Коллеги — педагогический журнал Казахстана

Сочинение

Методическая разработка:

Чайковский П.И. «Детский альбом

(методический и исполнительский анализ)

Преподавателя детской музыкальной школы №1 Семеновой Марины Александровны

Цикл фортепианных пьес «Детский альбом», соч. 89, написан П.И.Чайковским в мае 1878г., посвящен любимому племяннику Володе Давыдову и издан у П. Юргенсона в октябре того же года.

На титульном листе первого издания полное название цикла: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей (подражание Шуману).

Сочинение П.Чайковского».

Широко известна любовь Чайковского к детям. Он с большой нежностью относился, например, к своим племянникам, или воспитаннику брата композитора М.П.Чайковского глухонемому мальчику Володе Конради. Известно так же, как настойчиво хлопотал композитор об открытии школы в Майданово. Чайковский мог часами возиться с детьми, принимать участие в играх, наслаждаться их непосредственностью. Дети платили композитору искренней привязанностью и любовью. Светлый, радостный мир ребенка нашел отражение в творчестве Чайковского. Достаточно вспомнить цикл «Детских песен» (полное название «16 песен для детей на стихи A.M.Плещеева и др. поэтов», соч.543 или балет-феерию «Щелкунчик», соч.71).

С необыкновенной чуткостью и тонким пониманием детской психологии композитор отразил в «Детском альбоме» жизнь и быт детей той среды, которая повседневно его окружала.

В «Детском альбоме» 24 пьесы, не связанные единой тематикой. Все пьесы цикла программны, в каждой содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание.

В сборнике запечатлен широкий круг образов. Это картины природы – «Зимнее утро», «Песня жаворонка», игры детей – «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков». Живо обрисованы персонажи русских народных сказок – «Нянина сказка», «Баба-яга», русского народного творчества – «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», песни других народов – «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка». В цикле имеются элементы изобразительности — «Шарманщик поет» и звукоподражания – «Песня жаворонка». Чайковский не прибегая к упрощенчеству, рисует богатый внутренний мир ребенка в пьесах «Утреннее размышление», «Сладкая греза» и «Хор».

В основе песен различных народов — подлинные народные мелодии. «Русская песня» построена на теме песни «Голова ль ты, моя головушка». Народными итальянскими мелодиями являются «Неаполитанская песенка», ранее вошедшая в балет «Лебединое озеро» и «Итальянская песенка». Другая итальянская народная мелодия легла в основу пьесы «Шарманщик поет». Тема «Старинной французской песенки» также подлинная, впоследствии была использована в опере «Орлеанская дева».

12 стр., 5758 слов

П. И. Чайковский. «Детский альбом»: особенности строения миниатюр ...

... в настоящей дипломной работе является цикл П.И. Чайковского «Детский альбом», предметом исследования – содержание и структура как ... делающее его понятным и близким детям, — мелодический язык. Но «Детский альбом» — необычный детский цикл. Глубины «подтекста» приоткрываются в ... усмотреть и автобиографический мотив. Например, мелодии «Итальянской песенки», а также пьесы «Шарманщик поет» — своего рода ...

  • Широко известен «Альбом для юношества» Роберта Шумана, которому подражает Чайковский. Свою любовь к Шуману он выразил в некоторых фортепианных сочинениях, например, в пьесе «Un poco di Schuman”, coч.72. или в одной из вариаций соч.19.

Влияние Шумана на фортепианный стиль Чайковского просматривается, например, в сходстве фактуры, ритма и динамики, но в «Детском альбоме», как ни парадоксально, оно выражено в меньшей степени, скорее сходна жанровая тематика этих сборников. Пьесам «Смелый наездник», «Веселый крестьянин», «Солдатский марш», «Зима», «Сицилийская песенка» Шумана соответствуют сходные по тематике произведения из цикла Чайковского: «Игра в лошадки», «Мужик на гармонике играет», «Марш деревянных солдатиков», «Зимнее утро», «Итальянская песенка».

Если говорить о преемственности, то следует отметить сходство музыкального языка «Детского альбома» с мелодикой и фактурой фортепианного стиля М.И.Глинки. Его вальсы, ноктюрны, польки, мазурки, пьесы «Чувство» и «Простодушие» являются непосредственными предшественниками «Вальса», «Мазурки», «Польки» и др. пьес из «Детского альбома».

«Детский альбом» еще при жизни автора издавался несколько раз. В наше время имеется большое количество отечественных и зарубежных изданий. Цикл издается полностью и по частям, также отдельные пьесы входят в различные сборники. В некоторых изданиях по разным соображениям из «Детского альбома» изымались отдельные пьесы. В издание Музгиза 1929г. не вошла пьеса «Похороны куклы» под предлогом ее трагического характера, а из такого же издания 1935г. изъята пьеса «Хор» (прежнее название «В церкви»), как вообще неприемлемая.

