Жизнь и творчество Блока ( )

Сочинение

13. Благодаря драматическим изменениям в контексте времени и места, в которые был вложен Блок, его поэтический стиль прошел туннель эволюции. Центр его творчества перешел от интимных, внутренних борьб с духовностью и моралью к более всеобъемлющим аспектам и общественным бурям, отображаемым его зрелыми стихами. Эта эволюция в творчестве отражает его развитие личности и преобразование его взгляда на жизнь.

14. Более поздние работы Блока отражают страхов и очищение души, переживаемые широкими массами народа во время революционных бурь. Переживаниями социальной напряженности, более широкой исторической перспективы и веры в будущее стали новые темы его стихов.

Например, одно из его поздних произведений, «Двенадцать», отображает существенное изменение в тематическом контенте и стиле стихов Блока:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет.

15. Новый мир, в котором жил и работал Блок, оказал большое влияние на его искусство и видение мира. Его поэзия играла ключевую роль в отражении и воздействии на социальные изменения и была важной чертой русского общества в этот революционный период.

При переходе к более широкому и общественному фокусу, он по-прежнему удерживал где-то в глубине присущую ему манеру тонкого очарования и эмоциональной тонкости. Это подчеркивает его уникальность в русской литературе и превращает его в источник исторической и культурной значимости.

Детство и семья

Андрей Владимирович Блок родился в семье, разлучившейся сразу после его рождения. Он вырос и был воспитан в семье своего деда, жившего в хорошо устроенном барском доме в Петербурге, а также в подмосковной усадьбе Шахматово, где семья проводила летние месяцы. Но наиболее важным фактором, которые сформировали личность и характер поэта, стала атмосфера культурных традиций и преданий дома Бекетовых. В этом доме он познакомился и общался с такими знаменитыми писателями, как Тургенев, Достоевский, Салтыков-Щедрин и многими другими представителями русской литературы. Здесь он также помнил и Гоголя, и дружески общался с Чеховым.

Литература играла огромную роль в жизни семьи Бекетовых. Все члены семьи, начиная с деда-ботаника, писали и переводили как стихи, так и прозу. Естественно, что Андрей Владимирович, которого семья называла Сашурой, начал писать с юного возраста. С шести лет он издавал свой собственный рукописный журнал, а в шестнадцать лет уже серьезно занимался литературным творчеством. Однако свои произведения он долгое время не показывал никому, кроме своей матери, с которой он был очень близок. Он часто повторял, что они почти одно и то же.

5 стр., 2342 слов

Моя семья в эпоху исторических времен 1985-2014 годы

... теряет, всегда стремится сохранить независимость. семейный генеалогический фамилия родословная 3. Моя семья в эпоху исторических времен С каждым годом я узнаю все больше и больше нового и интересного о ... Н. Куда уже входил Горбачев М. С. С этого года началась перестройка. Руководство страны признало недостатки существования в политико-экономической системе СССР. Был провозглашен курс на «ускорение» ...

Переезд в Гренадерские казармы

В 1889 году мать Андрея Владимировича вторично вышла замуж за гвардейского офицера, и девятилетний Андрей с матерью и отчимом переехал в Гренадерские казармы, находившиеся на окраине Петербурга, у берега Большой Невки. Виды и обстановка этого места отразились в его ранних стихах: река, по которой плавали пароходы, баржи и лодки, тенистый Ботанический сад и фабричные трубы на другом берегу.

Тогда же Андрея отправили в гимназию. Первый день был для него непростым, он попал в толпу других школьников, которые были громкими и активными, в отличие от него, тихого и молчаливого. Он вырос в общении с матерью, тетками и бабкой, которые обожали его. Гимназическая обстановка была для него непривычной, и он часто говорил, что у него не было много жизненных впечатлений, так как его семья старалась защитить его от грубой реальности.

В 1901 году, после бурного влечения к театральному искусству, увлечение Александра Блока сменилось на стремление к литературе. Вскоре после этого, он стал активно погружаться в мир идеалистической философии и впитывать учения древнегреческого философа Платона. Экие учения привнесли в его мироощущение идею существования сверхреального, философского «мира идей», кроме обычного реального.

Такое переживание идеями надушевного мира стало основным толчком для его творчества и стало влиять на его лирику. Отмечая, что испытывал «острые мистические переживания», поэт часто в своих произведениях обращался к символам и интуитивным намекам, чтобы передать эмоциональное состояние или зародившееся в нем новое восприятие мира.

С 1898 года Блок испытывал глубокое и многогранное чувство к Любови Дмитриевне Менделеевой. Эти чувства нашли отражение в его стихах, где появляется образ божественно Прекрасной Дамы. В своих произведениях Блок гениально сливает мистический и реалистический элементы, создавая образ благородной Богини, пронизанный «земными», реальными чертами его возлюбленной.

В целом, зарождение и развитие идеалистического мышления Блока в определенной степени отразило и укрепило значение и важность живого чувства в его творчестве. Он стал одним из самых ярких представителей символистского движения, благодаря своей способности улавливать и осмысливать мир изнутри, сквозь призму чувств и внутренних переживаний, оставаясь при этом вполне доступным для читательского восприятия.

Развитие писательской карьеры Александра Блока

Период с 1900 по 1908 годы ознаменовался значительным ростом и успехом Александра Блока как писателя. Его имя стало широко известным, и он стал профессиональным литератором. Блок сотрудничал с различными журналами и газетами не только в качестве поэта и драматурга, но и как критик и публицист. Он активно участвовал в литературных дебатах, защищая свои взгляды на искусство и задачи художника, а также выступал с публичными докладами и лекциями.

Одним из крупных событий того времени стало постановка его маленькой пьесы «Балаганчик» в театре В. Ф. Комиссаржевской в декабре 1900 года. Книги Блока выходили одна за другой, в том числе сборники стихов «Нечаянная радость» (1907), «Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1908) и сборник «Лирические драмы» (1908).

