Сочинение может ли наука служить злу

Вывод, выражение надежды на лучшее, призыв

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …

Образец сочинения

Итоговое сочинение на тему: «Какие жизненные победы могут быть важны для человека? «

Всякая победа важна для человека, потому что помогает ему чувствовать себя уверенно и дает силы идти дальше по дороге жизни. Однако самыми важными, на мой взгляд, можно назвать победы над самим собой, когда человеку удается преодолеть свои собственные слабости и страхи. Одержать такую победу труднее всего, но именно благодаря ей человек меняется в лучшую сторону, становится по-настоящему сильным.

Пример моральной победы над собой мы можем найти в в рассказе Ю.Казакова «Тихое утро». Мы видим мальчика по имени Яшка, который оказался лицом к лицу со страхом. Во время рыбалки его товарищ случайно упал в воду и стал тонуть. Писатель показывает, что первым побуждением героя было бегство: «… чувствуя слабость в ногах, попятился вверх, прочь от воды». Объятый ужасом, мальчик бросился в сторону деревни. Но, осознав, что его другу не поможет никто, кроме него, вернулся. Яшка сумел одолеть свой страх и спасти товарища. Писатель показывает, как человек может в критической ситуации побороть малодушие, одержать победу над самим собой. А если бы он не смог преодолеть страх?? Его друг погиб бы, и Яшке пришлось бы до конца своих дней жить с чувством ужаса и вины. Несомненно, именно эта победа над собой станет важной вехой на пути взросления героя, во многом определит его дальнейшую судьбу.

Еще одним примером может быть повесть А.Лиханова «Чистые камушки». Писатель рассказывает о Михаське, ученике начальной школы. Он не раз становился жертвой Савватея и его дружков. Хулиган каждое утро дежурил у начальной школы и обирал ребят, отнимая все, что ему приглянется. Михаська не раз испытал на себе, что значит унижение: однажды Савватей отнял у него альбом с марками, который принадлежал отцу Михаськи и потому был ему особенно дорог, в другой раз хулиган поджег его новую куртку. Верный своему принципу унижать жертву, Савватей провел по его лицу «грязной, потной лапой». Автор показывает, что Михаська, долгое время боявшийся хулигана, в конце концов не стерпел издевательства и решился дать отпор сильному и безжалостному противнику, перед которым трепетала вся школа, даже взрослые. Герой схватил камень и был готов ударить Савватею, но неожиданно тот отступил. Отступил, потому что почувствовал внутреннюю силу Михаськи, его готовность до конца отстаивать свое человеческое достоинство. Писатель акцентирует наше внимание на том, что именно решимость защищать свою честь помогла Михаське одержать моральную победу. Более того, герой вступается и за своего друга, соглашается ради него на условие Савватея: пройти между двумя злобными овчарками. Он понял сам и хочет показать товарищу, что «можно жить и не унижаться». Победа героя над собственным страхом, конечно, очень важна для него: он понял, что можно и нужно противостоять обидчикам, отстаивать собственное достоинство. Можно не сомневаться, что герой вырастет сильным человеком и не станет терпеть несправедливость по отношению к кому-либо.

Таким образом, можно прийти к выводу: наиболее важными являются победы человека над самим собой, потому что оказывают большое влияние на его внутренний мир, характер и , как следствие, на всю дальнейшую жизнь.

Итоговое сочинение

Тематическое направление

Автор и произведение

Пример-аргумент

Честь и бесчестие

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Эпиграф романа сразу указывает на проблему, поднятую автором: кто является носителем чести, кто бесчестья. Воплощенная честь, которая не позволяет руководствоваться материальными или другими корыстными интересами, проявляется в подвиге капитана Миронова и его ближайшего окружения. Пётр Гринёв, готов погибнуть за данное слово присяги, и даже не пытается выкручиваться, обманывать, спасать жизнь. Иначе поступает Швабрин: ради спасения своей жизни, он готов пойти в услужение казакам, лишь бы выжить.

Маша Миронова – воплощение женской чести. Она тоже готова умереть, но не вступает в сговор с ненавистным Швабриным, который домогается любви девушки.

М.Ю. Лермонтов «Песня про … купца Калашникова»

Кирибеевич – представитель опричнины, не знает ни в чём отказа, он привык к вседозволенности. Желание и любовь ведут его по жизни, он не говорит всей правды (а значит, лжёт) царю и получает разрешение на сватовство к замужней женщине. Калашников, следуя законам «Домостроя» встаёт на защиту чести своей опозоренной жены. Он готов погибнуть, но наказать своего обидчика. Уходя биться на лобное место, он приглашает своих братьев, которые должны продолжить его дело, если он погибнет. Кирибеевич же ведёт себя трусливо, смелость и удаль сразу сходят с его лица, как только он узнаёт имя своего противника. И хотя Калашников гибнет, он умирает победителем.

Н.А. Некрасов «Кому на Руси…»

Матрёна Тимофеевна свято хранит свою честь и достоинство матери и жены. Она, беременная, идёт к губернаторше, чтобы спасти мужа от рекрутчины.

Ермила Гирин, будучи человеком честным и благородным, пользуется авторитетом у сельчан ближайшей округи. Когда возникла необходимость выкупить мельницу, у него не оказалось денег, крестьяне на базаре за полчаса собрали тысячу рублей. А когда смог вернуть деньги, обошёл каждого и лично вернул занятое. Оставшийся невостребованный рубль отдал всем на выпивку. Он человек честный и честь для него дороже денег.

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня – Катерина Измайлова – ставит любовь выше чести. Для неё неважно, кого убивать, лишь бы остаться с возлюбленным. Смерть свёкра, мужа становится лишь прелюдией. Главное преступление – убийство маленького наследника. Но после разоблачения она остаётся брошенной её любимым человеком, так как его любовь была лишь видимостью, стремлением обрести хозяйку в жёны. Смерть Катерины Измайловой не смывает грязи с её преступлений. Так бесчестье при жизни остаётся посмертным позором похотливой заевшейся купчихи.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова – нравственный идейный центр романа. Девушка, брошенная мачехой на панель, сохраняет чистоту своей души. Она не только истово верит в бога, но и сохраняет в себе нравственное начало, не позволяющее ни лгать, ни воровать, ни предавать. Она несёт свой крест, ни на кого не перекладывая ответственности. Она находит нужные слова, чтобы убедить Раскольникова признаться в преступлении. И идёт за ним на каторгу, бережёт честь своего подопечного, охраняет его в самые трудные минуты жизни. Спасает, в итоге, своей любовью. Так удивительно, девушка, работающая проституткой, становится в романе Достоевского защитником и носителем подлинной чести и достоинства.

Дружба и вражда

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Чацкий и Горич когда-то (всего год тому назад служили вместе в одном полку) были друзьями. Их встреча в доме Фамусова была радостной. Один говорит: «Друг старый», — другой ему вторит: брат! Так встречаются эти люди. По воспоминаниям Чацкого, ещё в прошлом году «…в полку тебя я знал? Лишь утро: ногу в стремя и носишься на борзом жеребце». Сейчас Горич попал под влияние не только своей молодой жены, но и всего фамусовского общества. Слух о сумасшествии Чацкого воспринимается им с трудом, но под напором общественного мнения он сдается, тем самым предаёт друга: «Ну, все, так верить поневоле…» Так легко предаёт Платон Михайлович бывшего друга, почти брата.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Печорин не принимает дружбы, он считает, что в дружбе один всегда подчинятся другому. Вернер так не считает. Он старается изо всех сил понять и объяснить поступки Печорина, но так и не принимает его действий до конца. Последняя встреча этих «друзей» окрашена тяжёлыми интонациями недомолвок и недопонимания. Жаль, что Печорину безразлично отношение к нему Вернера. Хотя скорее это бравада.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Князь Андрей и граф Безухов, несмотря на разницу в возрасте, являются очень близкими друзьями. Их объединяет высокая требовательность к самим себе, желание сделать благо обществу, оставить след. Андрей всегда даёт дельный совет Пьеру, хотя тот их никогда не выполняет. А Пьер пытается помочь Андрею в момент измены Наташи. Его слова, на первый взгляд, не слышит друг, но на самом деле, он слишком страдает и стремится отомстить за честь любимой девушки. Они всегда рядом, даже когда далеко. В этом настоящая дружба.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Жизнь Григория Мелехова наполнена общением с людьми, среди них и друзья, такие как Митька Коршунов и Мишка Кошевой. Со временем жизнь разводит их не только по разные стороны баррикад, но и по разные стороны добра и зла. Прохор Зыков остаётся единственным самым верным другом Григория до конца.

Б. Васильев «Завтра была война»

Вика Люберецкая и Искра Полякова сначала не являются подругами. Обе очень сильные натуры, они, казалось, никогда не найдут общего языка. Но Искра поняла, какая чистая и честная Вика после чтения стихов Есенина. Безобидный день рождения стал точкой отсчёта для проверки на истинную дружбу этих девушек. Смерть Вики потрясла всех одноклассников. Но Искра совер ш ает подвиг, когда читает стихи Есенина над могилой юной подруги. В этом её клятва в дружбе погибшей девушки.

