дарить радость другим. Однако в понимании Короленко движение к свету инстинктивно, порой сам человек не осознает, что находится на «верном» пути, он лишь делает то, что подсознательно считает необходимым.

Несмотря на особенности, главный герой, музыкант Петр добрый и активный. Однако он боится новизны – иногда она заставляет его впасть в ступор. Это говорит о свойственной творческим личностям, эмоциональности. Он не привык скрывать мысли и чувства (кстати, Короленко считает, что у слепых имеется то, чего нет у зрячих – их искренние эмоции отражаются на лице, и скрыть их невозможно), прошел довольно долгий путь, в результате чего понял, что его миссия на этой земле – развлекать людей музыкой.

Петр всерьез считает, что своим творчеством служит бедным и обездоленным, делая их жизнь чуточку легче.

Отдельного восхищения заслуживают описания природы – можно сказать, что она влияет на становление музыканта. Присутствует много философских рассуждений о жизни, душе, предназначении человека. Именно это служит своеобразной «изюминкой», и причиной того, почему «Слепого музыканта» хочется перечитывать снова и снова, всякий раз находя определенное количество упущенных по невнимательности, деталей.

Другие сочинения: ← Анализ рассказа Короленко Дети подземелья↑ ДругиеАнализ рассказа Айтматова Первый учитель →

Тематика и проблематика

В целом повесть отвечает на вопрос как быть счастливым. Для гуманиста Короленко это значит дарить счастье другим. Это и есть метафорическое воплощение того, что Короленко в предисловии к шестому изданию называет инстинктивным, органическим влечением к свету.

В повести поднимаются философские проблемы смысла жизни, жизненных испытаний, исторической памяти народа, проблема истинного искусства. Гуманист Короленко едва ли не первым в литературе поднимает проблему инвалидов, которая становится действительно актуальной только в 21 веке.

Сюжет и композиция

Действия повести развиваются в Юго-Западном крае (где-то на Волыни, откуда родом и сам Короленко), населённом украинцами и поляками. У пани Попельской, урождённой Яценко, рождается слепой первенец Петрусь, которому суждено было стать единственным ребёнком в этой семье и центром маленькой вселенной.

События занимают около 20 лет: от рождения главного героя до рождения ребёнка у него самого. Все эти события помещаются в 7 главах, разделённых главками. Эпилог описывает события через 3 года после окончания основных. Это пик развития главного героя, его концерт, меняющий сердца слушателей.

Ради племянника и самого себя Максим решается на эксперимент: он пытается развить способности мальчика с тонкой нервной организацией, чтобы компенсировать его слепоту хоть отчасти. Прежде всего, Максим запретил чрезмерно заботиться о ребёнке, так что через несколько месяцев тот уже ползал по комнатам.

В 5 лет Петрусь был очарован игрой на свирели конюха Иохима. Он и сам быстро научился играть на ней. Но пианино, которое пани Попельская выписала из города и на котором сыграла технически сложную пьесу, не впечатлило мальчика: «Венскому инструменту оказалось не по силам бороться с куском украинской вербы». Свирель победила, потому что была «среди родственной украинской природы».

Мальчик научился играть на фортепиано. А потом Максим попросил Иохима спеть Петрусю народную песню, образы которой оказались понятны слепому.

Петрусь не может принимать участие в забавах других детей. Его единственным другом становится дочь соседей Эвелина. Дружба с Эвелиной «была настоящим даром благосклонной судьбы».

Постепенно Пётр начинает бояться призраков, населяющих его темноту. Пётр был подобен тепличному цветку, ограждённому от влияний жизни. Душа юноши была будто ограждена стеной, дремала в искусственном, но спокойном полусне. Максим понимал, что выход их этого состояния неизбежен, и ускорил его. Он пригласил в гости помещика Ставрученко с сыновьями, из которых один был музыкантом, а другой – филологом. Пётр чувствует себя непричастным к активной жизни молодёжи. Это знакомство приводит слепого к выводу, что он лишний на свете. Но, когда Пётр начинает играть на фортепиано, его необычную манеру исполнения признают все.

Слепой впервые понимает, на что может сгодиться. Его мысль подтверждает Эвелина: «У тебя тоже будет своя работа. Если бы ты знал, что ты можешь сделать с нами».

Шестая глава кульминационная. Это время испытаний слепого, уже принявшего решение служить своим талантом людям. Первое испытание – обнаружение могилы ватажка гайдамаков Игнатия Карого, который был похоронен в одной могиле со слепым бандуристом Юрком, сопровождавшим его отряд даже в бою. Пётр понимает, что слепой может добиться многого.

Второй эпизод — встреча с двумя слепыми звонарями. Короленко считал это эпизод важнейшим в повести. Слепой от рождения молодой звонарь Егорий был очень похож на Петра не чертами лица, но его выражением. Он был обозлён на весь мир. Другой звонарь, Роман, ослеп в детстве, но был добрым, любил жизнь во всех её проявлениях. Звонари проверяются отношением к детям, приходящим на звонницу.

После встречи Пётр решил, что его судьба – быть озлобленным. Беспросветная грусть в его настроении сменилась раздражительной нервностью. Его больше не радовал союз с Эвелиной: он не хотел обременять девушку.

Третье испытание Петра связано со встречей со слепыми возле чудотворной католической иконы. Пётр завидует им, потому что, с его точки зрения, ежедневные заботы о пище и одежде отвлекают их от размышления о собственной неполноценности.

Результатом этого третьего испытания становится путешествие Петра в обществе слепых нищих под предводительством Фёдора Кандыбы, которому выжгло глаза на войне. Максим смог убедит родных, что они с племянником в это время находятся в Киеве, где Пётр берёт уроки у известного пианиста.

Через несколько месяцев Пётр женился на Эвелине, родившийся ребёнок оказался здоровым. Так был побеждён страх Петра, касающийся личной жизни. Последний эпизод происходит через 3 года после рождения первенца, когда слепой музыкант в Киеве на Контрактах поражает всех своей игрой. Максим считает, что Пётр прозрел, потому что «сумел напомнить счастливым о несчастных», забыл о своих эгоистичных страданиях.

Главные герои