Колокола –
Руси венец,
Червонным золотом
Горящий,
Ваш звон –
Связующая нить
Меж будущим
И настоящим.
Г. Голуб.
В солнечное утро Пасхи весь наш город наполнился мелодичным колокольным звоном. Праздничные переливы колоколов вдруг наполнили мою душу ощущениями необъяснимой радости и ясным осознанием того, что я вместе с этим звоном являюсь частью великой страны с богатой историей и традициями — частью России.
«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»
Спрашиваю себя: «Почему и откуда такие эмоции и впечатления в наше время?» Наверное, из книг, любимых сказок, картин и фильмов о Руси, когда действие происходит на фоне русских пейзажей с обязательным участием луковок церквей, колоколен, колоколов и колокольного звона. Есть вещи, без которых Россию тяжело представить: березок, склонившихся вдоль дорог; необъятных полей, усеянных «золотой» пшеницей; трескучих морозов и, конечно же, колокольного звона.
Откуда же взялся колокол? Как появился он на Руси? Почему так сильны в России традиции колокольного звона?
С глубокой древности до нас дошли полные загадок и таинства рассказы, сказки, предания и былины о колоколах. Согласно одной из них, первый колокол был отлит по указанию итальянского епископа, который, возвращаясь однажды домой, прилёг отдохнуть на поле, поросшем колокольчиками. Во сне он увидел ангелов, раскачивающих колокольчики, которые издавали нежные звуки, похожие на ангельское пение. Мастерам дали задание отлить копию полевого цветка. Отлитый колокол издавал звук, похожий на глас Божий.
Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля, колокол — это «вылитый из меди (с примесью олова, серебра и пр.) толстостенный колпак с развалистым раструбом, с ушами для подвески и с привешенным внутри билом и языком». Большие колокола, пишет он, употреблялись при церквах, и потому звались «божьим гласом». Маленькие назывались «колоколец, колокольчик». Их значение В.И.Даль определяет как «звонок». В народе колокольчики называли по-разному: звоночки, звонцы, балаболки, чеботочки, бубны, орлики, голубки, котелки, горланчики, пичужницы.
В.И.Даль пишет, что корень «колокол» входил в состав глагола «колоколить», что в прямом смысле означало звонить, трезвонить, а в переносном — «скоро, звонко, без умолку говорить, тараторить, разносить вести».
Искусство колокольного звона
... в музыке и в повседневной жизни. 1. История колоколов и колокольного звона Первое появление колоколов относится к глубокой древности. Изготавливать колокола и пользоваться ими начали ещё египтяне, евреи, римляне. На Востоке колокола были известны в Китае и Японии. В ...
Колокола как часть богослужения пришли на Русь со времен крещения Руси (10–11 вв.) из Византии, как и само христианство. Но они звучали не только во время церковных служб. Постройки в поселениях старой России строились таким образом, что из окна каждого дома видна была церковь. Звон колоколов сообщал всем жителям и о радости, и о печали: они приветствовали победителей, собирали русичей на Вече, извещали о подходе врага, созывая воинов, били тревогу, когда случался пожар.
К колоколу на Руси всегда отношение было особенным. К ним относились как к живым, давали им имена и прозвища. Например, Гавриил, Георгий, Сысой, Лебедь. Существовал даже обычай пленения колоколов, когда у побежденных брали то, что является святыней. Колокола, как люди, гибли во время пожаров, лопались от неосторожного обращения, а треснувший колокол считался уже погибшим. Наказывали их, как и людей: вырывали язык, лишая голоса, пороли плетьми, отправляли в ссылку.
Колокола даже «призывали» на военную службу в годы войны. Так, в 1700 году, во время войны со шведской армией, возникла необходимость срочного восстановления русской артиллерии, тогда, согласно указу Петра I, начался сбор четвертой части колоколов с церквей и монастырей и отправка их в Москву. Колокольная медь, собранная с церквей и монастырей, была призвана на службу в русскую артиллерию и внесла свой вклад в победу русских войск.
