Революция и гражданская война в русской прозе 1920-х годов

Сочинение

Основная тема творчества писателей 1920-х годов – революция и гражданская война. Она составляла главный нерв произведений и писателей русского зарубежья, и тех, кто творил в Советской России. Как писал в романе “Сивцев Вражек” писатель – эмигрант Б. Осоргин, были две правды: “Правда тех, кто считал и родину, и революцию поруганными новым деспотизмом и насилием, – и правда тех, кто иначе понимал родину, …кто видел поругание не в похабном мире с немцами, а в обмане народных надежд”.

Идеологически существовали две линии в изображении гражданской войны. Одни писатели восприняли Октябрьскую революцию как незаконный переворот, а гражданскую войну – как “кровавую, братоубийственную”. Особенно ярко ненависть к советской власти и всему, ею творимому, проявилась в “Окаянных днях” И. Бунина, в романах “Ледяной поход” Р. Гуля, “Солнце мертвых” И. Шмелева.

Рожденная личным горем (расстрел большевиками сына Сергея) книга “Солнце мертвых” – это страшная мозаика революции. Шмелев показывает революционных деятелей как слепую силу. Эти “краснозвездные “обновители жизни” способны только убивать. С позиций христианской нравственности они не имеют никакого оправдания.

Жертвы духовно выше их. Их страдания, боль их душ показаны Шмелевым как страдания всего русского народа, не отравленного идеологией. В романе, состоящем из отдельных рассказов, лейтмотивом проходит образ мертвого солнца – трагического символа поруганной, умирающей под властью большевиков Родины.

С общегуманистических позиций изображена гражданская война в романе М. Булгакова “Белая гвардия”, в романе А. Толстого “Сестры”.

В романе “Белая гвардия” окружающему хаосу, непостоянству, разорению противопоставляется упорное стремление сохранить свой Дом с “кремовыми шторами”, с изразцовой печкой, теплом семейного очага. Внешние приметы прошлого не имеют материальной ценности, это символы прежней устойчивой и нерушимой жизни.

Во второй половине 1920-х годов в литературе появляются произведения, которые прославляют революцию и признают гражданскую войну неизбежным этапом развития страны. Они отличаются от предыдущих произведений своими принципами отображения человека и истории, а также стилистическими особенностями.

Одна из таких работ — «Падение Даира» А. Малышкина, в которой автор показывает революцию как стихию, охватывающую народ. В произведении действуют революционные массы, «множества», «красная лава».

2 стр., 609 слов

По роману Шолохова Они сражались за Родину

... своей стране. Также читают: Картинка к сочинению По произведению Они сражались за Родину Популярные сегодня темы Творчество русского ... о том, что наши войска еще не накопили достаточно опыта и злости, чтобы достойно противостоять нацистам. Шолохов, на примерах своих героев, показывает ... далее изображает забавные сцены, происходящие с героями его романа. Старшина, пытаясь найти еду для солдат, обойдясь ...

В «Партизанских повестях» Вс. Иванова также отображается революция, но уже с точки зрения партизанского движения. Автор рассказывает о борьбе партизан с врагом, они становятся героями, патриотами, защищающими Родину.

У Б. Пильняка в произведении «Голый год» революция изображается как сила, разрушающая европейское начало человека. В произведении описывается дикий разгром, звериные инстинкты и цинизм, сталкивающиеся с высокими идеалами большевиков. Большевики у Пильняка не индивидуализированы и психологически не обрисованы, автор фиксирует только их внешние приметы, которые стали символом.

Таким образом, в литературе 1920-х годов появляются произведения, посвященные революции и гражданской войне, которые признают их необходимыми этапами развития страны. В этих произведениях революция предстает как стихия и сила, объемлющая народ, а герои становятся символами патриотизма и защитниками Родины.

Развертывание

Другие писатели, апологетически относившиеся к революции, стремились к психологическому постижению революционного народа. В романе «Железный поток» А. Серафимовича показан процесс формирования единого потока из разношерстной, необузданной и дикой толпы. Толпа выдвигает вожака, который, обладая жестокостью, силой воли и диктаторскими качествами, способен сделать из нее спаянный единой целью железный поток.

Когда Кожух, главный герой романа, достигает поставленной цели, люди с удивлением обращают внимание на его «голубые глаза». Это указывает на то, что в процессе реализации революционных целей, Кожух приобретает новые качества и становится лидером, способным вести людей к успеху.

