Жанры произведений о Пугачеве Пушкина и Есенина
Два великих поэта, Пушкин и Есенин, каждый в свое время взялись за задачу освящения пугачевского восстания. Казалось бы, взгляд на одни и те же события должен быть одинаков, однако у них получилось немало различий. Среди прочего — использование для этой цели разных инструментов.
Пушкин использовал образ Пугачева в произведении «Капитанская дочка». Оно является историческим романом, т.е. в книге описывается конкретная историческая эпоха. Автор со стороны наблюдает за развитием действий.
Есенин выбрал для своего повествования жанр драматической поэмы. Он глубоко чувствовал дух того восстания и личность Пугачева, восхищался им.
Можно сказать, что образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина обретает разницу уже с жанров их сочинений, что удивительно, ведь оба изучали практически одни исторические свидетельства.
Пугачев в произведении Пушкина
Пугачев в «Капитанской дочке» Пушкина предстает больше похожим на главаря шайки разбойников, нежели на руководителя восстания. Он хочет быть похожим на Гришку Отрепьева, жестокого авантюриста. Готов убивать невинных людей, которые встают на его пути. Он вполне осознает, что восстание обречено на поражение, и от этого ведет себя как загнанный зверь.
Тем не менее даже Пушкин не может отрицать, что в Пугачеве есть великодушие и доброта. Так, например, он не смог причинить вреда Гриневу, который однажды помог лидеру восстания. Это зрелый, бывалый человек, которого люди готовы слушать и за которым готовы идти. Именно многогранность образа придает жизнь герою. Таким увидел Пушкин Пугачева, изучая исторические документы.
Художественная трансформация образа Пугачева в творчестве М.А. Булгакова
Библиографическое описание:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-obraz-pugacheva-v-folklore/
Пугачев — предводитель народного восстания (по повести А. С. ...
... кровью». Но, несмотря на мудрость, Пугачев не мог сам управлять всем ходом восстания, поэтому он окружил себя со ... помилования, Буду продолжать как начал». Да и не желает предводитель бунта поворачивать вспять. «Улица моя тесна; воли мне мало», ... создать правдивый исторический образ Пугачева, глубокий и неоднозначный. Эту разность мнений о бунтовщике Пушкин отобразил в прочувствованных словах ...
Урюпин, И. С. Художественная трансформация образа Пугачева в творчестве М.А. Булгакова / И. С. Урюпин. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).
— Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 80-83. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/26/1487/ (дата обращения: 25.09.2020).
самоуправством
и
своеволием
— «Дерзкий и решительный» «прошлец» [1, V, с. 437], по словам А.С. Пушкина, тщательно изучившего «историю Пугачева», стал олицетворением «русского бунта», бессмысленность которого была очевидна уже потому, что его «пружиною» [1, V, с. 437] явилось
самозванство
– заведомая ложь, нравственная фальшь. Никто из предводителей крестьянских восстаний за всю историю России – ни И. Болотников, ни С. Разин, ни К. Булавин, ни кто-либо другой – не ассоциировался с самозванством, то есть со злонамеренным обманом самого народа, разве что Лжедмитрий, с которым сам Пугачев любил себя равнять («Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?» [1, IV, с. 58] – бравировал бунтовщик в «Капитанской дочке»).
богатырем
, в котором в полной мере отразился дух «богатырского русского народа» [3, с. 25]. Пугачев же, хотя и был вождем мятежников, никогда не ассоциировался с былинным героем и уж тем более не замещал собой весь народ, не растворялся в нем, а оставался яркой индивидуальностью, дерзко бросавшей вызов существующему миропорядку. Подчеркнуто дистанцирован от массы Пугачев в пьесе К.А. Тренева, а в поэме С.А. Есенина герой трагически одинок и предан своими же сподвижниками, которые прямо обвиняют его в коварном своеволии и отказываются жертвовать собой ради сомнительной политической авантюры: «Нет! Мы больше не слуги тебе! / Нас не взманит твое сумасбродство» [4, II, с. 186]. «Пугачеву товарищи – грозят, задевая в нем простой страх за жизнь» [2, с. 245], — замечала М.И. Цветаева отсутствие взаимопонимания между мятежниками, чувствовавшими в глубине души преступную сущность пугачевского бунта.
