Искусство жостовских подносов

Тема: Сочинение «Искусство жостовских подносов»

Цель: расширять кругозор уч-ся, используя обширный познавательный материал;

  • учить мыслить, обобщать, детализировать;
  • оттачивать приёмы правильного, грамотного письма;
  • осуществлять межпредметные связи.

Оборудование: наглядность-карточки со словарными словами, выставка предметов декоративно-прикладного искусства; иллюстрации — палех; музыкальное оформление.

РЕМЕСЛО НЕ КОРОМЫСЛО, ПЛЕЧ НЕ ОТТЯНЕТ, А САМО ПРОКОРМИТ.

Пословица

1.Вступительное слово.

В течение года мы работали над развитием речи. Сегодня мы подведём своеобразный итог этой работе. Существуют разные жанры искусства. Один из них — это живопись, т. е. создание картин.

  • Скажите, что может стать предметом изображения на картине?

(пейзаж, портрет, интерьер, натюрморт).

  • Что это? (назвать ЛЗ слов).

  • Приведите примеры из учебника. (Показать иллюстрации).

А теперь давайте посмотрим на нашу небольшую выставку красивых и нужных в быту предметов народного декоративно-прикладного искусства. Здесь и хохломская деревянная посуда, и павловские шали, и жостовские подносы, и гжель, и кружева.

Эти предметы делали талантливые мастера народного декоративно-прикладного искусства.

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО – это особый вид искусства, задачей которого является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями.

(Обратить внимание уч-ся на эпиграф. Выяснить, как они его понимают?)

2. Морфемный разбор слова

ПРИКЛАДНОЙ

  • что обозначает слово КЛАД?
  • в каком значении используется приставка ПРИ ?

(КЛАД – это что-то ценное).

  • Вспомним пословицы и поговорки о кладе. (Уч-ся называют).

В.Даль в своём словаре приводит такие пословицы: «Где лад, там и клад», «На что клад, коли в семье лад?», «Толк да лад, тут и клад».

^

-Сегодня на уроке мы познакомимся с разными направлениями народного творчества. Ведь народное прикладное искусство – это память, это нравственность, это богатство народа. Ну, а чтобы нам было понятно, о чём будет речь, вспомним словарные слова на эту тему. (У доски 2 человека по очереди под диктовку пишут слова, все на месте, уч-ся называет учитель, устно называют ЛЗ слов).

11 стр., 5325 слов

Статья: Русское искусство эпохи „Слова о полку Игореве»

... исключительной полнотой и яркостью. „Слово о полку Иго-реве" — это целая эпоха в развитии нашего искусства („Слово о полку Игореве". Под ред. В. П. Адриановой-Перетц, М.-Л., 1950; Н. Воронин, „Слово о полку Игореве" и русское искусство XII-XIII вв., стр. 320.). ...

^

  • Попробуем открыть для себя мир народного искусства.

(Уч-ся читают доклады о посадских платках, палехе, гжели, хохломе, жостовских подноса).

^

  • Цель нашего урока — научиться описывать предмет с натуры, т. е. писать сочинение-этюд. Предмет описания – один из жостовских подносов, которые вы здесь знаете:
  • а) рассказать об истории создания подносов;
  • б) процесс изготовления подносов.

Прежде чем попасть к художнику, поднос проходит через ряд операций в цехах:

  • из листа железа на большом электропрессе изготавливают поднос,
  • затем его шлифуют,
  • грунтуют,
  • просушивают,
  • несколько раз покрывают лаком.

^

Мастер, расписывающий поднос, в полном смысле творец: он создаёт особый и неповторимый мир красоты и дарит его людям. Техника жостовской росписи сложная, и чаще всего она делится на 6 этапов (поместить на доске иллюстративные карточки, «ромашку»).

Расписанную поверхность трижды покрывают светлым лаком, полируют, сушат, наводят зеркальный блеск очень тонким порошком мела с вазелином.

Вся работа проводится вручную, она требует не только кропотливости, но и любви, мастерства, таланта.

^

6. РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ.

а) составление плана.

  • Чтобы написать сочинение с последовательным, логичным содержанием, нужно составить план (оговорить с уч-ся, о чём будут писать в 1, 2, 3 части).

ПЛАН (на доске)

1).

Вступление. Кратко рассказать о народном прикладном искусстве, о жостовских подносах.

2).

Основная часть. Описание жостовского подноса:

  • а) общий вид подноса (материал, форма, цвет);
  • б) описание жостовской росписи ( композиция букета, цветы, бутоны, травка, орнамент по борту и т.

д.);

  • в) назначение подноса.

3).

Заключение. Моё отношение к жостовскому подносу, к мастерству художников, к народному прикладному искусству.

б) самостоятельная работа учеников. Написание сочинения под музыку.

7. ИТОГ УРОКА.

оставить комментарий
Дата 02.11.2011
Размер 30,35 Kb.
Тип Сочинение , Образовательные материалы