Сюжет: краткое содержание пьесы “Недоросль”
Сюжет “Недоросли” хорошо знаком всем еще со школьных лет, однако мы все-таки напомним краткое содержание пьесы, чтобы восстановить в памяти последовательность событий.
Действие разворачивается в деревне Простаковых. Его хозяева – госпожа и господин Простаковы и их сын Митрофанушка – живут спокойной жизнью провинциальных дворян. Также в поместье обитает сиротка Софьюшка, которую госпожа приютила у себя в доме, но, как выясняется, не из сострадания, а из-за наследства, которым она вольно распоряжается на правах самопровозглашенного опекуна. В скором будущем Софью планируют отдать за брата Простаковой Тараса Скотинина.
Планы госпожи рушатся, когда Софья получает письмо от своего дяди Стародума, которого до сих пор считали погибшим. Страдум жив и здравствует и едет на свидание с племянницей, а еще он сообщает о состоянии в 10 тысяч доходу, которое передает в наследство горячо любимой родственнице. После такого известия Простакова принимается обхаживать Софью, которую до сих пор мало жаловала, ведь теперь она хочет сосватать ее за любимого Митрофана, а Скотинина оставить ни с чем.
К счастью, Стародум оказался благородным и честным человеком, желающим племяннице добра. Тем более что у Софьи уже был суженый – офицер Милон, который как раз остановился со своим полком в деревне Простаковых. Стародуб знал Милона и дал молодым благословение.
В отчаянии Простакова пытается организовать похищение Софьи и насильно обвенчать ее с сыном. Однако и тут вероломная госпожа терпит фиаско – Милон спасает возлюбленную в ночь похищения.
7 стр., 3266 словСофья в комедии «недоросль» (характеристика и образ) 8 класс
... окружающих. Софья — это идеал женской красоты и образованности в комедии «Недоросль». Девушке приходилось непросто, но она смогла справиться с жизненными невзгодами. Софья и Простакова Образ Софьи в «Недоросле» также ... героини и насильную женитьбу. Однако Стародуму, Милону и Правдину удается предотвратить это коварство. Нравственные ценности героини Софья в переводе с греческого обозначает мудрость. ...
Простакову великодушно прощают и не отдают под суд, правда, ее имение, которое уже давно вызывало подозрения, передают государственному опекуну. Все разъезжаются и даже Митрофанушка бросает маменьку, ведь он ее не любит, как в общем-то и никого на свете.
Сочинение на тему положительные герои комедии недоросль
Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» – произведение 18 века. В нем герои четко делятся на две группы: положительные и отрицательные. Здесь сочетается и смешивается смешное и грустное, комическое и трагическое. В отрицательных персонажах ярки те черты, которые автор осуждает: невежество, грубость, подлость, хамство, непорядочность. Положительные герои осуждают эти пороки, выражая мысли самого писателя.К отрицательным персонажам «Недоросля» относятся госпожа Простакова, Тарас Скотинин и Митрофан Простаков.Простакова – дворянка, мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина. Ее фамилия указывает на необразованность и невежество героини, а также на то, что в конце пьесы она попадает впросак.Эта героиня – жестокая крепостница. Она считает совершенно нормальным владеть человеческими душами, издеваться над подвластными ей людьми. Чего стоит обращение этой героини со старой няней Еремеевной, преданной Простаковым всей душой.Матушка недоросля крайне необразованна. Она не знает самых простых вещей. Но, хуже того, Простакова считает, что образование совершенно не нужно, ведь в жизни помогает продвинуться совсем другое: деньги, связи.
Как тут не вспомнить жизненные принципы Фамусова и всего московского общества из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».Простакова груба, невежественна, непорядочна. Но главная черта в характере Простаковой – безумная, какая-то животная любовь к сыну. Она считает, что все, что выгодно для Митрофана, хорошо, что невыгодно, то плохо. При этом способ, которым достигается выгода, не имеет значения. Эта героиня может вцепляется в шею своему брату и т. д. Можно сказать, что ее нравственные и моральные понятия полностью искажены, их попросту нет. П.А. Вяземский так писал о Простаковой: «Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего… истекают все сии свойства…»Мне кажется, Д.И. Фонвизин видит две причины «злонравия» героини. Первая причина – невежество Простаковой, не облагороженное воспитанием. Вторая – указ Екатерины II «О вольности дворян», который невежественные дворяне поняли как полную власть над своими крепостными людьми.В конце пьесы Простакова повержена. Она теряет все: власть над крепостными, имение, сына. Ее поражение – это поражение всей прежней системы воспитания, всего образа жизни дворян 18 века.Брат Простаковой, Тарас Скотинин, под стать своей сестре.
