Моё любимое произведение Н. В. Гоголя

Сочинение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вишневская средняя общеобразовательная школа

«Моё любимое произведение Н.В. Гоголя»

Шаталова Анастасия, Учитель: Т.Н. Скоробогатова

-2009-

Гоголевские образы не умерли,

не отошли в прошлое.

Н. Бердяев

Когда нам предложили написать конкурсное сочинение на тему: «Моё любимое произведение Н. В. Гоголя, я долго перебирал в памяти наиболее яркое, запоминающееся. Сомневался, какое из произведений мне нравится больше: «Шинель» или «Ревизор», «Вечера на хуторе близ Диканьки» или «Мёртвые души», а может быть «Петербургские повести»?

Всё, созданное Н. В. Гоголем, очень актуально и сейчас; ни одно его произведение не растеряло со временем своей значимости, наоборот, приобрело ещё больший острый акцент.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» — очень интересное произведение, но о нём напишут многие, здесь есть о чём рассказать: необыкновенная природа Украины, захватывающий сюжет, давние традиции украинского народа – вот благодатный материал, из которого может действительно получиться красивое сочинение.

Так размышляя, пришёл к выводу, что моё самое любимое произведение Гоголя — повесть «Вий».

Эту повесть я читал первый раз в пятом классе, тогда меня больше всего заинтересовал сюжет произведения и, конечно, Вий – «начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли».

Отыскав на книжной полке книгу тёмно-зелёного цвета с чёрной надписью «Гоголь», принялся читать осмысленно и внимательно. И тут я понял главную мысль гоголевского творчества вообще, Гоголь в каждом своём произведении обращается к образу души. Почему так, а потому что душа самого писателя – сложная, тёмная, предельно одинокая и несчастная; душа пророческая и мистическая; душа, претерпевшая нечеловеческие испытания и пришедшая к Христу. Это становится понятно только в том случае, если подробно изучить многие произведения мастера.

Начало повести никак не связано с мистическими превращениями. С первой страницы Гоголь отправляет читателя на украинский рынок. И вот тут-то мы становимся свидетелями живой, яркой речи, которая подкупает читателя своей естественностью.

«Рынок в это время обыкновенно только что начинал шевелиться, и торговки с бубликами, булками, арбузными семечками зазывали покупателей:

13 стр., 6040 слов

Петербург в произведениях Гоголя

... из них с мнением Гоголя. А, в-третьих, было бы очень интересно узнать, как относился писатель к такому городу как Санкт - Петербург. Во большинстве произведений Гоголя много фантастических вещей. ... о двух типах художников, которым открывается седьмая глава «Мёртвых душ», Гоголь противопоставляет парящему в небесах романтическому вдохновению тяжёлый, но благородный труд писателя-реалиста, дерзающего ...

  • Паничи! Паничи! Сюды! Сюды! Ось бублики, маковники, буханци хороши! Ей –богу, хороши! На меду! Сама пекла!»

Прочитаешь эти строки и кажется, что сам попадаешь в эту атмосферу рыночной суеты и толкотни.

Гоголь – чудодей слова. Каждая фраза у писателя наполнена богатейшим смыслом, читая его произведения, не устаёшь удивляться тому, как просто он говорит о непростых вещах. Вот диалог Хомы Брута с казаками:

  • А что, дядько, можно ли узнать по каким-нибудь приметам ведьму?
  • Люди, знающие науку, говорят, что у ведьмы есть маленький хвостик.
  • Когда стара баба, та и ведьма, — сказал хладнокровно седой казак.
  • О, уж хороши и вы! Настоящие толстые кабаны, — подхватила баба, стоящая рядом.

Разве не вызовет на лице улыбку этот диалог?

А как щепетильно автор относится к описанию пейзажа в повести. На мой взгляд, Гоголь с особой тщательностью подбирал каждое слово: «… всё прочее было скрыто густо заросшими вишнями, бузиною, лопухом, просунувшим на самый верх свои высокие стебли с цепкими розовыми шариками…».

