Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова является одним из самых известных произведений советской литературы. Он был написан в 1930-х годах, но из-за цензуры не был опубликован до 1966 года. Роман представляет собой комбинацию разных сюжетных линий, которые переплетаются и создают уникальное произведение.
Одной из главных сюжетных линий является история о появлении в Москве некоего Воланда, который выдает себя за специалиста по черной магии. Он приходит вместе со своей странной свитой, включающей в себя ведьму Геллу, развязного типа Коровьева или Фагота, мрачного Азазелло и веселого толстяка Бегемота.
Первыми, кто встречает Воланда, становятся редактор журнала Михаил Берлиоз и поэт Иван Бездомный. Воланд вмешивается в их разговор и утверждает, что Иисус Христос действительно существовал. Он предсказывает Берлиозу его смерть под колесами трамвая, что сбывается непосредственно после этого заявления. Иван безуспешно пытается преследовать Воланда, но тот исчезает.
Затем Иван оказывается в Массолите, где он запутанно рассказывает о происшедшем и попадает в психиатрическую клинику. В этой клинике он знакомится с главным героем романа — мастером. Мастер является талантливым писателем, но после того, как его рукопись была уничтожена государством, он потерял разум.
Воланд, в свою очередь, посещает квартиру Берлиоза, где он находит директора театра Степана Лиходеева. Он предлагает ему контракт на выступление Воланда в театре и выгоняет его из квартиры. Лиходеев оказывается в Ялте, при этом обстоятельства его перемещения остаются загадкой.
Развитие событий
После своей неожиданной поездки в клинику профессора Стравинского, Никанор Иванович Босой оказывается в затруднительном положении. Он встречает офицеров, которые пришли арестовать его за хранение валюты. Разочарованный и ошеломленный, Никанор Иванович попадает в тюрьму.
В это время финансовый директор Варьете Римский и администратор Варенуха пытаются разыскать исчезнувшего Лиходеева. Они получают телеграммы от Лиходеева, которые приходят из Ялты. Лиходеев просит выслать деньги и подтвердить его личность, утверждая, что его забросил в Ялту гипнотизер Воланд. Римский решает, что это шутка Лиходеева и отправляет Варенуху отнести телеграммы «куда надо».
Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита
... и образ Воланда в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение 11 класс Воланд, без преувеличения – центральная фигура романа. Именно о нем эпиграф: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», и, ... и наказывал их по заслугам. С помощью образа Воланда, через призму тех таинственных и необъяснимых событий, которые происходили с москвичами за период пребывания темных сил в ...
Однако, Азазелло и Коровьев, приведенные ведьмой Геллой, похищают Варенуху и доставляют его в квартиру № 50. Под воздействием поцелуя Геллы, Варенуха теряет сознание.
Вечером в театре Варьете начинается представление с участием великого мага Воланда и его свиты. Фагот выстрелом из пистолета вызывает денежный дождь, и червонцы падают на зал. Затем на сцене открывается «дамский магазин», где женщины могут бесплатно одеться. Однако, после окончания представления, червонцы превращаются в бумажки, а все, что было приобретено в магазине, исчезает, заставляя женщин бегать по улицам в одном белье.
После спектакля Римский остается в своем кабинете и там появляется Варенуха, который был превращен Геллой в вампира. Увидев, что Варенуха не отбрасывает тень, Римский испытывает сильный страх и сразу же седеет. Он покидает город, отправляясь на вокзал и уезжая в Ленинград.
В ходе беседы с мастером, Иван Бездомный рассказал о своей встрече с загадочным иностранцем, который оказался причастным к гибели Миши Берлиоза. Мастер же объяснил Ивану, что этот иностранец оказался самим сатаной, с которым он встретился на Патриарших прудах. Затем мастер поделился своей историей с Иваном.
Ранее мастер был историком по образованию и работал в одном из музеев. Но однажды его жизнь изменилась, когда он неожиданно выиграл огромную сумму в размере ста тысяч рублей. Вследствие этого события, мастер решил оставить свою работу в музее и снять две комнаты в небольшом домике на одной из улочек Арбата. Он начал писать роман о Понтии Пилате, который уже был почти закончен.
