Исследовательская работа «Добро и зло»(4 класс)

Сочинение

А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

(Автор: М. Лисянский)

На уроках по Светской этике я узнал имя величайшего философа Древней Греции. Сократ – величайший философ – мыслитель древности. Он был духовным учителем , у которого мудрости учились его ученики. Учеником Сократа был , который передал нам его учение. В центре внимания учения Сократа оказались не природа и мир, а человек и духовные ценности.

«Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно…»

Я решил узнать, знают ли окружающие меня люди, что такое Добро и Зло. Если мы будем различать добро и зло, то люди будут добрее, и зла станет меньше.

Цель исследования: рассмотреть соотношение добра и зла в жизни человека.

Задачи:

-расширить представление о духовных ценностях человека;

проанализировать песни-притчи, стихотворения, пословицы, поговорки о добре и зле;

учиться различать добро и зло, творить добро, быть добрым не на словах, а – в делах, зла в мире и так довольно;

пробудить желание у взрослых, детей совершать добрые дела;

Гипотеза: если ребята будут различать добро и зло, то будут добрее и зла станет меньше.

Методы исследования:

1.Теоретическая часть

1.1.Сражались на Земле Добро и Зло. А что такое Зло, Добро?

С самого рождения человек познает и хорошее, и плохое. Даже малыши задают такой вопрос: “Что такое хорошо и что такое плохо?”. Хорошо и плохо – это добро и зло.

13 стр., 6488 слов

— 2019. Направление «Добро и зло»

... Франсуа де Ларошфуко Никогда Зло не приведёт за собой Добро! Пауло Коэльо И добро и зло — в твоем сердце. Поговорка Высшая мудрость — различать добро и зло. Сократ Добро и зло можно творить повсюду. Мишель ... собой зло и зло и зло и зло и зло и зло и зло. Тибор Фишер Когда ты будешь играть доброго, — ищи, где он злой, а в злом ищи, где он добрый. Константин Сергеевич Станиславский Добро существует ...

Добро и Зло — категории этики.

ЭТИКА (от греч. ethos — обычай, нрав) — философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.

МОРАЛЬ (от лат. moralis — нравственный) — особая форма общественного сознания, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Добро — это основная моральная ценность.

Зло — противоположность добра;

Если говорить о добре и зле как о моральных качествах, то они обычно рассматриваются в свете отношений между людьми. Так что же лежит в основе определения добра и зла? Где оно? Вы не найдете его в окружающем мире, оно — в человеке. Если кто-то сделал вам что-то хорошее, то именно он стоит на позиции добра, а не вы. Чтобы прийти к добру, вам самому нужно нести в мир добро. И каким бы добрым ни был мир вокруг вас, вы не становитесь добрым человеком автоматически. Древние мудрецы говорили, что каждый человек состоит из двух частей: добра и зла, белого и черного.

Добро — это все хорошее, положительное.

Зло — все плохое, отрицательное.

Гласит легенда, в смутное то время,

Воды с тех пор немало утекло,

Сев на коней, слегка поправив стремя,

Сражались на Земле Добро и Зло.

И белого коня вперед направив,

Добро открыто мчалось на врага.

Но Зло, оно не соблюдает правил,

Ударило ножом исподтишка.

Добро едва успело увернуться,

А может, ему просто повезло,

С тех пор они сражаются, дерутся,

И кто из них сильней, Добро иль Зло?

Вот, кажется, Добро уж победило,

Мы воспоем победу храбреца,

Но живо зло, оно лишь затаилось,

Оно не умирает до конца.

И что поделать, им не примириться,

Никто из них не может победить.

Менялись их доверенные лица,

Добро и Зло – их некем заменить.

Народная мудрость – сказки, притчи, пословицы, поговорки, песни наполняют наши сердца и души добром, учат добру. Устное народное творчество-это искусство народа, мудрость народа. Устное народное творчество — это искусство слов попадать прямо в сердце.

1.2. Искусство слов попадать прямо в сердце .

