Методическая разработка » выпускное по литературе. Направление «Разговор с собой». Тема «Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?»?»

Сочинение

Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?

Чувство собственной ненужности как качество личности — убеждённость человека в том, что он никому не нужен и никому не интересен, что он в этой жизни всем чужой, посторонний, что в нём нет надобности.

Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)? Я считаю, что «умные ненужности» появляются потому, что они не могут найти своё место в обществе, найти цель в жизни, не могут реализовать себя. Характерные черты «умной ненужности»: бессмысленность и бесцельность существования, непонимание своего места и роли в жизни, разочарованность, скука, хандра, «резкий, охлажденный ум», отличные от общепринятых суждения и интересы.

Выражение «лишний человек» вошло во всеобщее употребление после «Дневника лишнего человека» И.С.Тургенева. Но первый эпитет «лишний» применил Пушкин к Онегину, герою романа «Евгений Онегин», в одном из черновых набросков. Почти одновременно с Пушкиным в 1831 году Лермонтов в драме «Странный человек» вкладывает в уста Владимира Арбенина то же определение: «Теперь я свободен! Никто…никто…ровно, положительно никто не дорожит мною на земле… я лишний!..» В «Литературном словаре» сказано, что «лишний человек» — это социально-психологический тип, запечатленный в русской литературе первой половины 19 века.

Евгений Онегин – «лишний человек». Он дворянин, получил хорошее образование. Герой обладал «озлобленным умом, кипящем в действии пустом». Но никак не реализовался этот ум, никак не воплотились высокие качества его натуры: беспощадная честность по отношению к себе, умение всё додумать до конца, признаваться в своих ошибках и не винить в своих бедах и несовершенствах никого, кроме себя. Герой решил сочинять, «но труд упорный ему был тошен, ничего не вышло из пера его; решил учиться – «себе присвоить ум чужой», но читал, читал, а всё без толку. Когда Онегин приезжает в деревню, сразу же делает то, что выделяет его из окружающих соседей: барщину заменил оброком, за что крестьяне были ему благодарны, а соседи-помещики насторожились. На этом его хозяйственные труды закончились. У героя есть только устремления, действия Онегин избегает. Да и не способен он на действия. Онегин был умен и образован, он осознал бессмысленность своего существования, и от этого он страдал. Воспитание не приучило его к усердной работе, ему всё надоедало, а это приводило к мыслям о никчемности его жизни, разочарованности в ней, скуке и грусти.

2 стр., 755 слов

Евгений Онегин - лишний человек (9 класс)

... главная трагедия Онегина. Светская и бездуховная жизнь, от которой Евгений Онегин так стремительно пытался избавиться, была довольно далеко от обычных людей. Именно поэтому он лишний человек, обреченный ... Лишние люди это лишь последствие разложения. Та мысль, которую выдвинул А.С.Пушкин, оказалась действительно явью. Рано или поздно все происходящее приведет к краху элиты и гибели империи. Сочинение ...

В Онегине живы ум, совесть, мечтания, но у него нет способности действовать. Онегину ничего не надо, у него нет цели, нет идеала. Он умная ненужность. Герой презирает общество, в котором ему приходится жить.

Онегину легко со всей определенностью ответить, что его не устраивает, и гораздо сложнее, что ему нужно от жизни. Онегин несчастлив, «охладел к жизни»; он движется по замкнутому кругу, где каждое действие предполагает дальнейшее разочарование. Мечтательный романтик в юности, он превратился в холодного циника, жестокого эгоиста, едва увидев «свет». Кто же или что является причиной того, что умный, образованный Онегин превратился в «лишнего» человека, не нашедшего своего места в жизни? Казалось бы, в его руках было всё, значит, в этом вина героя? И да, и нет. С одной стороны, он сам виноват в том, как сложилась его судьба. С другой стороны, именно «свет» превратил Онегина в «нравственного калеку», в человека, которому свойственны душевная апатия, безразличие к окружающему миру. Онегин растратил душевные силы, побуждающие к действию. Он потерял способность к активной борьбе и, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов… ничем заняться не умел».

Таким образом, умные ненужности» появляются по вине общества, по вине собственной натуры, собственного бездействия.