Противоположность между двумя мирами, азиатским и европейским, живо чувствовавшаяся и ранее, особенно обострилась с тех пор, как появление ислама создало резкую религиозную противоположность между Европой и Востоком. Столкновение обоих миров стало неизбежным, тем более, что как христианство, так и ислам одинаково считали себя призванными к господству во всем мире.
Начало Крестовых походов
Быстрые успехи ислама в первом столетии его существования грозили серьезной опасностью европейской христианской цивилизации: арабы завоевали Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, Испанию. Начало 8 столетия было для Европы критическим моментом: на Востоке арабы завоевали Малую Азию и грозили Константинополю, а на Западе пытались проникнуть за Пиренеи. Победы Льва Исавра и Карла Мартелла спасли Европу от непосредственной опасности, а дальнейшее распространение ислама было остановлено начавшимся вскоре политическим разложением мусульманского мира, который был до тех пор страшен именно своим единством. Халифат раздробился на части, враждовавшие друг с другом. Во второй половине 10 в. восточная империя, постоянно остававшаяся передовым постом Европы против Азии, получила даже возможность возвратить кое-что из потерянного ранее: Никифор II Фока завоевал у арабов Крит, часть Сирии, Антиохию. В 11 в. положение дел на Востоке вновь изменилось в неблагоприятном для христиан смысле. Византийский престол после смерти Василия II (1025) занимали слабые государи, притом беспрерывно сменявшиеся. Слабость верховной власти оказалась тем более опасной для Византии, что как раз в это время восточной империи стала грозить серьезная опасность и в Европе, и в Азии. В Передней Азии сельджукские турки совершали свое наступательное движение на Запад, приведшее к освежению и опасному сосредоточению сил ислама. Турки-сельджуки, под предводительством Шакир-бека (ум. 1059) и Тогруль-бека (ум. 1063), подчинили своей власти большую часть Ирана и Месопотамии. Сын Шакира, Алп-Арс-лан, опустошил Армению, потом значительную часть Малой Азии (1067-1070) и взял в плен, при Манцикерте, императора Романа IV Диогена (1071).
Между 1070 и 1081 сельджуки отняли у египетских Фатимидрв Сирию и Палестину (Иерусалим — в 1071-73, Дамаск в 1076), а Су-лейман, сын Кутулмуша, двоюродного брата Тогруль-бека, отнял к 1081 у византийцев всю Малую Азию; Никея стала его столицей. Наконец, турки взяли и Антиохию (1085).
Вновь, как в 8 в., враги были под самым Константинополем. В то же время европейские провинции империи подвергались (с 1048) непрерывным вторжениям диких печенегов и узов, которые производили страшные опустошения иногда под самыми стенами столицы. Особенно тяжелым был для империи 1091: турки, с Чахой во главе, подготовляли нападение на Константинополь с моря, а печенежская орда стояла на суше под самой столицей. Имп. Алексей Комнин не мог надеяться на успех, ведя борьбу одними своими войсками: его силы были в значительной степени исчерпаны за последние годы в войне с итальянскими норманнами, пытавшимися утвердиться и на Балканском полуострове.
Иосиф Бродский. Часть 7. Проза
... звучит завораживающе. Особенно интересным, наверное, будет для русского читателя Бродского очерк-воспоминание о детстве и юности, в котором отразилась ... она и держалась; ей предстояло продержаться в таком виде большую часть нашей жизни. Поэтому мне толком никто не мог объяснить, ... поэты помнят. Вот одно из самых ранних воспоминаний, описанное в эссе под названием «Трофейное»: «А к концу блокады была ...
На Западе к концу 11 в. целый ряд причин создал настроение и обстановку, благоприятные для призыва на борьбу с неверными, с каким обратился туда император Алексей: чрезвычайно усилилось религиозное чувство и развилось аскетическое настроение, находившее себе выражение во всякого рода духовных подвигах, между прочим и в многочисленных паломничествах. Особенно много паломников издавна направлялось в Палестину, ко Гробу Господню: в 1064, напр., архиепископ майнцский Зигфрид отправился в Палестину с семитысячной толпой пилигримов. Арабы не препятствовали таким паломничествам, но христианское чувство иногда сильно оскорблялось проявлениями мусульманского фанатизма: так, фатимидский халиф Хаким велел в 1010 разрушить храм св. Гроба. Уже тогда, под впечатлением этого события, папа Сергий IV проповедовал священную воину, но безуспешно (впрочем, по смерти Хакима разрушенные храмы были восстановлены).