В романах «Чапаев» Д. Фурманова и «Разгром» А. Фадеева каждый персонаж уже имеет психологический портрет. Фадеев ставил перед собой задачу показать, что в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, и все, что противоречит революционной борьбе, отсеивается. Этот отбор осуществляется под руководством коммунистов.

В романе «Морозко» представлена идея переделки человеческого материала в ходе революции, которую олицетворяет герой Морозко. А идею отбора и «отсеивания» представляет герой Мечик.

В романе сравниваются герои в однотипных жизненных ситуациях, выявляется их нравственно-психологический потенциал. В соответствии с социалистической трактовкой, Морозко оказывается выше Мечика во многих ситуациях, что свидетельствует о пролетарском гуманизме. В финале Морозко совершает подвиг самопожертвования, спасая отряд, в то время как Мечик уходит.

Противопоставление героев в романе имеет социальный характер, а не психологический.

Фадеев показывает недостатки Морозки, такие как баламутство, подозрительность, лень, способность к лжи и краже, как поверхностные и обусловленные жизненными обстоятельствами. Он считает, что под влиянием участия в революции эти недостатки должны исчезнуть.

В отличие от Морозки, Мечик представлен как интеллигентный юноша, романтически воспринимающий революцию, но не принимающий ее грязь, кровь и пошлость. Фадеев однозначно отрицательно оценивает его, показывая, что за благопристойной внешностью скрывается предатель и эгоист.

4 стр., 1533 слов

Тема революции и гражданской войны в литературе 1920-х годов

... о том, как «надо» изображать революцию и гражданскую войну, произведений был изъят из литературного процесса. Возвращение публицистики и художественных произведений И. Бунина, М. Горького, В. Короленко, М. Булгакова, И. Бабеля, Б. ...

Таким образом, Фадеев упрощает идею «интеллигенция и революция», исключая из нее интеллигента.

Введение

В истории литературы революция и гражданская война всегда занимали особое место. Они стали объектом изображения для многих писателей, каждый из которых в своих произведениях передавал свою интерпретацию этих событий. Одни видели в революции героический эпос, другие — трагическую действительность. В данной работе мы рассмотрим различные подходы писателей к изображению революции и гражданской войны.

Тело работы

Фадеев и его произведение «Конармия»

Один из ярких примеров изображения революции в литературе представляет произведение Фадеева «Конармия». В этом романе автор изображает коммуниста Левинсона — человека, неказистого с виду, но сильного духом. Фадеев показывает, что революционеры способны управлять собой и другими, несмотря на свои слабости. Он рисует образ Левинсона, который разумно умеет принимать решения и действовать в экстремальных ситуациях.

Бабель и его произведение «Конармия»

И. Бабель в своем произведении «Конармия» занимает другую позицию по отношению к революции. Он видит в ней не только силу и романтику, но и кровь и слезы. Бабель изображает революцию натуралистически, не отрицая ее, но показывая все ее «будничные злодеяния». Он видит в революции и возвышенное, и низкое, и героическое, и пошлое, и доброе, и жестокое. Бабель убежден, что революция — состояние экстремальное, но поступки, которые дозволены в экстремальной ситуации, становятся обыденностью. Именно это и составляет трагизм его произведения «Конармия».

Разные подходы к изображению революции

Революция и гражданская война изображались в литературе по-разному. Одни писатели видели в них стихию, метель, вихрь, другие — конец культуры и истории, третьи — начало нового мира. Те, кто принимал революцию, наполняли свои произведения героико-романтическим пафосом. Те, кто видел в ней разнузданную стихию, изображали ее как апокалипсис. Действительность представалась в трагической тональности.

Заключение

Изображение революции и гражданской войны в литературе имеет различные подходы и трактовки. Каждый писатель передает свою интерпретацию этих событий, выделяя разные аспекты их характера. Некоторые видят в революции героизм и романтику, другие — трагическую действительность. Это делает изображение революции в литературе разнообразным и интересным для исследования.

Глоссарий:

  • сочинение на тему гражданская война
  • гражданская война сочинение
  • эссе на тему гражданская война
  • гражданская война эссе
  • эссе по истории на тему гражданская война
  • Глоссарий  1Глоссарий  2Глоссарий  3Глоссарий  4Глоссарий  5

(No Ratings Yet)

9 стр., 4061 слов

Трагедия человека в гражданской войне ( по «Донским рассказам» ...

Шолохова «Донские рассказы» и И.Бабеля «Конармия». Изучить критическую литературу по данным произведениям. Выяснить, что сближает писателей в изображении гражданской войны и что отличает. Выяснить, как авторами изображены главные герои гражданской войны - красноармейцы. Предмет исследования:, Субъект ...