Цветаевское восприятие Пугачева как «зла, на минуту ставшего добром», во многом совпало с умонастроениями М.А. Булгакова, который в 1930-е годы, всерьез заинтересовавшись фигурой Пугачева, мечтал написать о нем либретто оперы и даже «предложил Самосуду» [5, с. 444]. Как пишет в дневнике Е.С. Булгакова, художественный руководитеть Большого театра поддержал идею драматурга, но, к сожалению, не дал ее реализовать: «потом оказалось, что ее [оперу о Пугачеве. – И.У.] будет писать композитор Дзержинский» [5, с. 444]. Захваченный «бунташной» историей М.А. Булгаков не оставлял надежды на воплощение образа Пугачева в любом литературном жанре, он даже принял участие в конкурсе на создание школьного учебника по «Курсу истории СССР» (1936).
И хотя в целом проект не был завершен, отдельные его фрагменты представляют собой вполне самостоятельные научно-популярные очерки, один из них – «Емельян Иванович Пугачев». В нем писатель размышляет не столько о стратегии и тактике Пугачева в ведении Крестьянской войны, сколько о его влиянии на яицких казаков, поддержавших великую авантюру самозванца: «их влекла страстная мысль о том, что кто бы он ни был, он стал бы во главе их и повел для того, чтобы бороться с ненавистной властью помещиков, дворян и жестокой администрацией. Они надеялись, что Пугачев вернет им вольность и права. И они согласились признать Пугачева императором и примкнули к нему» [6, с. 370]. Иными словами, согласились с самозванством, ложью и фальшью, которые и разъели их «революционную идейность», способствовали возникновению «анархии», угрожавшей отнюдь не только «ненавистным помещикам», но и крестьянам, инородцам и всем тем, кто не хотел участвовать в борьбе и предпочитал оставаться в стороне. «Корявый мужичонков гнев» из романа «Белая гвардия» генетически восходит к «страстным мыслям» яицких казаков и становится мощной опорой для «великой авантюры» революционных самозванцев.
Драматургия М. Булгакова
... была трагична. Не менее трагична была судьба Булгакова-драматурга. Драматургия Булгакова не менее емка и разнообразна, чем его проза, - и по содержанию, и ... которого служение искусству и высшим идеалам, свобода, справедливость нужны как воздух, волнует Булгакова в драматургии с такой же силой, как и в его романе "Мастер и ...
пугачевщиной
— «Но согласитесь сами», — говорил Василиса Карасю, — «У нас в России, в стране, несомненно, наиболее отсталой, революция уже выродилась в пугачевщину… Ведь что же такое делается… Мы лишились в течение двух каких-либо лет всякой опоры в законе, минимальной защиты наших прав человека и гражданина» [8, I, с. 379].
Пугачевщина в русском обществе, начиная с ХVIII века, ассоциировалась с беззаконием и произволом, а в ХIХ веке еще и как испытание, ниспосланное свыше русскому народу и государству. А.О. Ишимова в своей «Истории России», высоко оцененной А.С. Пушкиным, приводила факт допроса Суворовым Пугачева, дерзко заявлявшего полководцу: «Богу угодно было наказать Россию через мое окаянство» [9, II, с. 115]. «Окаянство» и «пугачевщина» стали понятиями если не тождественными, то взаимосвязанными. Это очень хорошо осознавал И.А. Бунин, возмущавшийся «великой ложью» духовного самозванства большевиков во главе с Лениным, узурпировавшим власть и залившим Россию кровью, перед которым исторический Пугачев не идет ни в какое сравнение: «Пугачев! Что мог сделать Пугачев? Вот “планетарный” скот – другое дело. Выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин явил миру как раз в самый разгар своей деятельности нечто чудовищное» [10, VI, с. 411]. М.А. Булгаков, как и И.А. Бунин, был потрясен «окаянством» революционной стихии, которую он лично наблюдал в Киеве в 1918 году, видел парад самозванцев, торжественно вступавших в древнюю столицу Руси. Такими самозванцами казались писателю и «железные немцы в тазах на головах» под предводительством фельдмаршала Эйхгорна, и «служащий Союза городов Семен Васильич Петлюра», и «польские паны (явление ХIV-ое) с французскими дальнобойными пушками» [8, II, с. 308].