1 стр., 475 слов

Любовная лирика Блока

... самый непростой период жизни Блока, сопровождавшийся разочарованием и отчаяньем автора в целом мире. Главной чертой лирики Блока стало создание поэтических образов и ... стихах поэт мастерски сочетает разные стили художественные средства. Блоковская лирика обладает невероятной живостью происходящего, легкостью и простотой восприятия. ... Когда Александру было 16 лет, выехав с матерью на заграничный ...

В 1908 году была написана, а в 1909 году опубликована его большая драма «Песня Судьбы», хотя её постановка на сцене так и не состоялась.

Преодолевая влияние декадентского и эстетского искусства, которое сказалось на его раннем творчестве, Блок обратился к животворным традициям русской и мировой классической поэзии, придавая им свое собственное, самобытное новое звучание. Он стремился сделать стихотворную речь простой, понятной и точной, и в этом он достиг замечательных успехов, не теряя своей тончайшей музыкальности. Отличительной чертой его творчества стало настойчивое стремление выйти за пределы только лирической поэзии и создать крупные, монументальные повествовательные и драматические произведения.

В этом контексте следует отметить поэму «Возмездие», которую Блок начал писать в 1910 году, но так и не закончил, а также драму «Роза и Крест», написанную им в 1912 году.

Творческая деятельность Блока

Все это время Блок продолжал жить в Петербурге, проводя летние месяцы в своем любимом Шахматово. В 1909 году он совершил интересное путешествие по Италии и Германии, результатом которого стал цикл стихов «Итальянские стихи» — одно из лучших произведений русской поэзии о Италии. В 1911 году он снова отправился в путешествие по Европе, посетив Париж, Бретань, Бельгию, Голландию и Берлин. В 1913 году он совершил свое третье путешествие, посетив Париж и Бискайское побережье Атлантического океана. Заграничные впечатления нашли отражение в творчестве Блока — как в его стихах и поэме «Соловьиный сад», так и в исторических воспоминаниях, в которых он описывал средневековую Бретанию в драме «Роза и Крест».

В эти годы Блок продолжал выпускать новые книги. В 1911 году вышел его четвертый сборник стихов «Ночные часы», а в 1911-1912 годах было опубликовано трехтомное «Собрание стихотворений». В 1915 году увидела свет книга «Стихи о России», а в 1916 году был издан четырехтомный сборник «Стихотворений и Театра».

Весной 1914 года на сцене состоялись постановки двух лирических драм Блока — «Незнакомка» и «Балаганчик». Также готовилась постановка его драмы «Роза и Крест».

Работа в Чрезвычайной следственной комиссии

В мае 1917 года Блок был привлечен к работе в Чрезвычайной следственной комиссии, которая была создана для расследования деятельности царских министров и сановников. Эта работа увлекла Блока и открыла перед ним «гигантскую помойку» самодержавия. Он использовал материалы допросов и показаний для написания документальной книги «Последние дни императорской власти».

Последние годы творчества

В последние годы своей жизни Блок продолжал активную и плодотворную работу, но уже не в жанре стихотворений, а в написании статей, очерков, рецензий и заметок по вопросам истории, культуры, литературы и театра. Он работал в Государственной комиссии по изданию классиков, в Театральном отделе Наркомпроса, в издательстве «Всемирная литература», основанном М. Горьким, в Большом драматическом театре и в Союзе поэтов, где был выбран первым председателем.

3 стр., 1451 слов

Тема Родины в творчестве Блока (в лирике, поэзии) 11 класс

... в стихотворении Александра Блока «Россия», включенном в цикл стихов «Родина» (1907-1916), центральной темой здесь является судьба России, которая также как и в стихотворении «На ... Сочинение Родина в лирике Блока Кто из людей не думал на ... время в русской поэзии. Людям, воспитанным на творчестве ... в 1906 году, пронизано духом древности. Автор уносит нас в прошлое. Лирический герой произведения видит в ...

Последние выступления и кончина

Зимой, весной и летом 1921 года Блок провел несколько триумфальных выступлений, в которых он произнес вдохновенные речи о Пушкине и читал свои стихи. Эти выступления прошли в Петрограде и Москве.

В мае Блок почувствовал недомогание, которое вскоре перешло в тяжелую болезнь. Утром 7 августа он скончался.

Роль Александра Блока в истории русской литературы

Смерть Блока поразила всех. Вот как вспоминает о ней начинавший тогда писатель Константин Федин: «Блок умер молодым, но странно ощутилось, что с Блоком отошла прежняя, старая эпоха, та, которая, дожив до революции, сделала шаг в ее владения, как бы показав, куда надо идти, и упала, обессиленная тяжестью своего дальнего пути. Стало очевидно, что уже никто оттуда не сделает такого шага, а если повторит его, в том не будет подобного мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил Александр Блок».

Александр блок жил и творил на рубеже двух миров, в эпоху подготовки и осуществления Октябрьской революции. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические искания всего XIX века. И вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской истории.

Россия А.А. Блока.

Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А.Блока эта тема обретает особое звучание. Сам поэт писал: «Родина это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое беспомощное, чем отдельный человек; человек – маленькая монада, состоящая из весёлых стальных мышц телесных и душевных, сам себе хозяин в мире, когда здоров и здрав, пойдёт куда захочет, и сделает, что пожелает, ни пред кем, кроме бога и себя не отвечает он за свои поступки. Так пел человека ещё Софокл, таков он всегда, вечно юный.

Родина – древнее, бесконечно древнее существо, большое, потому неповоротливое, и самому ему не счесть никогда своих сил, своих мышц, своих возможностей, так как они рассеяны по матушке земле. Родине суждено быть некогда покинутой, как матери, когда сын её, человек вырастает до звёзд и найдёт себе невесту. Эту обречённость на покинутость мы всегда видим в больших материнских глазах родины, всегда печальных, даже тогда, когда она тихо радуется. Не родина оставит человека, а человек родину. Мы ещё дети и не знаем сроков, только читаем их по звёздам; однако читаем уже, что близко время, когда границы сотрутся и родной станет вся земля, а потом и не одна земля, а бесконечная вселенная, только мало крыльев из полотна и стали некогда крылья Духа понесут нас в объятия вечности».