Разум и чувство

«Слово о полку Игореве»

Разум уступил место чувству, и Игорь, вместо разумного решения спасти войско и свою жизнь, после всех предзнаменований, решает погибнуть, но чести не посрамить.

Денис Иванович Фонвизин «Недоросль»

Разум совершенно отсутствует в поступках Простаковой и Скотинина, они даже не понимают необходимости беречь своих крепостных крестьян, так как в них всё благосостояние этих «хозяев жизни». Митрофан являет полную управляемость чувствами: когда нужна матушка, он подлизывается, говорит о том, что любит её, а как только мать потеряла всякую власть, объявляет:

Отвяжись, матушка!

У него нет чувства ответственности, любви, преданности.

Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума»

Главный герой – Чацкий – на первый взгляд, является образцом разума. Он образован, хорошо понимает своё место, определяет политическую ситуацию, грамотен в вопросах права вообще и крепостного права, в частности. Однако ум отказывает ему в житейской ситуации, он не знает, как вести себя в отношениях с Софьей, когда та говорит, что не он герой её романа. В отношении с Молчалиным, с Фамусовым и всем светским обществом он смел и дерзок и, в итоге, оказывается у разбитого корыта. Чувство досады и одиночества сжимает ему грудь:

Душа моя вот здесь каким-то горем сжата.

Но он не привык подчиняться чувствам и не принимает всерьёз разлада с обществом, а зря.

Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин»

Онегин с юношеских лет привык подчинять чувства рассудку: «наука страсти нежной» – уже доказательство этому. Встретив Татьяну, он «привычке милой не дал ходу», не воспринял это чувство всерьёз, решив, что сможет справиться с чувством, как всегда, когда умел «блеснуть послушною слезой». Обратная сторона Татьяна. Она в юности подчинялась только чувствам. Онегин прочитал ей проповедь, в которой рекомендовал: «учитесь властвовать собой». Девушка приняла к сведению данные слова и занялась саморазвитием. К моменту следующей встречи с Онегиным она уже виртуозно владеет своими чувствами, и на её лице Евгений не смог увидеть ни грамма эмоций. Но счастье уже невозможно…

Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени»

Главный герой – Печорин – человек, состоящий из рассудка и чувства. Когда он один на один с природой, с дневником или с человеком, с которым не надо притворяться – оно обнажённый нерв, эмоция. Яркий пример в эпизоде, когда он загнал коня по дороге в погоне за Верой. Он плачет от горя. Мгновение длится это состояние. Но мгновение проходит, и другой Печорин поднимается над рыдающим на траве «плачущим ребёнком» и трезво и сурово оценивает его поведение. Торжество разума не даёт счастья этому человеку.

Победа и поражение

М.Ю. Лермонтов «Песня про … купца Калашникова»

Купец Калашников, заступаясь за честь жены, выходит на кулачный бой с опричником Кирибеевичем. Он побеждает в сражении, но гибнет от рук палача, потому что отказывается говорить царю о причинах своего поступка. Но честь жены Калашников защитил. И его смерть становится победой.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Главный герой бежит из монастыря, в котором находился всю жизнь, потому что считает его тюрьмой. Три дня на свободе стали для него заменой всей жизни. Встреча с людьми, сражение с барсом, гром и молния, созерцание красоты природы – это для него жизнь – демоническая свобода. Он погибает, но, по его мнению, он одерживает победу.

А.Н. Островский «Гроза»

Катерина вступает в единоборство с «тёмным царством» и погибает, так как не выдерживает натиска лицемерия и фальши. Её протест становится первым сигналом к противоборству с этим царством. Её смерть – победа над всеобщим равнодушием и мракобесием.

И.А. Бунин «Чистый понедельник»

Главная героиня рассказа – девушка, проживающая праздную, наполненную яркими событиями жизнь. Она мало понятна своему молодому человеку, потому что он не умеет слушать. А девушка ищет выхода из такой жизни. И её внезапный уход в монастырь очень ярко демонстрирует большую внутреннюю работу души. Она этим поступком доказывает победу чистого, возвышенного, божественного начала над мирским, низменным, плотским. Своим уходом в монастырь она спасает свою душу и побеждает всё низменное.

Е.И. Замятин «Мы»

Главный герой романа, впервые в жизни испытав любовь, становится заговорщиком. Но его примитивное роевое сознание не способно сделать правильный выбор, он спокойно отдаёт себя во власть хранителям, чтобы избежать необходимости выбирать. Наблюдая за пыткой своей ещё недавно возлюбленной, он сухо, логически размышляет о нерациональном поведении девушки. Единое Государство здесь и сейчас одерживает победу над Д-503 и над I-330, над всей «Мефи», но эта победа сродни поражению.

Опыт и ошибки

И.А. Гончаров «Обломов»

Главный герой романа Илья Обломов, начиная свою карьеру, совершает оплошность по службе и отправляет важную депешу вместо Астрахани в Архангельск. После чего внезапно заболевает, в медицинском свидетельстве, выданном доктором, засвидетельствовано: «Отолщение сердца с расширением левого желудочка оного», вызванное ежедневным «хождением в должность». Эта ошибка привела к последующему вечному лежанию на диване, от которого не спасают даже все попытки Штольца. Так ошибка на службе стала фатальной для Обломова.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Григорий Мелехов, будучи молодым, крепким казаком, выбирает для любовных утех самую красивую в округе молодую казачку Аксинью. Дело обычное для казачьей станицы. Но проблема кроется в удивительном происхождении всего рода Мелеховых, в его генезисе. А Аксинья, никогда не знавшая любви, впервые поняла прелесть этого чувства. В станице казаки стеснялись смотреть в бесстыжие глаза Аксиньи. Но приказ отца жениться на Наталье становится фатальным для Григория. Всю жизнь будет он метаться между двумя женщинами, в итоге погубит обеих.

Е.И. Замятин «Мы»

Главный герой романа – Д-503 – винтик механизма Единого Государства. Он живёт в мире, где нет любви (её заменяют «розовыми талонами»).

Встреча с I-330 поражает воображение героя. Он влюбляется. По закону он должен доложить хранителям о преступлении, в которое втягивает его девушка. Но он медлит и упускает время. Ошибка становится роковой для I-330.

В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

Володя Тенков оказывается в самое страшное время в годы великого перелома в самом центре битвы. С одной стороны это сытые представители номенклатуры партийного руководства, где пироги, борщи и вкусный квас. С другой – выброшенные на обочину жизни люди. Бывшие «кулаки» сегодня – «шкилетники» и «слоны», вызывающие жалость мальчика. Попытка им помочь становится ошибкой. Спасает ребёнка, болеющего милосердием, старая больная собака.

В. Быков «Сотников»

Главный герой повести – Сотников – пережил в жизни потрясение. Он, ослушавшись запрета отца, взял его именной пистолет, который внезапно выстрелил. Тяжело было мальчику признаться в этом отцу, но сделал он это не по собственной воле, а по требованию матери. Когда мальчик сказал отцу о своём преступлении, тот его простил, но спросил, сам ли он решил это сделать? На этот вопрос ребёнок не был готов ответить и малодушно сказал: «Да». Отрава лжи вечно жгла душу Сотникова, напоминая об ошибке детства. Этот проступок стал определяющим в жизни Сотникова.

Итоговое сочинение

Тематическое направление

Проблемы

Тезис

Аргументы

Победа и поражение

Победа человека над обстоятельствами.

Порой жизнь ставит человека в непростую ситуацию. Он сталкивается с препятствиями, которые на первый взгляд могут казаться непреодолимыми. По-настоящему сильные люди не пасуют перед трудностями, способны справиться с любыми преградами.

В «Повести о настоящем человеке» Б.Полевой рассказывает историю победы человека над обстоятельствами. Летчик Алексей Мересьев был сбит над оккупированной территорией, при падении ему раздробило обе ноги. Он оказался в глухом лесу, один, без всякой надежды на чью-либо помощь. Конечно, в такой ситуации гибель, казалось бы, неминуема, но Алексей не сдался. Восемнадцать суток выползал он из немецкого тыла и сумел-таки добраться до своих. Однако на этом испытания на прочность для него не закончились. Летчику отняли обе ноги, и мечта вернуться в авиацию стала несбыточной. Вернее, стала бы, если бы речь шла не о Мересьеве. Увидев статью о пилоте, который летал с одной ногой, Алексей поверил, что сможет тоже вернуться в строй. Путем долгих и мучительных тренировок Мересьев сумел научиться не только ходить на протезах, но и управлять истребителем. Он вернулся в действующую армию и снова стал сражаться с врагом. Писатель показывает мужество и целеустремленность героя, сумевшего преодолеть все преграды и победить обстоятельства. Еще одним примером несгибаемой стойкости и мужества может стать герой рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека». На долю героя Андрея Соколова выпали немалые испытания: он был на фронте, попал в плен, не раз смотрел в глаза смерти. Война отняла у него всю семью: на дом, где находились его жена и дочери, упала бомба, а сына убил немецкий снайпер в последний день войны, 9 мая. Казалось бы, невозможно вынести столько горя и страданий. Однако герой сумел выстоять, все перенести и сохранить человечность, способность любить и заботиться. После войны он усыновил случайно встреченного мальчика-сироту, стал ему отцом. Мы видим, что герой сумел одержать победу над трагическими обстоятельствами, в которые поставила его судьба, и сохранил теплоту души, несмотря ни на что. История великой победы складывается из маленьких побед, одержанных простыми людьми, каждый из которых в трудной ситуации думает не о себе, а об общем деле. Так, в рассказе Владимира Богомолова «Рейс «Ласточки»» говорится о трудном военном времени: «Днем и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики». Но, несмотря на смертельную опасность, речники города и военные моряки Волжской флотилии доставляли грузы. Писатель рассказывает об одном таком рейсе, во время которого бомбардировщики начали обстреливать груженную снарядами баржу и баркас. Одна мина попала на баржу. Что же сделала отважная команда? Рискуя погибнуть от взрыва, она сумела затушить огонь и спасти боеприпасы, вовремя доставить их в пункт назначения. Автор подчеркивает, что «таких рейсов у всех баркасов и катеров Волжской флотилии было столько, что не счесть. Героические рейсы». Богомолов прославляет подвиг речников и моряков, которые каждый день рисковали жизнью, чтобы приблизить день Победы.