Утверждение в Палестине турок сделало паломничества христиан гораздо более трудными, дорогими и опасными: пилигримам гораздо чаще приходилось становиться жертвами мусульманского фанатизма. Рассказы возвращавшихся пилигримов развивали в религиозно настроенных массах западного христианства чувство скорби о печальной участи св. мест и
сильное негодование против неверных. Кроме религиозного одушевления, были и другие мотивы, могущественно действовавшие в том же направлении. В 11 в. еще не совсем заглохла страсть к передвижениям, составлявшая как бы последние отголоски великого переселения народов (норманны, их передвижения).
Утверждение феодального строя создавало в рыцарском классе значительный контингент лиц, не находивших на родине приложения своим силам (напр., младшие члены баронских семей) и готовых идти туда, где была надежда найти что-нибудь лучшее. Тягостные социально-экономические условия увлекали в К. п. множество людей из низших слоев общества. В некоторых странах Запада (напр., во Франции, которая давала наибольший контингент крестоносцев) в 11 в. положение народных масс стало еще более невыносимым вследствие целого ряда стихийных бедствий: наводнений, неурожаев, повальных болезней. Богатые торговые города Италии готовя были поддерживать крестоносные предприятия в надежде на значительные торговые выгоды от утверждения христиан на Востоке. Папство» только что усилившее аскетической реформой свой нравственный авторитет на всем Западе и усвоившее себе идею единого царства Божия на земле, не могло не откликнуться на призыв, обращенный к нему из Константинополя, в надежде стать во главе движения и, может быть, получить духовную власть на Востоке. Наконец, западные христиане давно были возбуждены против мусульман борьбой с ними в Испании, Италии и Сицилии: для всей южной Европы мусульмане были хорошо знакомым, наследственным врагом. Все это способствовало успеху обращения Алексея Комнина, который уже около 1089 находился в сношениях с папой Урбаном II и готов был, по-видимому, положить конец церковному раздору, чтобы получить помощь от латинского Запада. Зашла речь о соборе в Константинополе для этой цели; папа освободил Алексея от отлучения, до тех пор лежавшего на нем как на схизматике. Когда в 1091 папа находился в Кампании, при нем были послы Алексея. В марте 1095 папа еще раз выслушал послов Алексея (на соборе в Пьяченце), а осенью того же года был созван собор в Клермоне (во Франции, в Оверни).
Русь в XIII веке между Западом и Востоком
... князьями и главы других государств (княжеств). Таким образом, Русь к началу 12 века представляла из себя несколько крупных княжеств (которые делились на более мелкие), постоянно соперничающих между ... неисчислимые стада, бесконечные обозы с военным снаряжением и осадными орудиями двинулись на запад. Осенью 1236 года их войско обрушилось на Волжскую Булгарию, обладая огромным превосходством сил, ...
В уме папы Урбана II мысль о помощи Византии приняла ту форму, которая особенно должна была прийтись по душе массам. В речи, которую он произнес в Клермоне, политический элемент был отодвинут на задний план перед элементом религиозным: Урбан II проповедовал поход для освобождения от неверных Святой Земли и Гроба Господня. Речь папы в Клермоне (24 ноября 1095) имела громадный успех: многие тут же дали обет идти против неверных и нашили себе на плечо кресты, отчего и получили название «крестоносцев», а походы — «крестовых». Так дан был толчок движению, которому суждено было остановиться лишь два столетия спустя.
Пока на Западе зрела мысль о К. п., император Алексей освободился от опасности, вынудившей его искать помощи на Западе. В 1091 он истребил печенежскую орду при помощи половецких ханов Тугоркана и Боняка; морское предприятие Чахи также кончилось неудачно (Чаха вскоре был убит по приказанию никейского султана).
Наконец, Алексею удалось в 1094-95 освободиться и от опасности, грозившей ему со стороны его недавних союзников — половцев. Непосредственная опасность для Византии прошла как раз в то время, как с Запада стали прибывать массы первых крестоносцев, на которые Алексей смотрел теперь с тревогой. Помощь Запада принимала слишком широкие размеры; она могла грозить самой Византии ввиду вражды между латинским Западом и греческим Востоком.