Роль России в ранней поэзии А.Блока

В ранней поэзии А.Блока тема России не звучит как самостоятельная. Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа. Например, в стихотворении 1901 года «Видно дни золотые пришли…»:

Видно, дни золотые пришли,

2 стр., 938 слов

Тема России в поэзии русской эмиграции (И. Бродский)

... в поэзии Бродского-эмигранта провинциальный российский вокзал и “бормотуха”, как называют обычное вино, заменяются на горы, равнины, пляжи океанов, руины пирамид и даже на новые экономические отношения с США. Автор ... на “ты”. Взамен он получил Россию Бунина, Ходасевича и других великих русских писателей, которые, оказавшись в ... изданную в Москве в 1990 году. Неожиданно для себя я понял, что тема ...

Все деревья стоят как в сияньи.

Ночью холодом веет с земли;

Утром белая церковь вдали

И близка и ясна очертаньем.

Героиня блоковских стихов ранних лет обретает черты сказочной царевны из русских сказок, жилище ее — заколдованный терем, а герой-царевич, князь, жених. Поэзию А.Блока этих лет пронизывают образы русской культуры, нередко в их романтическом облике, например, в стихотворении «Ночь на Новый год» возникает образ Светланы, героини баллады В.Жуковского. Мир ранней поэзии А.Блока — это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России.

К постижению родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира. Именно в этот страшный мир попадает блоковский герой, уйдя от Прекрасной Дамы, выйдя из заповедного сада своих ранних стихов в страшный мир природы, где звезды и зори сменяет мир мхов, болот с хромыми лягушками, ржавых кочек и пней. Населяют эту природу диковинные существа: колдуны и косматые ведьмы, «твари весенние», чертенята, «больная русалка». Не менее страшен и облик людей, обитающих в этом мире: это герои зловещего балагана, носители «всемирной пошлости», живые мертвецы, как, например, в цикле стихов «Пляски смерти». Наиболее известное стихотворение этого цикла — «Ночь, улица, фонарь, аптека…», в котором самой композицией подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг.

Однако страшный мир — это не только мир вокруг поэта, это и мир в нем самом. Так, в самом своем известном стихотворении, надолго ставшем символом поэзии А.Блока — «Незнакомка» — лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт — хранитель этой тайны. Но он же не отделяет себя и от низменного, пошлого мира «испытанных остряков», бездушной и мертвенной природы, в которой самое поэтичное ее явление — луна на небе — превращается в мертвый диск. Недаром заканчивается стихотворение возвращением лирического героя в мир повседневности, в мир России, где «былое вновь молодо и зелено».

Россия в поэзии А.Блока

А.Блок — поэт, который уделял большое внимание своей родине — России. В его творчестве можно выделить несколько циклов, посвященных этой теме.

Страшная Россия

Одним из них является цикл стихотворений, названных А.Блоком «Страшная Россия». В этих произведениях поэт даёт образ России, создаваемый в условиях жизни в начале XX века, когда народ был обуреваем революционными идеями. Он видел, что Россия — страна отсталости, в которой царствуют бедность, нищета, невежество и бессмысленный быт.

Несмотря на это, А.Блок выразил свою любовь к России и героям её повседневной жизни, искренне желая, чтобы страна пережила «неслыханные перемен» и «невиданные мятежи».

«Русь»

В стихотворении 1906 года «Русь» А.Блок изображает Россию как государство, окутанное тайной и согласно преданию затвердевшее в своей магической мощи. Россия предстает здесь как заповедная, сказочная страна, где хозяйка — сказочная княжна, которой отличает традиционный облик русской красавицы — статная, с косой. Страна, где размещаются тихие дома, покинутые путешественниками.

3 стр., 1370 слов

Образы русской природы в стихотворениях А. Блока о России

... рядом с нами. Образы русской природы в стихотворениях А. Блока о России Русь, опоясана реками ... работы. По всем вопросам обращайтесь по почте Сочинения Писатели и поэты — это творческие люди, ... человеческими чертами, оживляют ее. В строках стихов классиков XX века видно восхищение, преклонение, ... весны. Пейзажи были постоянной темой есенинской лирики, где природа очеловечена, она страдает, ликует, ...

Цикл «Родина»

Цикл стихов «Родина», созданный с 1907 по 1916 годы, стал итогом размышлений А.Блока о судьбах своей страны.

В этот цикл входят размышления о Руси как о заповедной стране, похожей на тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв. Герой стиха также проникается тайной этой страны, погружается в дремоту, убаюкивая свою душу на просторах России.

Одно из стихотворений цикла, «На железной дороге», затрагивает тему женской судьбы, и каким образом она так же как и судьба России, может оказаться горькой и трагической.

Заключение

Стихотворения А.Блока несут в себе дух и драматизм его эпохи и желание поэта спасать свою Родину, несмотря на трудности и сложности её судьбы. Они стали настоящей классикой русской поэзии и помогают понимать прошлое, настоящее и будущее нашей страны.

Цикл «На поле Куликовом»

Цикл стихотворений «На поле Куликовом» был написан Александром Блоком в 1908 году. В нём автор в своём предвидении показывает свою тревогу за будущее России. Цикл состоит из нескольких стихотворений, самое первое из которых имеет ту же название, что и весь цикл. Оно знакомит читателя с поэтической картиной степи и жизни русского народа.

Содержание стихотворения

Строфа 1-2: в первой строфе мы видим раскинувшуюся реку, которая как бы течёт и грустит лениво. Эта стихотворная картина исполнена меланхолии и даёт описание места, где находится автор и что он видит. Во второй строфе автор поднимает жалостливую тему: скудная глина, на которой растут и грустят стога людей.