Победа человека над самим собой.

Человеку, оказавшемуся в сложной ситуации, бывает непросто преодолеть трудности. Но гораздо более тяжело одержать победу над самим собой – своим малодушием и страхом, негативными эмоциями. Недаром Цицерон называл величайшей победой победу над самим собой.

Многие писатели в своих произведениях обращались к теме внутренней борьбы человека со своими слабостями. Так, в рассказе Ю.Казакова «Тихое утро» мы видим мальчика по имени Яшка, который оказался лицом к лицу со страхом. Во время рыбалки его товарищ случайно упал в воду и стал тонуть. Писатель показывает, что первым побуждением героя было бегство: «… чувствуя слабость в ногах, попятился вверх, прочь от воды». Объятый ужасом, мальчик бросился в сторону деревни. Но, осознав, что его другу не поможет никто, кроме него, вернулся. Яшка сумел одолеть свой страх и спасти товарища. Писатель хочет донести до нас мысль, что человек может в критической ситуации побороть малодушие, одержать победу над самим собой. Еще один пример находим в рассказе А.Масс «Трудный экзамен». В нем говорится о девочке по имени Аня Горчакова, которая должна была участвовать в спектакле. Однако из-за того, что родители не приехали к ней, она расстроилась и отказалась выступать. Писатель показывает, что обида и разочарование полностью завладели Аней. Однако после разговора с воспитательницей она поняла, что нельзя подводить товарищей, и с честью выдержала непростое испытание: она сумела взять себя в руки и достойно сыграть свою роль. Автор показывает, что одержать победу над своими эмоциями бывает непросто, но человек, выдержавший этот трудный экзамен, сможет идти по жизни с высоко поднятой головой и не страшиться трудностей. О победе человека над собственным страхом пишет и В.П. Аксенов в рассказе «Завтраки сорок третьего года». Он показывает, как маленький мальчик постоянно становился жертвой притеснений со стороны более сильных одноклассников. Хулиганы отбирали у него завтраки и вообще всё, что им приглянется. Долгое время герой не находил в себе силы справиться со страхом и оказать сопротивление мучителям. Однако в конце концов он решил дать отпор обидчикам. И хотя физически они все равно были сильнее и побили его, он одержал моральную победу, решив бороться, несмотря ни на что: «По моему лицу они, видимо, поняли, что я снова буду отстаивать свой завтрак. Будь что будет. Пусть они меня бьют, я буду делать это каждый день». Автор подчеркивает, что важнее всего победа героя над самим собой, преодоление малодушия, решимость отстаивать свое достоинство.

Неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение».

Всегда ли можно однозначно сказать, кто победил, а кто потерпел поражение? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти к выводу: нет, далеко не всегда. Ведь часто, уступая противнику в физической силе, человек одерживает моральную победу, если проявляет такие качества, как мужество, стойкость, готовность идти до конца и не сдаваться.

Так, в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» описывается, как во время Великой Отечественной войны немцы захватили русских солдат врасплох в здании сельсовета. Им предлагали сохранить жизнь, если они сдадутся. «Но вот этого-то как раз и не могли сделать бойцы поредевшего отделения». Автор говорит о том, что даже когда немцы подожгли сельсовет, «из пламени и дыма еще раздавались выстрелы». Ни один человек так и не вышел. Советские воины погибли, не смогли одолеть врага. Но было ли это поражение? Они явили беспримерное мужество и самоотверженность, готовность пожертвовать жизнью, но не сдаться. Несомненно, их гибель можно назвать победой, торжеством несгибаемого духа . Сходный пример находим в произведении Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Мы видим, что в тот момент, когда враги схватили главного героя и решили сжечь его заживо, Тарас не думал о собственной жизни: «Но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались казаки». Бульба переживает за товарищей, кричит, советуя, как лучше уйти от врага. Умирая, Тарас думает о будущем величии и могуществе Русской земли. Пусть враги одолели его тело, но никто не может сломить его волю, никому не лишить его мужества и чести: «Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!» Автор подчеркивает, что победа духа на стороне героя, и его героическую смерть никак нельзя назвать поражением. В качестве еще одного примера можно привести рассказ В. П. Катаева «Флаг». Мы видим, как больше месяца «горсточка храбрецов» защищала осажденный форт. «И вот наступила страшная минута. Снарядов больше нет. Запас продовольствия на одни сутки». Немецкий контр-адмирал фон Эвершарп предложил ультиматум: он сохранит отважным защитникам форта жизнь, если те сдадутся, поднимут белый флаг. Конечно, советские моряки не могли не понимать, что одолеть врага в бою им не удастся, но зато на их стороне непобедимая сила – мужество, самоотверженность, верность долгу защитника Отечества. Немцы не поверили своим глазам, когда на шпиле кирхи они увидели не белый, а красный флаг. «Тридцать советских моряков выставили свои автоматы и пулемёты на все четыре стороны света. Никто из них в этот страшный последний час не думал о жизни. Вопрос о жизни был решён. Они знали, что умрут, но, умирая, они хотели уничтожить как можно больше врагов. В этом состояла боевая задача, и они выполнили её до конца». Писатель хочет донести до нас мысль, что настоящая победа – это победа духа , который невозможно сломить. Все слышали о Бородинской битве. Как известно, после нее русские войска вынуждены были оставить Москву, что дало повод западным историкам признать Бородинское сражение победой Наполеона. Однако мы считаем, что русские войска одержали победу. Что же дает нам основание это утверждать? Дело не только в тактике и стратегии , картах битвы и позициях войск до и после ее начала. Ответ прост: главное то, за что и как сражаются стороны. Русские сражались за Отчизну, их вел в бой патриотизм, готовность умереть, защищая родную землю от врага. Именно духвойска и определяет исход противоборства. Русские одержали прежде всего моральную победу, явив миру небывалую стойкость духа , мужество и готовность к самопожертвованию. Об этом как нельзя лучше рассказал М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Бородино». Он передал ту движущую силу, которая ведет солдат к победе. Устами старого солдата выражена главная мысль — каждый солдат готов умереть за Отечество: Уж постоим мы головою За родину свою! Эта мысль рефреном повторяется и в призыве полковника, и в клятве солдат: Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали! И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Многие солдаты сложили головы в борьбе за правое дело, недаром «ядрам пролетать мешала гора кровавых тел». Мы видим, что истинный патриотизм, великая жертва, принесенная народом, дает основание по праву считать себя непобежденными.

Цена победы.

Все мы знаем историю победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Эта величайшая Победа была одержана дорогой ценой: миллионы людей отдали свои жизни, чтобы приблизить знаменательный день. Недаром в известной песне поется, что это праздник со слезами на глазах. Думая о победе, нельзя не вспомнить о тех, чей героизм трудно переоценить.

Обратимся к стихотворению Ю.Друниной «Зинка». Мы видим юную девушку на войне. Говорят, у войны не женское лицо. Однако в бой идут не только мужчины, но и девочки, вчерашние школьницы. Им бы ходить на танцы, влюбляться, а они сражаются и погибают. Они кладут свои молодые жизни на алтарь Победы. Автор показывает, как Зинка, «светлокосый солдат», ведет свой батальон в атаку: Зинка нас повела в атаку. Мы пробились по черной ржи, По воронкам и буеракам, Через смертные рубежи. Героиня стихотворения погибает. Читатель знает, что она была единственной дочерью у матери, которая теперь никогда не дождется ее возвращения. Смерть юной девушки, горе безутешной матери – вот цена, заплаченная за Победу, за возможность последующим поколениям жить в мире. Мы должны понимать, сколь эта цена высока. В качестве еще одного примера можно привести рассказ В. П. Катаева «Флаг». Мы видим, как больше месяца «горсточка храбрецов» защищала осажденный форт. «И вот наступила страшная минута. Снарядов больше нет. Запас продовольствия на одни сутки». Немецкий контр-адмирал фон Эвершарп предложил ультиматум: он сохранит отважным защитникам форта жизнь, если те сдадутся, поднимут белый флаг. Конечно, советские моряки не могли не понимать, что одолеть врага в бою им не удастся, но зато на их стороне непобедимая сила – мужество, самоотверженность, верность долгу защитника Отечества. Немцы не поверили своим глазам, когда на шпиле кирхи они увидели не белый, а красный флаг. «Тридцать советских моряков выставили свои автоматы и пулемёты на все четыре стороны света. Никто из них в этот страшный последний час не думал о жизни. Вопрос о жизни был решён. Они знали, что умрут, но, умирая, они хотели уничтожить как можно больше врагов. В этом состояла боевая задача, и они выполнили её до конца». Мы видим, что герои, не раздумывая, отдают свои жизни, защищая Отечество.

