1. История создания произведения.
«Маска» была написана в 1884 году, в этом же году состоялась первая публикация произведения в журнале «Развлечение».
2. Жанр произведения. Признаки жанра.
Жанр — рассказ, что подтверждается одной сюжетной линией, действием, подчинённым одной проблеме, связанной с одним героем. Рассказ можно назвать сатирическим, так как в нём имеет место обличение порока общества.
3. Название произведения и его смысл.
Название рассказа «Маска» имеет двоякий смысл. Маска не только предмет, из-за которого возникло «недоразумение». И на этом «недоразумении» построено всё действие рассказа. Маска — это покров, за которым скрывается истинное лицо. На маскараде человек, надев какую-то маску, подстраивает под неё и стиль поведения. В данном рассказе миллионер, надев маску и сорвав её, ничего не меняет. Он в маске и без маски — хам и дебошир. Ему надо было полюбоваться произведённым эффектом — как изменится отношение окружающих, как они залебезят перед ним. И окружающие переменились. Оскорблённое достоинство интеллигентов быстро обернулось подлым угодничеством. Они, подобно хамелеонам, посчитали нужным приспособиться к обстоятельствам. Люди-хамелеоны, масок у вас миллионы. Эти читающие, мыслящие люди в критический момент посчитали нужным надеть лицемерную маску.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование в рассказе ведётся от третьего лица, при котором речь повествователя соотносится с субъективно-речевым планом героев. Повествователь, в отличие от персонажей, находится в ином пространственно-временном плане, он выступает объективным наблюдателем.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема — хамелеонство людей.
Идея: приспособленчество человека к обстоятельствам в нужный момент, лицемерие приводит к потере его лица.
Проблематика: невежество, безнравственность и невоспитанность богатея. Имеющего неоспоримый вес в обществе; отсутствие подлинного человеческого достоинства у образованных людей, так называемых интеллигентов.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
На маскараде, когда веселье было в разгаре, появился некто в костюме кучера, в маске и шляпе с павлиньими перьями. С двумя «мамзелями» и с вином он ввалился в тихую читальню, где чинно углубились в чтение газет два интеллигента Жестяков и Белебухин. Неизвестный с павлиньими перьями и потребовал, чтобы читающие убирались. Интеллигенты негодовали, возмущались. Неизвестный вырвал у Жестякова газету и порвал её в клочья, затем объявил о своём намерении развлечься с «барышнями» и стал настаивать, чтобы все «проваливали». Обстановка накалялась. Прибежал дежурный старшина, потом старый полицейский Евстрат Спиридоныч. Все кричали, возмущались, а дебошир куражился ещё больше. Наконец, был составлен протокол и всеми подписан.
Основные вопросы произведения Ф. Ницше ‘Рождение трагедии ...
... мысли читателя начать двигаться в совершенно новом направлении. «Рождение трагедии из духа музыки» - это сложное художественное произведение, стиль которого соответствует философскому мышлению Ницше, и анализ основных ... такого рода философско-эстетических умонастроений философа выступает своеобразно интерпретированная им идея о единстве жизни и искусства, согласно которой сама жизнь рассматривается ...
И тут буян сорвал маску. Ошеломлённая публика увидела Егора Нилыча Пятигорова, миллионера, примечательного скандальными выходками и благотворительностью. Интеллигенты на цыпочках покинули читальню. Всеобщее негодование плавно перешло в одобрительные реплики. Каждый старался показать своё восхищение замечательными шутками богача. В конце концов, интеллигенты чуть не на руках отнесли пьяного Пятигорова в экипаж и были очень довольны, что Егор Нилыч не сердится.
7. Система образов произведения.
Пятигоров Егор Нилыч — потомственный почётный гражданин, фабрикант с миллионным состоянием, славящийся благотворительностью и скандалами. При этом он грубый, наглый, распутный, невежественный, невоспитанный человек.
«Интеллигенты» — Белебухин, казначей сиротского суда, и Жестяков, директор банка.
Евстрат Спиридоныч, старый полицейский.
8. Композиция произведения.
Действие рассказа разворачивается стремительно. Завязка действия — вторжение буяна в читальню. Кульминационный момент: пьяный безобразник срывает маску и предстаёт миллионером Пятигоровым. Развязка действия: компания интеллигентов подобострастно сопровождает Егора Нилыча к экипажу.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Очень выразительна речевая характеристика Пятигорова, выдающая его «уровень»: «плевать мне», «не претикословить», «к свиньям собачьим», «рыло», «не ндравится».
В речи интеллигента Белибухина после срывания маски появилась лакейская угодливость: «не прикажете ли…», «проводить домой-с».
Чехов также использует как средство создания комического приём несоответствия внешнего проявления внутренней сущности. Например: подскочили интеллигенты, «подняли потомственного почётного гражданина». В данном случае «почётный гражданин» — мертвецки пьяный негодяй.
10. Отзыв о произведении.
Рассказ А.П. Чехова «Маска», как и другие его произведения, не теряет актуальности и в наши дни. Человеческая природа с её слабостями и пороками не меняется. Чехов высмеял трусость интеллигентов-либералов, лебезящих перед владельцем большого капитала. Изжит ли этот порок в интеллигенции? Современные интеллигенты-либералы тоже умело приспосабливаются к обстоятельствам.