Проповедь К. п. имела на Западе необыкновенный успех. Во главе движения встала церковь: папа назначил своим легатом при крестоносном войске епископа Адемара де Пюи, который одним из первых принял в Клермоне крест. Принявшие крест, как пилигримы, принимались церковью под ее покровительство. Кредиторы не могли требовать с них долгов во время их путешествия; захватывавшие их имущество отлучались от церкви; всем крестоносцам, которые шли в Св. Землю, побуждаемые к тому благочестием, а не стремлением к приобретению почестей или богатства, отпускались грехи. Уже зимой с 1095 на 1096 собрались большие массы плохо или почти вовсе не вооруженных крестоносцев из беднейших классов. Во главе их встали Петр Пустынник и Вальтер Голяк. Часть этой толпы достигла Константинополя, но многие погибли раньше. Греки переправили крестоносцев в Азию, где они почти все были истреблены сельджуками.
1й Крестовый поход
Несколько позднее начался настоящий 1 -и крестовый поход. Во главе многочисленного и хорошо вооруженного ополчения находились Раймунд, граф Тулузский (он вел войска из южной Франции и к нему примкнул папский легат), Гуго Вермандуа (брат французского короля Филиппа I), граф Стефан Блуаский и Шартрский, герцог Роберт Нормандский, граф Роберт II Фландрский, Готфрид Бульонский, герцог Нижней Лотарингии, с братьями Евстахием и Балдуином и племянником Балдуином Младшим, наконец Боэмунд Тарентский (сын Роберта Гвискара) с племянником Танкредом. Число крестоносцев, собравшихся разными путями в Константинополе, доходило, вероятно, тысяч до 300. В Константинополе большая часть крестоносных вождей признали свои будущие завоевания как части восточной империи в ленной зависимости от Алексея и дали ему соответствующую присягу. Алексею было нелегко добиться этого: он был вынужден даже прибегнуть к вооруженной силе (так он принудил к присяге Готфрида Бульонского).
Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
... Толстой считает жизнь и смерть не взаимоисключающими противоположностями, а взаимодополняющими элементами, образующими мир. Жизнь и Смерть — части одно целого (мысль о двуединстве мира). Это фундаментальное утверждение лежит в основе жизненной концепции Толстого. Роман "Война и мир" содержит множество ...
В апреле 1097 крестоносцы перешли Босфор. Вскоре византийцам сдалась Никея, а 1 июля крестоносцы разбили при Дорилее султана Килидж-Арслана и этим проложили себе путь через Малую Азию. Двигаясь далее, крестоносцы нашли себе драгоценных союзников против турок в князьях Малой Армении, которых они стали всячески поддерживать. Балдуин, отделившись от главного войска, утвердился в Эдессе. Для крестоносцев это было очень важно ввиду положения города, который составлял с тех пор их крайний восточный форпост. В октябре 1097 крестоносцы осадили Антиохию, которую им удалось взять лишь в июне следующего года. В Антиохии крестоносцы в свою очередь были осаждены эмиром мосульским Кербугой и, терпя голод, подвергались большой опасности; им удалось, однако, выйти из города и разбить Кербугу. После продолжительной распри с Раймундом Антиохией завладел Боэмунд, которому удалось еще до ее падения вынудить у остальных крестоносных вождей согласие на передачу ему этого важного города. Пока шли споры из-за Антиохии, в войске, недовольном промедлением, произошло волнение, которое заставило князей, прекратив распри, двинуться далее. То же повторялось и потом: в то время, как войско рвалось к Иерусалиму, вожди спорили из-за каждого взятого города. 7 июня 1099 перед глазами крестоносцев открылся, наконец, святой город, а 15 июля они взяли его, произведя страшную резню среди мусульман. Власть в Иерусалиме получил Готфрид Бульонский. Разбив под Аска-лоном египетское войско, он обеспечил на некоторое время с этой стороны завоевания крестоносцев. После смерти Готфрида королем иерусалимским стал Балдуин Старший, передавший Эдессу Балдуину Младшему.