Дружба и вражда

Ценность человеческой дружбы, настоящий друг.

Во все времена люди высоко ценили дружбу, ведь это одна из важнейших составляющих нашей жизни. Каждый из нас нуждается в настоящих, верных и преданных друзьях. Истинный друг — это не только тот человек, с которым можно весело провести время. Это, прежде всего, тот, кто придет на помощь в трудную минуту, с кем можно разделить как радость, так и горе. На друга всегда можно положиться, он не предаст, он готов помочь в любой ситуации.

Вспомним стихотворение А.С. Пушкина «И.И.Пущину». Поэт обращается к своему лицейскому товарищу. Пушкин вспоминает, как во время ссылки в Михайловское И.Пущин посетил поэта. Этот визит доставил Пушкину много радости: И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Поэт благодарен другу за участие, которое было так необходимо ему в трудную минуту, и в свою очередь хочет поддержать Пущина, которого после восстания декабристов приговорили к каторге. Поэт выражает надежду, что его слова помогут другу перенести все тяготы: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! И действительно, Пущин позже писал: «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина». Мы видим, что ценность дружбы определяется прежде всего готовностью поддержать в трудную минуту. Еще одно произведение, посвященное теме дружбы, — «Четырнадцать футов» А.Грина. В нем говорится о двух товарищах – Кисте и Роде. Автор описывает, как они, идя горной дорогой, оказались перед пропастью. Друзья решили перепрыгнуть ее. Кисту это удалось, а Род сорвался. Однако Кист успел удержать его за руку. Писатель показывает, что Кист не собирался отпускать его, хотя сам рисковал сорваться в пропасть под тяжестью друга. В свою очередь Род, желая спасти жизнь товарищу, принял решение пожертвовать собой – он ударил его ножом в руку, и та разжалась. Род погиб, но ценой своей жизни он спас товарища. А.Грин хочет донести до читателя мысль о том, какой должна быть настоящая верная дружба. Каждый готов не просто помочь, но, если потребуется, отдать жизнь за своего друга. К теме истинной дружбы обращается и О.Генри в новелле «Друзья из Сан-Розарио». Он рассказывает о двух товарищах – банкирах. Когда в городок прибыл ревизор, в кассе банка одного из них, Боба Бакли, была недостача. Он попросил своего друга майора Кингмена помочь – задержать ревизора до тех пор, пока деньги не привезут. Автор подчеркивает, что тот исполнил его просьбу, не колеблясь ни минуты. Писатель показывает, что и Боб в свое время помог майору, причем готов был сесть в тюрьму вместо него. В тот раз из сейфа пропали деньги. Боб Бакли знал, что их забрал майор Кингмен, но ради друга взял вину на себя. Лишь позже выяснилось, что майор страдал лунатизмом и сам не помнил, как перепрятал деньги. О.Генри хочет донести до нас мысль, что настоящий друг придет на помощь, не раздумывая, и будет готов ради товарища пожертвовать даже свободой. Еще одно произведение, затрагивающее тему настоящей дружбы, — «Чистые камушки» А.Лиханова. В нем рассказывается о мальчике по имени Михаська, который вступился за своего лучшего друга Сашку. Все ученики начальной школы страдали от притеснений хулигана Савватея, любившего издеваться над маленькими. Не исключением были и наши герои. Михаська однажды нашел в себе мужество дать отпор негодяю, но Сашка так поступить не смог и покорно пошел за мучителем. Тогда главный герой решается отстоять друга во что бы то ни стало. Савватей ставит ему условие – пройти через двор, охраняемый злобными овчарками. Михаська соглашается: «Не для Савватея пошел он сюда, не для этого бандюги. Для Сашки. Чтоб понял, что такое настоящий друг. Чтоб понял, что можно жить и не унижаться». Мы видим, что настоящий друг готов рискнуть жизнью, чтобы отстоять честь товарища. Подлинная дружба как раз и проявляется в решительных поступках , готовности защищать того, кто в этом нуждается.

Перерастание вражды в дружбу.

Могут ли враги стать друзьями? Думается, да. Так случается, когда врагами человека делают не личные качества, а обстоятельства, например война. Но ведь, как сказал Ремарк, по обе стороны окопов сидят абсолютно одинаковые люди. И порой человечность, доброта берут верх над теми жестокими условиями, в которые ставит их жизнь.

Тему преодоления вражды затрагивает Л.Н.Толстой в рассказе «Кавказский пленник». Русский офицер Жилин попадает в плен к татарам. Там он знакомится с дочерью своего хозяина – Диной. Писатель показывает, что поначалу девочка боялась Жилина, очевидно, считая все русских врагами. Характерен эпизод, когда она смотрела на него, как на дикого, опасного зверя: «Сидит, глаза раскрыла, глядит на Жилина, как он пьет, как на зверя какого. Подал ей Жилин назад кувшин. Как она прыгнет прочь, как коза дикая». Однако с течением времени ее отношение изменилось: она начала видеть в нем человека, стала ценить его личные качества. Так, в благодарность за куклы, которые делал для нее Жилин, она принесла ему молоко. Даже когда после неудачной попытки бегства Жилина посадили в яму, она не отвернулась от него, продолжала носить ему еду. А узнав, что его хотят убить, Дина решилась помочь ему бежать. Герои прощаются не как враги, а как друзья. «Прощай,— говорит,— Динушка. Век тебя помнить буду», — эти слова Жилина свидетельствуют о теплом отношении к девочке, а ведь, казалось бы, она дочь врага, мучившего его, собиравшегося его убить. В свою очередь и Дина относится к Жилину как к другу, прощаясь с ним, она плачет. Мы видим, что вражда народов не может помешать обыкновенным людям относиться друг к другу с искренней симпатией. Еще один пример можно найти в романе А.Приставкина «Ночевала тучка золотая». В нем рассказана пронзительная история братьев-близнецов, эвакуированных во время Великой Отечественной войны вместе с детским домом на Кавказ. В этот период коренное население депортировали. Те же, кто успел уйти в горы, вели непримиримую войну с русскими поселенцами. Автор показывает, как жестоко расправились чеченцы с одним из братьев. Другой, Колька, от горя впал в забытье. Кто же пришел к нему на помощь? Писатель рассказывает о чеченском мальчике Алхузуре, который выходил героя. А ведь все русские для него должны быть врагами, ведь они отняли у его народа дом. Колька в свою очередь не испытывает ненависти к Алхузуру, хотя чеченцы убили его брата. Напротив, он сам называет Алхузура братом, не выдает его русскому бойцу. И Алхузур спасает Кольке жизнь, защитив от чеченца, который хотел убить его. Писатель акцентирует наше внимание на том, что, хотя дети принадлежат к враждующим сторонам, у них нет ненависти друг к другу, напротив, они считают друг друга братьями. Никто из них не понимает, кому и зачем нужна эта вражда. Для них все люди – братья. А.Приставкин показывает, что дружба и взаимная симпатия сильнее вражды и ненависти.

Перерастание дружбы во вражду. Конфликты между друзьями.

Испытания ждут дружбу всегда. Иногда возникшие трудности удается преодолеть, а иногда противоречия оказываются столь глубоки, что отношения разрушаются, и друзья становятся врагами.

Иногда это происходит из-за банальной ревности, когда один из товарищей начинает общаться с кем-то другим. Такая ситуация описана А.Лихановым в повести «Магазин ненаглядных пособий». В класс, где учился главный герой и его друг Вовка Крошкин, пришел новенький — Витька Борецкий. С ним случилась неприятность – однажды на уроке он описался. Понимая, что теперь его замучают насмешками, рассказчик решил поддержать мальчика и пересел за его парту, а после школы пошел домой вместе с ним. Этот благородный поступок, однако, его лучший друг расценил как предательство. Между друзьями возникла напряженность, вызванная, как понимает читатель, ревностью Вовки. Ведь друг променял его на нового товарища! Лишь спустя немалое время друзьям удалось помириться, и Вовка сумел принять Борецкого и тоже подружился с ним. Автор показывает, что, если для разногласий нет веской причины, дружеские отношения восстановятся. Однако порой случается так, что в основе конфликта лежат серьезные различия в мировоззрении, представлениях о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Когда один из друзей совершает поступок, несовместимый с моральными принципами другого, отношения разрушаются. Об этом пишет Ю.М. Нагибин в произведении «Мой первый друг, мой друг бесценный». Писатель рассказывает нам историю дружбы двух мальчиков. Однажды рассказчик не подготовился к уроку и, чтобы избежать наказания, переложил вину на товарища, сказав, что это тот забыл ему сказать, что задано. Позже он осознал, как выглядел его поступок в глазах Павлика: «Его предал друг. Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду». Павлик перестал общаться с рассказчиком, и все попытки примириться не имели успеха: «…ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого». Нагибин показывает, что причиной прекращения дружбы стал низкий поступок главного героя. Отношения не могут строиться между людьми, один из которых в любой момент может оказаться ненадежным. Люди, по-разному смотрящие на то, что правильно, а что нет, не могут быть друзьями.