В один день, случайно встретив Маргариту на улице, мастер и она мгновенно влюбились друг в друга. Несмотря на то, что Маргарита была замужем и жила с мужем в особняке на Арбате, она не любила его. Ежедневно она приходила к мастеру, и вместе они наслаждались счастьем любви. Роман был дописан и мастер отнес его в журнал, но его отказались публиковать. Вместо этого в газетах появились несколько разгромных статей о романе, подписанных критиками Ариманом, Латунским и Лавровичем.
В это время мастер начал чувствовать, что он заболевает. Однажды ночью, он бросил роман в огонь, но Маргарита, встревоженная, успела выхватить из огня последнюю пачку листов. Она ушла, намереваясь достойно проститься с мужем и вернуться к возлюбленному навсегда. Однако, через четверть часа после ее ухода, к мастеру постучали в окно.
Мастер, шепотом продолжая свой рассказ перед Иваном, рассказал, что через несколько месяцев, зимней ночью, вернувшись домой, он обнаружил, что его комнаты заняты. В результате этого он отправился в новую загородную клинику, где и проживает уже четвертый месяц, не имея имени и фамилии, а просто являясь больным из комнаты №118.
Введение в исследование
В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» представлена динамическая и многомерная система переплетающихся сюжетов и персонажей. Текст оценивается критиками как одно из высших произведений мировой литературы, из-за своей особой многоплановости и богатства смысловой нагрузки.
Цель и задачи исследования
Главной целью данного исследования является анализ и синтез сюжетной линии, данного в литературной обработке событий Пашковского дома в период с осени 1925 до весны 1926 года. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Мистическое в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
... в сознании автора и становится рядом с именем героя. В этот момент рождается новое название - “ Мастер и Маргарита “. В четвертой редакции (уже полной) впервые обозначено на титульном листе : “ Мастер и Маргарита. Роман “. Пятая редакция романа - первая и ...
- Детальное описание искусственного характера социальной элиты, изображенной в тексте;
- Выявление связей между различными персонажами;
- Исследование символической природы произведения;
- Определение роли религиозных и мистических мотивов в романе.
Методология исследования
Для достижения поставленных задач, в данном исследовании применялись следующие методы:
- Сравнительный анализ коммуникативных связей персонажей через применение графической модели «Социоматика»;
- Дескриптивный анализ символов и символических действий;
- Выводы об особенностях сюжета романа, определение ключевых элементов структуры произведения;
- Документальный анализ и интерпретация специфических научных позиций обсуждаемой темы.
Текст исследования
В тексте Булгакова особенно ярко выражена социальная критика общества начала XX века. Это подчеркивается созданием образа строптиво развращенной социальной элиты, кроме того, автор затрагивает проблему двойной морали, когда основные нормы и ценности переворачиваются с ног на голову. Например, мастер, который пишет книгу «Иешуа» о Христе, попадает в психиатрический дом, где ему ломают дух и разрушают преданные им рукописи.
Другая проблема, продиктовавшая создание романа — это стремление показать взаимодействие человека и космоса. Материнское чувство Маргариты, на которое обращено основное внимание в книге, становится ключом к пониманию сути этого взаимодействия. В данном аспекте можно отметить важную роль мистических и религиозных мотивов в произведении — таким образом, автор определяет для себя научную и философскую ценность произведения.
Символ, как основное литературное средство, представлен в книге обильно и разнообразно: крысы, котлы, головы и тела, птицы и т.д. Большинство этих образов несут глубокий символический смысл, создает эпичность текста. Булгаков с помощью образов пытается донести до читателя свои мысли и идеи о жизни, общественных отношениях и морали.
Через анализ образа Мастера и его отношения с Маргаритой, можно определить одну из сюжетных линий, в которой автор раскрывает проблему творческой личности и общества. Мастер казался бы потерянным в безумии государственной системы, и это магическое настоящее, которое создает для него Маргарита, становится источником вдохновения для дальнейшей работы над своей книгой. Мастер был нужен Маргарите, чтобы она могла видеть мир насквозь и понять его смысл.