В автографе «Детского альбома» обозначения темпа и характера даны на русском языке, но уже в первом издании Юргенсона, которое просмотрел и исправил автор, терминология существенно изменилась. Например, характер пьесы «Утреннее размышление» в автографе обозначен «Тихо», а в издании Юргенсона предписывается обозначение темпа Andante (Спокойно).

В пьесе «Мужик на гармонике играет» — в автографе «Довольно медленно», а в I издании — Adagio (Медленно).

В автографе пьесы «Шарманщик поет» отсутствует авторское обозначение темпа. В издании Юргенсона – Andantе. В ряде редакций данный темп обозначается по-разному. В редакции Е. Голубева — Andantino , в издании Peters — Moderato. В последнем вообще во многом искажаются авторские обозначения темпа. В пьесах «Утреннее размышление» и «Болезнь куклы» произвольно выписано Lento, в «Русской песне», «Камаринской» и I части «Неаполитанской песенки» — Commodo , «Песне жаворонка» — Lentamente. Полное непонимание редактором характера музыки продемонстрировано в обозначении темпа Andante в пьесе «Зимнее утро».

В автографе I период пьесы «Немецкая песенка» выдержан на неизменном басу Еs (на первой четверти такта), то же и в репризе. Однако уже в издании Юргенсона неизменный органный пункт отсутствует. Все последующие издания опираются на издание Юргенсона. Вариант с неизменным органным пунктом весьма привлекателен — он хорошо согласуется с характером музыки и его можно рассматривать как своеобразную авторскую версию.

4 стр., 1733 слов

Сочинения для детей чайковского

... признаки гениальности...". Третьим фактором, определившим намерение Чайковского сочинить пьесы для детей, можно считать пример Р.Шумана. Неслучайно в одном из писем, рассказывая о замысле "Детского альбома" Чайковский упоминает в этой связи Р.Шумана ...

В предисловии к изданию «Детского альбома» редактор Е.Голубев указывает «на имеющееся во всех изданиях альбома неверное обозначение ритмической фигуры в «Немецкой песенке» в третьем такте от конца две восьмых ноты с точкой, следует пунктир и две восьмые, как повсюду в аналогичных местах. Ошибка возникла вследствие описки самого автора”. С этим доводом нельзя согласиться. Почему автор должен поступать в репризе точно по аналогии, ведь убедительнее реприза звучит с еще более подчеркнутым пунктиром.

Во всех русских и советских изданиях точно воспроизводится артикуляция и динамика автографа и первого издания. Однако во многих зарубежных изданиях эти обозначения искажены. В уже упоминавшемся издании Peters редактор В. Ниман произвольно подправляет авторские указания. В этой редакции также произвольны и переводы названий пьес на немецкий, французский и английский языки. Пьеса «Игра в лошадки» переводится как «Маленький кавалерист», «Марш деревянных солдатиков» — «Солдатский марш», «Мужик на гармонике играет» — «Песня крестьянина», а «Мама» переводится как «Моя мамочка». Неправильные переводы также искажают характер музыки, не дают детям полного о ней представления. Утрачивается элемент игры в пьесах «Игра в лошадки» и «Марш деревянных солдатиков», приторно слащаво переводится «Мама», не дается представления о характерности произведения «Мужик на гармонике играет».

Из всего сказанного следует, что лучше обращаться к отечественным изданиям «Детского альбома», в которых точно запечатлен авторский текст.

Хотя фактура, мелодика, гармония, ритм, артикуляция, динамика, орнаментика, аппликатура и педализация «Детского альбома» подчас и сложны, но учитывают уровень развития детей, их исполнительские возможности.

Чайковский не применял сложных тональностей и тональных сдвигов. Из 24 пьес — 19 написаны в мажорных тональностях, а из 5 минорных, действительно сумрачно звучат лишь пьесы «Болезнь куклы» и «Похороны куклы»(соль минор и до минор).

В мажорных тональностях преобладают До мажор, Ре мажор, Фа мажор, Си-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор, которые сообщают всему циклу светлое радостное звучание.

Соотношение темпов в цикле продумано и построено на контрастах.Вот что писал исследователь фортепианного творчества Чайковского А.А.Николаев: «В «Детском альбоме» мы узнаем характерный фортепианный почерк Чайковского, сохраняющий свои основные, типичные черты. Здесь как бы в уменьшенных масштабах, в облегченном изложении представлены почти все технические формулы, встречающиеся во «Временах года» и в других миниатюрах Чайковского».

Интересно, что Чайковский, никогда не преподававший детям, мало соприкасавшийся с вопросами обучения игре на фортепиано, проявил превосходное знание фортепианного изложения, доступного детским рукам.

Во всем сборнике нет, например, ни одной октавы или аккорда, расположенного шире, чем в пределах септимы. Ни в одной пьеске мы не найдем одновременного сочетания крайних регистров клавиатуры, требующих широкого расстояния между руками. Нижний регистр (контр- и субконтроктавы) вообще не используются, а звуки в самых высоких октавах встречаются только в пьеске «Песня жаворонка». Значительно проще по рисунку и сама ткань этих произведений. Обычная многоэлементность изложения, имитации, подголоски, характерные для Чайковского, здесь почти отсутствуют.

