Утопический мир в повести А. П. Платонова «Котлован»

Сочинение

Идея Рая есть логический конец человеческой мысли в том отношении, что дальше она, мысль, не идет; ибо за Раем больше ничего нет, ничего не происходит. И поэтому можно сказать, что Рай — тупик… То же относится и к Аду.

И. Бродский

На протяжении всей своей истории человечество не прекращало попыток заглянуть за грань реальности, предугадать и предсказать свое будущее. Иногда эти предсказания сбывались, иногда нет, но в человеке не переставала жить наивная вера в светлое будущее, полное радости и лишенное печали. Естественно, что в переломные моменты истории интерес к будущему становился особенно острым, и так же естественно, что творческая интеллигенция первой откликалась на изменения в обществе, которые кардинально меняли ход истории, влияли на судьбы страны и народа.

Многие писатели 1920-1930-х годов восторженно отзывались о преобразованиях, происходивших в то время в стране, о строительстве социализма и создании колхозов. В их произведениях отразилась искренняя вера в возможность преобразования мира, его поворота к «золотому веку». Но были и те, кто понимал обреченность проектов переустройства природы и общества, основанных на насилии. В числе тех, кто воспринял Октябрьскую революцию 1917 года и последовавшие за ней государственные преобразования как Апокалипсис, крах всех надежд на долгожданный мир, свободу мысли и обновление, был и Андрей Платонов. В своих произведениях он воссоздавал реальную, правдивую картину жизни того времени, с поразительным мужеством отражая сущность эпохи «великого перелома».

Например, в повести «Котлован» автор изобразил социальные преобразования общества через строительство «общепролетарского дома».

Писатель осознавал утопичность идей коллективного строительства «рая на земле». Не случайно в основу «общепролетарского дома» была положена легенда о Вавилонской башне. Строительство дома Платонов сравнивает с безуспешной и наказуемой попыткой человечества построить «город и башню, высотою до небес».

Люди в повести «Котлован» думают, что, построив такой дом мечты и поселившись в нем все вместе, они полностью освободятся от внешнего воздействия, от враждебных смертоносных сил природы, обретут вечную жизнь и вечное счастье. Но для того, чтобы построить этот дом, они должны отдать свою жизнь тяжелому физическому труду до полного истощения и, в конечном итоге, до потери своей души.

Инженер Грушевский, а также его «двойники» Чиклин и Вощев мучаются оттого, что «люди обязаны жить и теряться на этой смертной земле, на которой еще не устроено уюта». И задуманное ими «вечное здание» должно изменить это положение, должно превратить «смертную» человеческую жизнь в жизнь вечную. «Посредством устройства дома… жизнь можно организовать впрок для будущего неподвижного счастья и для детства». Но мы видим, что на самом деле происходит обратное: люди тратят свою жизнь, свои мечты, усилия на мертвый камень. Рыть котлован можно только коллективно, всем вместе, у рабочих-землекопов нет никакой личной жизни, нет возможности проявиться их индивидуальности, потому что все они живут только ради воплощения одной цели. Сами строители превращаются, по сути, в строительный материал так и не построенного здания. Вместо «возвышения» над миром, к которому так стремятся герои, вместо власти над материей, открывающей возможность бессмертия, строители опускаются в пропасть. И в этом падении также ощущается связь с библейскими историями о грехопадении Адама и Евы, о Вавилонской башне, когда Бог наказал людей за своеволие и дерзкие планы переустройства созданного им мира. В котловане гибнут старики и дети, вместо вечной жизни и спасения герои находят смерть.

6 стр., 2560 слов

Оптимальная модель народного образования. «роль образования ...

... содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего ... жизни людей, расширение физических границ среды обитания человека, обеспечение мира для всех народов, регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах и т.д. Правдоподобной гипотезой является то, что образование ...