Это очень невежественный и глупый человек. Единственный интерес его жизни – свиньи, разведением которых он занимался. Ради денег Скотинин хотел жениться на Софье, племяннице Стародума. Поэтому он соперничал со своим племянником Митрофаном и постоянно ругался с госпожой Простаковой: «Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь».По-моему, этот герой является «достойным» представителем своей семьи: он нравственно и морально деградировал, превратился в животное, о чем говорит его фамилия. Причина такого падения Скотинина – в невежестве, отсутствии правильного воспитания. «Не будь тот Скотинин, тот чему-нибудь учиться захочет»,- заявляет он.Сын госпожи Простаковой, Митрофанушка, – главный в своем семействе. Ему пытаются дать хорошее образование, ведь в новое время без него никуда. Но недоросль не испытывает никакого желания учиться. Он до такой степени «темный» человек, что становится и смешно и горько, когда читаешь его «экзаменационные» ответы учителям.Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.Я считаю, что Митрофан остановился в своем развитии. Софья, воспитанница госпожи Простаковой, так говорит о нем: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».В недоросле сочетаются черты тирана и раба.
Образы бытовых героев в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
... «Недоросле» система образов расширена. Здесь три группы персонажей, включающих в себя три мужских и один женский образ: положительные герои – Стародум, Правдин, Милон и Софья; злонравные – Простакова, Простаков, Скотинин и ...
Когда план госпожи Простаковой женить сына на Софье не удается, Митрофан ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» – идти служить. «По мне, куды велят», – говорит он, понурив голову. Мне кажется, рабское воспитание привито герою и его крепостной нянькой Еремеевной, и всем миром Простаковых-Скотининых, у которых совершенно извращены понятия о чести.Я думаю, через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение его невежество увеличивается, люди постепенно превращаются в зверей. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая».Таким образом, в комедии Фонвизина «Н едоросль» есть как черты комедии, так и черты трагедии. Через смешное драматург показывает нам пороки дворянского общества 18 века, всю их страшную и разрушающую силу, пагубно влияющую на развитие общества в целом и отдельных личностей в частности.
Характеристика героев: положительные и отрицательные характеры
Как в любом классицистическом произведении, персонажи в “Недоросли” четко делятся на положительных и отрицательных.
Отрицательные герои:
- госпожа Простакова – хозяйка деревни;
- господин Простаков – муж ее;
- Митрофанушка – сын Простаковых, недоросль;
- Тарас Скотинин – брат Простаковых.
Положительные герои:
- Софья – сирота, живет у Простаковых;
- Стародум – дядя ее;
- Милон – офицер, возлюбленный Софьи;
- Правдин – государственный чиновник, приехавший проконтролировать дела в деревне Простаковых.
Второстепенные персонажи:
- Цыфиркин – учитель арифметики;
- Кутейкин – учитель, бывший семинарист;
- Вральман – бывший кучер, выдает себя за учителя;
- Еремевна – няня Митрофана.
Госпожа Простакова
Простакова – самый яркий отрицательный персонаж, да и вообще наиболее выдающееся действующее лицо пьесы. Она хозяйка деревни Простаковых и именно госпожа, полностью подавив слабовольного супруга, устанавливает барские порядки и принимает решения.
Вместе с тем она абсолютно невежественна, лишена манер, часто груба. Простакова, как и другие члены семейства, не умеет читать и презирает науку. Образованием Митрофанушки мать занимается только потому, что так положено в новосветском обществе, но истинной ценности знаний не понимает.
Помимо невежества, Простакова отличается жестокостью, лживостью, лицемерием, завистливостью.
