Второе издание романа «Герой нашего времени» сопровождалось авторским предисловием, в котором М. Ю. Лермонтов написал о своем персонаже как о портрете целого поколения, образе, который вобрал в себя все свойственные тому времени пороки. Михаил Лермонтов не отделял и себя самого от этого поколения. И правда, между автором и главным героем есть определенное сходство.
Все же Печорина нельзя назвать автопортретом, чтобы подтвердить это, стоит обратить внимание на лирического героя поэтических произведений М. Ю. Лермонтова.
Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова
Русский поэт всю свою творческую жизнь оставался представителем романтического направления в литературе, хотя для более поздних стихотворений характерна большая доля реализма. Некоторые произведения, например, «Бородино» полностью реалистичны. И все же лирический герой последовательно воплощает романтическое восприятие мира.
Особенности лирического героя характерны уже для раннего творчества. Перед нами предстает незаурядная личность, гордая и одинокая, который не может найти себя, не встречает подлинное понимание со стороны близких. Даже любовь не может принести ему истинного счастья. Именно из этих особенностей проистекает основной мотив всех работ М. Ю. Лермонтова – мотив одиночества, полного трагизма.
Лирический герой очень часто ищет любви, страстно к ней стремится, но не может получить.
Григорий Печорин, лирический герой и автор
Образ центрального персонажа близок лирическому герою. Он тоже не может найти своего места. При этом понять этого человека крайне трудно, потому что он тоже стремится к любви, вопреки всему, даже собственным психологическим проблемам и кажущейся неспособности любить. Однако почти ничего не знаем о его прошлом, можем лишь предполагать, что эта способность к искренним и живым чувствам была сознательно подавлена, так же, как и лирическим героем в стихотворных строках «Я не унижусь пред тобой…»
Противостояние Григория Печорина и социума достаточно очевидно. Одиночество среди людей обусловлено особым местом главного героя, которое он занимает в романе: трудно найти человека, хоть в чем-то равного ему на страницах произведения, никто не может с ним сравниться в незаурядности ума и силе духа. Масштаб его личности превосходит все окружение, остальные люди выглядят несколько мельче, с более слабым характером.
Мцыри как романтический герой поэмы Лермонтова, черты героя для сочинения
... любви. Романтический герой в поэмах Лермонтова Образ Демона из одноимённой поэмы — образ романтического героя в творчестве Лермонтова. Он бунтарь; ... мужественность и душевность, мягкость, лирическая нежность. Он не индивидуалист, не эгоист, как герои пушкинских романтических поэм. Его ... попадает, но не находит там людей родных ему по духу. Мцыри – мальчик из северокавказских народностей, поэтому ...
Григорий Печорин способен с легкостью парировать все замечания и упреки, с присущим ему достоинством выдерживает любые испытания и отвечает на все угрозы с истинной гордостью. Главный герой решителен, не боится брать ответственность за свои поступки, этих качеств нельзя найти у других персонажей.
Такое положение Печорина не удивляет. Он романтик, в некоторой степени это означает быть «сверхчеловеком». Именно это качество становится причиной конфликта с обществом, затрудняет общение с другими людьми, а то и вовсе делает невозможным из-за их неспособности понять его. Справедливости ради стоит отметить, что и сам герой не всегда понимает причины своих действий, например, он не смог до конца осознать, зачем с таким упорством добивался внимания княжны Мери.
Превосходство центрального персонажа напрямую связано с важным мотивом избранности, характерном и для поэзии М. Ю. Лермонтова. Остальные мотивы являются всего лишь следствием этой черты характера.
Трагизм одинокого существования в окружении людей становится определяющим в образе главного героя. Это свойство объединяет образ Григория Печорина и лирического героя, более того, это важное качество всего поколения, черта времени, ярким воплощением которой в литературе и стал герой произведения, сам же Михаил Лермонтов воплотил ее в реальности.
Таким образом, сам автор чем-то похож на своего героя. Однако ставить между ними знак равенства не стоит: личность поэта намного шире и многограннее. Его судьба дала ему шанс определить дальнейшее развитие русской литературы и общественного сознания в России.