12 стр., 5813 слов

Грибоедов А. С. Горе от ума, Любовный треугольник в пьесе с общественным ...

... их вера в настоящую любовь наверняка сильно пошатнулась. 9 класс Сочинение на тему любовный конфликт в комедии горе от ума Конфликт (от лат. ... какой он её запомнил, когда уезжал в Санкт-Петербург. Любовный треугольник распался и каждый из его участников остался лишь ... между «добром» и «злом». Грибоедову, создателю первой реалистической пьесы, было достаточно трудно справиться с этой задачей. Ведь в ...

Преимущественное место в серии этих пьес занимает аккордовая техника, но как мы отмечали выше, всюду аккорды использованы с учетом физических возможностей детской руки.

Аккордовый аккомпанемент в партии левой руки характерен для таких пьесок, как «Вальс», «Мазурка», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», «Шарманщик поет», т.е. для таких музыкальных картинок, где певучий характер в партии правой руки поддерживается сопровождением, четко выявляющим гармоническую основу.

Другой тип фортепианного изложения — почти сплошная гармонизация мелодии, образующая движение аккордами, расположенными в обеих руках. Такой рисунок мы видим в «Утренней молитве», в современной транскрипции – «Утреннее размышление», пьесах «Зимнее утро», «Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы», «Нянина сказка» и т.п. Особенно плотная аккордовая ткань встречается в пьеске «Мужик на гармонике играет», где имитируется звучание гармоники остроумным приемом использования доминантсептаккорда в тесном расположении, довольно пронзительно и резко звучащего в среднем регистре фортепиано.

Ко всему сказанному нужно добавить, что в пьесах «Утреннее размышление», «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Мама», «Русская песня», «Нянина сказка», «Хор» ясно ощущается квартетный склад. Мелодика чрезвычайно выразительна. Композитор ее щедро черпает как бы из рога изобилия. Многообразен и ритм. Гармонический склад пьес прост и доступен. Орнаментика органично вплетается в мелодическую линию пьес «Полька», «Итальянская песенка», «Песня жаворонка».

Особо остановимся на артикуляции и динамике. Композитор находит точные интонации, которые передают иногда даже еле заметные, тончайшие оттенки выразительности человеческой речи. Изучение «Детского альбома» может стать отличной школой артикуляции.

И. Браудо в своем капитальном труде «Артикуляция» наметил шкалу связанности и расчлененности в следующей таблице:

«Связанность»

1.Акустическое legato или legatissimo

2. Legato

3. Сухое legato

«Расчлененность»:

4.Глубокое non legato

5.Non legato

6.Метрически определенное non legato

«Краткость»:

7. Мягкое staccato

8. Staccato

9. Staccatissimo (максимально достижимая краткость)

Конечно, приведенная таблица лишь схема, ведь степени связанности, краткости и расчлененности поистине безграничны, но все приведенные виды артикуляции имеются в «Детском альбоме» от legato и legatissimo в пьесах «Мама», «Старинная французская песенка», «Сладкая греза» до staccatissimo в произведениях «Баба-яга» и «Игра в лошадки». Во многих пьесах сочетание точно проставленных legato, non legato, staccato, лиг, акцентов является необходимым для создания образа, о чем будет подробно сообщено далее.

Так же тщательно обозначена и динамика. Композитор пользуется как постепенным ее развитием, так и внезапными сменами тонких градаций звучностей. Но нигде в цикле не обозначено ff — автор предписывает шкалу динамики ррр-f . В произведениях цикла Чайковский применил в основном простые формы, которые легко поддаются анализу.

Следует признать аппликатуру некоторых изданий неудачной — она часто не согласуется со смыслом музыки, неудобна и сложна для запоминания. При анализе отдельных пьес будут предложены аппликатурные варианты автора работы.

8 стр., 3841 слов

Режиссерский анализ пьесы

... напевая песенку сестры, а том остается со змеем в руках. Подул долгожданный ветер. 1.5 Протокол происходящего в пьесе 1.Поднятии занавеса Уилли осторожно идет по рельсе, балансируя раскинутыми ... монотонность, его недовольство новой рутинной работой подвигло его писать ещё больше: он поставил себе цель писать по рассказу в неделю, работая по субботам и воскресеньям, часто до ...

Пьесы фортепианного сборника Чайковского являются бесценным педагогическим и художественным материалом. Для создания образов исполнителю придется пользоваться всем арсеналом музыкальных средств выразительности.

Изучение произведений позволит юным пианистам проявить творческую инициативу, каждое прочесть по-своему.

«Детский альбом» может быть исполнен целиком или в репертуар юных исполнителей следует включать отдельные пьесы. На его материале можно построить следующие микроциклы:

1. «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».