броситься в Русь
, увлечь ее всю за собою» (курсив А.С. Пушкина. – И.У.) [1, V, с. 438], чтобы создать народное царство, Петлюра «желал ее, Украину, завоевать» [8, I, с. 239] и даровать ей национально-государственную независимость, тем самым обеспечить себе небывалую поддержку среди жителей Города. «Слово — Петлюра! – Петлюра!! – Петлюра! – запрыгало со стен, с серых телеграфных сводок», «оно загудело по языкам и застучало в аппаратах Морзе у телеграфистов под пальцами», «в Городе начались чудеса в связи с этим же загадочным словом» [8, I, с. 239], хотя никто в точности не знал, кто же скрывается под этим именем: «Говорили, что он будто бы бухгалтер»; «нет, счетовод»; «нет, студент»; «он был уполномоченным союза городов»; «типичный земгусар» [8, I, с. 228]; «бритый»; «с бородкой»; «разве он московский?»; «он был в Тараще народным учителем» [8, I, с. 229]; «газеты время от времени помещали на своих страницах первый попавшийся в редакции снимок католического прелата, каждый раз разного, с подписью – Симон Петлюра» [8, I, с. 239]. Кто бы ни был Петлюра, пусть даже «просто миф, порожденный на Украине в тумане страшного 18-го года» [8, I, с. 229], «столь же замечательный, как миф о никогда не существовавшем Наполеоне, но гораздо менее красивый» [8, I, с. 238], в булгаковском романе он становится образом, рекуррентным образу Пугачева и несет на себе печать архетипа самозванца, чрезвычайно важного (едва ли не ключевого) для отечественной духовно-ментальной семиосферы и всегда связанного с архетипом русского бунта.
Тема Судьбы в романах Пушкина ( )
... Историей Пугачева». Но и после этого Пушкин не приступил к написанию романа. Только через ... человек», «пень или волк». Пушкинский мотив в метели как литературная традиция появляется «в произведениях писателей XIX, XX веков. (Блок «Двенадцать», Булгаков «Белая гвардия», ... и спасает жизнь жениха. ... Пугачев проявляет явную благосклонность к Гриневу?». Мятежника в офицере поразила смелость, верность дому, его ...
Самозванец, в культурно-языковом сознании восточных славян – «подыменщик, принявший чужое имя или звание, утаившийся под видом иного человека» [11, IV, с. 133], в русской истории оказался феноменом, «созвучным» духу народа, точно отразившим его национальную ментальность. «Вне русских пределов, — констатировал А.М. Панченко, — самозванство – довольно редкое и спорадическое, но, так сказать, “равномерное” явление <�…> Русское самозванство возникло тогда, когда поколебалось относительное единство средневековой идеологии» [12, с. 22]. На авансцену истории вышел человек, набравшийся смелости «притвориться» тем, кем он на самом деле не является, немерившийся занять не принадлежащее ему по рождению и феодальному предустановлению место. С тех пор самозванцы наполняют русскую историю и в том или ином виде обнаруживают себя в самых разных событиях социальной и культурной жизни страны. В эпоху революции и Гражданской войны М.А. Булгаков замечал самозванческие черты у многих политических деятелей, в том числе находил их в С.В. Петлюре. И хотя Петлюра в романе «Белая гвардия» прямо не выдает себя за кого-либо другого, а лишь примеряет на себя разные «маски», «успевает сыграть несколько “ролей”» [13, с. 286] и оттого воспринимается окружающими многоликим, он реализует одно из главных качеств самозванца – способность к лицедейству, ибо самозванство неразрывно сопряжено с актерством. Не случайно в газете «Вести» была помещена статья Тальберга, в которой он писал о «Петлюре – авантюристе, грозящем своею опереткой гибелью краю…» [8, I, с. 198].