Учителя Митрофана в комедии Недоросль Фонвизина характеристика и образы
... Простакова не видит смысла в образовании, это же видение перенимает и Митрофан. Сочинение Учителя Митрофанушки В комедии «Недоросль» ... ее дядя Стародум, ее жених Милон, честный чиновник Правдин. А с другой стороны оказываются помещица Простакова (урожденная Скотинина — что ... художественного понимания… ». Фонвизин значительную часть своей жизни провел при русском дворе, став свидетелем очень многих ...
Единственное существо, которое она любит, это ее сын Митрофанушка. Однако слепая несуразная любовь матери только портит чадо, превращая его в копию себя в мужском платье.
Господин Простаков
Фигуральный хозяин поместья Простаковых. На самом деле всем руководит его властная жена, которой он безумно боится и не смеет молвить слово. Простаков давно утратил собственное мнение и достоинство. Он даже не может сказать, хорош или плох кафтан, сшитый портным Тришкой для Митрофана, потому что боится произнести не то, что ожидает госпожа.
Митрофан
Сын Простаковых, недоросль. В семье его любовно называют Митрофанушкой. А, между тем, этому юноше уже пора выходить во взрослую жизнь, но он абсолютно не имеет о ней представления. Митрофан избалован материнской любовью, он капризен, жесток по отношению к прислуге и учителям, напыщен, ленив. Несмотря на многолетние занятия с учителями, юный барин беспросветно туп, он не выказывает ни малейшего стремления к учебе и знаниям.
А самое жуткое, что Митрофанушка жуткий эгоист, для него ничто не имеет значения, кроме собственных интересов. В конце пьесы он легко бросает маменьку, так безответно любившую его. Даже она для него пустое место.
Скотинин
Брат госпожи Простаковой. Самовлюбленный, ограниченный, невежественный, жестокий и алчный. Тарас Скотинин питает огромную страсть к свиньям, остальное мало интересует этого недалекого человека. У него нет представления о родственных связях, сердечной привязанности и любви. Расписывая, как хорошо заживется его будущей жене, Скотинин говорит лишь о том, что выделит ей лучшую светелку. В его системе координат именно в этом заключается супружеское счастье.
Софья
Положительный женский образ произведения. Очень воспитанная, добрая, кроткая и сострадательная девушка. Софья получила хорошее образование, она обладает пытливым умом и жаждой к знаниям. Даже в отравляющей атмосфере дома Простаковых девушка не уподобляется хозяевам, а продолжает вести тот образ жизни, который ей по душе – она много читает, размышляет, со всеми приветлива и вежлива.
Стародум
Дядя и опекун Софьи. Стародум – голос автора в пьесе. Его речи очень афористичны, он много рассуждает о жизни, добродетелях, уме, законе, правительстве, современном обществе, браке, любви и других насущных вопросах. Стародум невероятно мудр и благороден. Несмотря на то что он явно негативно относится к Простаковой и ей подобным, Стародум не позволяет себе опускаться до грубостей и неприкрытой критики,а что до легкого сарказма – его недалекие “родственники” распознать не могут.
Милон
Офицер, возлюбленный Софьи. Образ героя-защитника, идеального молодого мужчины, мужа. Он очень справедлив, не мирится с подлостью и ложью. Милон смел, причем, не только в бою, но и в своих речах. Он лишен тщеславия и низкомерной расчетливости. Все “женихи” Софьи говорили лишь о ее состоянии, Милон же ни разу не упомянул, что его суженая богата. Он искренне любил Софью еще до того, как у нее появилось наследство, а потому в своем выборе молодой человек руководствовался отнюдь не размером годового дохода невесты.
“Не хочу учиться, а хочу жениться”: проблема воспитания в повести
Подготовка к сочинению «Новые герои русской литературы первой ...
... "Мертвых душ" (1842). II . Герой своего времени в русской литературе первой половины XIX века. В литературе, как и в жизни, всегда есть место геройству, героям. Только в отличие от реальности в ... Почему эти герои интересны читателю и сейчас? 2. Работа над примерным планом сочинения. I . Характеристика историко-литературного процесса первой половины XIX века в России. Начало 19 века принесло с ...