2. «Вальс», «Мазурка», «Полька», «Марш деревянных солдатиков».

3. «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская».

4. «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка».

5. «Нянина сказка», «Баба Яга».

Можно найти и другие решения при объединении пьес.

Автор методического пособия не приводит нотных примеров, т.к. ноты «Детского альбома» повсеместно распространены. При чтении работы их нужно иметь перед собой. Подчеркнем, что читатель неизбежно встретится с некоторыми повторениями, т.к. в ряде пьес ставятся аналогичные художественные и пианистические задачи.

Переходим к исполнительскому и педагогическому анализу пьес цикла.

1.Утреннее размышление

Пьеса вводит в мир сложных переживаний ребенка. В произведении, напоминающем сарабанду — строгое четырехголосие (ученик может представить звучание квартета струнных инструментов).

В хорале автор избегает гармонических усложнений, довольствуется простыми каденционными формулами. Следует подчеркнуть острое звучание секунд в 6,8, 10,21 тактах, вводного септаккорда на тоническом органном пункте (такты 17,19).

Тщательно поработайте с учеником над голосоведением, певучестью каждого голоса, но особо обратите внимание на звучание подвижных сопрано и баса.

Артикуляция и динамика должны подчеркнуть выразительность пьесы. Хотя в 1,2,7-12 тактах legato автором не выписано — оно подразумевается. Важно добиться мягкого певучего звука legato во всех голосах. Его обеспечит целесообразно подобранная аппликатура (при повторении аккордов пальцы не следует менять).

В одном случае выразительность речевых интонаций подчеркивается лигами — опорами на сильные доли тактов, в другом — синкопами на вторую или третью долю. Педагог также привлечет внимание ученика к тому, что акцентируемая сильная доли и мягкая синкопа подчас следуют одна за другой (такта 17,19).

При работе над динамикой внимательно отнеситесь к указаниям в тексте — сначала небольшой «вилочке» в 3-5 тактах, затем частичной кульминации mf в 8 такте и яркому кульминационному f в двенадцатом.В конце пьесы музыка постепенно угасает и растворяетсяв на рp.

В характерной для сарабанды ритмической фигуре — четверть с точкой — восьмая, ученики часто не дослушивают точку. Ритмично нужно сыграть в партии правой руки и пунктир — восьмую с точкой — шестнадцатую, учесть, что во всех случаях восьмая акцентируется; это придает ритму дополнительную упругость.

4 стр., 1719 слов

Сущность педагогического такта и методы его проявления

... менее, «мера», как один из ключевых компонентов педагогического такта всецело определяет насколько успешным и эффективным (со стороны учителя) будет регулирование педагогического процесса. Ошибочным будет воспринимать "меру" - компонент педагогического такта, как некое механическое, лишенное ...

Особо следует поработать над тоническим органным пунктом, использовать репетиционные возможности рояля, дифференцированно исполнить партии баса и тенора. Для этого опора с пятого пальца снимается (он мягко повторяет органный пункт) и переносится на остальные пальцы. В певучей партии тенора сильный первый палец сможет естественно исполнить акценты в 17 и 19 тактах – поддержать выразительность сопрано, усилить звучание аккорда. В данном фрагменте также почувствуйте «говорящие» паузы в 16 и 18 тактах.

В пьесе может быть использована запаздывающая педаль, отмечающая смены гармоний. 17, 19 и последние три такта возможно произнести на одной педали. Этому способствует органный пункт.

При целостном проигрывании ученики склонны темп затянуть; поможет стремление преодолеть аккордовую вертикаль и найти естественное, неторопливое, текучее движение в ритме сарабанды.

Сравнительно простая фактура произведения не говорит о том, что оно легко и доступно для понимания учеником. Исполнение пьесы требует от ребенка достаточного объема внимания, он должен рельефно показать полифонию пьесы, учесть гармонические, фразировочные, артикуляционные, динамические, ритмические особенности произведения. Только работа над сознательным овладением всеми компонентами интерпретации приведет к ее осмысленности.

2. Зимнее утро

В пьесе запечатлена не только картина снежного, морозного зимнего утра, но и психологического настроения ребенка. Произведение начинается радостным Ре мажором, который вскоре модулирует в параллельный минор, как будто радость омрачается пасмурной погодой.

Потенциальная ошибка ученика – расчленение музыки на отдельные звенья по тактам, поэтому педагог должен обратить внимание на то, что каждый восьмитакт крайних частей пьесы должен быть произнесен на одном дыхании как бы под общей лигой. Следует найти соответствующие пианистические движения, чтобы каждая ячейка (такт) была составной частью общего движения. Собранные руки позиционно переносятся мягкими, экономными, синхронными движениями. По пути внутри каждого такта чередуются пружинистые рессорные опоры с четкими разрешениями, осуществляется общее crescendo с кульминациями в 5 и 13 тактах и последующее diminuendo.