В 1101 в Малую Азию явилось второе большое крестоносное войско из Ломбардии, Германии и Франции, во главе которого шло много знатных и богатых рыцарей; но большая часть этого войска была истреблена соединенными силами нескольких эмиров. Между тем крестоносцы, утвердившиеся в Сирии (число их увеличивалось новыми пилигримами, прибывавшими почти непрерывно), должны были вести тяжелую борьбу с соседними мусульманскими владетелями. Боэмунд был взят одним из них в плен и выкуплен армянами. Кроме того, крестоносцы уже с весны 1099 вели войну с греками из-за приморских городов. В Малой Азии византийцам удалось возвратить себе значительную территорию: их успехи могли быть здесь еще значительнее, если бы они не тратили своих сил в борьбе с крестоносцами из-за отдаленных сирийских и киликий-ских областей. Наконец, с самого начала шла борьба и между самими крестоносцами из-за обладания разными городами. Значительную поддержку иерусалимскому королевству оказали образовавшиеся вскоре духовно-рыцарские ордена тамплиеров и госпиталитов (иоаннитов).
Крестовые походы 11-13 веков
... Миниатюра XV в. Крепость крестоносцев Крак-де-Шевалье в Сирии Второй и Третий Крестовые походы , Второй Крестовый поход, Третий Крестовый поход Соперничавшие друг с ... европейцы многому научились на Востоке. Крестовые походы — одна из самых ярких страниц в истории Средневековья. ... гибель памятников культуры. Тяжелейший удар был нанесён по Византии, усилилась вражда между католическим Западом и ...
Серьезная опасность стала грозить крестоносцам, когда власть в Мосуле получил (1127) Имад эд-дин Зенки. Он соединил под своей властью несколько мусульманских владений, лежавших около владений крестоносцев, и образовал обширное и сильное государство, обнимавшее почти всю Месопотамию и значительную часть Сирии. В 1144 он взял Эдессу, несмотря на геройское сопротивление.
Весть об этом бедствии вновь вызвала большое волнение на Западе, выразившееся во 2-м крестовом походе.
2й Крестовый поход
Проповедь Бернарда Клервосского подняла прежде всего массу французских рыцарей, во главе которых встал король Людовик VII; потом Бернарду удалось привлечь к К. п. и германского имп. Конрада III. С Конрадом пошли его племянник Фридрих Швабский и много германских князей. Конрад сухим путем (через Венгрию) прибыл в Константинополь, в середине сентября 1147 переправил войска в Азию, но после столкновения с сельджуками при Дорилее вернулся к морю. Французы, напуганные неудачей Конрада, пошли вдоль западного берега Малой Азии; потом король и знатные крестоносцы на кораблях отплыли в Сирию, куда и прибыли в марте 1148. Остальные крестоносцы хотели пробиться сухим путем и по большей части погибли. В апреле прибыл в Акку Конрад; но осада Дамаска, предпринятая вместе с иерусалимцами, шла неудачно вследствие эгоистической и недальновидной политики последних. Тогда Конрад, а осенью следующего года и Людовик VII возвратились на родину. Эдесса, взятая было по смерти Имад эд-дина Зенки христианами, но вскоре опять отнятая у них его сыном Нуреддином, теперь была уже навсегда потеряна для крестоносцев.
Последующие четыре десятилетия были тяжелым временем для христиан на Востоке. В 1176 византийский император Мануил потерпел страшное поражение от сельджукских турок при Мириокефале. Нуреддин овладел землями, лежавшими на северо-восток от Антиохии, взял Дамаск и стал близким и крайне опасным соседом для крестоносцев. Его полководец Ширку (курдского происхождения) утвердился в Египте. Крестоносцы как бы кольцом были окружены врагами. По смерти Ширку звание визиря и власть над Египтом перешла к его знаменитому племяннику Саладину, сыну Айюба. Саладин (собственно Юсуф ибн Айюб Салах-ад-дин) по смерти халифа правил страной неограниченно, признавая лишь номинально верховную власть Нуреддина. По смерти последнего (1174) Саладин подчинил себе Дамаск, всю мусульманскую Сирию, большую часть Месопотамии и принял титул султана. В июле 1187 он взял Тивериаду и нанес христианам, занявшим высоты Хиттина (около Тивериады), страшное поражение. Король иерусалимский Гвидо Лузиньян, его брат Амаль-рих и множество рыцарей попали в плен. Саладин овладел затем Аккой, Бейрутом, Сидоном, Кесарией, Аскалоном и другими городами; 2 октября его войска вступили в Иерусалим. Только под Тиром, который защищал Конрад Монферратский, Саладин потерпел неудачу. Во власти крестоносцев остались лишь Тир, Триполи и Антиохия.
