Методическая разработка » выпускное по литературе. Направление «Разговор с собой». Тема «Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?»?»

Сочинение

Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?

Чувство собственной ненужности как качество личности — убеждённость человека в том, что он никому не нужен и никому не интересен, что он в этой жизни всем чужой, посторонний, что в нём нет надобности.

Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)? Я считаю, что «умные ненужности» появляются потому, что они не могут найти своё место в обществе, найти цель в жизни, не могут реализовать себя. Характерные черты «умной ненужности»: бессмысленность и бесцельность существования, непонимание своего места и роли в жизни, разочарованность, скука, хандра, «резкий, охлажденный ум», отличные от общепринятых суждения и интересы.

Выражение «лишний человек» вошло во всеобщее употребление после «Дневника лишнего человека» И.С.Тургенева. Но первый эпитет «лишний» применил Пушкин к Онегину, герою романа «Евгений Онегин», в одном из черновых набросков. Почти одновременно с Пушкиным в 1831 году Лермонтов в драме «Странный человек» вкладывает в уста Владимира Арбенина то же определение: «Теперь я свободен! Никто…никто…ровно, положительно никто не дорожит мною на земле… я лишний!..» В «Литературном словаре» сказано, что «лишний человек» — это социально-психологический тип, запечатленный в русской литературе первой половины 19 века.

Евгений Онегин – «лишний человек». Он дворянин, получил хорошее образование. Герой обладал «озлобленным умом, кипящем в действии пустом». Но никак не реализовался этот ум, никак не воплотились высокие качества его натуры: беспощадная честность по отношению к себе, умение всё додумать до конца, признаваться в своих ошибках и не винить в своих бедах и несовершенствах никого, кроме себя. Герой решил сочинять, «но труд упорный ему был тошен, ничего не вышло из пера его; решил учиться – «себе присвоить ум чужой», но читал, читал, а всё без толку. Когда Онегин приезжает в деревню, сразу же делает то, что выделяет его из окружающих соседей: барщину заменил оброком, за что крестьяне были ему благодарны, а соседи-помещики насторожились. На этом его хозяйственные труды закончились. У героя есть только устремления, действия Онегин избегает. Да и не способен он на действия. Онегин был умен и образован, он осознал бессмысленность своего существования, и от этого он страдал. Воспитание не приучило его к усердной работе, ему всё надоедало, а это приводило к мыслям о никчемности его жизни, разочарованности в ней, скуке и грусти.

3 стр., 1453 слов

Евгений Онегин — лишний человек 9 класс

... из молодого человека того самого «лишнего человека», который уже давно разочарован в себе, в обществе, и в жизни. Также читают: Картинка к сочинению Евгений Онегин - лишний человек Популярные сегодня ... получает отказ. Его жизнь трагична, бесцветна и бессмысленна. Он воплощает собой одну из основных проблем своего времени. Сочинение "Лишний" человек Евгений Онегин «Евгений Онегин» является одним из ...

В Онегине живы ум, совесть, мечтания, но у него нет способности действовать. Онегину ничего не надо, у него нет цели, нет идеала. Он умная ненужность. Герой презирает общество, в котором ему приходится жить.

Онегину легко со всей определенностью ответить, что его не устраивает, и гораздо сложнее, что ему нужно от жизни. Онегин несчастлив, «охладел к жизни»; он движется по замкнутому кругу, где каждое действие предполагает дальнейшее разочарование. Мечтательный романтик в юности, он превратился в холодного циника, жестокого эгоиста, едва увидев «свет». Кто же или что является причиной того, что умный, образованный Онегин превратился в «лишнего» человека, не нашедшего своего места в жизни? Казалось бы, в его руках было всё, значит, в этом вина героя? И да, и нет. С одной стороны, он сам виноват в том, как сложилась его судьба. С другой стороны, именно «свет» превратил Онегина в «нравственного калеку», в человека, которому свойственны душевная апатия, безразличие к окружающему миру. Онегин растратил душевные силы, побуждающие к действию. Он потерял способность к активной борьбе и, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов… ничем заняться не умел».

Таким образом, умные ненужности» появляются по вине общества, по вине собственной натуры, собственного бездействия.