Народные песни, их жанровое своеобразие

Сочинение

Нет народа, у которого не было бы песен. Замечательными худ достоинствами отличаются славянские народные песни. Еще до возникновения государства Киевская Русь песни восточных славян привлекали своей красотой внимание иноземных историков и писателей, которые и самих славян называли песнелюбцами.

Нар песня покоряет своей искренностью, задушевностью, богатством языка и мелодии. В ней отразилась вся жизнь народа, его нац характер, мировоззрение.

Рус нар песни принято подразделять на обрядовые, исторические, балладные и лирические.

Среди обрядовых песен выделяют ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые и лир обрядовые песни.

Ритуальные песни способствовали формированию и реализации обряда. Они активно использовались в календарных и свадебных обрядах, в хороводах и т, д. Например, в свадьбе донских казаков существовал обряд перевоза приданого невесты в дом жениха. Когда наступало время совершения этого обряда — пел хор. Ритуальные песни не только формировали обряд, но и давали ему объяснение. Существуют также ритуальные песни, главная задача которых в том, чтобы оповестить общество о свершении обрядов. Много таких песен исполнялось на свадьбе. Предметом изображения ритуальных песен стал не человек, а сам обряд. Все ритуальные песни исполнялись хором.

С помощью Заклинательных песен заклинались магические силы природы с целью выпросить у них богатство, здоровье и счастье. Исполнялись песни-заклинания в календарных и свадебных обрядах. В хороводах они почти не пелись. Обрядовое назначение Величальных песен- в прославлении участников ритуала. Появление величальных песен было связано с верой человека в то, что эти песни могли сделать его жизнь богатой и счастливой. Объектом изображения величальных песен стал человек. В этом их принципиальное отличие от ритуальных и заклинательных песен. Существуют песни, в которых величался один человек, есть песни, в которых величались два лица (муж и жена, например), есть величальные песни, посвященные определенному коллективу (семье, группе девушек и парней).

Вера в то, что Корильная песня в отличие от величальной могла принести несчастье человеку, не способствовала активному развитию жанра: корильные песни в основном свадебные. Цель исполнения корильных песен в обряде заключалась в том, чтобы высмеять его участников, отругать их за скупость, нежелание наградить исполнителей. В корильных песнях осмеянию подверглись жадность, пьянство, глупость, семейные неурядицы.

5 стр., 2169 слов

Шуточные песни на свадьбе фольклор

... доминирующей функции в обряде учёный выделил в песнях шесть жанров: ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые и лирические. Песня — основа фольклора Народная песня — это песня, сложенная народным ... ходить по избам с пением песен, похожих на колядные — это так называемые волочебные песни. Волочебники — песельники, исполнители таких песен. Люди разговлялись пасхальным куличом и ...

Игровые песни — это песни-действия. Без действия словесный текст песни непонятен

Жанровая специфика игровых песен, обусловленная их игровым характером, должна быть, однако, уточнена в зависимости от сущности самой игры. При помощи слова и действия люди стремились заклясть богатый урожай, удачную охоту, счастливую жизнь. объектом изображения в игровых песнях стали растения и животные.

В центре внимания Лир обрядовых песен — мир человеческих взаимоотношений. Обряд требовал выражения эмоциональной оценки изображаемых явлений.

Тематика лир обрядовых песен в основном семейно-бытовая. Значит часть песен посвящена изображению любви. Любовь рисуется как светлое чувство, несущее «красным девицам» и «добрым молодцам» радость. В песнях повествуется о зарождающейся любви, о любви, которая уже захватила влюбленных, о любви, которая порождает семью.

В исторических песнях содержатся сведения о конкретных событиях истории (войнах, походах, народных восстаниях), а также о народных героях и исторических лицах (защитниках родины, царях, предводителях нар восстаний).