Ключевой проблемой произведения является тема провинциального дворянского воспитания и образования. Главный герой Митрофанушка получает образование только из-за того, что это модно и “так заведено”. На самом деле ни он, ни его невежественная матушка не понимают истинного назначения знаний. Они должны делать человека умнее, лучше, служить ему на протяжении жизни и приносить пользу обществу. Знания добываются трудом и никогда не могут быть насильно помещены в чью-либо голову.
Домашнее образование Митрофана – это пустышка, фикция, провинциальный театр. За несколько лет горе-ученик не овладел ни чтением, ни письмом. Шуточный тест, который устраивает Правдин, Митрофан с грохотом проваливает, но из-за своей глупости не может понять даже этого. Он называет слово дверь прилагательным, потому что ее дескать прилагают к проему, науку историю путает с историями, которые ему в изобилии рассказывает Вральман, а слово “география” Митрофанушка даже выговорить не может… слишком мудреное.
Чтобы показать гротескность образования Митрофана, Фонвизин вводит образ Вральмана, который учит “по-французски и всем наукам”. На самом деле Вральман (фамилия-то говорящая!) никакой не учитель, а бывший кучер Стародума. Он с легкостью обманывает несведущую Простакову и даже становится ее любимчиком, ведь исповедует собственную преподавательскую методику – не заставлять ученика ничего делать через силу. С таким рвением, как у Митрофана, учитель с учеником попросту лодырничают.
Рука об руку с получением знаний и навыков идет воспитание. За него по большей части отвечает госпожа Простакова. Она методично навязывает свою прогнившую мораль Митрофану, который (вот здесь он старателен!) отлично впитывает матушкины советы. Так, во время решения задачи на деление Простакова советует сыну ни с кем не делиться, а все забрать себе. Рассуждая о браке, матушка говорит лишь о достатке невесты, ни разу не упоминая о душевной привязанности и любви. Такие понятие как мужество, смелость, доблесть недорослю Митрофану не знакомы. Несмотря на то что он уже не малыш, его по-прежнему опекают во всем. Парнишка даже не может постоять за себя во время стычки с дядей, он тут же принимается звать маменьку, а с кулаками на обидчика бросается старая нянька Еремеевна.
ВОПРОС В ЛОБ: КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ?
№ 2014 / 37, 23.02.2015
Согласны ли Вы, что в современной русской литературе (искусстве в целом) не хватает положительных героев?
Кого бы Вы назвали настоящим героем нашего времени, о котором стоит писать романы, поэмы из жизни современной России, снимать кино?
Встречали ли Вы прототипы таких людей в реальности?, Сергей ШАРГУНОВ, главный редактор портала «Свободная пресса»
Я против ложного оптимизма, не приветствую попытку насадить прилизанных и фальшивых персонажей – они убивают литературу. Правильнее говорить, вообще, о герое времени, ярком, способном зацепить, произвести впечатление, и задуматься: а есть ли такой? Поскольку настоящая литература всегда живая и свободная, то отталкиваться надо от жизни. Во-первых, не хватает в прозе обычных людей – инженеров, офицеров, учителей, врачей, таксистов, слишком часто в центре произведения – альтер-эго автора, нервно извивающийся «книжный червь». Во-вторых, последние трагические события дают немало сюжетов и немало сложных, но ярких характеров. Значит, и герои возможны.
В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской ...
... Сочинения / Чехов А.П. / Тоска / Особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века (на примере произведений Чехова «Тоска» и Достоевского «Белые ночи») Скачать сочинение ... девушку. Благодаря охватившему героя чувству любви, раскрываются все его положительные и отрицательные качества. ... черты как безволие и малодушие. Герой живет в мире своих иллюзий, а развязка романа ...
Борис ЕВСЕЕВ, прозаик
Понятие положительный герой – не вполне точное. Лучше отказаться от него вообще или сдать в архив. Но вопрос Ваш очень важен! Просто я его немного уточню: почему сегодня нет навсегда запоминающихся, полнокровных, душевно чистых, не продающих подряд всё и вся героев литературных произведений? Причин несколько. Одна из них – профессиональные писатели слишком удалены от истинного героизма и качеств, без которых этот героизм невозможен. Слишком много вокруг мелких и крупных интриг, кланово-партийных потасовок, литфондовского и «союзписательского» подсиживанья и подгаживанья. И каким же это образом у такой мелочно-завистливой рати вдруг появятся в книгах бессмертные герои? Вот и переполнилась наша литература бескровными, бесхребетными, одномерными и одноразовыми образами, словно бы вырезанными из плохонькой бумаги ножницами «зигзаг»!
