В течение 117 лет в Российской Академии наук, начиная от её основания в 1724 г. и до 1841 г., из 34 академиков-историков было всего три русских академика — М. В. Ломоносов, Я. О. Ярцов, Н. Г. Устрялов.
На протяжении более века иностранцы контролировали весь процесс написания русской истории. В их ведении были все документы, архивы, летописи. На полном основании они вершили судьбу России, так как именно бесконтрольный доступ к документам истории (самому ценному) позволял им манипулировать информацией о прошлом по своему усмотрению.
Родоначальниками норманнской теории происхождения русского государства в IX в стали в XVIII в. историки немецкого происхождения: Т.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер. Их положения развили далее русские учёные: Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв и другие, которых можно смело называть норманистами.
В середине XVIII в. разворачивается борьба за русскую историю. Антинорманизм, в свою очередь, родился в трудах М.В. Ломоносова, который счёл антипатриотичным начинать русскую историю от скандинавов. М. В. Ломоносов выступает против лживой версии русской истории, на его глазах создаваемой немцами Миллером, Байером и Шлёцером. Он подверг резкой критике диссертацию Миллера «О происхождении имени и народа русского». То же самое постигло и труды Байера по русской истории. Михаил Васильевич начал активно заниматься вопросами истории, понимая важность и значимость этого для жизни общества. Ради этого исследования он даже отказался от обязанностей профессора химии. Великой битвой можно назвать противостояние Ломоносову немецкой исторической школы в научном мире России.
Норманнская теория отрицала самостоятельное развитие русского народа , развивала идею отсталости древнерусского народа. Ломоносов разработал историческую концепцию, в которой подчеркивал решающую роль Православия, Самодержавия и духовно-нравственных ценностей русского народа в формировании Российского государства; не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов, сделав вывод: « Немало имеем свидетельств, что в России толь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели ».
В начале 50-х годов 18 века Ломоносов начал интенсивно заниматься историей. Выход »Древней Российской истории» стал важным событием в Русской историографии. Работая на древнейшим периодом отечественной истории Ломоносов выступил как исследователь вооруженный знанием источников. Его идеи о глубокой древности славянских народов, об их важной роли в общеевропейской истории, о смешенной славяно-чудской этнической основе населения России были оригинальными и направленными против »Нормандской теории» происхождения Русского государства. « Показав единство с пруссами россов и сих перед оными преимущество, должно исследовать поколение, от какого народа обои происходят, о чем наперед мое мнение объявляю, что оба славенского племени и язык их славенский же, токмо чрез смешение с другими немало отдалился от своего корени ».
Его книга вышла в 1766 году и называлась “ Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого, или до 1054 года ”.
Книга состояла из трех частей:
1. Вступление.
2. Часть Первая (О России прежде Рюрика).
3. Часть Вторая ( От начала княжения Рюрикова до княжения Ярослава Первого).
В своей работе Ломоносов пишет о том, что на территории где позже появилась Русское государство первоначально жили славяне и чудь, занимавшие примерно равное пространство, но с течением времени территория славян расширялась и многие территории занимаемые чудскими племенами позже были населены славянами. « Сих народов, положивших по разной мере участие свое в составлении россиян, должно приобрести обстоятельное по-возможности знание, дабы уведать оных древность и сколь много их дела до наших предков и до нас касаются. »
Часть чуди присоединилась к славянам, а часть переселилась к северу и востоку. Это соединение двух народов подтверждается согласием в избрании на общие владения князей варяжских, которые переселились к славянам и чуди со своими родами и множеством подданных и соединив их утвердили самодержавие. «Старобытные в России обитатели, славяне и чудь, по преданиям достоверных наших летописателей известны . Древние внешние авторы скифов и сармат, на разные поколения разделенных, под разными именованиями в ней полагают. Обои народы одержали великое участие в обширном сем земель пространстве. Славенское владение возросло с течением времени. Многие области, которые в самодержавство первых князей российских чудским народом обитаемы были, после славянами наполнились. Чуди часть с ними соединилась, часть, уступив место, уклонилась далее к северу и востоку. Показывают сие некоторые остатки чудской породы, которые по словесным преданиям от славенского поколения отличаются, забыв употребление своего языка. От сего не токмо многих сел, но рек и городов и целых областей чудские имена в России, особливо в восточных и северных краях, поныне остались. Немалое число чудских слов в нашем языке обще употребляется ».