Только человек, родившийся и выросший в деревне, может по-настоящему понять всю красоту деревенской природы. Когда на дворе конец января, с особенной теплотой вспоминаешь эти розовые шишечки, которые летом так надоедливо цепляют за ноги каждого прохожего.

Гоголю удаётся совместить в повести реальное и мистическое, причём эти два начала очень мирно сосуществуют в произведении, не мешая одно другому.

«Вий» — это, на мой взгляд, самое первое произведение ужасов. Моя мама рассказывала, как в начале семидесятых годов демонстрировали фильм с одноимённым названием. В это время деревенский клуб – это место, где собирались и стар и млад на просмотр отечественного и индийского кино. Выключен свет, полная тишина. Вот на белоснежном экране появляются три ярко-красные буквы «Вий». Все внимательно следят за развитием событий. Хома Брут служит молебен по усопшей в первую ночь. Тишина становится ужасающей, и тут на экране появляется слеза красного цвета, которая катится по лицу покойницы. На весь клуб раздаётся пронзительный крик, кто-то из девчонок не смог сдержать своих эмоций, страх и ужас охватывают весь зал.

А потом поздно ночью, вспоминает мама, шли из клуба все вместе, по очереди провожая друг друга. Долго обменивались молодые люди впечатлениями от просмотренного фильма. Прошло время, и теперь этот фильм воспринимается гораздо обыденнее, и вряд ли кто из моих ровесников закричит от увиденного.

То, что не изучено до конца, во все времена манило к себе обыкновенного человека. Тема мистики, колдовства, можно сказать, красной нитью проходит через всё творчество Н. В. Гоголя.

Что же совершила страшного в своей жизни панночка, говоря перед смертью отцу: «Привези бурсака Хому Брута. Пусть три ночи молится по грешной душе моей».

«Она была ведьмой», — поясняет дальше Гоголь.

Хома Брут делает всё возможное, чтобы замолить грехи молодой красавицы, но не всё ему под силу.

«В страхе он очертил около себя круг…». А почему именно круг очертил Хома? Ответ на данный вопрос я решил обязательно найти. В книжном шкафу случайно рядом с произведениями Н. В. Гоголя стоит четырёхтомное собрание сочинений Е. П. Блаватской, здесь нахожу объяснение этой магической фигуре. Оказывается, «…круг служит символом воли церковнослужителя и составляет ограду его от дурного влияния. Круг может быть начерчен шпагой, в случае необходимости порошком угля или мелом».

Поэтому «Она стояла почти на самой черте; но видно было, что не имела сил переступить её…».

Основная мысль, которую хотел донести автор до читателя, на мой взгляд, заключается в том, что каждый человек должен заботиться о своей душе на земле: не делать зла, не вредить, не завидовать, не убивать, не нарушать, по сути, библейские заповеди. За свои ошибки приходится рано или поздно расплачиваться. Задача Гоголя – указать истинный путь именно грешникам.

Н. В. Гоголь заставляет задуматься своего читателя, самостоятельно обратится к поиску ответов на внезапно возникшие вопросы, и ты уже сам не замечешь, как открыл другое произведение и нашёл ответ на вопрос.

Сколько бы ни прошло лет со дня рождения Н. В. Гоголя, люди всегда будут читать произведения гениального автора, находить в каждой строчке, каждом слове огромную жизненную мудрость, искать ответы на самые сложные вопросы.

Я думаю, что Гоголь — писатель-философ. Его размышления о Боге, душе, зле, добре, правде заставляют меня не просто читать бессмертные произведения, но и вслед за писателем идти в мир реальный и в мир, полный загадочности. Совершив это удивительное путешествие по страницам произведений Гоголя, лучше понимаешь такие вопросы: для чего мы живём? На что тратим своё время? Печальный пример гоголевских героев заставляет нас взглянуть критически на самих себя и на нашу жизнь.

С полной уверенностью я могу сказать, что мне нравится творчество Н. В. Гоголя.

Гоголь – писатель великий и загадочный. Разгадать тайну его творчества удаётся только тем, кто по-настоящему увлёкся произведениями мастера.