Строфа 3-4: начинается строфа наболевшим вопросом о России. Автор принимает позицию со стороны Российской империи и использует метафору «Жена моя» как обращение к России, которая вопреки своим патриотическим и идеологическим устремлениям всё же страдает от непонимания и ограничений. В следующих строках перечисляются трудности и испытания, которые Россия проходит: «долгий путь» и «тоска безбрежная».

Строфа 5-6: в пятой строфе автор напоминает о прошлых событиях, связанных с Татарским вторжением, когда Россия столкнулась с неподъёмной тяжестью обстоятельств. В последней строке строфы звучит мотив того, что Татарам удалось «пронзить нашу грудь» и загнать Россию в ухудшение судьбы. Шестая строфа продолжает тему и заканчивается неприкрытым оптимизмом.

Строфа 7-8: автор не исключает, что страдание России может длиться долго, потому что не делается упор на конечной цели. Однако опять же находится гармония и возможность безымянного жизненного опыта, возникшего у русского народа в долгих веках, что позволяет понять то, что рассказывает автор. Встречаем мотив ночи и дальней степи, где знамя и татарская сабля являются своего рода клеймом и символом государства и страны.

Строфа 9-10: последняя строфа заканчивается перечислением тех моментов, которые способствуют преодолению трудностей нашей Родины. Поэт подытоживает: «летит, летит степная кобылица и мнёт ковыль, и нет конца! Мелькают версты, кручи… Останови!». Однако поэт не отчаивается, ибо «идут испуганные тучи, закат в крови!».

Стихотворение сулит предчувствие будущего и сообщает о равновесии неопределенности и надежды. «На поле Куликовом» связывается не только с татарским нашествием в 1380 году, но и со всеми последующими испытаниями, которые выпали на долю России и русского народа.

5 стр., 2405 слов

Александр Блок: родина в произведениях поэта

... стихотворении «Россия». Сочинение-рассуждение Блок А.А. «Россия». Каким чувством проникнуто обращение поэта к России? Россия для Александра Блока – это родина. Тема родины становится основной в творчестве поэта после раннего периода стихов ... заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда ...

Анализ стихотворения А. Блока «Река раскинулась…»

Стихотворение А. Блока «Река раскинулась…» посвящено осмыслению исторической судьбы России. Автор описывает эту судьбу как трагическую, используя символический образ стремительно мчащейся степной кобылицы. В стихотворении присутствует традиционное для поэзии единение жизни людей и природы. Природные явления здесь окрашены в кровавый цвет, что придает им трагический оттенок («Закат в крови!»).

Этот мотив повторяется и в других стихотворениях цикла «Родина». Например, в стихотворении «Петроградское небо мутилось дождем…» мы также видим образ закатной дали, покрытой дымными тучами в крови.

Строение стихотворения «Река раскинулась…» меняется несколько раз. Начинается оно с описания типичного русского пейзажа, который представлен в скудных и грустных тонах. Затем автор обращается прямо к России, называя ее «О, Русь моя! Жена моя!». Это обращение может показаться шокирующим, но оно выражает высшую степень единения лирического героя с Россией. Слово «жена» приобретает здесь символистский смысл, связанный с образом величавой жены в евангельской традиции.

В финале стихотворения появляется новый объект обращения: «Плачь, сердце, плачь…». А. Блок использует авторское «мы», размышляя о судьбах людей своего поколения. Он видит их судьбы как трагические, движение их жизни направлено к гибели, а борьба — не радостна, а драматична. Этому мотиву соответствует интонационная окраска стихотворения и его ритмическая структура. Стихотворение начинается спокойно, затем темп стремительно нарастает, предложения становятся короткими, восклицательные интонации усиливаются. Ритмическая структура стихотворения разностопна, что придает ему особую динамичность и стремительность, передавая безудержный порыв, трагическое приближение к гибели.

Петербург в творчестве Блока.

Одно из самых прекрасных и совершеннейших созданий русского национального гения, Петербург — и как тема, и как образ — оставил глубокий, неизгладимый след в сознании людей разных поколений. Русское искусство (живопись и графика, по преимуществу) запечетлило сложный многоплановый образ великого города в его внешнем выражении, во всем богатстве и во всей красоте его монументальных форм.

Но изобразительное искусство, по самой природе своей, не могло в полной мере воплотить чувство Петербурга как явления культурной истории и темы духовных переживаний. Зеркалом, вобравшим в себе многообразные отражения Петербурга в сознании русского общества, явилась художественная литература.

Множество русских писателей в стихах и в прозе в той или иной мере затронули тему Петербурга. Но, если не вдаваться в частности, нужно назвать четырех великих художников слова, для которых эта тема стала органической, и в творчестве которых нашли наиболее полное и четкое художественное воплощение главные аспекты восприятия Петербурга в разные эпохи его истории. Это Пушкин, Гоголь, Достоевский и Блок.

2 стр., 819 слов

С. Есенин и А. Блок — великие поэты России

... ей были посвящены самые заветные мечты и устремления поэтов. Материал с сайта И Блок и Есенин приняли революцию, поняв ее значе­ние ... поэт про­щается жизнью, с Пушкиным, с Петербургом, со всем, что было ему дорого. О С. Есенине Блок писал: «Сергей Есенин ... «Итальянские стихи», «Пляски смерти», «Ямбы», отражающие эстетические и гражданские позиции Блока. Он пишет и о культуре, о современных поэтах, его ...

В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга играли исключительно важную роль. Для Блока Петербург был поистине «действенным» городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественное сознание. Блок — это наиболее «петербургский» из всех русских поэтов. Все его творчество проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой. Хотя Блок очень редко называет в своих стихах вещественные детали петербургского пейзажа, весь ландшафт его поэзии неотделим в нашем восприятии и представлении от этого пейзажа — от петербургских туманов, белых ночей, бледной зари, широкого течения Невы и свежего морского ветра. С громадной силой Блок сумел поэтически выразить свое чувство Петербурга.

