Внутренний конфликт: чувства против разума –

Сочинение

Сочинение «Внутренний конфликт: чувства против разума» (Вар 1)

Ежедневно находясь в обществе людей, незнакомых, или знакомых не очень хорошо, мы делаем выводы об их внутреннем состоянии по внешнему виду, по теням эмоций, которые играют на их лицах. Не всегда однако это даёт верное представление. На деле, некоторые личности настолько хорошо скрывают свои эмоции, что лишь близкое, тесное знакомство с ними может раскрыть их внутреннее содержимое и раскрыть такими, какие они являются на самом деле.

Чем вызван внутренний конфликт: чувства против разума

Мы не имеем возможности заглянуть внутрь человека, в его душу. В противном случае нам открылась бы удивительная и страшная картина вечного внутреннего конфликта, который происходит между восприятием мира на чувственном уровне и логическим ходом мыслей. Постоянная оценка происходящего вокруг вновь и вновь запускает процесс, целью которого является анализ и принятие решений по отношению к той или иной ситуации. И всё это взвешивается на двух чашах: с эмоциональной точки зрения и точки зрения холодного сухого расчёта.

Плюсы и минусы крайних положений

Некоторые индивидуумы в процессе принятия решений руководствуются только холодным расчётам и логически выверенным конструкциям, которые почти с математической точностью подсказывают им верные решения. С точки зрения нормальной последовательности. Другие опираются на мир чувственных эмоциональных ощущений, не обращая внимания на первую же лежащую на поверхности подсказку, они ставят себя на место окружающих и следуют, что называется “велению сердца”.

Первый случай – сух и скучен. Действия таких людей предсказуемы и лишены яркости. Вторые могут излишне поддаться эмоциям и, в прямом смысле, не рассчитать степень их воздействия на окружения.

сочинения.

Золотая середина

Считаю, что обе эти силы для того и существуют в каждом, чтобы уравновешивать друг друга. Тогда, предпринимая какие либо действия, мы будем совершать поступки согласующиеся со здравым смыслом, но скорректированные, в зависимости от того насколько они могут быть болезненными для окружающих, либо напротив прибавят радостного настроения.

Конфликт разума и чувств

Фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Вечный спор разума и импульсивных чувств о праве на безумства.

​​​​​​​

Чувства — основа разума, но разум к чувствам не сводится. Разум принимает решение на основе данных, предоставляемых чувствам, и его решение может как в русле того, что ему подсказывают его чувства, так и противоречить тому, к чему его подталкивают чувства.

20 стр., 9514 слов

Пример сочинения по направлению «разум и чувство». ...

... между разумом и чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к произведениям русской литературы… ПОДБОРКА СОЧИНЕНИЙ №1 по блоку «Разум и чувство» Рене ... необходимость чувств и эмоций в своей жизни и провозглашающих разум как единственно верную категорию существования. Таким, например, является герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Свой ...

Это может быть частичное согласие. Например, чувства говорят: «Я устал!», а голова говорит: «Да, попозже. Отдыхать пока не время». Это может быть явное противоречие и конфликт. Типовая разновидность этого внутреннего конфликта, это когда чувства говорят: «Хочу!», а разум говорит «Нужно». Разум говорит: «Правильно так», чувства протестуют: «Не хочется».

Фильм «Пятая печать»

Дать пощечину — протестуют все чувства. Но он должен это сделать, потому что у него есть ответственность перед детьми, у которых погибли родители и которых он теперь воспитывает.

Кроме конфликта Надо и Хочу, внутренний конфликт может иметь и другие формы. В фильме «Пятая печать» главный герой в главном эпизоде делает нечто, что противно не только всем-всем-всем его чувствам, но вообще всей его натуре — но делает это, потому что он Человек и он обязан это сделать. Ему предложено дать две пощечины умирающему подпольщику, тогда он выйдет на свободу. Он принимает решение это сделать, потому что у него дома 15 человек детей, у которых погибли родители и которых он лично спасает от гитлеровцев. Обдумывая свой будущий поступок, он учитывал и свои будущие чувства — но принял решение уважить не свои чувства, восстающие в жутком протесте, а понимание своего человеческого долга.