Между тем король Гвидо, освободившись из плена, двинулся на завоевание Акки. Успехи Саладина вызвали новое движение на Западе, приведшее к большому 3-му крестовому походу.
3й Крестовый поход
Прежде других двинулись флоты ломбардцев, тосканцев и генуэзцев. Император Фридрих I Барбаросса повел большую армию (тысяч в сто).
Между крестоносцами и греками не обошлось и теперь без враждебных действий: греки даже заключили союз с Саладином. В марте 1190 войска Фридриха переправились в Азию, двинулись на юго-восток и после страшных лишений пробились через всю Малую Азию; но вскоре после перехода через Тавр император утонул в р. Салефе. Часть его войска разошлась, многие погибли, остальных герцог Фридрих привел в Антиохию, а потом к Акке. В январе 1191 он умер от моровой язвы. Весной прибыли короли французский (Филипп II Август) и английский (Ричард Львиное Сердце) и герцог Леопольд Австрийский. По дороге Ричард Львиное Сердце победил императора Кипра, Исаака Комнина, который вынужден был сдаться; его заключили в сирийский замок, где держали до смерти, а Кипр попал во власть крестоносцев. Осада Акки шла плохо вследствие раздоров между французским и английским королями, а также между Гвидо Лузиньянским и маркграфом Конрадом Монферратским. Только 12 июля 1191 Акка сдалась после почти двухлетней осады. Конрад и Гвидо примирились уже после взятия Акки; первый был признан наследником Гвидо и получил Тир, Бейрут и Сидон. Вскоре после этого отплыл на родину Филипп II, с частью французских рыцарей, но Гуго Бургундский, Генрих Шампанский и много других знатных крестоносцев остались в Сирии. И после взятия Акки крестоносцы действовали вяло и не решались напасть на Иерусалим. Наконец, в сентябре 1192 было заключено перемирие с Саладином: Иерусалим остался во власти мусульман, христианам было лишь позволено посещать св. город. После этого отплыл в Европу король Ричард. Обстоятельством, несколько облегчившим положение крестоносцев, была последовавшая в марте 1193 смерть Саладина: разделение его владений между его многочисленными сыновьями стало источником междоусобий среди мусульман. Вскоре, впрочем, выдвинулся брат Саладина, аль-Маликаль-Адиль, который овладел Египтом, южной Сирией и Месопотамией и принял титул султана.
4й Крестовый поход
Пламенный проповедник Фулько из Нейи уговорил принять крест графа Тибо Шампанского, Людовика Блуаского и Шартрского, Симона Монфортского и многих рыцарей. Кроме того, дали обет идти в Св. Землю граф Балдуин Фландрский и его братья Евстахий и Генрих. Граф Тибо вскоре умер, но в К. п. принял участие еще Бонифаций Монферратский.
В то время как крестоносцы собирались отплыть в Египет, летом 1201 в Италию прибыл царевич Алексей, сын низложенного и ослепленного в 1195 византийского императора Исаака Ангела. Он просил у папы и Гогенштауфенов помощи против своего дяди, узурпатора Алексея III. Филипп Швабский был женат на сестре царевича Алексея, Ирине, и поддержал его просьбу. Вмешательство в дела Византийской империи обещало большие выгоды венецианцам; поэтому дож Энрико Дандрло также стал на сторону Алексея, обещавшего крестоносцам щедрое вознаграждение за помощь. Крестоносцы, взяв в ноябре 1202 для венецианцев город Зару (взамен недоплаченных денег за перевоз), отплыли на Восток, летом 1203 высадились на берегу Босфора и стали штурмовать Перу. После нескольких неудач имп. Алексей III бежал, и слепой Исаак был снова провозглашен императором, а его сын — соправителем. Вскоре начались раздоры между крестоносцами и Алексеем, который не был в состоянии исполнить своих обещаний. Уже в ноябре того же года это привело к враждебным действиям. 25 января 1204 новая революция в Константинополе низвергла Алексея IV и возвела на престол Алексея V (Мурзуфла).