Исследование о петербургской лирике Александра Блока

Это было отмечено давно, когда Блок, в сущности, только начинал свой творческий путь. Литературные критики 90-х годов единодушно аттестовали Блока как «поэта города», и не просто города, а именно Петербурга, и еще точнее, как «гениального поэта» Невского проспекта.

Вот, к примеру, что писали о Блоке в 1908 году: «Александр Блок, поистине, может быть назван поэтом Невского проспекта… Блок — первый поэт этой бесплодной улицы. В нем — белые ночи Невского проспекта, и эта загадочность его женщин, и смуглость его видений, и прозрачность его обещаний. В России появились теперь поэмы города, но Блок — поэт одной только этой улицы, самой напевной, самой лирической изо всех мировых улиц. Идя по Невскому, переживаешь, поэмы Блока — эти бескровные, и обманывающие, и томящие поэмы, которые читаешь, и не можешь остановиться.

Пусть в стихах Блока мы сравнительно редко встречаем конкретно вещественные детали петербургского пейзажа, но при всем этом эти стихи (и не только составляющие в собрании лирики Блока раздел «Город») очень локальны. И в «Снежной маске», и в «Страшном мире», и в других лирических стихах Блока перед нами возникает цельный и сложный образ не безличного большого города, но именно Петербурга. И о чем бы не писал Блок — «фешенебельном ресторане» или «о крышах дальних кабаков», о «колодцах дворов» или о «ледяной ряби канала», о «снежной вьюге» или о «желтой заре», — это всегда петербургские рестораны и кабаки, петербургские дворы и каналы, петербургская вьюга и петербургская заря.

Говоря о петербургской лирике Блока важно учесть, что тема Петербурга не изолирована от общей идейной и моральной проблематики творчества поэта. Данная тема входила в тесное, органическое соотношение с самыми основными темами его философо-исторического, общественного и художественного мировоззрения. В «городских» стихах зрелого Блока представления его о мире и о человеке, об истории и об современности выражены с не меньшей ясностью и убедительностью, нежели в его патриотической гражданской лирике.

Петербург Блок и его связь с городом

Петербург Блок — это «страшный мир», полный острейших противоречий социального быта; это капиталистический город со своими реально-историческими чертами своего облика. Это город, где «богатый зол и рад» и «унижен бедный». И вместе с тем это город полный бунтарской революционной энергии, город людей, «поднимающихся из тьмы погребов» на штурм старого мира. «Городские» стихи зрелого Блока проникнуты тем гуманистическим и демократическим чувством и тем тревожным ощущением близящихся революционных великих потрясений, которые с такой впечатляющей силой выражены в его творчестве.

11 стр., 5436 слов

План а Вступление. Почему я выбрала именно эту тему для а. Александр ...

... Я люблю все его стихи, о чём бы они ни были написаны. Александр Александрович Блок – поэт серебряного века. «Поэты интересны тем, ... гимназия , не оставили заметного следа в жизни Блока . Духовные интеpесы и запpосы его с ... поэта А.А.Блока. Александр Александрович Блок родился 16(28)ноября 1880 года в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Семейная атмосфера, в которой воспитывался будущий поэт, ...

С Петербургом Александр Блок был связан жизненно. Он был петербуржцем в полном и точном смысле этого слова. В Петербурге он родился, прожил всю свою жизнь и умер. Здесь протекла вся его литературная деятельность.

Блок любил и превосходно знал свой город — и не только центральные его кварталы, но и самые глухие его уголки, и все ближайшие окрестности. Поэт был великим любителем городских и загородных прогулок. Его дневники, записные книжки и письма к родным и друзьям пестрят упоминаниями о частых и длительных скитаниях по городу и за городом.

И, хотя в городских стихах Блока не так уж много упоминаний об архитектурных и иных вещественных памятниках Петербурга, стихи его изобилуют лирическими воспринятыми образами именно петербургского пейзажа, во многих случаях поддающиеся точному топографическому определению. Любопытно, что даже в стихах, казалось бы, отвлеченных и мистических стихах молодого Блока обнаруживаются подчас вполне реальные связи с определенными местами Петербурга.

Так, например, в стихотворении 1901 года «Пять изгибов сокровенных…», как выясняется это из дневника Блока, таинственные «изгибы» означают не что иное, как те улицы, по которым проходила Л.Д.Менделеева (невеста Блока), направляясь ежедневно на Высшие женские курсы, а сам Блок «следил за нею, не замеченный ею». Улицы эти — Седьмая, Восьмая, Девятая и Десятая, а также Васильевский остров и Средний проспект, — и в этой связи понятными становятся строки: «Пяти изгибов вдохновенных, Семь и десять по краям, Восемь, девять, средний храм…». Также и относительно стихотворения «Там, в улице стоял какой-то дом…» известно, что Блок в данном случае имел в виду определенный дом (на Моховой улице), в котором помещались драматические курсы Чтения, которых посещала Л.Д.Менделеева.

В стихотворении Блока «На заре ты ее не буди…» (1898 года) уже начинают формироваться первые, неявные намеки на петербургскую тематику. Присутствует ряд признаков, характерных для городских образов, напоминающих русскую столицу:

«На заре ты ее не буди…»

Как она, белая бледная… »

На улицах холодного Петербурга, возникают эфемерные образы «бледной женщины», как будто созданные воспоминаниями о Гауди. Из этих образов потом вырастет фигура Незнакомки. Но в то время она еще не была связана с конкретным местом и с определенной петербургской пейзажной обстановкой.

В 1899 году, в стихотворении Блока «Голос из хора», впервые появляется образ вечернего Петербурга, отчетливо обозначенный как «родное» поэту место.

«Перед глазами моими, как тень,

Всюду струится родной пейзаж:

Сумерки на Неве…»

Здесь же, в этом стихотворении, поэт показывает прямую связь между городской обстановкой и своими настроениями.