Исход конфликта зависит как от силы разбушевавшихся чувств, так и от силы личности. Если разум слаб, а чувства сильны, в столкновении Разума и чувств разум только согласится с тем, что диктуют ему чувства.

Однако сила чувств определяет не все, кроме силы чувств, есть сила разума и сила личности. Многое зависит от уровня личностного развития людей, включенных в эту ситуацию. Чем ниже уровень развития личности, тем чаще вопрос решается на уровне чувств. Чем выше — тем чаще идет обращение к разуму.

У хорошо простроенной личности конфликтов разума и чувств не происходит. Содружество разума и чувств возможно и необходимо, при этом правильное их отношение состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: хорошо воспитанные чувства дают энергию и тонкую информацию о состоянии своем или состоянии другого человека, а разум принимает ответственные решения. См.

Сочинение «Внутренний конфликт: чувства против разума» (Вар 2)

внутренний конфликт чувства и разума.

Что такое внутренняя борьба?

Каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал внутреннюю борьбу. Обычно чувства, живущие в нашем сердце, заставляют нас совершать неразумные или рискованные действия. А голос рассудка, в свою очередь, всеми силами пытается уберечь людей от опасности. Эта борьба – весьма сложный процесс.

Внутренняя борьба

Рассуждая об истинных чувствах, хочется обратиться к произведению Александра Николаевича Островского – «Гроза». Ведь главная героиня пьесы переживала тот самый конфликт между чувством и разумом. Она понимает, что должна быть верна своему супругу, но все же сердцем Катерина принадлежит своему возлюбленному Борису. Девушка была олицетворением светлой и чистой личности. По сути, она является лучиком света в темном царстве Кабановых. Такое же лучик главная героиня видит и в Борисе. Собственно говоря, именно на этой почве у девушки и возникает противоречие между чувствами и разумом.

5 стр., 2292 слов

Когда начинается конфликт между разумом и чувствами. внутренний ...

... опираясь на разум, он лишает себя счастья. Видимо, только и гармоничное равновесие разума и чувства, отсутствие конфликта между ними может способствовать счастливой судьбе. Популярные сочинения Сочинение на тему ... личной жизни. Таким образом, чаще всего конфликт между чувством и разумом возникает из-за любви и приводит к страданиям человека. Руководствуясь чувствами, человек мо­жет попасть в беду, ...

Все же Катерина не оставляла попыток смириться с тем, что проживет жизнь с человеком, к которому ничего не испытывает. Она пыталась смириться с тем, что будет жить в доме, к которому не лежит душа. Это был голос разума. Он пытался убедить девушку в том, что брак по расчету – это правильный выбор. Катерина верила, что члены новой семьи будут к ней благосклонны, но этого так и не произошло. Девушка желала тепла и любви.

Чувства и разум играют огромную роль в жизни каждого из нас. События, происхо­дящие в жизни человека, вызывают часто сильные эмоции и глубокие переживания, и именно они нередко являются мотивом, побудителем к действиям и неожиданным по­ступкам. Разум же представляет собой здравый смысл, холодный расчёт, необходимый для достижения максимально выгодного и практически полезного результата. Разум дан нам для того, чтобы контролировать свои чувства. Чувства же — неконтролируе­мые эмоции, которые могут выбить человека из привычного ритма жизни, нарушить его планы и направить их в другую сторону. Часто именно конфликт между чувства­ми и разумом не даёт человеку продолжить свою жизнь спокойно, заставляя выбирать один из путей: чувства и разум побуждают к разным, противоположным действиям.