Народ был недоволен новыми налогами и отобранием церковных сокровищ для уплаты крестоносцам условленного вознаграждения. Исаак умер; Алексей IV и выбранный было императором Канабус были задушены по приказанию Мурзуфла. Война с франками шла неудачно и при новом императоре; 12 апреля 1204 крестоносцы взяли Константинополь, при этом погибло множество памятников искусства. Алексей V и Феодор Ласкарис, зять Алексея III, бежали (последний — в Никею, где и утвердился), а победители образовали Латинскую империю. Для Сирии ближайшим следствием этого события было отвлечение оттуда западных рыцарей. Кроме того, могущество франков в Сирии ослаблялось еще борьбой между Боэмундом Антиохийским и Львом Армянским. В апреле 1205 умер иерусалимский король Амальрих; Кипр получил его
сын Гуго, а иерусалимскую корону наследовала Мария Иоланта, дочь маркграфа Конрада Монферратского и Елизаветы. За ее малолетством правил Иоанн Ибелин. В 1210 Марию Иоланту выдали замуж за храброго Иоанна Бриеннского. С мусульманами крестоносцы жили в это время большей частью в мире, который был очень выгоден аль-Малику аль-Адилу: благодаря ему он укрепил свою власть в Передней Азии и Египте.
В Европе успех 4-го К. п. вновь оживил крестоносное рвение. К 1212 относится крестовый поход детей. Во Франции явился проповедником какой-то мальчик, пастух Этьен. Религиозная экзальтация собрала вокруг него толпу детей и взрослых. Крестоносцы сели в Марселе на корабли и частью погибли от бури, частью же, как говорят, детей продали в Египет в рабство. Подобное движение охватило и Германию, где мальчик Николай собрал толпу детей тысяч в 20. Большая часть их погибла или рассеялась по дороге (особенно много погибло их в Альпах), но некоторые дошли до Бриндизи, откуда должны были вернуться; большая часть их также погибла.
5й Крестовый поход
Между тем на новый призыв Иннокентия III отозвались английский король Иоанн, венгерский Андрей II и, наконец, Фридрих II Гогенштауфен, принявший крест в июле 1215. Начало похода назначено было на 1 июня 1217. Дело Иннокентия III (умер в июле 1216) продолжал Гонорий III. Хотя Фридрих II отложил поход, а Иоанн английский умер, все-таки в 1217 в Св. Землю отправились значительные отряды крестоносцев, с Андреем II венгерским, герцогом Леопольдом VI австрийским и Оттоном Меранским во главе. Военные действия шли вяло, и в 1218 король Андрей вернулся домой. Вскоре в Св. Землю прибыли новые отряды крестоносцев под предводительством Георга Видского и Вильгельма Голландского (на пути часть их помогала христианам в борьбе с маврами в Португалии).
Крестоносцы решили напасть на Египет, который был в то время главным центром мусульманского могущества в Передней Азии. Сын аль-Адила, Малик-аль-Камиль (аль-Адил умер в 1218), предложил чрезвычайно выгодный мир: он соглашался даже на возвращение Иерусалима христианам. Это предложение было отвергнуто крестоносцами. В ноябре 1219, после более чем годовой осады, крестоносцы взяли Дамиетту. Удаление из лагеря крестоносцев Леопольда и короля Иоанна Бриеннского отчасти было возмещено прибытием в Египет Людовика Баварского с немцами. Часть крестоносцев, убежденная папским легатом Пе-лагием, двинулась к Мансуре, но поход окончился полной неудачей, и крестоносцы заключили в 1221 с аль-Камилем мир, по которому получили свободное отступление, но обязались очистить Дамиетту и вообще Египет.
Между тем на Изабелле, дочери Марии Иоланты и Иоанна Бриеннского, женился Фридрих II Гогенштауфен. Он обязался перед папой начать К. п. в августе 1227 и действительно отправил в Сирию флот с герцогом Генрихом Лимбургским во главе; в сентябре он отплыл и сам, но должен был вскоре вернуться на берег вследствие серьезной болезни. Принявший участие в этом походе ландграф Людвиг Тюрингенский умер почти тотчас после высадки в Отранто. Папа Григорий IX не принял в уважение объяснений Фридриха и произнес над ним отлучение за то, что он не исполнил в назначенный срок своего обета. Началась крайне вредная для интересов Св. Земли борьба между императором и папой.