Колокола распространены по всему миру, но именно русский колокольный звон удивлял и поражал своей неповторимостью всех, кто слышал его впервые, особенно со звонниц крупных русских городов: Москвы, Ростова, Великого Новгорода. «Секрет» мелодичности русских колоколов состоял в том, что в России колокола начинали «играть мелодию», когда их дергали за язык с помощью веревки, в то время как в Европе для того чтобы колокол звонил, раскачивали его основание. Эта особенность позволила создавать колокольные мелодии с разными характерами, ритмами, эмоциями: простой звон, перезвон, трезвон.
Каждый из этих звонов звучит определенным образом, возвещая о важнейших событиях в жизни народа. Например, Благовест — называется так потому, что несет благую, радостную весть о начале богослужения и представляет собой одиночные удары в большой колокол, а Трезвон — это праздничный радостный звон одновременно в несколько колоколов и поэтому мы и сегодня говорим «трезвонить», подразумевая согласный, радостный звон во все колокола. Перезвоном называют перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького, звучащий в торжественные для православных людей дни. Его разновидность, Перебор, представляет собой поочередные удары в каждый колокол, начиная с самого малого и до самого большого, выражая грусть и скорбь об усопшем, а одновременный удар колоколов означает пресечение земной жизни смертью. Кроме того в Древней Руси существовал набатный или тревожный звон. Бывало, раздавался пожарный набат – частый звон в колокол
Каждый из нас не раз слышал в жизни «серебряный звон» или «малиновый звон». Мы, может, и не задумываемся о точном определении таких звонов, но откуда-то знаем, что это об особенно красивом, приятном, мягком звучании. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро – для благозвучности. Отсюда, видимо, и выражение “серебряный звон”.
Существует мнение, что название «малиновый звон» могло прийти из народа, так как колокольным звоном сопровождались вечерние и утренние церковные службы, когда небо на заре окрашивалось в малиновый цвет.
Колокола, колокольные звоны на Руси
... века создание колоколов на Руси было заслугой ... взя Новгород и колоколы съима у святыя Софии и паникадил съима». Первый колокол на Руси зазвучал в церкви Святой Ирины в Киеве. III. О русских мастерах колокольного звона Вплоть до XIX ...
Только на Руси колокольный звон стал частью русской культуры: вошел в музыку, отразился в литературе и живописи. Авторы используют колокола и колокольный звон для отражения в произведениях образов русской природы и всего, что связано с Россией.
Я уверена, что каждый русский человек слышит, как «звучат» колокольные звоны в картинах русских художников Левитана «Над вечным покоем», «Вечерний звон» и в картине «Купола и ласточки» К.Ф.Юона. С помощью точного выбора красок и сюжета авторы передают ощущения тишины, спокойствия и колокольного звона то плывущего на фоне заката над гладью реки, то праздничного, взлетающего над золочеными куполами русских церквей.
Красиво и печально поет звон колоколов в романсе на музыку А.Алябьева «Вечерний звон», ликует и празднует в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин» в честь победы русского народа над поляками, выразительным мотивом задает тон в концертах С.В.Рахманинова.
Так почему в 21 веке нам, современным русским людям, так близок колокольный звон? На мой взгляд, ответ кроется в истории и культуре Руси.
Колокола и колокольчики, «серебряные» и «малиновые» колокольные звоны, певучие голоса колоколов создавались на протяжении всей истории страны нашими предками, вложившим в них раздолье и благодать, созвучные русской душе, и сами стали частью этой души.
Колокол говорит на понятном россиянам языке. Это и называется связью времен, когда то, что было так близко и свято для каждого человека в прошлом, остается понятным и дорогим в будущем.
Эту тайну русской души мне поведал колокол, звонивший в то солнечное пасхальное утро. Колокольный звон мы слышим сквозь века. В нём сокрыта сила и история нашего народа. И если каждый из нас будет хранить в своих сердцах эту музыку колокольного перезвона, то у России есть светлая надежда на будущее.