Проследите за точностью пунктирного ритма, подчеркните переклички в партиях сопрано и альта в 5-8 тактах и сопрано и тенора (такты 13-16).

То же самое с небольшими изменениями в репризе.

Контрастная средняя часть пьесы весьма выразительна. Ее метричность (в каждом двутакте повторяется один и тот же ритм) нужно преодолеть исполнительскими средствами так же, как и в крайних частях пьесы, объединить двутакты, произносить их на одном дыхании певуче, проникновенным звуком. Выразительные акценты не должны задерживать движение. Не сглаживайте диссонансы. В 25-40 тактах важно подчеркнуть линию баса, которая придает фрагменту особую прелесть. Следует поработать над точностью ритмической фигуры – восьмая с точкой – шестнадцатая, услышать переклички сопрано и альта. Обратите внимание ученика на четкое, певучее исполнение кульминационного пунктира данной фигуры в 28 и 32 тактах, которая синхронно проходит во всех голосах. К ней устремляется движение, как бы подытоживая предыдущие построения.

В 39-40 тактах таинственность р может подчеркиваться еле заметным замедлением темпа. Чуть замедлить можно так же и в конце пьесы.

В крайних частях пьесы в каждом такте акцентировка сильных долей может быть поддержана педалью, а в средней части и коде педаль должна помочь выявлению мелодических и гармонических особенностей фактуры.

7 стр., 3310 слов

Спектакль «Малютка театральный бес» по мотивам пьесы Веры Трофимовой

... драматургии, в литературном запасе Трофимовой есть и философские, и религиозные пьесы. Трофимовой написаны следующие пьесы, которые были поставлены в различных театрах ... Ларри, Королева, Гай Тринадцатый и Купец, в которых Он и Она перевоплощаются по ходу спектакля. Жанр, выбранный режиссером - трагифарс. ... Однако, любовь к театру его настолько велика, что он не может так жить, и все время пытается ...

Трудность данного произведения заключается еще и в том, что оно рассчитано на хорошую реакцию ученика, умение его мыслить в быстром темпе.

3. Игра в лошадки

Ученик должен представить себя действующим лицом, скачущим верхом на палочке или игрушечной лошадке. Яркая красочная маленькая токката напоминает pizzicato Cкерцо из IV симфонии Чайковского.

Определяя темп и движение, важно исходить из того, что метрической единицей здесь является такт, а не восьмая. Музыкальная мысль укладывается в четырехтакт.

С начала до конца пьеса выдержана в четырехголосном квартетном аккордовом складе. То, что естественно получается при звучании квартета струнных инструментов, где каждый голос исполняется другим лицом, совсем не просто исполнить на фортепиано. Естественного звучания можно добиться, если ученик ощутит смену гармоний, логику голосоведения, услышит модуляции. В аккордах нужно добиваться звуковой выровненности, стройности.

Staccato исполняется мельчайшими движениями кисти при подобранных кончиках пальцев. Педагог проследит, чтобы ученик не делал никаких лишних движений над клавиатурой, а при повторяющихся нотах пользовался двойной репетицией рояля. Каждый следующий звук или аккорд берется до того, как клавиши полностью поднимутся. Следует хорошо подобрать аппликатуру, чтобы избежать лишних переносов руки.

При разучивании пьесы ученик часто задевает посторонние клавиши. Аккорды звучат грязно. Многократные повторения не улучшают положения. Не участвующие в игре пальцы немного приподнять, они не должны касаться клавиш. Crescendo и diminuendo достигаются увеличением или уменьшение интенсивности прикосновения к клавишам. В момент усиления звучности к пальцам «подключается» кисть, а затем и предплечье, а при уменьшении звука они постепенно «отключаются». Данные пианистические приемы должны сохраниться и при переходе к быстрому темпу. Если применить только единообразные вертикальные движения, то это неминуемо приведет к быстрому утомлению рук.

Подчеркнем, что для освоения пьесы необходима настойчивая работа в медленном темпе. После основательного освоения пьесы в медленном темпе не следует тут же переходить к быстрому. Часто некоторые неопытные молодые пианисты осуществляют такой переход сразу, и в итоге произведение в быстром темпе не получается. В медленном темпе пианист привыкает к определенному замедленному типу движений. Если непосредственно перейти к быстрому темпу, то руки начинают усиленно работать и быстро устают, навыки, полученные в медленном темпе, разрушаются, автоматизации движений добиться не удается. В быстром темпе пальцы затрачивают меньше усилий – плечо и предплечье берут на себя часть работы, звук становится легче и определеннее, играть следует ближе к клавишам. Переходить от медленного темпа к быстрому следует постепенно, чтобы руки исподволь привыкали к новому типу движений. Нужно найти 5-7, а в каких-то случаях больше промежуточных градаций темпа, от медленного к искомому быстрому, добиваясь в каждом точности произнесения музыки. Если в следующем более быстром темпе есть шероховатости, следует вернуться к предыдущему темпу, продолжать шлифовать не получившийся фрагмент. Педагог должен внимательно следить за сложным процессом постепенной автоматизации движений, вносить свои коррективы.