6й Крестовый поход
В июне 1228 Фридрих наконец отплыл в Сирию, но это не примирило с ним папу: Григорий говорил, что Фридрих (все еще отлученный) едет в Св. Землю не как крестоносец, а как пират. В Св. Земле Фридрих восстановил укрепления Иоппии и в феврале 1229 заключил договор с аль-Камилем: султан уступил ему Иерусалим, Вифлеем, Назарет и некоторые другие места, за что император обязался помогать аль-Камилю против его врагов. В марте 1229 Фридрих вступил в Иерусалим, а в мае отплыл из Св. Земли. После удаления Фридриха его враги стали стремиться к ослаблению власти Гогенштауфенов как на Кипре, бывшем со времен императора Генриха VI леном империи, так и в Сирии. Эти раздоры очень невыгодно отражались на ходе борьбы христиан с мусульманами. Облегчение крестоносцам принесли лишь раздоры наследников аль-Камиля, умершего в 1238. Осенью 1239 в Акку прибыли Тибо Наваррский, герцог Гуго Бургундский, граф Петр Бретанский, Амальрих Монфортский и другие. И теперь крестоносцы действовали несогласно и опрометчиво и потерпели поражение: Амальрих был взят в плен. Иерусалим снова попал на некоторое время в руки одного айюбидского владетеля. Союз крестоносцев с эмиром Измаилом дамасским повел к войне их с египтянами, которые разбили их при Аскалоне. После этого многие крестоносцы покинули Св. Землю. Прибывшему в Св. Землю в 1240 графу Ричарду Корнуэллскому (брат английского короля Генриха III) удалось заключить выгодный мир с Айюбом (Ассали Айюб) египетским. Между тем раздоры среди христиан продолжались; бароны, враждебные Гогенштауфенам, передали власть над иерусалимским королевством Алисе Кипрской, тогда как законным королем был сын Фридриха II Конрад. После смерти Алисы власть перешла к ее сыну Генриху Кипрскому. Новый союз христиан с мусульманскими врагами Айюба привел к тому, что Айюб призвал к себе на помощь турок ховарезмейцев, которые взяли в сентябре 1244 незадолго перед тем возвращенный христианам Иерусалим и страшно опустошили его. С тех пор св. город был навсегда потерян для крестоносцев. После нового поражения христиан и их союзников Айюб взад Дамаск и Аскалон. Антиохийцы и армяне должны были в то же время обязаться платить дань монголам.
На Западе крестоносное рвение остывало вследствие неудачного исхода последних К. п. и вследствие образа действия пап, которые тратили на борьбу с Гогенштауфенами деньги, собранные на К. п., и заявляли, что помощью св. престолу против императора можно освободиться от данного раньше обета идти в Св. Землю. Впрочем, проповедь К. п. в Палестину продолжалась по-прежнему и привела к 7-му крестовому походу.
7й Крестовый поход
Прежде других крест принял Людовик IX Французский: во время опасной болезни он дал обет идти в Св. Землю. С ним пошли его братья Роберт, Альфонс и Карл, герцог Гуго Бургундский, граф Вильгельм Фландрский, граф Петр Бретанский, сенешаль шампанский Жан Жуанвиль (известный историк этого похода) и многие другие. Летом 1249 король высадился в Египте. Христиане заняли Дамиетту, а в декабре достигая Мансуры, В феврале следующего года Роберт, опрометчиво ворвавшись в этот город, погиб; несколько дней спустя мусульмане едва не взяли христианский лагерь. Когда в Мавсуру прибыл новый султан (Айюб умер в конце 1249), египтяне отрезали крестоносцам отступление; в христианском лагере открылись голод и моровая язва. В апреле мусульмане нанесли крестоносцам полное поражение; сам король был взят в плен и купил свободу возвращением Дамиетты и уплатой громадной суммы (убиение мамелюками, под начальством Бибареа, султана Туранши не изменило положения дел).
Большая часть крестоносцев возвратилась на родину; Людовик пробыл в Св. Земле еще четыре года, но не мог добиться никаких серьезных результатов. В среде христиан, несмотря на крайне опасное положение, продолжались бесконечные распри: тамплиеры враждовали с иоаннитами, генуэзцы — с венецианцами и пизанцами (из-за торгового соперничества).