На начальном этапе зрелого периода творчества Блока, петербургский пейзаж начинает играть все более важную роль. В своем стихотворении «Забытый пейзаж» (1902 года), он показывает более реалистическое и жизненное описание своего любимого города:

«Желтый мрак ламп газовых,

Слепое, грязное пламя,

Бульвара страшная тишина,

Мрак усталых каменьев домов…»

Вписывая реальные элементы городского ландшафта в текс стихов, Блок создает новую, уникальную образность своего Петербурга, которую мы видим в пронзительной лирике «Незнакомки».

Развитие образа Петербурга в стихотворениях Александра Блока

В начале своего творчества Александр Блок еще не создал целостного образа Петербурга. В его юношеских стихах детали петербургского пейзажа служили скорее орнаментальной функции и не имели самостоятельного значения. Они вписывались в общую тему духовных переживаний поэта.

Однако уже в юношеских стихах можно почувствовать ту лирическую атмосферу, которая столь сильно присутствует в его более поздних произведениях. Одним из примеров может служить стихотворение «Помнишь ли город тревожный…», где мы встречаем такой типичный образ для петербургской лирики, как «синяя города мгла». Этот образ, несмотря на свою импрессионистическую манеру изображения, эмоционально выразителен и характерен для петербургского пейзажа.

В своих городских стихах начала 20-го века Блок еще не стремился к реалистическому изображению действительности. Он представлял город в фантастических и «эсхатологических» образах, часто заимствованных из Апокалипсиса. Петербург в его стихах становится некой фантасмагорией, призрачным и обманчивым видением. Этот город населен «черными человечками», «пьяными красными карликами», «невидимками». Даже строгие пластические образы петербургского пейзажа, например, конные группы Клодта на Аничковом мосту, истолкованы в том же «странном и ужасном» ключе.

Со временем, избавляясь от своего соловьевства, Блок открыл для себя новую тему, которую назвал «мистицизмом в повседневности». Он разрабатывал эту тему в своих стихах о городе, где в магическом свете возникали страшные и прекрасные видения жизни. Блок все больше обращался к изображению действительности, однако по-прежнему наделял ее чертами фантастики и таинственности. В этом он был особенно близок к Достоевскому, чьи романы он читал в это время.

Медленно тащит свое бремя.

Блок приводит к низопадному взгляду, каталогизирует существа мира, теснит вокруг себя неприятными суровыми видами, ищет фундаментальные смыслы в самых распространенных вещах. Это — пронзительное и светлое видение Петербурга, в котором, как в prueba y gisis, изображаются экстремальные социальные состояния:

Высоко, в небесной винтовке,

Ездит электрический трамвай.

Спешит неоновая боль:

И loop de loop, и декаданс.

Следующий аспект социальной темы, неотьемлемо включенной Блоком в сухопутные стихи о городе, касается роль города как и условий жизни трудящихся. Он неизменно ассоциируется с механизмами капитализма, пустыми улицами и бесчувственными зданиями. Показательно, однако, что поэт часто выбирает городскую жизнь в своих стихах, указывая на изолированность и отдаленность реалий трудящихся классов:

Это — офицеры

на караче,

Устанавливают из дыма

Дерзкий цикл дюймовых бабочек…

Связь между Блоком и темой Петербурга является сложной и многогранной, а его взгляды на это русское городское пространство с течением времени сильно менялись. Его ранние городские стихи служат не только свидетельством этих изменяющихся взглядов, но и важной частью его послание как поэта и мыслителя.

Введение

Александр Блок — один из самых известных и любимых русских поэтов XX века. Его творчество, богатое разнообразием стилей и тем, произвело большой вклад в развитие русской поэзии.

Цель данной работы — проанализировать темы и мотивы, использованные Блоком в его поэтических произведениях, а также рассмотреть его отношения к Петербургу и революции. Для достижения этой цели была проведена аналитическая работа с его знаменитыми поэтическими произведениями.

Глава 1. Темы и мотивы в поэзии Александра Блока

Одной из основных тем, используемых Блоком в его поэзии, является тема любви. Он описывает различные типы любви — болезненную, страстную, романтическую. Кроме того, Блок постоянно повторяет мотив смерти в своих произведениях — это может быть смерть любимого человека или смерть самого поэта в творчестве.

Еще одной темой Блока является духовность. Он ищет смысл жизни в религии и чтении античной литературы. Блок занимается религиозным и метафизическим поиском, пытаясь найти свое место в мире.

Глава 2. Петербург в творчестве Александра Блока

Петербург — важная часть жизни и творчества Блока. Он описывает город как место мистических настроений и хранитель множества тайн. Поэт видит город не только как красивую культурную столицу, но и как монументальный символ противостояния человека и множеству проблем мегаполиса.

Блок также показывает читателям город в новом свете, описывая его рабочий класс. Он сосредоточивает внимание на труде рабочих классов и на несправедливости, которую они испытывают. Эти описания являются достаточно критическими, но вместе с этим Блок раскрывает героизм тех, кто борется за свои экономические права.

Глава 3. Блок и революция

После февральской революции в России Александр Блок стал всё больше сомневаться в буржуазном силовом режиме в стране. Он не видел никаких настоящих улучшений после того, как старое правительство было свержено.

Блок начал проявлять особый интерес к лозунгам большевиков, которые вызывали ясность щедрости и объединения разных слоев населения в стране. Поэт связывает большевиков с идеей мира, всеобщего равенства и управления посредством Советов — восьми чего он говорил о своем словесном выражении с беспокойством о революции и судьбе народа. Всё это было заложено в его сочинениях, которые живут до сегодняшнего дня.

Заключение

Таким образом, можно с уверенностью предположить, что именно за счет проявленной социально-политической активности в произведениях Александра Блока, он стал не только уважаемым поэтом, но и символом определенных тех времен, их духа.