14 стр., 6538 слов

Партия как организованное общественное мнение

... выяснить мнение всего населения страны. Говоря о выборах, следует различать такие ... на волне народного энтузиазма, в ситуации вдруг открывшихся и, как тогда казалось, безграничных возможностей общественной ... руки более сильных и менее нуждающихся. В одних странах для получения государственной финансовой помощи партии ... Beликобритании для получения права быть избранным требуется внести избирательный ...

Принцип перехода от медленного темпа к быстрому относится не только к пьесе «Игра в лошадки», он универсален и может быть широко применен в педагогической практике.

4. Мама

Уже в самом названии заключается смысл произведения, который подчеркивает авторская ремарка – «C большим чувством и нежностью». Нужно установить, что видит ребенок в этом образе, как он сможет запечатлеть его в интерпретации.

Пьеса написана в многоголосной полифонической манере. Бас и сопрано почти на всем ее протяжении поют в дециму, но артикуляционные задачи их разные. Нижний голос обозначен legatissimo (короткие лиги в каждом такте не следует принимать во внимание, они по давней традиции соответствуют движению смычка струнных инструментов).

Артикуляция партии правой руки передает разнообразие речевых интонаций. Огромное мастерство Чайковского проявляется в том, что до 31 такта в изложении отсутствуют опоры на сильные доли, а в гармонии применяются незавершенные каденции, что подчеркивает сквозное движение музыки. Его достижение — основная исполнительская трудность.

Так с 1-8 и 17-24 тактах в партии правой руки артикуляционные лиги начинаются на слабых долях и мягко разрешаются на сильных долях следующих тактов. Со второй половины 8 по 12 и с 24 по 28 такты короткие лиги, объединяющие по две четверти, следуют одна за другой, вызывая ассоциацию с маятником. Она также не должна нарушать сквозного развития музыки. Предостерегите ученика от возможной ошибки: левая рука часто из солидарности играет с той же артикуляцией, что и правая. Эластичные движения кисти и хорошо подобранная аппликатура помогут добиться legatissimo в партии левой руки.

Точно выписанный динамический план приводит к мягкой кульминации в 30 такте, после которой юный пианист должен хорошо ощутить выразительную «говорящую» паузу. В последних шести тактах пьесы опоры на сильные доли каждого второго такта контрастируют предыдущему изложению, подчеркивая завершенность высказывания.

5. Марш деревянных солдатиков

Для воплощения образа юный пианист должен достичь легкости, звонкости staccato, «игрушечной» звучности «Марша деревянных солдатиков», под звуки «игрушечного» оркестра с флейтами и барабанчиком.

Необходима работа над упругостью и точностью ритма. В одном случае (такты 2-4) в первой половине такта обозначенный пунктир – восьмая с точкой и шестнадцатая произносятся под лигой, а во второй половине точка заменена паузой. В другом случае (такты 7, 15) паузы проставлены и в первой, и во второй половине тактов. Эти тонкие подробности следует точно выполнять. В пианистических приемах необходимы короткие, быстрые, точные движения нацеленных, закругленных кончиков пальцев. Важно поработать над чеканностью аккордов и пунктирного ритма, обратить внимание на аппликатуру; например, репетиции в 8, 16, 40 тактах лучше исполнить разными пальцами (иногда для облегчения их можно перенести в партию правой руки).

Пьеса нигде не выходит за пределы р и рр. Акценты не должны нарушать динамику, они еще больше подчеркивают «игрушечность» музыки.

Короткая педаль помогает лучше услышать точное звучание фактуры, сильные доли тактов, акцентировку аккордов.

9 стр., 4229 слов

» Роль ансамблевого музицирования в формировании развитой ...

... приводит к потере интереса к занятиям. Игра в ансамбле делает учащихся разной «продвинутости» равноправными исполнителями и, независимо от степени трудности партий, дает возможность выступления на самых ... технических навыков, необходимых для игры в любом ансамбле. Но, может быть, еще важнее то, что игра в четыре руки учит слушать партнера и одновременно звучание ансамбля в целом, учит музыкальному ...

Нужно предостеречь ученика от ускорения темпа, точно выполняя авторское указание Moderato (Умеренно).

6. Болезнь куклы

Пьеса одна из самых легких в «Детском альбоме», но и она таит в себе определенные трудности. Ученики обычно хорошо передают ее характер – кукла болеет, страдает, стонет, жалуется.

