Реферат москва в произведениях булгакова

Сочинение

Развитие исследования

Словосочетание «Булгаковская Москва» стало неотъемлемой частью творчества М.Булгакова. В его романе «Мастер и Маргарита» и сборниках рассказов и сценариев позднего периода автор представляет читателю «живых» и детально проработанных персонажей москвичей. События, происходящие с этими персонажами, разворачиваются на фоне географической карты Москвы, которую Булгаков описывал с такой любовью.

Однако, отправляясь в путешествие по булгаковским местам, нужно быть готовым к неожиданностям. Многие из этих мест находятся в зонах геологических разломов и обладают особой энергетической аурой. Даже те, кто не верит в биоэнергетику, ощущают это воздействие. Возможно, это объясняется харизмой самого Булгакова, который всю жизнь увлекался мистикой.

Какая же Москва представлена в творчестве Булгакова? Это Старая Москва, начиная с Арбатской площади, где находится здание ресторана «У Грибоедова», посещавшегося представителями МАССОЛИТовской элиты, и знаменитое «Варьете», где произошел невероятный «сеанс массового гипноза».

Интересно, что при тщательном анализе творчества М.Булгакова и сопоставлении указанных им географических координат с картой Москвы, можно заметить, что действие его произведений ограничено территорией исторического Чертополья. Это местность, где расположена Старая Москва, ограниченная Пречистенской набережной и Тверской улицей.

Кремль и Красная Площадь, несмотря на свое историческое значение, архитектурную красоту и культурное наследие, никогда не привлекали писателя с точки зрения зоны. Они лишь упоминаются в его произведениях скорее вскользь.

Историки, изучающие творчество М.Булгакова, отмечают этот «зональный парадокс» и считают его краеугольным. Они утверждают, что при написании своих произведений Михаил Афанасьевич стремился понять сакральный смысл географии Москвы. Он горячо верил в избранность и историческое предназначение этого города, сравнивая его с Третьим Римом.

Продолжение исследования

Для более глубокого изучения темы «Булгаковская Москва» целесообразно провести дополнительное исследование, включающее анализ произведений М.Булгакова, а также изучение исторических и культурных аспектов Москвы, связанных с описанными в произведениях местами.

Необходимо провести анализ романа «Мастер и Маргарита», рассмотрев географические координаты и описания мест, где разворачивается действие произведения. Также следует проанализировать сборники рассказов и сценариев позднего периода творчества Булгакова, чтобы выявить особенности его представления о Москве.

11 стр., 5154 слов

Изображение Москвы в творчестве Марины Цветаевой

... Однако, среди многообразия произведений Цветаевой мне больше всего нравятся стихи о Москве. Поэтому темой своего реферата, я выбрала тему Москвы в жизни и творчестве Цветаевой. «Мне имя – Марина…» Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября ...

Для более полного понимания «зонального парадокса» и влияния географии на творчество Булгакова, рекомендуется изучить его биографию и узнать о его увлечении мистикой и оккультизмом. Это поможет раскрыть его мировоззрение и понять, какие идеи и значения он хотел вложить в свои произведения.

Также следует провести исследование исторической и культурной значимости Москвы, чтобы выяснить, почему именно эти места привлекали Булгакова и как они связаны с историческими событиями и наследием города.

В результате исследования ожидается выявить связь между творчеством М.Булгакова и географией Москвы, а также понять, какие идеи и значения он хотел выразить через описание булгаковских мест.

В жизни самого писателя старомосковские дворики тоже сыграли определенную роль – на ул.Герцена, 46 писатель остановился впервые приехав в Москву, в переулке Южинском Вера Афанасьевна, сестра Булгакова, тяжело пережила личную драму, кстати, тут же неподалеку, на Малой Бронной, происходили события «Спиритического сеанса».

(Лестница ведущая к «Нехорошей квартире» по адресу Москва, Большая Садовая, 302-бис, 5-й этаж, кв. № 50)

Но, вернемся к «Мастеру и Маргарите». Важнейшим местом действия романа, точнее, его «московской» части, является «нехорошая квартира на Большой Садовой №10 – 302 БИС, в стенах которой после смерти М.Берлиоза расположился Воланд со своей свитой, где состоялся бал, на котором блистала Маргарита, и где к ней вернулся ее Мастер. Красочность описания «штаб-квартиры нечистой силы» настолько поразила многих впечатлительных москвичей, что в свое время они толпами приходили сюда, пытаясь найти портал, соединяющий наш и потусторонний миры.