На уроках музыки, литературного чтения, Светской этики мы не раз слушали притчи. Притча — это « питание души человеческой». Мудрость народная в простой и ясной форме, учит нас думать, находить решение проблем. Притчи помогают людям задуматься над своим поведением, заставляют посмеяться над своими ошибками. Народная мудрость гласит: «Без притчи века не изживёшь».

17 стр., 8434 слов

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего ...

... воспитание; рассмотреть вопрос о сказке как средстве нравственного воспитания в русской педагогике; изучить психологические особенности восприятия детьми сказок; выделить черты сказки как жанра устного народного творчества; проверить действенность воспитательного воздействия сказок ... в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости добра, зла; во-вторых, внедрение этих требований и связанных ...

Притча — это искусство слов попадать прямо в сердце. Притчи – «это семена, попав в сердце человека, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы» Притча всегда поучительна. Она тонко отражает всю удивительность и непредсказуемость человеческой жизни и истории человечества. Ни одна из философий не в силах объяснить ход истории до конца. Весь мир – это притча, поэтому необходима чуткость, воображение, душа, чтобы приблизиться к ее смыслу. Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления.

Я предлагаю вам послушать « Притчу о Добре и Зле».

Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.

Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение.

А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».

Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.

Так добро отплатило Злу за зло — добром.

Подумайте, чему нас учит притча?

Конечно, не отвечать злом, а только — добром!

Через века нам передалась мудрость народная — пословицы, поговорки, притчи

Учись добру — плохое на ум не пойдёт.

Про доброе дело говори смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Худо жить без ласкового слова.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Злой плачет от зависти, а добрый — от радости.

Добрые слова дороже богатства.

В ком добра нет, в том и правды мало.

Не ищи красоты, ищи доброты.

1.3 .Быть добрым и милосердным – жить в радости.

Быть добрым и милосердным – жить в радости. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Когда мы добры к окружающим и к миру, это делает нашу жизнь богаче. Быть злыми и равнодушными легко, для этого не надо прикладывать усилий. Только ведь и мир тогда холоден и неприветлив. Но стоит только чуть постараться, и жизнь расцветёт теплыми и яркими красками.

Я предлагаю прослушать песню-притчу «Про кота» в исполнении Светланы Копыловой.

Жил одноглазый и безухий кот,

7 стр., 3227 слов

Признаки притчи как жанра мировой литературы

... сердце чувствительно, сознание мудро. В соединении этих трех – красота, радость познания. Притча интернациональна. Она встречается во всех религиях мира и в обыденной жизни. Она – способ передачи мудрости ... того или иного мировоззрения: Человек и Мир, Добро и Зло, Любовь, Милосердие и др.; ... Притча не имеет четких жанровых границ: в роли притчи могут выступать при определённых условиях сказка ...

К тому же, у него был сломан хвост

И лапа – от бедра наперекос.

Ходил, как бы подпрыгивая, кот,

И кличка у него была – Урод.

Всем детям, что играли во дворе,

Кота касаться строгий был запрет.

Со всех сторон тот кот гонимым был,

Но он, казалось, всех и вся любил,

И кто его камнями отгонял –

Об ноги тех он тёрся и мурчал.

А дворничиха, хоть была в летах, —

Порой лила из шланга на кота,

И тот смиренно под струёю мок,

Удрать как будто было невдомёк.

Особенно тот кот детей любил –

Стремглав бежал к ним, радостно вопил…

И на руки его кто если брал, —

Он блузку или пуговку сосал.

Однажды кот нарвался на собак:

Увидела одна девчушка, как

Два страшных пса его терзали враз,

Под режущую слух команду «фас!»

Бесстрашно подбежав, девчушка та

Схватила полумёртвого кота:

Он задыхался, он едва дышал,

И морду след слезы пересекал.

Она бегом несла его домой,

Ведь кот ещё, почти что, был живой,

А кот пытался в этот миг мурчать

И даже её пуговку сосать.

Он умер у девчушки на руках…

Глаз золотой смотрел на облака…

И долго у подъезда своего

Она сидела, глядя на него.