Введение

В данной исследовательской работе будет рассмотрена поэма А. Блока «Двенадцать», написанная в 1918 году. Это произведение вызывало противоречивые реакции у его современников, так как оно представляло собой контраст с событиями того времени. Возникли вопросы о том, как поэт, известный своими проникновенными лирическими стихами о России, мог создать стихотворение о толстомордой Кате и высказывать слова о пуле в Святую Русь.

Основная часть

Октябрьская революция стала важным событием для А. Блока, который нашел в себе духовные силы, чтобы порвать связи со старым миром и приветствовать новый мир, возникший в результате пролетарской революции. С первых дней Октября поэт определил свою общественно-политическую позицию в качестве сторонника и сотрудника Советской власти. Блок, являясь представителем старой русской интеллигенции, присоединился к большевикам и активно участвовал в строительстве новой, социалистической культуры.

Особое значение для Блока имела Октябрьская революция как художника. Она вдохновила его на создание «Двенадцати» — произведения, которое он считал своим лучшим. Закончив его, Блок заявил: «Сегодня я — гений». Поэма «Двенадцать» была написана в 1918 году, во время, когда Россия переживала тяжелые времена: четыре года войны, Февральская революция, Октябрьский переворот и разгон Учредительного собрания.

Для интеллигентов того времени, к которым относился и Блок, эти события были восприняты как национальная трагедия и погибель русской земли. Поэтому появление поэмы «Двенадцать» вызвало удивление и негодование. Блок, известный своими лирическими стихами о России, стал писать о толстомордой Кате и говорить о пуле в Святую Русь. Эти вопросы были заданы после первой публикации поэмы в газете «Знамя труда».

Заключение

В настоящее время поэма «Двенадцать» продолжает вызывать интерес и становится объектом исследования. Мы обращаемся к ней, чтобы понять позицию поэта, его отношение к событиям того времени. Исследователи современности называют эту поэму «эпиграфом столетия» и предлагают различные варианты ее прочтения.

В последние, девяностые годы толкователи порой пытаются прочесть стихотворение «от противного», доказать, что Блок в нем дал сатиру на революцию, а его Христос на самом деле Антихрист. Однако так ли это? Прежде всего, А.Блок предупреждал, что не следует переоценивать значение политических мотивов в поэме «Двенадцать». Она имеет более широкий смысл. В центре произведения — стихия, вернее, пересечение четырех стихий: природы музыки, и стихии социальной, само действие поэмы происходит не только в Петрограде 1918 года, сколько, как пишет поэт, «на всем божьем свете». Идет разгул стихийных сил природы, а для поэта-романтика, поэта-символиста, которым был А.Блок, это символ, противостоящий самому страшному — обывательскому покою и уюту. Еще в цикле «Ямбы» (1907-1914) он писал: «Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта нет. Покоя нет.» Поэтому и стихия природы так созвучна его душе, она передана в «Двенадцати» множеством образов: ветер, снег, вьюга и пурга. В этом разгуле стихий, сквозь вой ветра и пурги А.Блок услышал музыку революции — в своей статье «Интеллигенция и Революция» он призывал: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию». Главное, что услышал поэт в этой музыке, — это ее многоголосие. Оно отразилось в ритмике поэмы — она вся построена на смене музыкальных мелодий. Среди них и боевой марш, и бытовой разговор, и старинный романс, и частушка (известно, что А.Блок начал писать свою поэму со строчек «Уж я ножичком полосну-полосну», услышанных им и поразивших его своей звукописью).

И за всем этим многоголосием, дисгармонией поэту слышится мощный музыкальный напор, четкий ритм движения, которым заканчивается поэма. Стихийна в ней и любовь. Это темная страсть с черными хмельными ночками, с роковой изменой и нелепой гибелью Катьки, которую убивают, целясь в Ваньку, и никто не раскаивается в этом убийстве. Даже Петруха, пристыженный своими товарищами, ощущает неуместность своих страданий:

Он головку вскидывает,

Он опять повеселел.

А.Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон (никому даже не приходит в голову, что за убийство Катьки придется отвечать. Не удерживает от убийства и нравственное чувство — нравственные понятия предельно обесценились. Недаром после гибели героини начинается разгул, теперь все дозволено:

Запирайте этажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба —

Гуляет нынче голытьба!

Не в состоянии удержать от тёмных, страшных проявлений человеческой души и вера в Бога. Она тоже потеряна, и Двенадцать, которые пошли «в красной гвардии служить», сами это понимают:

Петька! Эй, не завирайся!

От чего тебя упас

Золотой иконостас?

и добавляют:

Али руки не в крови

Из-за Катькиной любви?

Но убийство творится не только из-за любви — в нем появилась и иная стихия, стихия социальная. В разгуле, в разбое — бунт «голытьбы». Эти люди не просто бушуют, они пришли к власти, они обвиняют Ваньку в том, что он «буржуй», они стремятся уничтожить старый мир:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем…

И вот тут возникает самый сложный вопрос, который мучит читателей блоковской поэмы и сейчас, как мучил три четверти века назад: как мог А.Блок прославить этот разбой и разгул, это уничтожение, в том числе и уничтожение культуры, в которой он был воспитан и носителем которой был он сам? Многое в позиции А.Блока может прояснить то, что поэт, будучи всегда далеким, от политики, был воспитан в традициях русской интеллигентской культуры XIX века с присущими ей идеями «народопоклонства» и ощущением вины интеллигенции перед народом. Поэтому разгул революционной стихии, который приобретал подчас такие уродливые черты, как, например, упомянутые поэтом разгромы винных погребов, грабежи, убийства, уничтожение барских усадеб со столетними парками, поэт воспринимал, как народное возмездие, в том числе и интеллигенции, на которой лежат грехи отцов. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности — такой предстает Россия в поэме «Двенадцать». Но в том страшном и жестоком, через что предстоит ей пройти, что она переживает зимой 18-го года, А.Блоку видится не только возмездие, но и погружение в ад, в преисподнюю, но в этом же — ее очищение. Россия должна миновать это страшное; погрузившись на самое дно, вознестись к небу. И именно в связи с этим возникает самый загадочный образ в поэме — образ, который появляется в финале, Христос. О финале этом и образе Христа написано бесконечно много. Трактовали его очень разнообразно. В исследованиях прошлых лет звучало вольное или невольное (вернее, часто подневольное) стремление объяснить появление Христа в поэме едва ли не случайностью, недопониманием А.Блока того, кто должен быть впереди красногвардейцев.