Данная проблема поднимается в пьесе Островского «Гроза». Главная героиня ока­залась в совершенно неожиданных для себя обстоятельствах: после замужества её жизнь стала скучной, она испытывала бесконечные унижения от Кабанихи, матери мужа. Новая семья, новые правила сбивали с толку глубоко религиозную, искрен­нюю Катерину, больше всего она страдала в доме мужа от деспотизма свекрови, от ощущения несвободы. Тихон, её муж, был в полном подчинении у матери, находил утешение в своих деловых поездках, где позволял себе многое. Зародившаяся любовь к Борису привела к глубокому конфликту в душе Катерины между чувством и раз­умом. Будучи верующим человеком, она понимала, насколько греховно её чувство, но совладать с ним не смогла. Начав встречаться с Борисом, она внутренне была по- прежнему неспокойна, мучилась совестью, ожидая небесной кары. И тут тоже чув­ства взяли верх над разумом: Катерина прилюдно признаётся в своём грехе и, ко­нечно, подвергается унижениям и ещё большим притеснениям в семье мужа. Борис уезжает по распоряжению Дикого в Сибирь, отказываясь взять с собой Катерину. А она бросается в Волгу, потому что не могла больше оставаться в доме мужа, где жить стало совсем невыносимо.

Гибелью закончилась и жизнь Андрия, одного из героев повести Н.В. Гоголя «Та­рас Бульба». Конфликт возник в его душе между разумом и чувством тоже из-за любви. Он влюбился в польку, представительницу враждебного ему народа. Андрий понимал, что долг перед Отчизной не может ему позволить быть рядом с возлюблен­ной. Однако чувства к девушке оказались сильнее любви к Родине, к семье, отцу. Любовь привела Андрия к предательству и к смерти от руки отца.

Любовь, приводящая к конфликту между чувством и разумом, описана и в рас­сказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи». Главный герой Николай Алексеевич ненадолго остановился в частной гостинице, в хозяйке которой он узнал свою бывшую возлю­бленную Надежду, с которой был близок в молодости, но подло бросил. Она призна­лась ему, что до сих пор любит его так же, как раньше. И Николай осознал, что тот период жизни, когда они любили друг друга, был самым счастливым в его жизни, что за поступок свой — бросил Надежду — он расплатился судьбой: ушла любимая жена, а сын вырос не таким, каким хотел его видеть Николай Алексеевич. Казалось бы, теперь, спустя столько лет, могли бы сложиться счастливо отношения Николая Алексеевича и Надежды! Но нет. Разум героя отвергает возможную связь, в нём слишком сильны сословные предрассудки. Он не может себе представить, что На­дежда станет хозяйкой его петербургского дома, матерью его детей. Так разум ли­шает Николая Алексеевича возможной счастливой личной жизни.

Таким образом, чаще всего конфликт между чувством и разумом возникает из-за любви и приводит к страданиям человека. Руководствуясь чувствами, человек мо­жет попасть в беду, действуя, опираясь на разум, он лишает себя счастья. Видимо, только и гармоничное равновесие разума и чувства, отсутствие конфликта между ними может способствовать счастливой судьбе.

Слово (Санкт-Петербург).

Конфликт между чувствами и разумом

Аудио

Беседа с преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым. Очень часто в жизни мы сталкиваемся с ситуациями, когда не можем совладать со своими чувствами, и даже понимаем, что, поддаваясь этим чувствам, можем себе навредить, но тем не менее не слушаем голос разума. Почему же происходит конфликт между чувствами и разумом?

Об этом мы поговорим с кандидатом биологических наук, преподавателем биоэтики Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым. Отец Константин на протяжении многих лет был старшим научным сотрудником физиологического отдела имени Павлова в институте экспериментальной медицины.

  • Почему же наш разум не властен над чувствами?

– Для начала необходимо сказать вот что: так было не всегда. Первозданный человек, первый Адам был существом совершенным, у него в гармонии находились все силы души. О каких силах идет речь? Как правило, святые отцы упоминают три основные силы души. Говоря современным языком, можно их обозначить так: воля, разум, чувства.

В момент грехопадения эти силы пришли в разлад между собой, то есть между ними возник, можно сказать, диссонанс, или раскол. Они оказались в таком состоянии, как лебедь, рак и щука из басни Крылова: кто куда тянет, в разные стороны. Изначально так не было; подчеркнем: изначально человек – существо целостное, в котором все силы, свойства души находятся в гармоничном соотношении.

Но после грехопадения ситуация кардинально изменилась. Врагу рода человеческого не под силу уничтожить человеческую природу, но ему оказалось под силу человеческую природу исказить. И вот искажение человеческой природы отчасти заключается в том, что соотношение основных сил души (разума, чувств, воли) пришло в разлад.