Пути достижения взаимопонимания между отдельными людьми, преодоление конфликтов

Дружба нередко подвергается испытаниям на прочность. Для сохранения отношений очень важно, с одной стороны, уметь признавать свои ошибки, а с другой – прощать промахи другого.

Так, в рассказе Ю. Олеши «Друзья» описан случай, произошедший между двумя лицейскими товарищами — Пушкиным и Кюхельбекером. Автор показывает, что Пушкин, в стихах посмеявшийся над другом, вскоре осознал, что мог сильно обидеть его. Юный поэт немедленно просит прощения. «Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? — воскликнул он. -Ну, говори! Что же ты молчишь? О, как я себя презираю! Что я должен сделать?» Олеша подчеркивает, что Кюхельбекер не держит зла на друга за его насмешку, напротив, готов вновь и вновь слушать это стихотворение. Он способен простить обиду. Мы видим, что Кюхельбекер высоко ценит талант Пушкина, радуется его творческому успеху. Писатель хочет донести до нас мысль, что настоящая дружба основывается на великодушии, умении радоваться успехам другого, признавать свою вину и прощать другому невольные ошибки. В сложные моменты, когда дружеские отношениям грозит опасность, важно также стремление сохранить их, сделать все для преодоления конфликта. В повести А.Лиханова «Магазин ненаглядных пособий» мы видим, как рассказчик пытается наладить отношения с лучшим другом. В класс, где учился главный герой и его товарищ Вовка Крошкин, пришел новенький — Витька Борецкий. С ним случилась неприятность – однажды на уроке он описался. Понимая, что теперь его замучают насмешками, рассказчик решил поддержать мальчика и пересел за его парту, а после школы пошел домой вместе с ним. Этот благородный поступок, однако, его лучший друг расценил как предательство. Между друзьями возникла напряженность, вызванная, как понимает читатель, ревностью Вовки. Ведь друг променял его на нового товарища! Рассказчик решил во что бы то ни стало помириться с другом. Он мог бы отказаться от общения с Борецким, но не хочет этого. Его цель – подружить обоих: «Мне хотелось, чтобы мой старый приятель Вовка и новый товарищ Борецкий подружились между собой». Он придумал, как добиться этого. Рассказчик сфотографировал Витьку в обнимку со скелетом, и это фото произвело неизгладимое впечатление на Вовку: «Он глядел на Борецкого с ярко выраженным уважением». Мы видим, что усилия главного героя были не напрасны. Вовка и Витька перестали быть врагами, и втроем герои отправляются фотографировать. Автор показывает, что в дружбе очень важно стремление преодолеть разногласия и прийти к взаимопониманию.

Опыт и ошибки

Горький опыт. Непоправимые ошибки. Цена ошибок.

Порой человек совершает поступки, которые приводят к трагическим последствиям. И, хотя он в конце концов понимает, что сделал ошибку, исправить уже ничего нельзя. Часто цена ошибки – чья-либо жизнь.

Так, в произведении В. Осеевой «Бабка»рассказывается о пожилой женщине, к которой пренебрежительно относились в семье. Главную героиню в семье не уважали, часто упрекали, даже не считали нужным здороваться. Ей грубили, даже называли не иначе как «бабка». Никто не ценил того, что она делала для близких, а ведь она целыми днями чистила, мыла, варила. Ее забота не вызывала чувства признательности у семьи, воспринималась как нечто само собой разумевшееся. Автор подчеркивает беззаветную, всепрощающую любовь бабушки к детям и внуку. Прошло много времени, прежде чем внук Борька стал понимать, как он и его родители были неправы по отношению к ней, ведь ни разу никто из них не сказал ей доброго слова. Первым толчком стал разговор с приятелем, который рассказал, что в его семье бабушка — самая главная, ведь она всех вырастила. Это заставило Борьку задуматься об отношении к собственной бабушке. Однако лишь после ее смерти Борька понял, как сильно она любила свою семью, как много для нее делала. Осознание ошибок, мучительное чувство вины и запоздалое раскаяние пришли лишь тогда, когда уже ничего нельзя было исправить. Глубокое чувство вины охватывает героя, но изменить уже ничего нельзя, бабушку не вернуть, а значит нельзя сказать слова прощения и запоздалой благодарности. Этот горький урок, возможно, научит героя ценить близких людей, пока они рядом. В рассказе Р.Бредбери «Вельд» мы становимся свидетелями страшного поступка детей. Питер и Венди убивают своих родителей. Что побудило детей совершить ужасное преступление? Причиной стало решение родителей переехать всей семьей из «умного» дома, который все делал вместо людей, лишить детей их любимой игровой комнаты, воплощавшей все их фантазии. Дети не могли смириться с этим, для них материальные блага оказались сильнее привязанности к родителям. Писатель показывает истинную причину, по которой Питер и Венди превратились в бездушных убийц. Она кроется в трагической ошибке, допущенной родителями при воспитании детей. Желая им самого лучшего, отец и мать ни в чем им не отказывали: «Мы давали детям все, что они просили». В итоге дети выросли эгоистичными чудовищами. Писатель показывает, что ошибки в воспитании детей приводят к непоправимым последствиям. Обратимся к сказке Н.Д. Телешова «Белая цапля». Главная героиня, принцесса Изольда, пожелала иметь необыкновенный свадебный наряд, в том числе украшение из хохолка цапли. Она знала, что ради этого хохолка цаплю нужно будет убить, но это не остановило принцессу. Подумаешь, одна цапля! Она ведь все равно умрет раньше или позже. Эгоистическое желание Изольды оказалось сильнее всего. Позже она узнала, что ради прекрасных хохолков цапель стали убивать тысячами и в итоге полностью уничтожили. Принцесса была потрясена, узнав, что из-за нее истреблен весь их род. Она поняла, что совершила ужасную ошибку, которую теперь невозможно было исправить. Чувство вины и раскаяния охватило ее. Эта история стала жестоким уроком для Изольды, заставила ее задуматься над своими поступками и их последствиями. Героиня решила, что больше никогда никому не причинит зла, более того, она станет творить добро, будет думать не о себе, а о других. Обратимся к рассказу А.Масс «Ловушка». В нем описывается поступок девочки по имени Валентина. Героиней испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку: вырыть ямку и замаскировать ее, чтобы Рита, наступив, упала. Она осуществляет свой замысел, и Рита попадает в приготовленную ловушку. Только вдруг выясняется, что она была на пятом месяце беременности и в результате падения может потерять ребенка. Валентина в ужасе от содеянного. Она не хотела никого убивать, тем более ребенка! Теперь ей придется жить с непреходящим чувством вины. Писатель хочет донести до нас мысль, что некоторые ошибки могут быть непоправимы, приводят к трагическим последствиям. В рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма» говорится о девушке по имени Настя. У нее есть мать, которая одиноко доживает свой век в селе. Настя слишком занята своими делами и почти не вспоминает о матери, не пишет и не приезжает, хотя та ждет ее каждый день, думает о дочери ежеминутно. Даже получив от матери с просьбой приехать, Настя не спешит повидать ее. И только узнав, что мать при смерти, Настя вдруг опомнилась, осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье». «Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила», — думает она. Автор показывает, что запоздалое раскаяние не помогло: когда девушка приехала в Заборье, мать уже похоронили. Теперь Насте придется жить с непреходящим чувством вины за совершенную ошибку. Вспомним рассказ «Каникулы на марсе» Р.Бредбери. Мы видим семью, прилетевшую на Марс. Сначала кажется, что это увеселительная поездка, но позже мы узнаем, что герои – одни из немногих, кто успел спастись с Земли. Человечество совершило страшную, непоправимую ошибку: «Наука слишком стремительно и слишком далеко вырвалась вперед, и люди заблудились в машинных дебрях… Не тем занимались; без конца придумывали все новые и новые машины — вместо того, чтобы учиться управлять ими». Мы видим, к каким трагическим последствиям это привело. Увлекшись научно-техническим прогрессом, люди забыли о самом важном и стали уничтожать друг друга: «Войны становились все более разрушительными и в конце концов погубили Землю… Земля погибла». Человечество само уничтожило свою планету, свой дом. Автор заставляет нас задуматься о будущем, предупреждает о непоправимости ошибок, которые совершают люди в погоне за сиюминутным успехом.

Разум и чувства

«Чувства добрые» берут верх над разумом. Голос милосердия сильнее рассудочных доводов.

Порой возникают ситуации, когда человек поступает по велению сердца вопреки голосу разума. Например, так происходит, когда нами движет сочувствие. Помогая кому-то, порой приходится нарушать правила. Голос милосердия оказывается сильнее доводов рассудка.