Опереточно-театральное, комедийно-балаганное начало, связанное с «украинизацией» Малороссии, названной автором «невсамделишным царством» [8, I, с. 223], пронизывает многие структурно-семантические уровни романа. «Балаганной» кажется писателю политика «гетьмана всея Украины» – «невиданного властителя с наименованием, свойственным более веку ХVII, нежели ХХ» [8, I, с. 223], принявшего «по какой-то странной насмешке судьбы и истории» государственную присягу на арене цирка и устроившего маскарад по переодеванию армии «в шаровары» [8, I, с. 197]. В шаржированном виде предстает и фактически отсутствующий на Софийской площади Петлюра, «роль» которого вынуждены невольно «играть» офицеры «синей дивизии»: « – Бачь, бачь, Петлюра. – Та який Петлюра, це начальник Варты» [8, I, с. 389]. Карнавализованное вступление «ряженых» петлюровских войск в Город, благодарственный молебен в соборе Святой Софии, более напоминающий скоморошье представление (образы скоморохов запечатлены и «на старых фресках» храма: «Коричневые с толстыми икрами скоморохи неизвестного века неслись, приплясывая и наигрывая на дудках» [8, I, с. 383]), – все это создает атмосферу шутовства, балагана, проясняющую значение власти Петлюры. Она оказывается самым настоящим фарсом
Образ Пугачева у Пушкина и Есенина
... и глубок. Пугачев в поэме Есенина Есенин подошел к описанию Пугачева с несколько другой стороны. В его произведении образ революционера гораздо более привлекателен, чем в произведении Пушкина. Читателю автоматически становится интересен и приятен этот образ, он в ... Данная статья поможет грамотно написать сочинение на тему «Образ Пугачева у Пушкина и Есенина». Полезные ссылки Посмотрите, что у ...
, скоморошеством, о котором намекают не только фрески Святой Софии, но и «слепцы-лирники», поющие на площади «гнусавыми голосами».
Мотив европейского средневекового фарса, разыгрывавшегося на площади перед храмом, нашел отражение в романе «Белая гвардия». По замечанию О.М. Фрейденберг, для фарса характерно «органическое переплетение высокого с низким», «смесь страстей и цирка», «эта двуликость» наиболее ярко проявилась в «священных фарсах» [14, с. 291], возродившихся в эпоху барокко, их содержанием оказывались по преимуществу эпизоды из Священного Писания, а также народные сказания о Страшном суде. «С запада в Польшу, а из Польши в Киев, — указывал И.А. Ильин, — проникал дух барокко» [15, с. 155], а вместе с ним и «священные фарсы», отдельные арии из которых распевались украинскими лирниками. Сцена городского многоголосия, созданная писателем по законам жанра музыкальной оратории, гармонично соединяющей партии «для хора, солистов-певцов и оркестра» [16, II, с. 636], разворачивает мистериальный сюжет о «Страшном суде» («Ой, когда конец века истончается, / А тогда Страшный суд приближается» [8, I, с. 385]), главным героем которого является антихрист, а точнее – его воплощение – Петлюра. «Петлюра» становится буффонным персонажем «священной драмы», в нее, «прерывая серьезные действия», обязательно вводились «дураки, шарлатаны, хитрые слуги, черти, которые ссорились и дрались» [14, с. 291].
русском бунте
«Белая гвардия» М.А. Булгаков.
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-obraz-pugacheva-v-folklore/
- Пушкин А.С. Собрание сочинений: В 5 т. – СПб.: Библиополис, 1993-1994.
- Цветаева М.И. Пушкин и Пугачев // Русский бунт: сборник историко-литературных произведений. – М.: Дрофа, 2007. – С. 217-254.
- Каменский В.В. Степан Разин. Пушкин и Дантес. Кафе поэтов. – М.: Правда, 1991.
- Есенин С.А. Собр. соч.: В 3 т. – М.: Правда, 1970.
- Булгаков М. Дневник. Письма. 1914 – 1940. – М.: Современный писатель, 1997.
- Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. – Кн. 1. – Л.: Наука, 1991.
- Мягков Б.С. Родословия Михаила Булгакова. – М.: АПАРТ, 2003.
- Булгаков М.А. Собр. сочинений: В 5 т. – М.: Художественная литература, 1989-1990.
- Ишимова А.О. История России в рассказах для детей: В 2 т. – СПб.: Альфа, 1993.
- Бунин И.А. Собр. соч.: В 6 т. – М.: Сантакс, 1994.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: ТЕРРА, 1995.
- Панченко А.М. Русская история и культура: Работы разных лет. – СПб.: Юна, 1999.
- Мауль В.Я. Архетипы русского бунта ХVIII столетия // Русский бунт: сборник историко-литературных произведений. – М.: Дрофа, 2007. – С. 255-442.
- Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. – М.: Лабиринт, 1997.
- Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. – М.: Русская книга, 1997. – Т. 6. Кн. III.
- Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. – М.: Русский язык, 1985.