На самом деле такого адреса не существует, хотя дом №10 – вполне реален, более того, в одной из коммунальных квартир Михаил Афанасьевич когда-то даже жил, и окна бывшего жилья писателя хорошо просматриваются зеваками с улицы. В честь этого бессмертного произведения и творческого наследия в целом, на этот дом после смерти драматурга прикрепили именную табличку, а чуть позже открыли Государственный музей писателя.

(Встреча на Патриарших прудах)

Следующее знаковое место романа, где собственно говоря, и завязывается сюжетная линия – Патриаршие пруды, некогда любимое место отдыха москвичей. Правда, в наши дни от паркового комплекса остался один пруд, по берегам которого открыто множество кафе с названиями, скопированными из романа.

Но Патриаршие пруды нужно рассматривать только в контексте со Спиридоновкой, по которой Иван Бездомный кинулся догонять Коровина, иначе все теряет смысл. Дело в том, что эта улочка, петляющая из стороны в сторону, некогда шла по берегу извилистой речушки Черторый, которая сегодня заключена в коллекторные, проложенные под водой аод Москвой.

Образ Москвы в произведениях Булгакова

В творчестве Михаила Булгакова Москва играет особую роль, становясь важным духовным пространством, многогранным символом и фоном для развития сюжета и поведения героев. В романе «Мастер и Маргарита» эта роль Москвы особенно достаточно значительна, именно здесь происходят события, определяющие дальнейшие пути героев.

5 стр., 2460 слов

Вопросы и ответы к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (№2)

... привести к ущербу своей личности. Смысл названия книги Мастер и Маргарита Название знаменитого романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» своей формулировкой напоминает другие ... Москве и уход в бесконечность героев романа. Во всех трех мирах существуют похожие по функциям герои и события. С чем связана сатирическая линия романа М. Булгакова «Мас­тер и Маргарита»? Сатирический план романа ...

Один из самых знаковых мест в Москве — ручей, который москвичи считают проклятым местом, в то время как Козье болото, расположенное рядом, носит позитивную энергию. Булгаков проникнут до глубины души этой двойственностью, именно поэтому романский сюжет разворачивается именно в этом районе Москвы, где вечно борется добро и зло.

Важно отметить, что Москва в «Мастере и Маргарите» также является символом духовного пространства, которое определяет поведение и судьбы героев.

Москва, утрачивая свою добродушие и купеческий размах, становится кузовом уничтожения и лишения своей жизненной силы, а с ней и монастырей и соборов, которые прославлялись веками.

В романе Булгакова это отражается в описании Маргаритой городской суеты и метушни, которые удручают ее: «Под Маргаритой плыли крыши троллейбусов, автобусов и легковых машин, а по тротуарам, как казалось сверху Маргарите, плыли реки кепок. От этих рек отделялись ручейки и вливались в огненные пасти ночных магазинов. ‘Э, какое месиво’, — сердито подумала Маргарита, — тут повернуться нельзя».

Таким образом, Москва в «Мастере и Маргарите» выступает в качестве символа и фона, отражающих духовное состояние героев и определяющих дальнейшее развитие событий. Погружение в двойственность и изменение образа Москвы в произведениях Булгакова является важным элементом его произведений.

Эпитеты, использованные Булгаковым в описании Москвы – «жесткость», «холодность», насыщают картину враждебного окружения города. Персонажи, виновные в этом «месиве», рассматриваются здесь как явления, выкристаллизовавшие интерпретацию происходящего в обществе. Все это усугубляется отрицательно окрашенными словам — «месиво, пасти, скопище», замыкающими впечатление неприязни к городу.

Главными действующими силами, привносящими в затихшую Москву это отчуждение, служат персонажи Булгакова. Варенуха, Берлиоз, Лиходеев и Римский, безразличные ко всем, кроме самих себя, создают атмосферу бездушия и цинизма. Булгаков использует их как инструмент для выражения своего отторжения к новым порядкам и образу жизни, которые стали доступны после взятия власти нового режима.

Но наиболее важным в это окружение вносит персонаж Зло. Он отвечает за пространство вокруг своего края, представляя сущность московского общества, кровожадное и бессовестное.

Тем не менее, Булгаков до конца сохраняет надежду, веря в великую миссию Москвы. Он верит, что эта ситуация не конечная, и очень скоро в Москва снова зазвучит бодрый марш о необъятной родине, без тени иронии и цинизма.