Нет народа, у которого не было бы песен. Замечательными худ достоинствами отличаются славянские народные песни. Еще до возникновения государства Киевская Русь песни восточных славян привлекали своей красотой внимание иноземных историков и писателей, которые и самих славян называли песнелюбцами.
Нар песня покоряет своей искренностью, задушевностью, богатством языка и мелодии. В ней отразилась вся жизнь народа, его нац характер, мировоззрение.
Рус нар песни принято подразделять на обрядовые, исторические, балладные и лирические.
Среди обрядовых песен выделяют ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые и лир обрядовые песни.
Ритуальные песни способствовали формированию и реализации обряда. Они активно использовались в календарных и свадебных обрядах, в хороводах и т, д. Например, в свадьбе донских казаков существовал обряд перевоза приданого невесты в дом жениха. Когда наступало время совершения этого обряда — пел хор. Ритуальные песни не только формировали обряд, но и давали ему объяснение. Существуют также ритуальные песни, главная задача которых в том, чтобы оповестить общество о свершении обрядов. Много таких песен исполнялось на свадьбе. Предметом изображения ритуальных песен стал не человек, а сам обряд. Все ритуальные песни исполнялись хором.
С помощью Заклинательных песен заклинались магические силы природы с целью выпросить у них богатство, здоровье и счастье. Исполнялись песни-заклинания в календарных и свадебных обрядах. В хороводах они почти не пелись. Обрядовое назначение Величальных песен- в прославлении участников ритуала. Появление величальных песен было связано с верой человека в то, что эти песни могли сделать его жизнь богатой и счастливой. Объектом изображения величальных песен стал человек. В этом их принципиальное отличие от ритуальных и заклинательных песен. Существуют песни, в которых величался один человек, есть песни, в которых величались два лица (муж и жена, например), есть величальные песни, посвященные определенному коллективу (семье, группе девушек и парней).
Вера в то, что Корильная песня в отличие от величальной могла принести несчастье человеку, не способствовала активному развитию жанра: корильные песни в основном свадебные. Цель исполнения корильных песен в обряде заключалась в том, чтобы высмеять его участников, отругать их за скупость, нежелание наградить исполнителей. В корильных песнях осмеянию подверглись жадность, пьянство, глупость, семейные неурядицы.
Шуточные песни на свадьбе фольклор
... функции в обряде учёный выделил в песнях шесть жанров: ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые и лирические. Песня — основа фольклора Народная песня — это песня, сложенная народным ... ходить по избам с пением песен, похожих на колядные — это так называемые волочебные песни. Волочебники — песельники, исполнители таких песен. Люди разговлялись пасхальным куличом и крашенными ...
Игровые песни — это песни-действия. Без действия словесный текст песни непонятен
Жанровая специфика игровых песен, обусловленная их игровым характером, должна быть, однако, уточнена в зависимости от сущности самой игры. При помощи слова и действия люди стремились заклясть богатый урожай, удачную охоту, счастливую жизнь. объектом изображения в игровых песнях стали растения и животные.
В центре внимания Лир обрядовых песен — мир человеческих взаимоотношений. Обряд требовал выражения эмоциональной оценки изображаемых явлений.
Тематика лир обрядовых песен в основном семейно-бытовая. Значит часть песен посвящена изображению любви. Любовь рисуется как светлое чувство, несущее «красным девицам» и «добрым молодцам» радость. В песнях повествуется о зарождающейся любви, о любви, которая уже захватила влюбленных, о любви, которая порождает семью.
В исторических песнях содержатся сведения о конкретных событиях истории (войнах, походах, народных восстаниях), а также о народных героях и исторических лицах (защитниках родины, царях, предводителях нар восстаний).
Действительность в истор песнях изображалась такой, какой ее осознавал народ. В них запечатлелись времена монголо-татарского ига, правления Ивана Грозного, крестьянских восстаний ХУП-ХУШ веков, события XIX века. Они донесли до нашего времени народнее понимание происходящих событий, его оценку таких людей, как Иван Грозный, Петр I, Ермак, Разин, Пугачев, Суворов и др. В песнях отношение народа к ним обычно расходится с официальным, правительственным. Так, большим сочувствием проникнуты песни о Степане Разине, в которых народ называет его «родимым батюшкой», «добрым молодцем». Не злодеем и самозванцем, а защитником обездоленных изображается в нар песнях Ёмельян Пугачев. Как никакой другой жанр нар поэзии, истор песня позволяет увидеть отношение народа к важным событиям рус истории; из нее порой можно получить такие сведения, каких нет в истор документах.
Балладные песни — стихотворно-музыкальный жанр фольклора. Это эпические сюжетные песни о драматических событиях социально-бытовой жизни народа. В основе терминов «баллада» — романское слово ballar («плясать»).
Балладными в ср века назывались плясовые песни любовного содержания у народов Франции, Прованса, Италии. Однако на лит традицию в XVIII в. оказали сильное влияние англо-шотландские нар баллады — песни на темы средневековой истории, часто с трагическим разрешением любовного конфликта.
Баллады — произведения средней формы: они короче былин и длиннее лир песен. Это стихотворный жанр. В балладах повествуется о событиях и отношениях людей. Сюжеты их остроконфликтны. Конфликты носят, как правило, семейный и трагический характер. Герой баллады — представитель средневекового города или деревни, страдающий от социальных и семейно-бытовых устоев феодального общества. Это — «маленький», часто безымянный человек, попавший в драматическую, как правило, заканчивающуюся трагически жизненную ситуацию. Нередко герой, пройдя сквозь невероятно тяжелые испытания, погибает.
История народной песни во Франции
... народных мелодий. Песни повествовательные, эпические, легенды, исторические песни, жалобы Эпическая песня, начиная с эпохи Меровингов, была в большом почёте во Франции. Это народная песня ... свойственна французскому национальному духу, что ее влияние простирается и на любовные песни. В них ... жизни. Темой её обычно становятся любовные истории с трагической развязкой; картины преступлений, порой полные ...
«Баллада ставит в центр внимания индивидуальную человеческую судьбу. События общенародного значения, этические, социальные, философские проблемы получают отражение в балладах в виде конкретных судеб отдельных лиц.
В лирических песнях передаются богатство и разнообразие человеческих чувств и переживаний: печаль и радость, любовь и дружба, жалость и ревность, жажда воли и протест против угнетения.
В народной песенной лирике правдиво отразилась вся жизнь народа, его семейные и общественные отношения, его труд и быт. В них раскрывается прошлое народа, его чаяния и ожидания. Крепостная неволя, царская солдатчина, бедность, бесправие, тяжкий труд породили щемящую грусть и сердечную тоску, звучащие в поэтическом тексте и напевах русских народных песен. При этом веселая удаль и здоровый юмор не менее характерны для них.
К песням о семье относятся ни с чем не сравнимые по своей задушевности и музыкальности колыбельные песни. К лир песням принадлежат не только «любовные» и «семейные», но и песни иного характера, например полные драматизма удалые песни, выражавшие вековую мечту народа о «вольной волюшке».
В нар лирике значительное место занимают грустные рекрутские и солдатские песни. Среди народных песен есть много и веселых, шуточных, сатирических. Лень, неуменье работать, неряшливость, чрезмерное щегольство и другие недостатки высмеиваются в песнях. Бодрые, веселые песни — свидетельство душевного здоровья народа, который создавал и пел их даже в самые мрачные периоды своей истории, на время забывая тяготы своей жизни. Нар песня дает возможность познать народный быт и национальный характер, знакомит с неисчерпаемым богатством языка.