- Менглинова Л.Б. Апокалиптический миф в прозе М.А. Булгакова. – Томск: Изд-во Томского университета, 2007.
Основные термины
(генерируются автоматически)
Анализ и краткое содержание поэмы С.А. Есенина «Пугачёв»
... иную проблему. Данная статья поможет грамотно написать сочинение на тему «Образ Пугачева у Пушкина и Есенина». Отражение авторской позиции и мироощущения в образе Емельяна Продолжая описывать образ Пугачева у Есенина, отметим, что Емельян не является сторонником беспощадного ...
: Пугачев, Белая гвардия, Россия, Пушкин, Капитанская дочка, русский бунт, Страшный суд, Украина, Гражданская война, Святая София.
Пугачев в произведении Есенина
Есенин также изучал именно исторические документы, однако его Пугачев получился куда более привлекателен. Есенин наделяет своего героя такой чертой, как мечтательность, Пугачев очень хочет в казахские степи на волю. Лидер восстания у поэта теперь уже обладает романтической душой. Он очень добр и прощает даже своих друзей-предателей, которые его и выдают властям.
Слегка портит образ у Есенина пугачевская самоуверенность. Он считает, что ему все и всегда рады. Также в поэме говорится, что люди любят его за буйство, но, очевидно, оно справедливо, иначе все попросту боялись бы его.
Сопоставление образа Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина
Сочинение на данную тему следует начинать с обзора образов по отдельности, что мы и сделали выше. Затем, уже по готовым описаниям, будет очень легко составить сравнительную характеристику.
Образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина похож в некоторых чертах характера. Так, общими у них выступают жестокость к виновным и невиновным, а также иногда проявляющаяся доброта. Оба поэта находят, что Пугачев является сильной, неординарной личностью, однако у Есенина он выступает почти гением. Авторы наделяют Пугачева даром предвидения, герой точно знает, что его попытки создать восстание и освободить крестьян провалятся.
Отметим, что образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина имеет и довольно сильные отличия. Самое главное из них заключается в понимании роли восстания Пугачева. Пушкин не понимал и считал, что это лишь единичный случай, что восстание не могло закончиться по-иному. Есенин же видел в Пугачеве всех россиян, крестьянство и чувствовал родство с ними, это было именно народное восстание. Не зря автор так много описывает природу, как будто соединяет восстание и Пугачева с ней. У Есенина он наделен поэтической душой, в то время как у Пушкина он просто умный, но не слишком глубокий человек.
Любовь простого народа
можно почувствовать любовь и уважение, которое испытывают люди к этому человеку:
Полный письменный анализ лирического стихотворения «Я вас любил» ...
... эмоциональное состояние испытывал герой все это время, когда страдал от неразделенной любви. Сочинение по анализу стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил»: 9, 10, 11 класс «Я вас любил» ... о своей любви. Полный письменный анализ лирического стихотворения «Я вас любил» А.С. Пушкин: образы и символы «Я вас любил» Пушкин «Я вас любил» А.С.Пушкина Основные образы Что же касается символов, ...
- Его сравнивали с добрым молодцем.
- Называли заступником народа.
- Восхищались поступками.
- Сопереживали, когда его арестовали.
Смерть Пугачева для простых людей была личной трагедией. Емельяна любили за походы против угнетателей и выбор свободной жизни.
нужно учитывать мотивы народного эпоса
Сам Пушкин открыто не дает ответ кто, по его мнению, Емельян Пугачев — кровавый бунтовщик или защитник угнетенных. Главное, для автора, показать правдивый образ этого человека, остальное читатель должен домыслить сам.
Причины таких разных мнений
Существует несколько причин, почему образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина получился по-разному.
Во-первых, Пушкин принадлежал к высшему, дворянскому сословию. Он смотрел на это восстание как на угрозу, на ошибку со стороны негодующих и не понимал, с какой целью это было сделано. Он так и называет этот бунт — «бессмысленный и беспощадный». Есенин же вырос в деревне, среди крестьян, поэтому можно сказать, что он из низшего сословия, из которого и происходили восставшие. Именно поэтому ему близки и понятны и цель, и средства. Это и объясняет, почему таким негативным вышел образ Пугачева в произведениях Пушкина, а у Есенина он гораздо более приятен.
