Тема: Сочинение «Искусство жостовских подносов»
Цель: расширять кругозор уч-ся, используя обширный познавательный материал;
- учить мыслить, обобщать, детализировать;
- оттачивать приёмы правильного, грамотного письма;
- осуществлять межпредметные связи.
Оборудование: наглядность-карточки со словарными словами, выставка предметов декоративно-прикладного искусства; иллюстрации — палех; музыкальное оформление.
РЕМЕСЛО НЕ КОРОМЫСЛО, ПЛЕЧ НЕ ОТТЯНЕТ, А САМО ПРОКОРМИТ.
Пословица
1.Вступительное слово.
В течение года мы работали над развитием речи. Сегодня мы подведём своеобразный итог этой работе. Существуют разные жанры искусства. Один из них — это живопись, т. е. создание картин.
- Скажите, что может стать предметом изображения на картине?
(пейзаж, портрет, интерьер, натюрморт).
- Что это? (назвать ЛЗ слов).
- Приведите примеры из учебника. (Показать иллюстрации).
А теперь давайте посмотрим на нашу небольшую выставку красивых и нужных в быту предметов народного декоративно-прикладного искусства. Здесь и хохломская деревянная посуда, и павловские шали, и жостовские подносы, и гжель, и кружева.
Эти предметы делали талантливые мастера народного декоративно-прикладного искусства.
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО – это особый вид искусства, задачей которого является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями.
(Обратить внимание уч-ся на эпиграф. Выяснить, как они его понимают?)
2. Морфемный разбор слова
ПРИКЛАДНОЙ
- что обозначает слово КЛАД?
- в каком значении используется приставка ПРИ ?
(КЛАД – это что-то ценное).
- Вспомним пословицы и поговорки о кладе. (Уч-ся называют).
В.Даль в своём словаре приводит такие пословицы: «Где лад, там и клад», «На что клад, коли в семье лад?», «Толк да лад, тут и клад».
^
-Сегодня на уроке мы познакомимся с разными направлениями народного творчества. Ведь народное прикладное искусство – это память, это нравственность, это богатство народа. Ну, а чтобы нам было понятно, о чём будет речь, вспомним словарные слова на эту тему. (У доски 2 человека по очереди под диктовку пишут слова, все на месте, уч-ся называет учитель, устно называют ЛЗ слов).
Статья: Русское искусство эпохи „Слова о полку Игореве»
... и яркостью. „Слово о полку Иго-реве" — это целая эпоха в развитии нашего искусства („Слово о полку Игореве". Под ред. В. П. Адриановой-Перетц, М.-Л., 1950; Н. Воронин, „Слово о полку Игореве" и русское искусство XII-XIII вв., ...
^
- Попробуем открыть для себя мир народного искусства.
(Уч-ся читают доклады о посадских платках, палехе, гжели, хохломе, жостовских подноса).
^
- Цель нашего урока — научиться описывать предмет с натуры, т. е. писать сочинение-этюд. Предмет описания – один из жостовских подносов, которые вы здесь знаете:
- а) рассказать об истории создания подносов;
- б) процесс изготовления подносов.
Прежде чем попасть к художнику, поднос проходит через ряд операций в цехах:
- из листа железа на большом электропрессе изготавливают поднос,
- затем его шлифуют,
- грунтуют,
- просушивают,
- несколько раз покрывают лаком.
^
Мастер, расписывающий поднос, в полном смысле творец: он создаёт особый и неповторимый мир красоты и дарит его людям. Техника жостовской росписи сложная, и чаще всего она делится на 6 этапов (поместить на доске иллюстративные карточки, «ромашку»).
Расписанную поверхность трижды покрывают светлым лаком, полируют, сушат, наводят зеркальный блеск очень тонким порошком мела с вазелином.
Вся работа проводится вручную, она требует не только кропотливости, но и любви, мастерства, таланта.
^
6. РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ.
а) составление плана.
- Чтобы написать сочинение с последовательным, логичным содержанием, нужно составить план (оговорить с уч-ся, о чём будут писать в 1, 2, 3 части).
ПЛАН (на доске)
1).
Вступление. Кратко рассказать о народном прикладном искусстве, о жостовских подносах.
2).
Основная часть. Описание жостовского подноса:
- а) общий вид подноса (материал, форма, цвет);
- б) описание жостовской росписи ( композиция букета, цветы, бутоны, травка, орнамент по борту и т.
д.);
- в) назначение подноса.
3).
Заключение. Моё отношение к жостовскому подносу, к мастерству художников, к народному прикладному искусству.
б) самостоятельная работа учеников. Написание сочинения под музыку.
7. ИТОГ УРОКА.
оставить комментарий | |
Дата | 02.11.2011 |
Размер | 30,35 Kb. |
Тип | Сочинение , Образовательные материалы |