На НАС УПАЛА ТЕНЬ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ( — О РУССКОЙ ПОЭЗИИ НА СТЫКЕ ВЕКОВ)

Сочинение

(СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ О РУССКОЙ ПОЭЗИИ НА СТЫКЕ ВЕКОВ)

В самом конце XIX и первые два десятилетия XX века русская литература переживала период необычайного подъема. Это время известно нам под названием “серебря­ного века”. “Серебряный век” русской поэзии своими кор­нями уходил в “век золотой” – творчество А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета. В этот период рус­ские поэты проявляли интерес к формальным изыскам в своем творчестве, в изобилии изобретая их вновь или вос­крешая из забытья.

Это в полной мере относится как

к форме стиха, так и к поэтическим образам. Поэты обраща­ли свои взоры на Древний Китай и Древний Египет, Древ­нюю Грецию и Древний Рим. Они воскрешали русское язычество и средневековое двоеверие.

Все это было естественным проявлением закономерно­го развития человеческого духа. На стыке веков жизнь воспринималась человеком как своего рода итог исчерпав­шей себя цивилизации, как преддверие неминуемой катастрофы, как начало Апокалипсиса. Эсхатологически­ми настроениями были пронизаны философские, научные, религиозные и художественные пророчества, которые щедро предлагались обществу.

В стихотворении

“Возмездие” А. Блок точно передает смятенное настроение растерянного человека на стыке эпох:

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть, и ненависть к отчизне…

Человек оказался как бы на краю пропасти. В обста­новке “пира во время чумы”, обуреваемый тревожными предчувствиями, высокими и низкими страстями, он вел себя соответствующим образом. Вот почему бешеной попу­лярностью пользовались астрологи, оккультисты, мисти­ки и низкопробные шарлатаны.

Подобная обстановка в обществе не могла не сказаться на творчестве русских писателей. Русские поэты обрати­лись к экспериментаторству. Высшим критерием художе­ственности стала индивидуальная неповторимость, ориги­нальность поэтического стиля.

3 стр., 1067 слов

Зима в творчестве русских поэтов

... представляются в виде живых существ, это достигается благодаря использованию большого количества олицетворений. Нельзя не согласиться, что русские поэты ... поэзии Тютчева характерен перенос человеческих чувств на природные явления. Для Тютчева все времена года ... поэтом, который часто воспевал весну в своем творчестве, был Ф. И. Тютчев. В его стихотворении «Зима недаром злится…», речь идет о ...

Даже самый скромный поэт ощущал себя всемогущим творцом созидаемого космоса.

Новый всплеск творческой активности подвигнул мно­гих русских поэтов начала XX века к романтизму. Но это не был романтизм, который господствовал в русской литера­туре во времена Жуковского, Пушкина и Лермонтова. Глав­ным отличием нового романтизма была иная модель мира.

Поэтому представители разных модернистских направле­ний не столько были, сколько хотели казаться романтиками. Например, символисты А. Блок, А. Белый, В. Соловьев считали, что в поэзии живо только то, что мерцает сквозь темноту символа.

Концепция символа как вечного, неподвластного те­чению времени образа заставляла символистов пристально вглядываться в прошлое, чтобы отыскать в нем ростки на­стоящего и будущего. Как у А. Блока: “Прошлое страстно глядится в грядущее…”.

В поэзии символистов обострено чувство памяти, их взоры обращены в далекое прошлое — к культурным исто­кам в разных традициях. Символисты обратились к рус­ской фольклорной и литературной традиции, утвердили в сознании современников привлекательность экзотического опыта.

В творчестве поэтов “серебряного Века” нельзя не за­метить их магнетическое тяготение к Жизни и Смерти. Напряженный диалог между ними особенно остро ощущает­ся в поэзии В. Брюсова. Вечное противостояние Жизни и Смерти, “таинственная близость между страстью и смер­тью”, увиденная в “Египетских ночах” Пушкина, бренность земного величия и бесконечная перспектива Вечности со­ставляют у В. Брюсова целостное единство.

Сюда же сле­дует добавить понятие творчества, поэзию и любовь как способы преодоления Смерти, романтическую идею не­совместимости и непонимания поэта-творца и толпы, на­стойчивое обращение к образам Библии, мифологии, ис­тории и литературы (Моисей, Клеопатра, Ассаргадон, Дон – Жуан, Пасифая).

“Серебряный век” стал целой эпохой в русской лите­ратуре. Нас отделяет от нее одно столетие – ровно столько, сколько минуло от начала “золотого века” до “серебряного”. А потому логично было бы окрестить наше время “бронзовым веком”. В нем мне видятся имена таких широко известных поэтов-песенников, как К. Никольский, Б. Гребенщиков, Ю. Шевчук, В. Цой и И. Тальков.

В их стихах-песнях выражается острое дыхание нового време­ни – того, в котором мы сегодня живем. И лозунгом этого времени вполне могли бы стать строки В. Цоя: “Перемен! Мы ждем перемен!”

Глоссарий:

  • на стыке веков сочинение
  • сочинение на тему на стыке веков
  • сочинение миниатюра на стыке веков
  • сочинение на стыке веков
  • сочинение-миниатюра на стыке веков
  • Глоссарий  1Глоссарий  2Глоссарий  3Глоссарий  4Глоссарий  5

(No Ratings Yet)

13 стр., 6212 слов

Сочинение мое отношение к поэзии серебряного века

... СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем «серебря- ного века». На ... Б. Пастернак, И. Северянин) рвали отношения с наследием прошлого, хотели создать новую ... и правила сложения, в выборе тем и выразительных средств не существовало ... Мое единое отечество — Мол пустынная душа. Это видно и на - примере следующих строк, где обращенность Бальмонта к ...