Сегодня уже нет нужды доказывать закономерность и глубоко продуманный характер этого финала. Да и предугадывается образ Христа в произведении с самого начала — с названия: для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, изучавшего в школе Закон Божий, число двенадцать было числом апостолов, учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы — это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии. Не случайно Христос идет путем «надвьюжным», а в лексическом строе поэмы после намеренно сниженных, грубых слов появляются столь прекрасные и традиционные для А.Блока:

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз

Впереди — Иисус Христос».

На этой ноте завершается поэма, проникнутая верой А.Блока в грядущее воскресение России и воскресение человеческого в человеке. Борьба миров в произведении — это прежде всего борьба внутренняя, преодоление в себе темного и страшного.

Тема любви у А.А. Блока

Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру в поэме «Двенадцать». Блок прошел сложный творческий путь от поэта-символиста, от бесплодной романтической мечты к реальной действительности, к революции. Многие бывшие «друзья» Блока, сбежав от революции в другие-страны, кричали в парижских газетах, что Блок продался большевикам, что его тонкий вкус и талант огрубел, но это было не так. Блок сам пострадал в революции), естьяне сожгли его имение Шахматове), но он сумел понять и другое — чаша терпения народа переполнилась. Блок чутко прислушивался к жизни, проявлял глубочайший интерес к судьбе России, к судьбе русского народа.

Ранний период творчества поэта прошел под знаком религиозных мечтаний, уводивших в «миры иные». В 1904 году он создает цикл «Стихов о прекрасной Даме», полных тревоги, ощущения близкой катастрофы Поэт замкнулся в личных переживаниях, он тоскует об идеале женщины. Стихи посвящены его будущей жене Менделеевой, которую он сильно любил, Блок взрослеет, и меняются его взгляды на жизнь, он понял, что нельзя уйти в «миры иные», когда вокруг разруха, голод, борьба, смерть. Тема народа и интеллигенции властно врывается в творчество Блока. В стихотворении «Незнакомка» Блок показывает столкновение прекрасной мечты и грязной действительности. Он

пишет: «И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна». Какая музыкальность? Какая лиричность и мелодия. Еще раньше Блок записывает в дневнике: «Она — это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать

жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное».

Связи Блока с собственной средой, с деградирующей буржуазной культурой немного ослабли, потому что он влюблен в свою Родину и потрясен горькой судьбой русского народа. Народ сознательно споили и свели на уровень животного. «По вечерам, над ресторанами, прозрачный воздух дик и глух, и правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух», — пишет он в «Незнакомке». Поиски Блока путей к реальной жизни сопровождались взрывами отчаяния, неверия, проклятиями по адресу «сытых», попытками пересмотра собственной жизненной позиции. Блок своими стихами доказал, что он не только глубокая, незаурядная личность, но и показал связь Вселенной и Вечной красоты. Жаль, что он так и не нашел своего идеала в жизни. Менделеева, устав от восторженной любви, ушла к Андрею Белому, но глубокие стихи Блока остались. Они полны чувства, юные девушки учатся любви настоящей, поэтической, это очень скрашивает однообразные, полные усталости и тревоги наши современные будни. Если б не поэты, то словами Блока можно было бы сказать: «Так жизнь скучна, когда борения нет. Нет красоты, любви и жизни». С любовью к женщине перекликается любовь к Родине. «О, Русь моя Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!» — пишет Блок. Освобождаясь из-под влияния символизма. Блок стремился продолжить традиции великой русской классической литературы, видевшей свою задачу в служении народу. Блок самостоятелен и неповторим. В его поэзии выражены характерные черты духовной жизни многих людей, предчувствие социальных перемен. Поэт с большой страстностью хотел видеть в человеке свободного творца жизни. Вся жизнь Блока пронизана мечтой об идеальном человеке, который не чувствует в себе раздвоенности и смятения. Культ прекрасной Дамы означал протест против мещанской прозы жизни, был своеобразной формой непризнания и отрицания буржуазного уклада жизни.

Недоговоренность, загадочность цикла о любви побуждает задуматься над тайнами человеческого бытия. «Незнакомка» — это полет творческой фантазии, преображающий мир. Глубина переживаний поэта определяет значительность тем в его лирике. Блок рано ушел из жизни, но стихи его волнуют всех мыслящих людей, они помогают нам жить.

Библиография

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/jizn-i-tvorchestvo-bloka/

В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов

ч.3. Синтаксис. Пунктуация.; М., 1987 г

2. 2. А. Белый «Символизм» М.: Мусагет, 1910 г

Н.С. Валгина, В.В. Виноградов, В.В. Виноградов

6. 6. В.Гофман «Язык символистов». – В книге Литературное наследство; М. 1937 г.

А.Л. Григорьев, П.А. Громов

9. 9. В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», в 4 т. М.: 1978-1980 г.

10. В.М. Жирмунский

11. Н.А. Кожевникова

12. А.Ф. Лосев

13. Д.Е. Максимов

14. Д.Е. Максимов

15. З.Г. Минц

16. С.И. Ожегов

17. Д.Э. Розенталь

18. Словарь современного русского литературного языка. В 17 т. М.: , Л.: 1950-1965 г

19. Н.К. Соколова «Слово в русской лирике начала XX века» Воронеж: Издательство ВГУ 1980 г

20. Н.К. Соколова «Поэтический строй лирики Блока» Воронеж: Издательство ВГУ 1984 г

21. Ю.С. Степанов