Многие писатели обращались к теме чести. Так, Так, в рассказе В.Распутина «Уроки французского» говорится об учительнице Лидии Михайловне, которая не смогла остаться равнодушной к бедственному положению своего ученика. Мальчик голодал и, чтобы добыть денег на стакан молока, играл в азартные игры . Лидия Михайловна пыталась приглашать его к столу и даже прислала ему посылку с продуктами, но герой отверг ее помощь. Тогда она решилась на крайние меры: сама стала играть с ним на деньги. Конечно, голос разума не мог не говорить ей, что она нарушает этические нормы отношений между учителем и учеником, преступает границы дозволенного, что за это ее уволят. Но чувство сострадания взяло верх, и Лидия Михайловна нарушила общепринятые правила поведения учителя ради того, чтобы помочь ребенку. Писатель хочет донести до нас мысль, что «чувства добрые» оказываются важнее разумных норм. Об этом же повествует А.Алексин в повести «А тем временем где-то…» Главный герой Сергей Емельянов, случайно прочитав письмо, адресованное отцу, узнает о существовании у того бывшей жены. Женщина просит о помощи. Казалось бы, Сергею нечего делать в ее доме, и разум подсказывает ему просто вернуть ей ее письмо и уйти. Но сочувствие горю этой женщины, покинутой когда-то мужем, а теперь и приемным сыном, заставляет его пренебречь доводами рассудка. Сережа решает постоянно навещать Нину Георгиевну, помогать ей во всем, спасать от самой страшной беды – одиночества. И когда отец предлагает ему поехать на каникулах к морю, герой отказывается. Да, конечно, поездка на море обещает быть увлекательной. Да, можно написать Нине Георгиевне и убедить ее, что она должна поехать в лагерь с ребятами, где ей будет хорошо. Да, можно пообещать приехать к ней на зимних каникулах. Все это вполне разумно. Но чувство сострадания и ответственности берут в нем верх над этими соображениями. Ведь он обещал Нине Георгиевне быть рядом с ней и не может стать ее новой потерей. Сергей едет сдавать билет на море. Автор показывает, что порой неразумные, продиктованные чувством милосердия, поступки могут помочь человеку. В рассказе Б.Екимова «Ночь исцеления» автор повествует о мальчике Борьке, который приезжает на каникулы к бабушке. Старушка часто видит во сне кошмары военного времени, и это заставляет ее кричать по ночам. Мать дает герою разумный совет: «Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали». Борька так и собирается поступить, но происходит неожиданное: «сердце мальчика облилось жалостью и болью», едва он услышал стоны бабушки. Он уже не может следовать разумному совету, им властвует чувство сострадания. Борька успокаивает бабушку до тех пор, пока она не засыпает спокойно. Он готов делать это каждую ночь, чтобы к ней пришло исцеление. Автор хочет донести до нас мысль о необходимости прислушиваться к голосу сердца, поступать в согласии с добрыми чувствами.

Негативные чувства иногда берут верх над понятиями о добре и зле. Последствия поступков, продиктованных такими чувствами, могут быть трагическими.

Порой случается так, что человеком владеют негативные чувства: гнев, обида. Охваченный ими, он совершает плохие поступки, хотя, конечно же, разумом сознает, что творит зло. Последствия же могут быть трагическими.

Обратимся к В рассказе А.Масс «Ловушка»описывается поступок девочки по имени Валентина. Героиней испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку: вырыть ямку и замаскировать ее, чтобы Рита, наступив, упала. Девочка не может не понимать, что совершает дурной поступок, но чувства берут в ней верх над разумом. Она осуществляет свой замысел, и Рита попадает в приготовленную ловушку. Только вдруг выясняется, что она была на пятом месяце беременности и в результате падения может потерять ребенка. Валентина в ужасе от содеянного. Она не хотела никого убивать, тем более ребенка! «Как мне жить дальше?» — вопрошает она и не находит ответа. Автор подводит нас к мысли, что нельзя поддаваться власти негативных чувств, ведь они провоцируют на жестокие поступки, о которых потом придется горько сожалеть.

Разум берет верх над чувствами. Это может привести к трагическим последствиям.

Должен ли человек всегда прислушиваться к голосу разума? На первый взгляд кажется, что да. Однако далеко не всегда разум дает верные советы. Иногда случается так, что поступки, продиктованные рассудочными доводами, приводят к негативным последствиям.

Обратимся к рассказу А.П.Чехова «В аптеке». Автор описывает домашнего учителя Свойкина, который, будучи тяжело болен, пришел в аптеку. Ему не хватило нескольких копеек для покупки так необходимого ему лекарства. Провизор мог бы руководствоваться чувством сострадания и помочь больному, но не сделал этого. Он поступил, казалось бы, разумно, по правилам: нельзя отдавать товар, если за него не заплатили. Но к чему привело это решение? Свойкин вернулся домой за деньгами и потерял сознание, возможно, он даже умрет, так и не получив помощи. Мы видим, что не всегда разумные решения ведут к добру, порой они имеют весьма трагические последствия. Об этом же повествует А.Алексин в повести «А тем временем где-то…»Главный герой случайно узнает о существовании бывшей жены отца и о ее беде. Когда-то ее покинул муж, и это стало тяжелым ударом для женщины. Но теперь ее ожидает куда более страшное испытание. Приемный сын решил оставить ее. Он нашел своих биологических родителей и выбрал их. Шурик не хочет даже попрощаться с Ниной Георгиевной, хотя она воспитывала его с самого детства. Уходя, он забирает все свои вещи. Он руководствуется, разумными, казалось бы, соображениями: не хочет расстраивать приемную мать прощанием, считает, что его вещи будут только напоминать ей о ее горе. Он осознает, что ей тяжело, но разумным считает жить с недавно обретенными родителями. Алексин подчеркивает, что своими поступками, столь обдуманными и взвешенными, Шурик наносит жестокий удар женщине, которая его беззаветно любит, причиняет ей невыразимую боль. Писатель подводит нас к мысли, что порой разумные поступки могут стать причиной горя. Обратимся к повести А.Лиханова «Лабиринт». Отец главного героя Толика увлечен своей работой. Ему нравится проектировать детали машин. Когда он рассказывает об этом, у него блестят глаза. Но в то же время он мало зарабатывает, а ведь может перейти в цех и получать более высокую зарплату, о чем ему беспрестанно напоминает теща. Казалось бы, это более разумное решение, ведь у героя есть семья, есть сын, и он не должен зависеть от пенсии пожилой женщины — тещи. В конце концов, уступая давлению семьи, герой приносит чувства в жертву разуму: он отказывается от любимой работы в пользу заработка. К чему же это приводит? Отец Толика чувствует себя глубоко несчастным: «Глаза больные и будто зовут. На помощь зовут, будто страшно человеку, будто раненный он смертельно». Если раньше им владело светлое чувство радости, то теперь – глухая тоска. Не о такой жизни мечтает он. Писатель показывает, что не всегда разумные на первый взгляд решения являются верными, порой, прислушиваясь к голосу разума, мы обрекаем себя на нравственные страдания.

Разум и чувства Трагедия выбора

Чувства или разум? В некоторых ситуациях нет правильного выбора. Прислушиваясь к чувствам, человек погрешит против нравственных норм и обречет себя на трагические последствия; прислушиваясь к разуму, он тоже будет страдать. Может не быть такого пути, который привел бы к благополучному разрешению ситуации.

Так, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» автор рассказывает о судьбе Татьяны. В юности, полюбив Онегина, она, к несчастью, не находит взаимности. Татьяна проносит свою любовь через годы, и вот наконец Онегин у ее ног, он страстно влюблен в нее. Казалось бы, об этом она мечтала. Но Татьяна замужем, она сознает свой долг супруги, не может запятнать свою честь и честь мужа. Разум берет в ней верх над чувствами, и она отказывает Онегину. Превыше любви героиня ставит нравственный долг, супружескую верность, однако обрекает и себя, и возлюбленного на страдания. Могли бы герои обрести счастье, прими она другое решение? Едва ли. Русская пословица гласит: «На несчастье другого своего счастья не построишь». Трагедия судьбы героини в том, что выбор между разумом и чувством в ее ситуации – это выбор без выбора, любое решение приведет только к страданию. Обратимся к произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Писатель показывает, перед каким выбором оказался один из героев, Андрий. С одной стороны, им владеет чувство любви к прекрасной полячке, с другой — он казак, один из тех, кто осадил город. Возлюбленная понимает, что им с Андрием нельзя быть вместе: «И знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец, товарищи, отчизна, а мы – враги тебе». Но чувства Андрия берут верх над всеми доводами рассудка. Он выбирает любовь, во имя нее он готов предать родину и семью: «А что мне отец, товарищи и отчизна!.. Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты!.. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» Писатель показывает, что прекрасное чувство любви способно толкнуть человека на страшные поступки: мы видим, что Андрий обращает оружие против своих прежних товарищей, вместе с поляками сражается против казаков, среди которых его брат и отец. С другой стороны, мог ли он оставить возлюбленную умирать от голода в осажденном городе, быть может, стать жертвой жестокости казаков в случае его захвата? Мы видим, что в этой ситуации едва ли возможен правильный выбор, любой путь ведет к трагическим последствиям.

«Учитесь властвовать собою». Человек должен уметь совладать с негативными чувствами.