Некоторую выгоду крестоносцы извлекли лишь из борьбы между появившимися в Передней Азии монголами и мусульманами; но в 1260 султан Зейфедцин Котус нанес монголам уничтожающее поражение при Айн Джалуте и овладел Дамаском и Галебом. Когда, после убиения Котуса, султаном стал предводитель мамелюков Бибарс, положение христиан стало безнадежным. Прежде всего Бибарс обратился против Боэмунда Антиохийского; в 1265 он взял Цезарею, Арзуф, Сафед, разбил армян. В 1268 в его руки попала Антиохия, которой христиане владели 170 лет.
8й Крестовый поход
Между тем Людовик IX снова принял крест . Его примеру последовали его сыновья Филипп, Иоанн Тристан и Петр Алансонский, граф Пуатье, граф Артуа (сын погибшего в Мансуре Роберта Артуа), король Тибо Наваррский и другие. Кроме того, обещали идти в поход Карл Анжуйский и сыновья английского короля Генриха III, Эдуард л Эдмунд. В июле 1270 Людовик отплыл из Эгморта. В Кальяри решено было начать поход завоеванием Туниса, что было бы выгодно для Карла Анжуйского (брата Людовика Святого), но не для христианского дела в Св. Земле. Под Тунисом среди крестоносцев открылся мор: умер Иоанн Тристан, потом папский легат и наконец (25 августа 1270) сам Людовик IX. После прибытия Карла Анжуйского был заключен с мусульманами мир, выгодный для Карла. Крестоносцы покинули Африку и часть их отплыла в Сирию, куда в 1271 прибыли также англичане. Бибарс продолжал одерживать верх над христианами, взял несколько городов, но попытка его завоевать Кипр не удалась. Он заключил с христианами перемирие на 10 лет и 10 дней и занялся борьбой с монголами и армянами. Преемник Боэмунда VI, Боэмунд VII Трипольский, платил ему дань. Папа Григорий X старался, но без успеха, организовать новый К. п. Обещали идти в Св. Землю многие (в том числе Рудольф Габсбургский, Филипп Французский, Эдуард Английский, Иаков Арагонский и другие), но никто не исполнил обещания. В 1277 умер Бибарс и началась борьба за его наследство. Неурядицы шли и среди христиан. В 1267, со смертью короля иерусалимского Гуго II (сын Генриха I Кипрского), прекратилась мужская линия Лузинъянов; власть перешла к Гуго III, принцу антиохийскому. Мария Антиохийская, считая себя наследницей иерусалимской короны, уступила свои притязания Карлу Анжуйскому, который овладел Аккой и требовал, чтобы его признали королем. Гуго III умер в 1284; на Кипре ему наследовал его сын Иоанн, но он умер уже в 1285. Брат его Генрих II изгнал из Акки сицилийцев и получил короны кипрскую и иерусалимскую.
Окончания Крестовых походов.
Между тем возобновились враждебные действия против мусульман. Султан Келаун взял Маркаб, Маракию, Лаодикею, Триполи (Боэмунд VII умер в 1287).
Крестоносная проповедь не производила более на Западе прежнего действия: Запад под влиянием самих К. п. потерял веру в возможность дальнейшей успешной борьбы с исламом; прежнее религиозное настроение ослабевало, развивались светские стремления, возникали новые интересы. Сын Келауна, Малик-аль-Ашраф, взял Акку (18 мая 1291).
Король Генрих покинул осажденный город и отплыл на Кипр. После Акки пали Тир, Сидон, Бейрут, Тортоза; христиане потеряли все свои завоевания на сирийском берегу. Масса крестоносцев погибла, остальные выселились, преимущественно на Кипр. На Кипр удалились после падения Акки и иоанниты. Тамплиеры перебрались сначала также на Кипр, потом во Францию; Тевтонский орден нашел себе еще ранее новое поле действия на севере, среди пруссов.
Мысль о возвращении Св. Земли не была, однако, окончательно оставлена на Западе. В 1312 папа Климент V проповедовал крестовый поход на Вьеннском соборе. Несколько государей дали обещание идти в Святую Землю, но никто не пошел. Несколько лет спустя венецианец Марино Сануто составил проект крестового похода и представил его папе Иоанну XXII; но время
В числе причин неудачного исхода К. п. в Св. Землю на первом плане стоит феодальный характер крестоносных ополчений и основанных крестоносцами государств. Для успешного ведения борьбы с мусульманами требовалось единство действия; между тем крестоносцы приносили с собой на Восток феодальное раздробление и разъединение. Слабая вассальная зависимость,