Этот момент очень хорошо выразил в Послании к Римлянам апостол Павел: «…не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». В этой фразе видно противоречие между моими поступками, стремлениями моей воли и тем, что я хочу. Интересно отметить: почти 2000 лет назад апостол Павел говорил о том, что он не делает того, что хочет.

Современный человек как раз делает то, что хочет. Но хочет он греха, вот в чем дело. Понимаете, современный человек очень часто, не задумываясь, отдается на волю чувств, то есть принимает их за истину и, часто даже не пытаясь анализировать эти чувства, не пытаясь давать им нравственную оценку, подчиняет свою волю этим чувствам.

Но человек, который даже дает оценку этим чувствам (например, видит, что чувства греховные, что они служат ублажению плоти, плотским желаниям), очень часто вынужден признаться, что не в силах им противостоять.

Почему возникает такая ситуация? Дело в том, что чувства или влечения человека, говоря языком физиологии или психофизиологии, – мотивационная сфера нашей психической деятельности или нашего поведения, которая в свою очередь зиждется на реальных биологических потребностях.

Опять подчеркнем духовный момент: эта ситуация, когда душевные силы человека стали подчиненными плотским тенденциям, исключительно материальным тенденциям, возникла после грехопадения. Изначально так не было. Весьма интересно апостол Иоанн Богослов в послании говорит о похоти плоти, похоти очей, а еще о гордости житейской. Это основные тенденции, которыми обуреваема душа уже падшего человека.

Итак, наши потребности в настоящее время процентов на 90, если не на 99, биологические. Отсюда возникает соответствующая мотивация, которая призвана удовлетворить эти биологические потребности. Отсюда и соответствующие чувства, которым противостоять для разума очень тяжело. Получается, что разум находится в состоянии подчиненном по отношению к чувствам и к этим биологическим потребностям.

  • А где зарождаются эти чувства

– В вопросе звучат слова «голова» и «сердце». Конечно, постановка вопроса уже предполагает определенный контекст. Под словом «голова», вероятно, подразумевается деятельность мозга. Значит, сердце Вы в данном случае рассматриваете буквально как анатомический орган. И вот здесь нужно подчеркнуть, что святые отцы, конечно же, говоря о сердце и размышляя о движениях сердечных, имели в виду ни в коем случае не анатомический орган.

Дело в том, что терминология, которую мы часто используем в богословском контексте («дух», «душа», «сердце», «ум»), не является абсолютно выверенной, например, с математической точки зрения. Здесь все время есть некоторые девиации смыслов. Поэтому очень часто нам сложно судить, что конкретно имели в виду святые отцы, употребляя термины «сердце», «ум», «душа».

Но общий контекст их писаний приблизительно таков: речь идет о некой сердцевине, о неком средоточии души человека, скажем так, о некой глубине. То есть сердце в данном случае рассматривается не как анатомический орган, конечно же, а именно как таинственная глубина души человека.

Безусловно, нам крайне интересно, как это соотносится с современной терминологией, в том числе и с современными научными понятиями, что мы можем предложить в параллель термину «сердце», как его понимали святые отцы. Наверное, самое близкое толкование понятия «сердце» с научной точки зрения будет примерно следующее: «мотивационно-эмоциональная сфера нашей психической деятельности».

То есть это те механизмы (если мы говорим уже о физиологии, а она здесь имеет место, вне всякого сомнения), которые формируют наши мотивации и наши эмоции, которые находятся в подчиненном состоянии по отношению к нашим рассудочным способностям, к аналитическим способностям, к интеллектуальным способностям.

А под термином «голова» Вы подразумевали скорее всего некую рассудочную, интеллектуальную деятельность. И в этой связи, конечно, можно сказать, что чувства имеют большее отношение вот к этой мотивационно-эмоциональной сфере деятельности мозга, нежели к интеллектуальной, рациональной, аналитической и так далее.

  • Отец Константин, подскажите нам, как научиться управлять своими чувствами.