Согласно выявленным в исследовании результатам, можно сделать вывод, что роман «Мастер и Маргарита» поражает своими нераскрытыми сюжетами, где рядом мифология, любовь, вера, интриги и другие не менее значимые темы. Он позволяет лучше понимать мир, ощущать его святыми ощущениями, когда все обыденное обретает новые формы и цвета в воображении. Роман, где жизнь находит свое продолжение, где следует искать и множить истины, чтобы раскрыть тайны вселенной.
Развитие сюжета
Во дворце Ирода Великого прокуратор Иудеи Понтий Пилат допрашивает арестованного Иешуа Га-Ноцри. Синедрион вынес ему смертный приговор за оскорбление власти кесаря, и Пилат должен утвердить этот приговор. В процессе допроса Пилат понимает, что Иешуа не разбойник, а философ, проповедующий царство истины и справедливости. Однако из-за обвинений в преступлении против кесаря, римский прокуратор не может освободить его и утверждает смертный приговор.
Он прочитал сочинение мастера заговорил левий матвей
... Пилате, Воланду нужно было поговорить с Маргаритой. Узнать ее просьбу. Поговорить с Мастером. И только тогда узнать о романе. Бог прочитал роман САМ. Именно поэтому, разговаривая с Левием ... никак не догадались об этом. Уходи. Левий Матвей после этого исчез, а Воланд подозвал к себе Азазелло и приказал ему: Лети к ним и все устрой. Азазелло покинул ...
Пилат обращается к иудейскому первосвященнику Каифе и просит отпустить Га-Ноцри, чтобы отметить наступающий праздник Пасхи. Однако Каифа отказывает и отпускает разбойника Вар-Раввана. Толпа зевак возвращается в город, а на Лысой горе остается только ученик Иешуа Левий Матвей. Палач закалывает осужденных, и на гору обрушивается сильный ливень.
После этого Пилат вызывает Афрания, начальника тайной службы, и поручает ему убить Иуду из Кириафа за предательство. Иуда получил деньги от Синедриона за то, что позволил арестовать Иешуа Га-Ноцри в своем доме. Скоро молодая женщина Низа предлагает Иуде свидание в Гефсиманском саду за городом. Однако на встрече Иуду нападают неизвестные, рубят ножом и забирают его кошель с деньгами. Вскоре Афраний докладывает Пилату, что Иуда застрелен, а мешок с деньгами найден в доме первосвященника.
Афраний приносит Пилату пергамент, на котором Левий Матвей записал проповеди Га-Ноцри. Прокуратор читает: «Самый тяжкий порок – трусость».
Воланд и его свита прощаются с Москвой на закате солнца на террасе одного из зданий. Внезапно появляется Левий Матвей и предлагает Воланду взять мастера к себе и наградить его покоем. Воланд спрашивает, почему Левий Матвей не берет мастера к себе в свет, на что Левий Матвей отвечает, что он заслужил покой, а не свет.
Через некоторое время к Маргарите и мастеру является Азазелло и приносит бутылку вина в качестве подарка от Воланда. После того, как они выпивают вино, они падают без сознания. В это же время в доме скорби скончался пациент из комнаты №118, а на Арбате молодая женщина внезапно бледнеет и падает на пол, схватившись за сердце.
Волшебные черные кони уносят Воланда, его свиту, Маргариту и мастера. Воланд говорит мастеру, что прочитал его роман и хочет показать ему его героя, который уже две тысячи лет сидит на площадке и видит во сне лунную дорогу, хочет идти по ней и разговаривать с бродячим философом. Мастер кричит, что герой свободен и ждет Воланда.
Маргарита и мастер идут по мосту через ручей, а Маргарита говорит мастеру, что это его вечный дом, где вечером придут те, кого он любит, а она будет беречь его сон.
В Москве после ухода Воланда продолжается следствие по делу о преступной шайке, но меры, принятые для ее поимки, не дают результатов. Психиатры приходят к выводу, что члены шайки были гипнотизерами. События майских дней начинают забываться, но профессор Иван Николаевич Понырев, бывший поэт Бездомный, каждый год во время весеннего праздничного полнолуния появляется на Патриарших прудах и садится на ту же скамейку, где встретился с Воландом впервые. Затем он проходит по Арбату, возвращается домой и видит один и тот же сон, в котором к нему приходят Маргарита, мастер, Иешуа Га-Ноцри и прокуратор Иудеи Понтий Пилат.