Действительность в истор песнях изображалась такой, какой ее осознавал народ. В них запечатлелись времена монголо-татарского ига, правления Ивана Грозного, крестьянских восстаний ХУП-ХУШ веков, события XIX века. Они донесли до нашего времени народнее понимание происходящих событий, его оценку таких людей, как Иван Грозный, Петр I, Ермак, Разин, Пугачев, Суворов и др. В песнях отношение народа к ним обычно расходится с официальным, правительственным. Так, большим сочувствием проникнуты песни о Степане Разине, в которых народ называет его «родимым батюшкой», «добрым молодцем». Не злодеем и самозванцем, а защитником обездоленных изображается в нар песнях Ёмельян Пугачев. Как никакой другой жанр нар поэзии, истор песня позволяет увидеть отношение народа к важным событиям рус истории; из нее порой можно получить такие сведения, каких нет в истор документах.

Балладные песни — стихотворно-музыкальный жанр фольклора. Это эпические сюжетные песни о драматических событиях социально-бытовой жизни народа. В основе терминов «баллада» — романское слово ballar («плясать»).

Балладными в ср века назывались плясовые песни любовного содержания у народов Франции, Прованса, Италии. Однако на лит традицию в XVIII в. оказали сильное влияние англо-шотландские нар баллады — песни на темы средневековой истории, часто с трагическим разрешением любовного конфликта.

Баллады — произведения средней формы: они короче былин и длиннее лир песен. Это стихотворный жанр. В балладах повествуется о событиях и отношениях людей. Сюжеты их остроконфликтны. Конфликты носят, как правило, семейный и трагический характер. Герой баллады — представитель средневекового города или деревни, страдающий от социальных и семейно-бытовых устоев феодального общества. Это — «маленький», часто безымянный человек, попавший в драматическую, как правило, заканчивающуюся трагически жизненную ситуацию. Нередко герой, пройдя сквозь невероятно тяжелые испытания, погибает.

9 стр., 4143 слов

История народной песни во Франции

... народных мелодий. Песни повествовательные, эпические, легенды, исторические песни, жалобы Эпическая песня, начиная с эпохи Меровингов, была в большом почёте во Франции. Это народная песня ... так свойственна французскому национальному духу, что ее влияние простирается и на любовные песни. В них ... жизни. Темой её обычно становятся любовные истории с трагической развязкой; картины преступлений, порой ...

«Баллада ставит в центр внимания индивидуальную человеческую судьбу. События общенародного значения, этические, социальные, философские проблемы получают отражение в балладах в виде конкретных судеб отдельных лиц.

В лирических песнях передаются богатство и разнообразие человеческих чувств и переживаний: печаль и радость, любовь и дружба, жалость и ревность, жажда воли и протест против угнетения.

В народной песенной лирике правдиво отразилась вся жизнь народа, его семейные и общественные отношения, его труд и быт. В них раскрывается прошлое народа, его чаяния и ожидания. Крепостная неволя, царская солдатчина, бедность, бесправие, тяжкий труд породили щемящую грусть и сердечную тоску, звучащие в поэтическом тексте и напевах русских народных песен. При этом веселая удаль и здоровый юмор не менее характерны для них.

К песням о семье относятся ни с чем не сравнимые по своей задушевности и музыкальности колыбельные песни. К лир песням принадлежат не только «любовные» и «семейные», но и песни иного характера, например полные драматизма удалые песни, выражавшие вековую мечту народа о «вольной волюшке».

В нар лирике значительное место занимают грустные рекрутские и солдатские песни. Среди народных песен есть много и веселых, шуточных, сатирических. Лень, неуменье работать, неряшливость, чрезмерное щегольство и другие недостатки высмеиваются в песнях. Бодрые, веселые песни — свидетельство душевного здоровья народа, который создавал и пел их даже в самые мрачные периоды своей истории, на время забывая тяготы своей жизни. Нар песня дает возможность познать народный быт и национальный характер, знакомит с неисчерпаемым богатством языка.