Поддаваться чувствам или побеждать их? Наверное, однозначного ответа не существует. Конечно, если нами движут «чувства добрые», такие, как сострадание, желание помочь, то следует прислушаться к ним. Если же это чувства негативные, разрушительные, то нужно уметь укрощать их, слушать доводы разума.

Так, в рассказе А.Масс «Трудный экзамен»говорится о девочке по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание. Героиня мечтала стать актрисой, хотела, чтобы родители, приехав на спектакль в детский лагерь, оценили ее игру. Она очень старалась, но ее ждало разочарование: в назначенный день ее родители так и не приехали. Охваченная чувством отчаяния, она решила не выходить на сцену. Разумные доводы воспитательницы помогли ей справиться со своими чувствами. Аня поняла, что не должна подводить товарищей, ей нужно научиться владеть собой и выполнить свою задачу, несмотря ни на что. Так и вышло, она играла лучше всех. Писатель хочет преподать нам урок: как бы ни были сильны негативные чувства, мы должны уметь справляться с ними и идти к поставленной цели, несмотря на разочарования и неудачи.

Честь и бесчестие

Честь — это верность воинскому долгу

Честь – это верность долгу, присяге, Отечеству, готовность жертвовать своей жизнью ради родины.

Многие писатели обращались к теме чести. Так, в повести В.Быкова «Сотников» говорится о двух партизанах, попавших в плен. Один из них, Сотников, мужественно выдерживает пытки, но ничего не рассказывает врагам. Зная, что наутро его казнят, он готовится с достоинством встретить смерть. Писатель акцентирует наше внимание на размышлениях героя: «Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение: взять все на себя. Завтра он скажет следователю, что ходил в разведку, имел задание, в перестрелке ранил полицая, что он — командир Красной Армии и противник фашизма, пусть расстреляют его. Остальные здесь ни при чем». Показательно, что перед смертью партизан думает не о себе, а о спасении других. И хотя его попытка не привела к успеху, он исполнил свой долг до конца. Герой мужественно встречает смерть, ни на минуту к нему не приходит мысль умолять врага о пощаде, стать предателем. Автор хочет донести до нас мысль, что честь и достоинство превыше страха смерти. Обратимся к роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» . Автор рассказывает о захвате Белогорской крепости Пугачёвым. Офицеры должны были либо присягнуть на верность Пугачеву, признав его государем, либо закончить жизнь на виселице. Автор показывает, какой выбор сделали его герои: Петр Гринев проявил отвагу, готов был умереть, но не опозорить честь мундира. Он нашел в себе мужество сказать Пугачеву в лицо, что не может признать его государем, отказался изменить воинской присяге: «Нет, — отвечал я с твердостию. — Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Со всей прямотой Гринев ответил Пугачеву, что, возможно, станет сражаться против него, исполняя свой офицерский долг: «Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя — пойду , делать нечего… На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится?» Герой понимает, что честность может стоить ему жизни, но чувство долга и чести преобладает в нем над страхом. Искренность и мужество героя настолько поразили Пугачева, что тот сохранил Гриневу жизнь и отпустил его.

Честь — это чувство собственного достоинства

Честь – это чувство собственного достоинства, нравственные принципы, которые готов человек ради любви. «На что способна любовь">человек готов отстаивать в любой ситуации, даже ценой собственной жизни.

Обратимся к повести М.А. Шолохова «Судьба человека» . Главный герой, Андрей Соколов, попал в плен. За неосторожно сказанные слова его собирались расстрелять. Он мог бы умолять о пощаде, унижаться перед врагами. Возможно, слабый духом человек так бы и сделал. Но герой был готов отстаивать честь солдата перед лицом смерти. На предложение коменданта Мюллера выпить за победу немецкого оружия он ответил отказом. Соколов вел себя уверенно и спокойно, отказался от закуски, несмотря на то, что был голоден. Он так объяснял свое поведение: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Поступок Соколова вызвал уважение к нему даже у врага. Немецкий комендант признал моральную победу советского солдата и сохранил ему жизнь. Автор хочет донести до читателя мысль, что даже перед лицом смерти нужно сохранять честь и достоинство. Об этом же повествует В.Аксёнов в рассказе «Завтраки сорок третьего года» . Рассказчик регулярно становился жертвой более сильных одноклассников, регулярно отнимавших у него не только завтраки, но и любые другие вещи, приглянувшиеся им: «Он отобрал у меня её. Он всё отбирал – всё, что представляло для Него интерес. И не только у меня, но и у всего класса». Герою не просто было жаль потерянного, нестерпимым было постоянное унижение, осознание собственной слабости. Он решился постоять за себя, оказать сопротивление. И хотя физически он не мог одолеть трех великовозрастных хулиганов, но моральная победа была на его стороне. Попытка отстоять не только свой завтрак, но и свою честь, преодолеть свой страх стала важной вехой в его взрослении, становлении личности. Писатель подводит нас к заключению: надо уметь отстаивать свою честь. Почти в каждом классе найдется свой тиран – ученик, держащий в страхе всех учеников. Физически сильный и жестокий, он находит удовольствие в издевательстве над слыбыми. Что делать тому, кто постоянно сталкивается с унижением? Терпеть бесчестье или встать на защиту собственного достоинства? Ответ на эти вопросы дает А.Лиханов в повести «Чистые камушки» . Писатель рассказывает о Михаське, ученике начальной школы. Он не раз становился жертвой Савватея и его дружков. Хулиган каждое утро дежурил у начальной школы и обирал ребят, отнимая все, что ему приглянется. Более того, он не упускал случая унизить свою жертву: «Иногда он выхватывал из сумки вместо булочки учебник или тетрадку и швырял ее в сугроб или забирал себе, чтобы, отойдя потом на несколько шагов, бросить под ноги и вытереть о них валенки». Савватей специально «дежурил именно у этой школы, потому что в начальной учатся до четвертого класса и ребята все маленькие». Михаська не раз испытал на себе, что значит унижение: однажды Савватей отнял у него альбом с марками, который принадлежал отцу Михаськи и потому был ему особенно дорог, в другой раз хулиган поджег его новую куртку. Верный своему принципу унижать жертву, Савватей провел по его лицу «грязной, потной лапой». Автор показывает, что Михаська не стерпел издевательства и решился дать отпор сильному и безжалостному противнику, перед которым трепетала вся школа, даже взрослые. Герой схватил камень и был готов ударить Савватею, но неожиданно тот отступил. Отступил, потому что почувствовал внутреннюю силу Михаськи, его готовность до конца отстаивать свое человеческое достоинство. Писатель акцентирует наше внимание на том, что именно решимость защищать свою честь помогла Михаське одержать моральную победу.

Честь — это готовность вступиться не только за себя, но и за другого

Необходимо отстаивать не только свою честь, но и честь близких людей, друзей, семьи. Нельзя безропотно сносить оскорбление, даже если оно нанесено человеком, более сильным физически или более высоко стоящим на социальной лестнице.

Об этом рассказывает М.Ю. Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» . Опричнику царя Ивана Грозного приглянулась Алена Дмитриевна, жена купца Калашникова. Зная, что она замужняя женщина, Кирибеевич все равно позволил себе домогаться ее любви. Оскорбленная женщина просит мужа о заступничестве: «Ты не дай меня, свою верную жену, //Злым охульникам в поругание!» Автор подчеркивает, что купец ни секунды не сомневается в том, какое решение ему принять. Конечно, он понимает, чем грозит ему противоборство с царским любимцем, но честное имя семьи дороже даже самой жизни: А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому. И действительно, Калашников выходит сражаться против Кирибеевича. Для него это бой не ради потехи, это бой за честь и достоинство, битва не на жизнь, а на смерть: Не шутку шутить, не людей смешить К тебе вышел я, басурманский сын, — Вышел я на страшный бой, на последний бой! Он знает, что правда на его стороне, и готов умереть за нее: Постою за правду до последнего! Лермонтов показывает, что купец одержал победу над Кирибеевичем, кровью смыв нанесенное оскорбление. Однако судьба готовит ему новое испытание: Иван Грозный велит казнить Калашникова за убийство опричника. Купец мог бы оправдаться, рассказать царю, по какой причине убил противника, но не стал делать этого. Ведь это значило бы принародно опозорить честное имя своей супруги. Он готов идти на плаху, отстаивая честь семьи, принять смерть с достоинством. Писатель хочет донести до нас мысль, что нет ничего важнее для человека, чем его достоинство и честь, и нужно защищать их, несмотря ни на что. Порой человек готов защищать, не щадя даже собственной жизни, не только свою честь, но и честь другого. Так, Петр Гринев в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» дрался на дуэли со Швабриным, отстаивая честь Маши Мироновой. Швабрин, будучи отвергнут, в разговоре с Гриневым позволил себе оскорбить девушку гнусными намеками. Гринев не мог стерпеть этого. Как порядочный человек, он вышел на поединок и готов был умереть, но защитить честь девушки. Главный герой повести А.Лиханова «Чистые камушки» Михаська отстаивает как свою честь, так и честь друга. Михаська вступает в противоборство с грозой всей школы Савватеем – хулиганом, которого боялись не только дети, но и взрослые. Савватей любил издеваться над теми, кто был слабее: отнимал у младших школьников еду и вещи, унижал. Его жертвой становился и Михаська, но однажды он нашел в себе силы дать отпор хулигану и одержал моральную победу. Однако Савватей на глазах Михаськи унижал его лучшего друга Сашку, «погонял, словно скотину». Сашка и прежде «ведь был у Савватея «на работе» — …«шестерил» ему». И теперь по первому зову хулигана Сашка покорно следует за ним. Идет не потому, что хочет быть у Савватея на посылках, а потому, что боится его. И тогда Михаська решается вступиться за друга, показать ему, «что можно жить и не унижаться». Герой соглашается пройти испытание – пересечь чужой двор, охраняемый злобными овчарками. Мальчик превозмогает страх быть загрызенным псами, чтобы защитить честь и достоинство товарища.

