Алексей Варламов: по литературе должно стать «входным билетом» в вуз

Сочинение

Недавно в России было учреждено . Цель Общества – обсудить проблемы школьного преподавания русского языка и литературы и изменить ситуацию к лучшему. Мы решили узнать, какие проблемы в области словесного образования больше всего волнуют участников нового общества.

Отвечает Алексей Варламов, писатель, ректор Литературного института имени А.М. Горького, Во-первых, я считаю, что сочинение по литературе нужно сделать обязательным при поступлении в вуз.

Система советской школы, где каждый учитель считал свой предмет самым важным, где ученики сдавали экзамены по всем предметам, и каждая оценка влияла на поступление в вуз, была, на мой взгляд, разумной. И все возражения на предмет того, «зачем мне учить химию, если я никогда не буду ей заниматься» или «зачем мне нужна литература, если я химик», кажутся мне неосновательными. Школа должна давать базовое образование, и каждый школьный предмет в ней должен быть обязательным, как обязательным должен быть и выпускной экзамен.

Это вступает в противоречие с той системой ЕГЭ, которая сегодня сложилась, и которая скорее вредна, чем полезна. Я считаю, что эту систему нужно постепенно демонтировать. И литература могла бы стать элементом демонтажа. Я бы предложил сделать так, чтобы оценка за итоговое сочинение по литературе в 11 классе – которое благодаря большим усилиям нашей гуманитарной интеллигенции снова стало обязательным – влияла на будущую судьбу выпускника. Точно также считаю, что в любом уважающем себя университете, при поступлении на любую специальность, абитуриенты должны писать сочинение по литературе. Потому что умение писать сочинения, излагать свои мысли, аргументировать их нужны и физикам, и химикам, а всякие разговоры о патриотическом воспитании, в последнее время весьма популярные, без русской литературы просто бессмысленны. Именно она создает русскую картину мира в первую очередь.

Для того, чтобы повысить интерес к литературе, надо применять политику разумной мотивации. В чем она заключается? Ученик должен знать, что если в школе он не прочитал «Войну и мир», «Мертвые души», «Евгения Онегина», «Преступление и наказание», его шансы стать студентом высшего учебного заведения крайне призрачны. Когда для учеников, учителей и родителей будет создана такая мотивация, статус литературы автоматически изменится.

7 стр., 3426 слов

Методика подготовки к государственной итоговой аттестации по ...

... одну историческую оценку значимости периода; исторические термины, понятия в ходе изложения, их корректное использование. ПОДГОТОВКА К ИСТОРИЧЕСКОМУ СОЧИНЕНИЮ. При ... с 2014, все выпускники пишут обязательное «президентское сочинение», являющееся допуском к обязательному ЕГЭ по русскому языку. ... среднего общего образования. Традиционно в ЕГЭ предметом проверки подготовки выпускника по истории были ...

Разумеется, я понимаю, что все это куда легче сказать, чем осуществить. И даже если начать это осуществлять, вполне возможно очень серьезное сопротивление сразу со всех сторон. Со стороны детей – которым, по большому счету, все это не нужно, дети так устроены. Со стороны родителей – у них и так много головной боли.

И конечно, это вызовет большое сопротивление со стороны учителей – потому что на них сильно возрастет нагрузка, ведь готовить к сочинениям гораздо сложнее, чем к тестам. А молодое поколение учителей – это те люди, которые сами не писали обязательного итогового сочинения по литературе, они застали уже другое время. Как и чему они будут учить?..

Рассчитывать на быстрые результаты не нужно. И если возвращать в университеты обязательное сочинение – то не моментально, а постепенно. Вначале в рамках какого-то одного университета – чтобы посмотреть, что из этого выходит.

Во-вторых, я бы предложил еще раз обсудить обязательную программу.

На заседании Общества русской словесности, среди прочего, обсуждался вопрос, нужно ли вводить в школе обязательный список по литературе.

Думаю, что четкий список нужен только по произведениям XIX века. А вот что касается XX-го и XXI веков – здесь я выступаю за определенную вариативность. Честно говоря, всю современную литературу я бы из обязательной школьной программы исключил – и закончил бы список творчеством деревенщиков — Белова, Распутина, Шукшина, Астафьева. Литература XXI-го века пусть присутствует в этом списке как факультатив. Те, кто хочет этим заниматься – пусть занимаются.

А о том, сколько в обязательном списке должно быть Ахматовой, Маяковского, Платонова, Шолохова, можно уже дискутировать. Скажем, шолоховский «Тихий Дон», платоновский «Котлован» – выдающиеся произведения, но я не уверен, что их обязательно надо читать в школе. Скорее, учителю надо сделать так, чтобы у учеников проснулся интерес к их чтению. А в школе гораздо полезнее будет прочитать рассказы Платонова второй половины 30-х годов: «Фро», «Июльская гроза», «Река Потудань».

В-третьих, я бы предложил ввести курс по мировой литературе в университетах.

В советское время в вузах в обязательном порядке изучались так называемые общественные науки: история КПСС, философия, политэкономия. Это было чудовищно с точки зрения идейного насилия над молодыми людьми. А вот мысль о том, что студенты всех вузов, вне зависимости от своей специальности, изучают какую-то одну гуманитарную дисциплину, мне кажется вполне здравой.

Такой дисциплиной могла бы стать мировая литература, или даже шире – мировая культура. И тот же «Тихий Дон» здесь вполне мог бы стать обязательным элементом программы, как, скажем, и «Доктор Живаго», и «Архипелаг ГУЛАГ», и «Жизнь Клима Самгина», и другие произведения.

Я убежден, что после школы преподавание литературы должно иметь дальнейшее развитие. Часто говорят, что детям-школьникам рано читать «Войну и мир» и «Евгения Онегина». Так вот было бы здорово, если бы студентам второго или третьего курса еще раз читали лекции по этим произведениям. Думаю, студентам и самим бы очень интересно посмотреть, как они изменились за те три или четыре года, которые прошли после выпуска из школы.

6 стр., 2703 слов

Список рекомендуемой литературы к курсу "История психологии" ...

... произведения. М., 1990. Якунин В.А. История психологии: Учеб. пособие. СПб., 1998 Ярошевский М.Г. История психологии. 3-е изд., перераб., М., 1985. Литература ... Книга о душе // Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980. ИбнГабирол. Жемчужная россыпь. // Цит. по: ... истории русской гуманистической мысли. М., 1993. Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVVIII века. М., ...

Такое продолжающееся литературное образование было бы правильным, как нынче говорят, трендом.

Читайте также:

Что происходит с русским языком в школах?

Сергей Шаргунов: «Троечники в школе правят бал»

Общество русской словесности поможет сохранить русский язык и литературу, — патриарх