И состраданье вмиг открыло ей —

И сделало девчушку ту добрей, —

Что за уродством даже у котов

Бывает беспредельная любовь.

Бездомный кот, которого все гоняли, кидали в него камнями, однако, несмотря на это, кот любил всех, особенно детей. Никто не трогал котенка, ему не хватало ласки и душевного тепла. И только когда на него набросились собаки, девочка спасла котенка, принесла его домой, и он, умирая у нее на руках, пытался мурлыкать, испытывая беспредельную любовь к человеку. Притча учит нас….. состраданию, милосердию и любви к животным.

«В каждом из нас есть солнце, только дайте ему светить» (Сократ) А это солнце и есть добро. Давайте дадим нашему солнцу светить ярко, будем дарить добро, милосердие к окружающим, проявлять сострадание. Будем жить в радости!

2.Практическая часть

2.1. Размышления о Добре и Зле в семье Евдокимовых.

О добре и зле мы говорили в семье Евдокимовых. Мой папа, Евдокимов Александр Геннадьевич, считает, что самое сердце добра в том, что нужно поступать с другими людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Мы вместе с папой прочитали это правило в Библии Евангелие от Луки, 6 глава, 3 стих. Мой мама, Евдокимов Наталья Михайловна, говорит, что добро и зло – это два сокровища, которые собирает каждый человек в своём сердце. Доброе сокровище-это хорошие мысли о других и о себе, добрые дела, любовь родных. Одним словом — неравнодушие. Злое сокровище-это равнодушие и эгоизм. Только от нас зависит, чего мы соберём больше. Эта мысль тоже из Библии: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» ( Евангелие от Матфея гл.12, 35 стих).

11 стр., 5242 слов

Рассказ о моем классе и одноклассниках (My class and classmates)

... ənd həʊm] Моя школа – это мой второй дом. Вопросы для сочинений и рассказов про класс на английском What school do you study ... Что ты обычно делаешь после школы?) Why is it important to have good classmates? (Почему так важно иметь хороших одноклассников?) ... значит, что я забыл все остальные. Но думаю, вы со мной согласитесь, если я скажу, что сейчас трудно выучить все, что преподают в средней школе. ...

Геннадий Яковлевич Евдокимов, мой дедушка, добавил: «Добрый человек мало говорит, но много делает добрых дел»

2.2.Анкетирование одноклассников «Что такое добро и зло?»

В классе я провёл с учителем анкетирование-опрос.

1.О чём ты задумался, прослушав притчу-песню «О коте»?

2.Что такое добро?

3.Что такое зло?

4. У тебя в руках волшебная палочка. Ты хотел бы кому-то помочь? Кому именно?

5.Как ты считаешь: Добро победит Зло?

В ходе исследования я выявил, что:

«Притча о коте» пробудила сострадание:

Остались равнодушными:

45 человек

0 человек

Что такое зло?

Понимают, что такое зло?

45 человек

Что такое добро?

Понимают, что такое добро?

45 человек

Проявили желание помочь

Животным

Родным и близким людям.

Незнакомым людям.

Больным детям и взрослым.

Считают, что Добро победит Зло.

45 человек

Гипотеза моего исследования подтвердилась. Ребята различают понятия добра и зла. Мы будем добрее, то и зла станет меньше.

2.3.Сочинение-рассуждение «Что такое доброта?»

Мои одноклассники рассуждали о Добре и Зле. Мы писали сочинение – рассуждение. Вот, что говорят о Добре и Зле мои друзья-одноклассники и одноклассницы. Мои одноклассники считают, что человека можно назвать добрым, если он не проходит равнодушно мимо, когда кто-то в беде, будь это человек или животное. Добрый человек отличается сочувствием, отзывчивостью, бескорыстием. Он внимателен к чувствам других людей, никогда их не ранит.

Злой человек, по мнению моих одноклассников, напротив жесток и не уважителен к другим, не доброжелателен, равнодушно может наблюдать несчастье другого человека.