Основные генетические корни Российского народа составляли славяне и даже наш язык происходит от славянского и с тех пор не сильно изменился. « В составлении российского народа преимущество славян весьма явствует, ибо язык наш, от славенского происшедший, немного от него отменился и по толь великому областей пространству малые различия имеет в наречиях ».
Территория, занимаемая славянским народом и есть главное доказательство его величества и древности. Одна Россия занимает территорию, которую нельзя сравнить ни с одним Европейским государством. « Итак, недивно, что Нестор называет Черное море Росским для частого россов по нему хождения. За обыкновенность сих варягов ходить на римские области явствует из многократных военных нападений на восточную часть оныя, то есть на Грецию и на самый Царьград, которые походы от начала первых князей российских продолжались даже до первого разделения Российския державы на разные княжения »
О варягах Ломоносов пишет следующее: « Не правильно рассуждает кто варяжское имя предписывает одному народу, многие сильные доказательства уверяют, что они из разных племен языков состояли. Только одни соединялись – обыкновенным тогда по морям разбоем ». По мнению Ломоносова варягами называли все северные народы, в доказательство этого он ссылается на шведских, норвежских, исландских, славянских и греческих историков того времени. Племена варягов были воинственными и совершали множество военных походов. Проходя по земле где жили славяне и чудь, они периодически останавливались в районе города Киева где хранили награбленное.
Упоминая о варягах – россах Ломоносов писал, что: « Варяги с пруссами произошли от одного поколения. » И Рюрик по его мнению был призван на владение к славянам из варягов – россов, при этом он ссылается на летописца Нестора.
Ломоносов выдвигает гипотезу о происхождении названия прусского рода: » Когда Рюрик с братьями со всем родом и с варягами – россами переселился к славянам новгородским, тогда оставшиеся жители после них на прежних своих местах поруссами или оставшимися по руссов переименованы. То ж гласят обряды, которые как у старых пруссов, так и ныне в некоторых пограничных российских провинциях употребляются. Больше всех утверждает единство древних пруссов с варягами-россами почтение одного главного идола по имени, по знаменованию и по обрядам. Перкун прусский был то же, что у россов Перун, которым Ольг клялся грекам при заключении мирного договора и которого почитал еще в неверии Владимир. У обоих народов значил Перун бога грому и молнии; у обоих жрецы приносили ему в жертву огонь неугасимый и казнены были смертию, когда угасал их небрежением «.
Основываясь на древних источниках, Ломоносов писал: что Русью назывались Литва, Жмуть и Подляхия. Еще до прихода Рюрика к новгородцам и распространялась по юго-восточным берегам Варяжского моря, основываясь на этом, можно сказать, что территория варяг – руссов простиралась до восточных пределов Белой Руси, а может быть, до Старой Русы, от которой она и получила свое название.
В те временя Рюрику покорялись несколько народов: славянские – Новгород, Изборск, Полоцк, из чуди – меря, весь, мурома, т.е. Ростов, Бело — озеро, Муромская земля. Южные славяне – поляне, кривичи, древляне, северяне и прочие, отчасти управлялись своими старейшинами, а от части платили дань козарам.
Северные славяне от новых своих владетелей прозвались россами. Из варяг с Рюриком пришли Аскольд и Дир, которые были хорошими воинами. Далее Ломоносов писал: « Сии просили что бы отпустить их с родом и с людьми своими к Царюграду поискать войною большего счастья. По уволении предприяли путь по Днепру вниз судами. В Полянской земле на горе увидели город и там живущих спросили: Кому он подвластен? на сие от жителей ответствовано, что три братаКий, Щек и Хорев – построили сей город во имя старшего и уже их не стало. Жители платят дань хазарам. Аскольд и Дир поселились в Киеве, присовокупили к себе множество варягов и начали княжить над полянами не завися от Рюрика. »
Используемые источники
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/lomonosov-istoricheskoe/
М.В. Ломоносов. Д ревняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого, или до 1054 года
М.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2004
Ломоносов Теория происхождения