История одного города: Глупов
«История одного города» — одно из наиболее оригинальных и совершенных творений великого русского сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Город Глупов мы не найдем ни на одной географической карте. И не потому, что он слишком мал или переименован, а потому, что это условный город, иносказательный: «Было бы неверно видеть в нем какой-либо один из реальных русских городов…»
Глупов – город обобщенный, вобравший в себя нечто характерное, типическое. Отсюда — и некоторые противоречия в его описании. Так, в одной главе говорится, что Глупов был заложен на «болотце», а в другой – что он «имеет три реки и, в согласность древнему Риму, на семи горах построен…» Эти сведения призваны подчеркнуть многоликость Глупова, являющегося олицетворением самодержавного государства.
Город ставится в один ряд со странами, а глуповские градоначальники – с римскими императорами Нероном и Калигулой, «прославившимися» своей необузданной тиранией и произволом. Как же ведут себя глуповцы под игом самодержавия? Какие черты характера проявляют?
Основные качества глуповцев – неиссякаемое терпение и слепая вера в начальство. Так, они добровольно отказались от своей свободы и обратились к варяжским князьям с просьбой прийти на Русь, чтобы управлять ею: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и володеть нами». Те пришли и установили самовластие. С тех пор на русской земле «дескать, воцарились благоденствие и порядок». И сколько ни бедствуют они, сколько ни измываются над ними градоначальники, а глуповцы все продолжают надеяться на лучшее и восхвалять, восхвалять и надеяться на лучшее.
Появление каждого нового градоначальника глуповцы встречали искренним ликованием. Еще в глаза не видя вновь назначенного правителя, они уже называют его «красавчиком» и «умницей», поздравляют друг друга и оглашают воздух восторженными восклицаниями. Обрушивающиеся же на них несчастья они воспринимают как нечто должное и о протесте даже не помышляют. «Мы люди привычные, — говорят они. — Мы претерпеть могим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех концов запалить – мы и тогда противного слова не молвим!»
Исследовательская работа обучающегося «История моего города ...
... из достопримечательностей в городе является парк возле городского культурного центра. В конце 1980-х годов на улице был открыт ... живут Большие взрослые и маленькие дети. - 4 - Глава 1. От села к городу. История возникновения. Село Ртищево возникло в конце 16 ... информации о родном городе. Задачи исследования: 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Узнать новое о родном городе. Гипотеза – изучение ...
Изучение положения народа в произведении «История одного города» Салтыкова-Щедрина
В произведении «История одного города» Салтыков-Щедрин рисует реальное положение народа того времени, не преувеличивая степень его самосознания. Автор сатирически изображает массы, которые были пассивны, покорны и долготерпеливы, не выражая своих мыслей и чувств публично.
В то же время, автор не скрывает, что среди глуповцев – простых людей, были и смелые и отважные, готовые заступиться за народ и высказать правду градоначальникам. Однако эти «заступники народные» были безрезультатно отправляли в места, куда даже Макар Телят не гонял. Народ, в свою очередь, молча созерцал эти события, не проявляя своих чувств и мыслей.
Глуповцы, хоть и сочувствовали своим защитникам, не высказывали свои чувства публично. И если кто-то все-таки выражал свое мнение, то это были слова, напоминающие проводы правдолюбца Евсеича. Героя арестовали по приказу градоначальника Фердыщенко, и окружающие глуповцы говорили: «Небось, Евсеич, небось! С правдой тебе везде жить будет хорошо!»
Результатом такого «гласа народного» было исчезновение старого Евсеича, словно его никогда не существовало. Автор подчеркивает, что такое исчезновение может происходить только в стране, где преобладает покорность и долготерпение народа.
Салтыков-Щедрин не приукрашивает положение дел и не преувеличивает народное самосознание. Он показывает массы такими, какими они были на самом деле в то время. В своей сатире автор высмеивает не только правителей России, но и покорность и долготерпение народа.
Писатель убежден, что истинная любовь к народу заключается в объективном взгляде на его сильные и слабые стороны, на его достоинства и недостатки. Он стремится видеть народ свободным и счастливым, поэтому не мирится с качествами, которые прививались массам в течение столетий: покорностью, пассивностью и смирением. Сатирик утверждает, что глуповцы слишком пассивно переносят гнет, и их пассивность является общим результатом, который приводит к исчезновению героев, подобных Евсеичу.
Щедрин, будучи революционером-демократом по своим убеждениям, разделял глубокую веру в творческие силы народа, его огромные потенциальные возможности и способность радикально изменить мир. Он считал народ той силой, которая способна привести к революционным переменам. Однако, он также осознавал, что современный народ еще не достиг этого идеала.
В своем произведении Щедрин обличал пассивность и бездеятельность широких масс, которые терпеливо выносили тяготы и несправедливость, налагаемые на них Бородавкиным и Угрюм-Бурчеевым. Он создал образ города Глупова и его жителей, чтобы показать, какими недостатками и пороками они обладают.