Настоящими героями я сегодня полагаю ополченцев Донбасса. Они защитили от верной и мучительной смерти многих и многих стариков и детей! Я не так давно был в Донецке и Донецкой области. Собираюсь опять. Мой дед, отец, дядья, жили на земле Донбасса с 1921 года. Дядя, двоюродный брат и племянники живут и сейчас. Этот кусок жизни из меня и моих родственников никакими пыточными клещами не вырвешь! Надеюсь, что смогу написать обо всём этом достойно, без сюсюканья и слюней, хорошим русским языком и, конечно, с подобающим мастерством.
Однако герои могут быть не только воинами. Героем был гениальный композитор XVIII века Евстигней Фомин, о котором мною, впервые в России, был написан полновесный роман. Героем может быть всего лишь «уличный повеса, улыбающийся встречным лицам». Или, скажем, авантюрист-мечтатель. Об одном таком «прожектёре и летателе», моя только что законченная повесть «Офирский скворец».
И всё же истинными героинями сегодняшнего дня – считаю российских женщин. Они перенесли в ХХ веке всё! Революционные перевороты, войны и голод, хрущёвское «кукурузничанье» и горбачёвские предательства, пережили мутную криминальную волну 90-х и начала 2000-х. И при этом остались бесконечно милыми, трепетными, заботливыми, никем и ничем неодолимыми. Словом, остались красой и смыслом Отечества. И сейчас, думая, на кого бы стране опереться – вижу нравственную и духовную опору прежде всего в них!
Иван ГОБЗЕВ,
Я, честно говоря, не знаю, кто такой положительный герой. Ведь, если вдуматься, то и Незнайка, Буратино, Карлсон, Бильбо и прочие парни (и девчонки типа Рони и Пеппи) не такие уж хорошие. А взрослый положительный – это вообще что-то крайне неинтересное, это идиот Мышкин, и прочие идиоты.
Что касается современной русской литературы, то, я думаю, героев ей хватает. Но опять же, непонятно, где проходит грань между положительностью и отрицательностью. Герой нашего времени – это ироническая формула XIX века. Это Печорин, Онегин, Чацкий. Ну какие же они герои? В этом смысле, герой нашего времени – это какой-нибудь хипстер. Кстати, сейчас я понял, что Онегин был настоящим хипстером… Ничего не меняется в мире. Прав был Екклесиаст.
Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века
... хочется углубляться в рассуждения героя. Опять важней сюжет, хоть и сюрреалистичный. Также читают: Картинка к сочинению Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века Популярные сегодня темы «Пастух и пастушка» – это одно из самых запоминающихся, на мой ...
Владимир АЛЕНИКОВ, кинорежиссёр и писатель
Не может быть одних и тех же героев для детей и для взрослых. Потому что литература для детей и юношества – это другое и герои там, как правило, другие. Если говорить о детской литературе, то я согласен, положительных героев очень сильно не хватает. Потому что дети должны воспитываться и расти на чём-то замечательном, героическом. Они должны чему-то подражать, кто-то должен быть их кумиром. Конечно, не хватает таких персонажей и таких героев. Вот я попытался в своей последней книге детской «Богатырская история» такую девочку описать. Её зовут Алёна, и я очень надеюсь, что она полюбится юным читателям, а, может быть, даже кино по ней снимется. Она может стать такой героиней, потому что в ней есть всякие качества, которые детям должны быть очень симпатичны.
Если же говорить о взрослой литературе, то я тоже не особо вижу таких героев… Жизнь на самом деле достаточно тяжёлая, насыщенная кучей всяких отрицательных эмоций, реалий, поэтому, как мне кажется, не хватает героя романтического. Героя, который бы, с одной стороны, был абсолютно современным, а, с другой стороны, всё-таки возрождал те хорошие чувства, с которыми мы сами когда-то росли. Условно говоря, такой современный Д’Артаньян.