Во-вторых, великие поэты жили с разницей в сто лет. За это время изменилась политическая ситуация, произошла отмена крепостного права и царской власти. В это время шел пересмотр всех исторических событий, в том числе и о восстании Пугачева. Его дело возвеличивалось и воспевалось, создавалось множество произведений на эту тему.
Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
«Капитанская дочка» — наиболее значительное произведение на историческую тематику, принадлежащее перу А. С. Пушкина. Автор провел огромную исследовательскую работу, встретился с людьми, правдиво характеризующими ожесточенное противостояние враждебных сторон, ознакомился со многими документами. Повествование в «Капитанской дочке» ведется от имени Петра Гринева. Вторым главным героем произведения является предводитель крестьянского восстания Емельян Пугачев. Впервые герои встречаются во время бурана. Незнакомец выводит
из бурана заблудившегося Петрушу и получает в знак благодарности «заячий тулупчик», которому суждено было спасти своего прежнего хозяина. Молодой Гринев был удивлен смекалкой, какой-то загадочной силой незнакомца. Перед новой встречей с Пугачевым, уже предводителем восстания, Гринев вместе с другими офицерами знакомится с письмом, в котором Пугачева называют злодеем и самозванцем, который производит грабеж и убийства. И Гринев до поры до времени смотрит на Пугачева, как на врага. Но, находясь на валу, Гринев делает выводы, что Пугачев — смелый и мужественный человек. И вот Белогорская крепость захвачена. Пугачев на «троне», вершит «суд и расправу». Но впечатление от жестокости Пугачева ослабляется, когда мы находим ему, его действиям оправдания. Во-первых, он казнит своих врагов, отвергнувших предложение о сдаче; во-вторых, эти враги до последней минуты продолжали его считать «вором и самозванцем»; в-третьих, Ивана Кузьмича казнит изувеченный башкирец, незадолго до этого обреченный Иваном Кузьмичом на нечеловеческие пытки. А самое главное, в разгар казни, в ожесточении еще не остывшей схватки Пугачев щадит Гринева и выводит его из трудного положения грубоватой шуткой. Гринев, с его открытой душой и мужественным сердцем, не может лгать Пугачеву. И поэтому всегда говорит ему только то, что думает. Прямота и открытость мятежника, его искренность просто поражают. Пугачев даже смиряет собственное самолюбие, когда Гринев отказывается признать в нем государя и служить ему. Побывав на пирушке пугачевцев, встретившись с предводителем восстания в Белогорской крепости, Петр Гринев решает освободить Машу от домогательств Швабрина с помощью Пугачева, видя в нем не разбойника, не изверга, а защитника сирот и невинных. Для рассказчика, а вместе с ним и писателя, Пугачевское восстание — «бунт бессмысленный и беспощадный». Но в образе главного мятежника Пушкин видит и величие, и героизм. Символична в этом смысле калмыцкая сказка об орле и вороне: лучше прожить жизнь короткую, но достойную, чем жить триста лет и питаться падалью.
Образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина (сравнение)
... на художественный вымысел. Образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина Несколько интересных сочинений Владимир Дубровский, является главным героем одноименного романа Александра Сергеевича Пушкина. Именно его персонаж становится ключевым в событиях, разворачивающихся в произведении. Русская литература ...
Пугачев в истории
Неполным был бы без исторического обзора образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина. Сочинение на эту тему вполне можно закончить краткой исторической справкой.
Емельян Иванович Пугачев родился в Донской области и обладал всеми чертами настоящего казака. Он всегда имел особые качества лидера, а также смекалку. Пройдя две войны, Пугачев отправился к реке Яик и там объявил себя убитым Петром III. Место было выбрано с умыслом, потому что незадолго до этого в этом месте были жестокие столкновения крестьян и правящей верхушки. Можно сказать, что Пугачев лишь возглавил это восстание. Он смог собрать солидную армию, причем не один раз, однако организации войску явно не хватало. В результате 9-тысячное войско мятежников было разгромлено всего 3 тысячами регулярных войск. Сам Пугачев был выдан властям своими же соратниками. Его казнили в 1775 году в Москве.
Образ Пугачева в произведениях Пушкина, Есенина может помочь лучше понять суть восстания и характер лидера при изучении исторического аспекта темы. Вообще, такие произведения позволяют взглянуть на события с другой, человеческой стороны.