Распространенная ошибка – слышание только вертикали. Между тем, юный пианист должен ощутить в развитии по горизонтали три звучащих слоя – мелодию, бас и гармонию. Каждый из этих элементов композиции имеет свою выразительность. Сливаясь вместе, они образуют гармонию. Проведите работу над певучей мелодией, выразительным басом и гармониями, следующими одна за другой. При сочетании слоев нужно обратить внимание на то, чтобы каждый из них был самостоятелен, и, в то же время, на их соподчинение, помогите найти соотношение звука. Ученики, например, обычно «усаживаются» на мелодическую ноту и не чувствуют необходимости продолжения мелодической линии. Можно поучить мелодию отдельно, без пауз в более подвижном темпе, чтобы лучше почувствовать ее развитие. Гармонии по вертикали соберите в аккорд: так легче будет их услышать. В работе над звуком помогут пальцы, как бы сросшиеся с клавишами, берущие их «близко», «тепло», мягко.

Отметим большую постепенность динамического развития, например, подход к кульминации f в 21-24 тактах, с последующим diminuendo, небольшие динамические наплывы в 31-34 тактах и, наконец, завершающую «вилочку», в конце которой можно замедлить темп.

Недопустим излишне медленный темп, при котором все элементы пьесы неминуемо распадутся – необходимо нахождение плавной текучей пульсации.

«Болезнь куклы» может стать хорошей школой педализации. В каждом такте, кроме 9-16, мягко взять запаздывающую педаль на четверть с точкой в партии левой руки и дослушать ее вместе с мелодической нотой до конца такта, а потом плавно снять, когда приходит новый бас. То же самое и в каждом следующем такте. Во втором восьмитакте также взять педаль на четверть с точкой в партии правой руки и присоединить гармонию к мелодической ноте следующего такта.

Педагог должен проследить за техникой педализации, чтобы педаль бралась плавно, не нажималась до дна и не вызывала большого числа обертонов, что находилось бы в противоречии с прозрачным характером музыки. Нужно также обратить внимание на дисциплину пальцев. Если они будут передерживать бас или гармонию, то в следующей гармонии будут призвуки предыдущей.

7. Похороны куклы

В торжественном траурном шествии, мрачном до миноре звучит похоронный марш. Сначала траурная процессия находится далеко, потом она все приближается и приближается, вот она уже рядом с нами, а затем начинает удаляться. В соответствии с этим построен динамический план (пьеса начинается рр, постепенно развивается к mf, и снова возвращается к рр).

Его точность очень важна для раскрытия образа. Как и в каждом похоронном марше, следует привлечь внимание юного пианиста к ритмической фигуре (половинная, восьмая с точкой, шестнадцатая и снова половинная – ученики часто превращают восьмую с точкой и шестнадцатую в триоль).

В разной исполнительской ситуации эта игра звучит неодинаково – то как манерная поступь, то в кульминации – чеканно, зловеще. Мрачный характер музыки подчеркивается тяжеловесными аккордами и интервалами в аккомпанементе, который должен быть хорошо согласован с мелодической линией. Особо нужно подчеркнуть в кульминации септаккод двойной доминанты: он обычно появляется в Чайковского в наиболее напряженных фрагментах.

В артикуляции преобладает мерная поступь non legato. Выразительные лиги в 17,18, 21 и 22 тактах нужно дослушать до конца, но не соединять со следующей шестнадцатой. Legato (такты 31-33) должно прозвучать певуче, оттеняя господствующий штрих.

Ребенок должен отдавать себе отчет, что это похороны кукольные и отнестись к ним, как к игре.

8. Вальс

Вальс – парный танец, основанный на плавном кружении, один из самых распространенных танцевальных жанров. В творчестве Чайковского он занял достойное место. Необходимо познакомить юного пианиста с аналогами – двумя, тремя образцами из симфоний, опер, балетов или фортепианными вальсами, например, с «Ната-вальсом» или пьесой «Декабрь» из «Времен года». Полезно показать ему вальсовые «па» или даже научить его танцевать (в наше время дети редко умеют танцевать вальс).

Целесообразно обратиться к образному сравнению – ученик должен представить, что вальс исполняется на празднике в школе или дома.

Пьеса написана в сложной трехчастной форме в малоформатном ее варианте.

В первую очередь, нужно позаботиться о вальсовости.

Партия левой руки произносится легко, с мягкой опорой на бас. Во втором периоде линия баса приобретает определенную самостоятельность, что должно быть подчеркнуто.

При работе над мелодией добивайтесь певучести, ясности, пластичности, обратите внимание на синкопы во 2-4 тактах. Легкие акценты и паузы не должны прерывать движение. Следует думать о сквозном развитии, как будто тактовая черта исчезает под влиянием стихии танца. Мелодическая линия стремится к промежуточным «интонационным точкам» в 5, 7, 9 тактах (также и во второй фразе), а затем к небольшой кульминации в 17 такте. Далее действие динамизируется, автор выписывает mf с 18 и f с 26 тактов, что не должно привести к утяжелению синкоп, акцентов, торможению движения. Короткие лиги и staccato придают данному фрагменту особое изящество. То же самое и в репризе. При исполнении первой части пьесы и репризы двумя руками нужно проследить, чтобы бас и аккорды в партии левой руки органично вплелись в общую канву безостановочного вальсового движения, найти хорошее соотношение

мелодической линии баса и гармонии.