– Вопрос очень сложный, вряд ли я могу в полной мере ответить на него. Вы знаете, в современном мире это искусство во многом утеряно. В полной мере искусством управлять собой владели святые отцы, и, кстати говоря, они ставили перед собой такую важнейшую задачу: подчинять себе различные чувства, влечения, быть очень внимательным к своим впечатлениям, к тому, что входит в нас, что мы переживаем, чем занят наш внутренний мир.

Это очень важные моменты. Человек формирует свою душу всеми своими мыслями, всеми своими желаниями, которые он принимает и не принимает. Действительно, возникает глобальная задача владения, управления своим внутренним миром или наведения порядка в нем. Поэтому хочу подчеркнуть, Ваш вопрос крайне актуален: «Как же научиться управлять?»

Что здесь можно сказать? Давайте читать святых отцов, ими дано очень много советов. Первый момент: для начала надо быть просто внимательным к своим мыслям, к своим душевным движениям, к своим впечатлениям. Святые отцы подчеркивают стадийность развертывания той или иной мысли, того или иного желания. Желание не возникает сразу, мгновенно со всей своей силой.

Есть определенные стадии развития желания. На первых двух у человека достаточно сил отвергнуть то или иное желание, как только произошло опознание, как только дана оценка этому желанию. Например, желание внезапно возникло по тем или иным причинам; причины сейчас не будем обсуждать, они могут быть очень разные. Но вот оно возникло. Человек тут же вправе дать ему нравственную оценку: это желание я принимаю или не принимаю на нравственной основе, на основе заповедей Христовых.

Например, мы говорим, что желание греховное. Если мы эту оценку сделаем в самом начале, в самый первый момент возникновения желания, у нас достаточно сил его отвергнуть или, применяя интеллектуальное, рассудочное усилие, сказать: «Нет, желание, я тебя не принимаю».

Но если желание развилось, если мы ему дали волю развиться, если оно уже производит многие-многие ассоциации, фантазийные картины и так далее, вот здесь его побороть очень и очень сложно. Человек принимает его за истину и подчиняет свою волю этому желанию.

Именно поэтому весьма актуальна задача внимательного отношения к своим чувствам. Давайте еще раз подчеркнем: чувства не возникают мгновенно, они всегда развиваются. Их очень легко остановить или направить в другое русло на первых стадиях развития, когда они еще не овладели вами в полной мере. Если мы дали им волю или возможность развиться в полной мере, то остановить их бывает практически невозможно; об этом предупреждают святые отцы.

Собственно, именно так гибель человека и происходит; гибель по отношению к вечности, то есть впадение в тот или иной грех, когда человек, скажем так, проворонил возникновение тех или иных чувств. Когда чувство очень сильно, врачевать его очень сложно. Читая жития святых отцов, мы видим, какая бывает сложная, жестокая борьба с теми или иными чувствами со стороны подвижников.

Но, заметьте, они ведь ставят перед собой задачу побороть эти чувства. А современный человек даже и не ставит такой задачи. Но если она актуальна, необходимо признать, что возможна такая сила чувств, которую побороть своими силами не удастся. Остается только молить Бога: «Господи, дай мне сил, дай мне благодати преодолеть, как-то погасить вот эти очень сильные душевные движения!»

Кстати, у святых отцов это описано. Когда такие просьбы были весьма актуальными, Господь слышал и гасил те или иные греховные движения. Бывает, наше сердце сдается под устойчивым натиском нашего разума. То есть если мы настойчиво говорим себе, что это нехорошее желание, что ему надо противостоять, в конце концов, если проявляем настойчивость, разум одерживает победу. Но дело в том, кто быстрее это сделает: желание или разум.

– Спасибо, отец Константин, за очень полезную для каждого из нас беседу. К огромному сожалению, нам с Вами пора прощаться.

  • На пользу Вам и всем смотрящим.

– Дорогие телезрители! Еще с античных времен миру известна мысль: «Познай самого себя». Святые преподобные отцы Церкви говорят о том же, подчеркивая важность познания себя в деле спасения души. К этому можно добавить слова великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина: «Учитесь властвовать собой». Спасибо, что были с нами. До новых встреч!

Ведущая Екатерина Соловьева

Записал Игорь Лунёв