Я таких людей встречал. Например, один мой ученик – именно такой парень. Сейчас он, кстати, отправился в Донецк. Он по жизни историк. И вот он как раз абсолютно такой парень – с рыцарскими проявлениями и устремлениями. Это тот человек, который обязательно встанет, если войдёт женщина, и относится к жизни соответствующим образом. Таких людей мало. И в литературе, в кино такой герой очень нужен.
Николай КРИЖАНОВСКИЙ,
доцент кафедры литературы Армавирского педагогического института
Действительно, таких героев в современном литературном процессе немного. Однако в русской литературе (если слово «русский» понимать как «соответствующий русским духовным традициям») такой положительный герой всегда был, есть и будет. Его характер и внутренний мир не всегда идеален, но он всегда стремится к конкретному идеалу – Христу. От самых истоков нашей словесности мы видим такого героя: князь Владимир в «Слове о Законе и Благодати», князь Игорь в «Слове о полку Игореве», Сергий Радонежский и многие другие святые, в нашей земле просиявшие и прославленные в агиографическом жанре, пушкинский Петруша Гринёв, гоголевские Остап и Тарас Бульба, тургеневские крестьяне, некрасовские русские женщины, толстовские Платон Каратаев, Тихон Щербатый, друзья-дворяне Андрей и Пьер, Алёша Карамазов и другие герои Достоевского, очарованный странник Иван Флягин и когорта героев произведений Лескова, студент из одноимённого рассказа Чехова.
Этот далеко не полный ряд положительных персонажей из XIX века можно продолжить героями произведений, созданных такими писателями века ХХ, как М.Шолохов, С.Есенин, А.Платонов, И.Шмелёв, Б.Зайцев, Ф.Абрамов, В.Белов, В.Распутин, Н.Рубцов, В.Личутин и многими другими.
Доминирующая в современной литературе тенденция к выхолащиванию положительного героя сегодня понемногу преодолевается. По-своему с ней борются В.Дворцов, о. Тихон (Шевкунов), З.Прилепин и некоторые другие авторы.
Кто современный герой детской литературы?
... порадовать ребятишек из огромного мира публикуемой книгопродукции? И что такое мораль в современном обществе и какие ... литература. Помимо этого в серии затронуты такие темы, как предрассудки и коррупция». Да, речь идёт о Харри Поттере, придуманного британской писательницей Дж.К.Роулинг. Главный герой, ... говорить о книгах, объединённых одним главным героем, которые за последние двадцать лет приобрели ...
Чтобы появлялись герои, нужна героическая национальная идеология. Таковая сегодня, я надеюсь, возрождается, возвращается.
Настоящий герой нашего времени, как и любого другого, для русской литературы – человек, способный пожертвовать собой ради ближних, способный «душу положить за други своя» и готовый служить Богу, России, семье…
Это может быть кадровый военный, для которого спасающий солдат-срочников от разрыва боевой гранаты, это предприниматель, не желающий жить только для обогащения и собственных удовольствий, это семьянин, воспитывающий в национальных традициях своих детей, это школьник или студент, способные на большой и самоотверженный поступок, это пожилая сельская учительница, которая ещё держит корову и не продаёт, а раздаёт молоко своим нищим соседям, это священник, продающий свою квартиру, чтобы достроить храм и многие другие наши современники.
Таких людей множество: я их не однажды встречал и встречаю каждый день. Хватит увековечивать мерзость. На обозрение читателям НАДО выставлять человека с прекрасными чертами. Конечно, идеальных людей не бывает и в литературе их быть не должно. Но необходимо показывать, как человек идёт к свету, к добру, прорывается сквозь внутренний и внешний мрак ко Христу.