Прослушав песню — притчу о коте ребята сделали вывод, что нельзя быть равнодушным к чужой беде, даже если это всего лишь кот. В помощи и сострадании нуждаются все. Многие ребята отметили то, что мы сами решаем быть ли нам добрыми или злыми.

Если бы у моих одноклассников была волшебная палочка, то они помогли бы самым слабым: бездомным людям и животным, тем, кто болен неизлечимыми болезнями, пожилым людям. Ярослав написал: «Я помог бы тому, кому помощь нужнее, чем мне»

5 стр., 2031 слов

Конспект «Добро творящий творит Жизнь»

... одноклассник. -Относись… 3.Выводы Предлагаю вернуться к теме занятия: «Добро творящий творит Жизнь». Как вы понимаете эти слова? в пословицах. цветок добра Люди должны совершать добро, ... благотворительного фонда «Живые сердца». Это Михаил Самарский, а рассказ его называется «Сирота» -О чем этот фрагмент? -Чем не ... странная парочка. Я их знаю. Они раньше по вечерам гуляли у нашего дома. Умора! Идут, ...

В основном все ребята согласны с утверждениями, что добро победит зло, добрые дела красят человека.

Мы составили правила доброты, пользуясь которыми станем по-настоящему добрыми.

Правила доброты:

Добро можно делать всегда и везде, оно нужно всем.

Нельзя хвастаться сделанным добром – оно перестает быть добром.

Надо делать добро бескорыстно, не ожидая награды и благодарности.

Делать добро нужно вовремя и незаметно.

Добра никогда не бывает много. Твори!

Пожалуйста, добрым будь!

Легко обидеть собаку,

А проще – бездомную кошку…

И громко смеяться над другом,

Поставив ему подножку.

Легко не слушаться маму,

А проще – топнуть ногою,

Забыв, что она ведь устала,

Но всё же играет с тобою.

Легко быть злым и упрямым,

На ключ заперев своё сердце.

Но проще быть добрым самым,

Души распахнув своей дверцы.

Тогда ты погладишь собаку

И дашь молока котёнку,

А вместе с хорошим другом

Ты будешь смеяться звонко!

Увидишь, что маме плохо,

Её пожалеешь, обнимешь,

И мамину за день усталость

Ты словно рукою снимешь.

Пожалуйста, добрым будь!

Люби и животных, и книжки,

И будет тебе благодарен

Даже простой муравьишка…

Добро возвратится добром.

Улыбка улыбкой вернётся,

И в сердце горячем твоём

Только добром отзовётся!

Л. Ерохина

2.4.Создание герба Доброты.

Мы с ребятами нашего класса нарисовали гербы Доброты. Мои одноклассники в рисунках показали, что они знают, что такое добро и зло.

Добро – это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души. Зло толкает к дурным поступкам , губит душу. Проведя мониторинг, узнали мнение взрослых и детей о добре и зле. Убедились, что люди хотят видеть рядом добрых людей, но и сами совершают добрые поступки.

2 стр., 688 слов

С доброты человек начинается — рассуждение

... Добро помогает развивать множество хороших качеств в человеке. Любое, даже самое маленькое проявление доброты, делает наш мир чуточку лучше и светлее. Дружбы не бывает без доброты, она укрепляет взаимоотношения между людьми и ...

Заключение

В нашем исследовании мы ответили на вопрос, что означают понятия «добро» и «зло», рассмотрели соотношение добра и зла в жизни человека.

Аристотель сказал: «Не для того мы рассуждаем, чтоб знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми». Наши одноклассники уже другими глазами посмотрели на окружающий мир, стали внимательнее и добрее друг к другу. Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.

Дарите людям доброту,

Заботу и любовь.

И пониманье и мечту –

дарите вновь и вновь!

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей,

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Пусть о награде мысли нет.

И никогда не будет.

Ответный сердца теплый свет

Тебе подарят люди.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-dobro-i-zlo-po-orkse-klass/

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. /Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение»,2009.

В. Даля «Пословицы и поговорки русского народа»

3. (песня-притча «Про кота»)