В средней части ученики порой не ощущают полиметрии – сочетания трехдольного вальсового аккомпанемента с двухдольностью партии правой руки, не ощущают двухголосия. Иногда звучность форсируется, что приводит к тупой двухдольности (левая из «сочувствия» играет вместе с правой).

Вторую фразу средней части можно сыграть чуть тише, а в конце нее немного замедлить темп.

Художественному исполнению пьесы может помочь тщательно подобранная аппликатура. В партии левой руки, в тактах 1-16 и аналогичном фрагменте в репризе 5й, палец должен браться только на бас.

Выявлению танцевальности поможет педализация: соединение запаздывающей педалью баса с аккордами.

9. Новая кукла

Это тонкая психологическая зарисовка – радость девочки по поводу замечательного подарка – новой куклы.

При работе над пьесой педагога и юного музыканта подстерегают «подводные камни». Исполнительскими средствами нужно суметь преодолеть ритмическое и фактурное однообразие: в крайних частях пьесы повторение в партии правой руки ритмической фигуры – четверти и восьмой, а в средней – разделенных паузами двух восьмых, что еще усугубляется однообразной фактурой аккомпанемента на протяжении всей пьесы. В крайних частях развитию и разнообразию чудесной выразительности, полетности, мягкой устремленности мелодии помогут выставленные автором динамика и тонкие артикуляционные указания. Эти части следует исполнить как бы «на одном дыхании», добиться постепенности динамики, певучего легато в тактах 1-5, 10-13. Выразительное произнесение «говорящих» лиг (такты 6-9, 14-17), поможет выявить живые речевые интонации. То же и в репризе. В средней части пьесы и коде ученик должен найти тонкую, «дышащую» мелодию, проследить за гибкостью интонаций и непрерывностью развития музыки. В динамике, точно представленной автором, кульминационная точка приходится на 24-25 такты.

В партии левой руки свои трудности – в каждом такте, в группе из повторяющихся двух восьмых, мягкая опора приходится на первую, что не должно мешать непрерывности в развитии музыки.

При исполнении пьесы двумя руками проследите за тем, чтобы мелодия и аккомпанемент были согласованы. Партия левой все время шла за правой, как нитка за иглой, а смена гармоний в каждом такте была прослушана.

Для звуковой ровности и выявления артикуляции можно посоветовать все терции в аккомпанементе сыграть только 2 и 4 пальцами, а мелодию средней части 2 и 3.

Педаль может быть взята на сильные доли тактов и чуть более густо (но не длиннее) на кульминациях мягким прикосновением ноги к лапке педали не до дна, чтобы не вызвать появления лишних обертонов и способствовать прозрачности музыки.

10. Мазурка

Название польского народного танца «Мазурка» происходит от «мазур» –названия жителей Мазовии. Мазурка характеризуется трехдольным размером и ритмом с частым смещением акцентов на вторую и третью доли тактов. Эти особенности должны быть учтены исполнителем. В среднем разделе танца с 19 такта подчеркивается сначала акцент, а затем в 32 и 33 тактах и sf на третьей доле. Часто отмечается вторая доля – tenuto на половинных (такты 1-4 и далее в аналогичных местах), а также короткая лига (такты 5, 13, 15).

В некоторых случаях могут акцентироваться как вторая, так и третья доля: например в 19 и 23 тактах надо мягко показать вторую долю в партии правой руки, а затем и акцент в левой на третью. При этом не следует забывать и о сильных долях, найти их «баланс» с синкопами.

Необходима скрупулезная работа над произношением короткой лиги и staccato в 5м такте, staccato в 7 такте, пунктира в 16-18 тактах, сочетанием staccato в партии правой руки и tenuto в левой (первая доля тактов 1-4 и далее в аналогичных фрагментах).

Динамика меняется в связи со сменой исполнительских ситуаций: она постепенно нагнетается в 21-23, 23-26, 28-31 тактах, а в 5, 19, 23, 27 и 31 тактах связана с внезапной сменой mf-p.

Сочетание живой ритмики, четкой артикуляции и динамики может привести к интересному прочтению мазурки, грациозного изящного танца.

Отчетливое, точное прикосновение подобранных кончиков пальцев к клавиатуре рояля, небыстрый темп, ясное слышание гармонии, тщательно подобранная аппликатура, а также педализация, помогающая отметить то сильную долю, то синкопу, завершит работу над интересной пьесой.

11. Русская песня

«Русская песня» построена на подлинной народной мелодии «Голова ль ты, моя головушка». Это образец русской народной подголосочной полифонии, в которой четырехголосие чередуется с двух- и трехголосием.

При неизменной мелодии музыка варьируется за счет подвижного баса и подголосков.

Песня написана в периодическом переменном метре с чередованием 6/4, 4/4 и 2/4 (за исключением шести последних тактов).

Чтобы метр был понятен детям, автор везде проставил 2/4, поэтому нужно прочитывать 6/4, как 3 раза по