г. АРМАВИР
Анатолий БАЙБОРОДИН, прозаик
Увы, нынешние, на слуху, молодые писатели и кинорежиссёры нередко за положительного героя выдают неких суперменов, которые кулаком и пистолетом, положив тьму, якобы, отрицательных, якобы утверждают правду и справедливость. Разумеется, если за други своя…
Да, пишутся, изображаются в искусстве положительные герои редко, ибо истинно положительные, на мой взгляд, подобны князю Мышкину из Достоевского. Это люди с детской чистотой души, жаждущие святости. Фёдор Михайлович Достоевский, и говорил: надо изобразить человека не таким, какой он есть на самом деле, а таким, каким он хочет быть. А русский человек, не обезбоженный, православный, всегда хотел, чтобы душа его была полна любви к Вышнему, любви к ближнему, умилённой и сострадательной; истинно положительный герой, как Иван дурак, предтеча юродивых во Христе, коим храмы на Руси, последнюю рубаху исподтишка отдаст, чтобы не хвалили, ибо чует душой: дольная мудрость (земная) безумия для мудрости горней (божественной).
Идеальный положительный герой в русском понимании – былинный, но и святой Илия Муромец – труженнник (крестьянин, деревенщина), воин (богатырь, казачий атаман), инок Киево-Печерской лавры. Илья Муромец и Иван, якобы, дурак, а мудрей всех оказывается, – вот истинные герои всех времён и народов от сотворения мира да светпреставления, о коих бы писать романы, поэмы, живописные картины, ставить фильмы.
г. ИРКУТСК
Олег ЛЕКМАНОВ,
профессор профессор Высшей школы экономики и Института мировой литературы
Не вполне согласен. Два замечательно выписанных персонажа сразу же вспоминаются. Главный герой романа Е. Водолазкина «Лавр» – святой и живой, очень мало кому раньше удавалось в одном персонаже это соединить. И Антон Стремоухов из прекрасного романа Александра Павловича Чудакова «Ложится мгла на старые ступени».
Кто для Вас идеальный герой литературы? ( из разряда ВЫПУСКНОЕ 2016)
... себя настоящий мужчина, идеальный герой. Еще одно качество Александра Завьялова, позволяющее нам назвать его достойным человеком, — совестливость. Несмотря ... наслаждаясь тем, что испытывает к княгине Шеиной. Для влюбленного дороги все мелочи, к которым прикасались ... человека. Особо эту хрупкость и незащищенность человека наблюдаю, взахлеб перечитывая его «Гранатовый браслет», в котором один из героев ...
Героев нашего времени не счесть – Елена Грачёва, Лидия Мониава, Чулпан Хаматова и многие другие героические женщины, помогающие больным и бездомным детям; Лев Шлосберг, не побоявшийся рассказать страшную правду о страшной, сознательно не замечаемой большинством россиян войне; недавно умерший Антон Буслов, героически боровшийся со своей смертельной болезнью и делившийся своим опытом с читателями.
Герман САДУЛАЕВ,
Уже есть. Теперь у нас есть Стрелков.
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Анастасия ЧЕРНОВА
На мой взгляд, деление героев на «положительных» и «отрицательных» устарело еще в XIX веке. Сейчас, также как и раньше, художника интересуют сложные характеры, трагическая раздвоенность между желанием и делом, оттенки внутреннего состояния. Изображение положительного героя – не входит в задачу художественной литературы, поэтому, когда автор пытается это сделать, то, чаще всего, терпит поражение. Положительный герой, пример для подражания – область духовной, житийной литературы. В житиях мы можем прочитать не только о древних подвижниках, но и о наших современниках, пострадавших за Христа в период гонений на Церковь в ХХ столетии. Условно «положительным героем» художественной литературы, пожалуй, можно назвать человека, который стремится поступать по христианским заповедям, несмотря на обстоятельства; и между счастьем и правдой – выбирает второе. В современном искусстве такие герои появляются все чаще.
Если под «героем нашего времени» понимать человека, в характере которого наиболее ярко проявляются сущностные черты эпохи, то таким героем может стать любой, без исключения. Все зависит от художественного ракурса, умения выявить и показать типическое, проще говоря – от мастерства писателя или режиссера. С другой стороны, если понятие «герой нашего времени» трактовать в буквальном смысле, как выдающуюся, яркую личность, знаковую для столетия, — то разговор пойдет о конкретных судьбах. Настоящий герой нашего времени – это и Евгений Родионов, и скульптор Вячеслав Клыков, и простой ополченец Новороссии.
Прототип не может существовать без реальности. Поэтому, конечно, я таких людей встречала.