Путем переплетения нескольких сюжетных линий Платонов раскрывает перед нами трагические судьбы разных людей. Да, у каждого из них свои стремления, надежды, мечты, своя жизнь. Но всех их объединяет одно — они обречены. У них отняли и веру, и надежду, и цель жизни, и само желание жить. Их представления о добре и зле, чести, достоинстве, совести, справедливости извращены, попросту потеряли смысл. Им стараются навязать новые порядки, обещая счастливое будущее. И в итоге они становятся «свободными и пустыми сердцем». А разве возможно счастье, если разрушена, погибла душа, если утрачены вечные человеческие ценности? Строители «общепролетарского дома» слишком поздно осознают чудовищную ошибочность своих стремлений и идей. Общее настроение выражает «прозревший» Вощев, который готов отказаться от всех «светлый истин общественной пользы», лишь бы девочка Настя была жива: «Зачем нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького верного человека? »

Автор постепенно приводит своих героев и нас к пониманию гибельности такого строительства: «Чиклин… разрушал землю ломом, и его плоть истощалась». Обречены на гибель и землекопы, которые обратили «всю жизнь своего тела в удары по мертвым местам». Непосильный труд, существование на пределе физических возможностей уничтожают души людей. «Так могилы роют, а не дома», — говорит автор. И действительно, котлован, вырытый под фундамент «дома», превращается в могилу не только для его строителей, но и для будущих жителей. Это яма, в которую бросили все доброе, хорошее, светлое, что было в людях. На этом образе Платонов хотел показать утопичность тех процессов, которые происходили во всей стране. Все лучшее, что в ней было, точно так же, под лозунгом лучшего будущего, бросили в яму, втоптали в грязь. Это — непременное, неизбежное наказание человечества за абсурд:

9 стр., 4411 слов

Платонов А. П. Котлован, Проблематика повести А. П. Платонова «Котлован»

... жизни, поскольку не смог уберечь невинное дитя, которое доверяло ему. Финал Следующими событиями заканчивает Платонов “Котлован ... сделал уже разметку и объясняет строителям, что скоро к ним присоединится еще примерно ... К вечеру собранные подходят к котловану, но в домиках нет никого, а на месте строительства лежит снег. Настенька умирает Роман “Котлован” Платонова продолжается. Чиклин предлагает людям ...

Котлован стал братской могилой, в которой погребены жизни многих людей, таких как Сафронов и Козлов, как девочка Настя, вместе с которой гибнет все будущее, гибнет его юная частица. Настя была для рабочих символом идеи. Они видели перед собой реального ребенка, ради которого стоит «жить впрок», и это заставляло их работать на пределе человеческих возможностей.

Критик В. Малухин писал: «Котлован» прочитывается не просто как жуткое сновидение об утопическом идеале, но и как реальная хроника его исторического оскудения и распада». Ужас заключается в том, что герои Платонова сами выбирают свою судьбу, но у них нет возможности повернуть назад и что-то исправить, пойти по другому пути. Они становятся рабами своей идеи, своего будущего. И само существование, как настоящее, теряет свою важность и первостепенность. «Общепролетарский дом», задуманный как райская обитель для вечно счастливого населения, подмял под себя самого человека, превратив его в средство, в материал, не имеющий своей духовной ценности. Котлован отнял у строителей все физические и душевные силы и стал могилой для Насти — их единственного ребенка, их надежды на будущее. Он погубил само человечество. Это — катастрофа вселенского масштаба, ведь многие из строителей возводили дом «для масс», никогда не думая о себе, а потому потеряли себя, потеряли свою душу, свою жизнь. Драматизм приобщения ко всеобщей новой, «счастливой» жизни для героев Платонова заключается в том, что слепое следование идее развращает их, призывает к насилию, разрушает личные качества каждого. А таким путем можно только разрушить, но никак не создать лучшее общество.

Произведение Платонова и сегодня не утратило своей актуальности, заставляя нас не только вспомнить о прошлом, но и задуматься о будущем, о том, как не потерять, не погубить его. А для этого нужно всегда оставаться человеком, помнить о главных, основополагающих, вечных ценностях, растоптав которые, принеся в жертву утопической идее, мы погубим самих себя.