Честь дороже жизни

Достоинство и честь превыше всего, даже жизни.

Об этом рассказывает М.Ю. Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» . Опричнику царя Ивана Грозного приглянулась Алена Дмитриевна, жена купца Калашникова. Зная, что она замужняя женщина, Кирибеевич все равно позволил себе домогаться ее любви. Оскорбленная женщина просит мужа о заступничестве: «Ты не дай меня, свою верную жену, //Злым охульникам в поругание!» Автор подчеркивает, что купец ни секунды не сомневается в том, какое решение ему принять. Конечно, он понимает, чем грозит ему противоборство с царским любимцем, но честное имя семьи дороже даже самой жизни: А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому. И действительно, Калашников выходит сражаться против Кирибеевича. Для него это бой не ради потехи, это бой за честь и достоинство, битва не на жизнь, а на смерть: Не шутку шутить, не людей смешить К тебе вышел я, басурманский сын, — Вышел я на страшный бой, на последний бой! Он знает, что правда на его стороне, и готов умереть за нее: Постою за правду до последнего! Лермонтов показывает, что купец одержал победу над Кирибеевичем, кровью смыв нанесенное оскорбление. Однако судьба готовит ему новое испытание: Иван Грозный велит казнить Калашникова за убийство опричника. Купец мог бы оправдаться, рассказать царю, по какой причине убил противника, но не стал делать этого. Ведь это значило бы принародно опозорить честное имя своей супруги. Он готов идти на плаху, отстаивая честь семьи, принять смерть с достоинством. Писатель хочет донести до нас мысль, что нет ничего важнее для человека, чем его достоинство и честь, и нужно защищать их, несмотря ни на что. Порой человек готов защищать, не щадя даже собственной жизни, не только свою честь, но и честь другого. Так, Петр Гринев в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» дрался на дуэли со Швабриным, отстаивая честь Маши Мироновой. Швабрин, будучи отвергнут, в разговоре с Гриневым позволил себе оскорбить девушку гнусными намеками. Гринев не мог стерпеть этого. Как порядочный человек, он вышел на поединок и готов был умереть, но защитить честь девушки. Обратимся к повести М.А. Шолохова «Судьба человека» . Главный герой, Андрей Соколов, попал в плен. За неосторожно сказанные слова его собирались расстрелять. Он мог бы умолять о пощаде, унижаться перед врагами. Возможно, слабый духом человек так бы и сделал. Но герой был готов отстаивать честь солдата перед лицом смерти. На предложение коменданта Мюллера выпить за победу немецкого оружия он ответил отказом. Соколов вел себя уверенно и спокойно, отказался от закуски, несмотря на то, что был голоден. Он так объяснял свое поведение: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Поступок Соколова вызвал уважение к нему даже у врага. Немецкий комендант признал моральную победу советского солдата и сохранил ему жизнь. Автор хочет донести до читателя мысль, что даже перед лицом смерти нужно сохранять честь и достоинство. Так, в повести В.Быкова «Сотников» говорится о двух партизанах, попавших в плен. Один из них, Сотников, мужественно выдерживает пытки, но ничего не рассказывает врагам. Зная, что наутро его казнят, он готовится с достоинством встретить смерть. Писатель акцентирует наше внимание на размышлениях героя: «Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение: взять все на себя. Завтра он скажет следователю, что ходил в разведку, имел задание, в перестрелке ранил полицая, что он — командир Красной Армии и противник фашизма, пусть расстреляют его. Остальные здесь ни при чем». Показательно, что перед смертью партизан думает не о себе, а о спасении других. И хотя его попытка не привела к успеху, он исполнил свой долг до конца. Герой мужественно встречает смерть, ни на минуту к нему не приходит мысль умолять врага о пощаде, стать предателем. Автор хочет донести до нас мысль, что честь и достоинство превыше страха смерти.

Бесчестие — это слабость характера, малодушие, предательство.

В основе бесчестия — трусость, слабость характера, не позволяющие бороться за идеалы, заставляющие совершать гнусные поступки. Это понятие раскрывается, как правило, в ситуации нравственного выбора.

В повести В.Быкова «Сотников» показан партизан Рыбак, который тоже оказался в плену у полицаев. Страх смерти взял верх над всеми его чувствами. Сидя в подвале, он только и думает, что о спасении собственной жизни. Когда полицаи предложили ему стать одним из них, он не оскорбился, не возмутился, напротив, он «чувствовал остро и радостно — будет жить! Появилась возможность жить — это главное. Все остальное – потом». Конечно, он не хочет становиться предателем: «Он вовсе не собирался выдавать им партизанских секретов, ни тем более поступать в полицию, хотя и понимал, что уклониться от нее, видно, будет не просто». Он надеется, что «вывернется и тогда уж наверняка рассчитается с этими сволочами …». Внутренний голос подсказывает Рыбаку, что он вступил на путь бесчестия. И тогда Рыбак пытается найти компромисс с совестью: «Он шел на эту игру, чтобы выиграть себе жизнь — разве этого недостаточно для самой, пусть даже отчаянной, игры? А там оно будет видно, только бы не убили, не замучили на допросах. Только бы вырваться из этой клетки, и ничего плохого он себе не позволит. Разве он враг своим?» Оказавшись перед выбором, он не готов жертвовать жизнью ради чести. Писатель показывает последовательные этапы морального падения Рыбака. Вот он соглашается перейти на сторону врага и при этом продолжает убеждать себя, что «большой вины за ним нет». По его мнению, «он имел больше возможностей и схитрил, чтобы выжить. Но он не изменник. Во всяком случае, становиться немецким прислужником не собирался. Он все ждал, чтобы улучить удобный момент — может, сейчас, а может, чуть позже, и только они его увидят…» А вот Рыбак принимает участие в казни Сотникова. Писатель подчеркивает, что даже этому страшному поступку Рыбак пытается найти оправдание: «При чем тут он? Разве это он? Он только выдернул этот обрубок. И то по приказу полиции». И лишь шагая в строю полицаев, Рыбак наконец понимает: «Из этого строя дороги к побегу уже не было». В.Быков подчеркивает, что путь бесчестия, который выбрал Рыбак, – это путь в никуда. Путь бесчестия избрал и Швабрин в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» . Уже в самом начале захвата крепости мы видим его среди пугечевцев, «обстриженного в кружок и в казацком кафтане». Пушкин показывает, что в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному: одни, руководствуясь долгом, выбирают путь чести; другие, думая о спасении собственной жизни, выбирают путь предательства.

Бесчестие — это стремление человека унижать тех, кто слабее.

Что такое бесчестие? С одной стороны, это отсутствие достоинства, слабость характера, трусость, неспособность преодолеть страх перед обстоятельствами или людьми. С другой стороны, бесчестие навлекает на себя и внешне кажущийся сильным человек, если он позволяет себе порочить других, а то и просто издеваться над более слабыми, унижать беззащитных.

Так, в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин, получив отказ от Маши Мироновой, в отместку клевещет на нее, позволяет себе оскорбительные намеки в ее адрес. Так, в разговоре с Петром Гриневым он утверждает, что добиваться расположения Маши нужно не виршами, намекает на ее доступность: «… ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег. Кровь моя закипела. — А почему ты об ней такого мнения? — спросил я, с трудом удерживая свое негодование. — А потому, — отвечал он с адской усмешкою,— что знаю по опыту ее нрав и обычай». Швабрин, не задумываясь, готов запятнать честь девушки только потому, что она не ответила ему взаимностью. Писатель подводит нас к мысли, что человек, поступающий подло, не может гордиться незапятнанной честью. Другим примером может служить повесть А.Лиханова «Чистые камушки» . Персонаж по кличке Савватей держит в страхе всю школу. Ему доставляет удовольствие унижать тех, кто слабее. Хулиган регулярно обирает учеников, издевается над ними: «Иногда он выхватывал из сумки вместо булочки учебник или тетрадку и швырял ее в сугроб или забирал себе, чтобы, отойдя потом на несколько шагов, бросить под ноги и вытереть о них валенки». Любимым его приемом было провести по лицу жертвы «грязной, потной лапой». Даже своих «шестерок» он постоянно унижает: «Савватей зло посмотрел на парня, взял его за нос и сильно дернул вниз», он «стоял рядом с Сашкой, облокотясь о его голову». Покушаясь на честь и достоинство других людей, он сам становится олицетворением бесчестья.