Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». «без прошлого нет будущего» — -рассуждение без прошлого нет будущего

Сочинение

Память предков, традиции, обычаи, все это приходит к нам из прошлого, передается из поколения в поколения от прадеда к деду и нам. Прошлое – это начало всего настоящего. Будущее невозможно без прошлого.

Чем живем мы сегодня? У каждого из нас есть свои привычки, устои. Каждое общество обладает своими традициями и обычаями. Все это собиралось на протяжении многих лет. Нельзя, например, отметить свадьбу без традиционного сватовства или встретить важных гостей без хлеба и соли.

Благодаря прошлому мы можем сегодня с уверенностью сказать, что

Война – это плоха, что для того, чтобы чего-то в жизни добиться, нужно трудиться. Кто-то до нас уже испробовал различные методы изобретения велосипеда или добычи огня.

И благодаря этому опыту предков мы сегодня можем кататься на горном велосипеде и пользоваться спичками, чтобы развести огонь. Мы сегодня – это тоже прошлое для наших потомков. И наши ошибки, способ жизни и опыт тоже кому-то станут хорошим уроком.

А зачем нужны эти традиции, опыт предков? Если бы не было прошлого, то общество стояло бы на месте, мы бы также пытались добыть огонь при помощи палки с камнем или ели бы пальцами без помощи кухонных

Приборов, мы бы не научились разговаривать, а также, как пещерные люди, общались бы жестами и звуками.

Даже если мы возьмем просто одну семью. Если бы не было дедушки или бабушки, то не было бы мамы или папы. А без них не появились бы мы. Значит, жизнь попросту остановилась бы.

Прошлое – это то, чего никогда нельзя забывать. Прошлое позволяет узнать об ошибках или достижениях других и сделать так, чтобы в будущем не случилось ничего плохого или усовершенствовать что-то, чтобы потомкам стало еще лучше, чем нам. Прошлое бывает интересно вспоминать, когда собираешься в кругу семьи и рассматриваешь фотографии с отдыха прошлым летом.

В такие моменты сразу становиться тепло и радостно. Прошлое говорит, что думай о том, что ты делаешь сейчас. Ведь еще вчера твои предки дрались с динозаврами, а сегодня ты уже ездишь на машине и разговариваешь по мобильному телефону. И то, как ты проживешь сегодняшний день, позволит тебе проснуться или нет завтра.

Мы живем благодаря тому, что добыли, придумали или изобрели наши предки. Зада каждого гражданина мира не забывать, что когда-то было хуже, что наши поступки могут нас опять вернуть в прошлое. прошлое должно нас научить тому, что только наши поступки способны изменить будущее. Только усердным трудом можно чего-то добиться. Ведь именно усилиям человек добыл огонь, а обезьяна стала ходить на двух ногах.

8 стр., 3505 слов

Язык это то благодаря чему с помощью чего

... и то, каким ярким, загадочным и интересным он видит мир вокруг себя. Вариант 3 «Язык — это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». Верны ли эти слова Поля Рикера, французского философа? Мы, конечно же, понимаем, что язык — это ... и обновляется. Язык человеческий- это посланник из прошлого в будущее. Ведь благодаря языку мы узнаем о традициях и ... огнем и рассыпалась на тонкие лучи и ...

Сочинение на тему: «Без прошлого нет будущего»

Прошлое, будущее и настоящее связаны между собой. От многих событий в прошлом зависит то, каким будет настоящее и будущее. Вернуться в прошлое нельзя, как и нельзя его поменять.

Но из прошлого можно вынести хорошие уроки, которые помогут строить дальнейшую жизнь. Не стоит забывать прошлое. Нужно всегда относиться ко всему, что с вами происходило, с уважением.

Часто во время семейных бесед мои родители рассказывают о важных событиях, которые происходили когда-то. А бабушки и дедушки любят вспомнить свою молодость и поведать какие-то интересные истории. Получается, если бы в прошлом не встретились мои бабушки и дедушки, то не было бы моих родителей и меня. Все семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение, в нашей семье очень ценят. Из них состоит вся наша жизнь.

Мы не должны забывать о наших предках, которые порою переживали трудные времена. А самое главное – нужно учиться на их ошибках, чтобы не повторять их в своем будущем. Благодаря прошлому мы знаем, что самое страшное на свете – это война, а самое важное – семья. Если хочешь чего-то достичь, то нужно много работать. У нас есть огромный багаж знаний, которым нужно только правильно пользоваться. И тогда жизнь будет счастливой.

Если бы не открытия, которые совершали наши предки, не было бы ни современных телефонов, ни телевизоров, ни других благ цивилизации. Все то, что есть у нас, это собранные столетием секреты. Хорошо, что мы живем сейчас и имеем возможность пользоваться бесценными советами наших предков. А еще у нас есть возможность передавать знания следующим поколениям. Нельзя прерывать цепочку, связывающую прошлое и будущее. Сегодня за нее ответственные мы и должны прилежно выполнять свою миссию.

Вариант 2:

Все мы живем сегодня, но часто вспоминаем о прошлом. Без прошлого нет настоящего и будущего. Мы тесно связаны с людьми, которые жили до нас и с событиями, которые происходили раньше. Зачем современные люди заглядывают в прошлое и изучают историю? Прошлое учит нас, как избежать многих ошибок. Советы и знания, накопленные тысячелетиями, становятся необходимыми сегодня.

Благодаря нашим предкам мы можем жить в красивой, успешной и активно развивающейся стране. Мы являемся частью многовековой истории и должны с уважением относиться к историческим событиям. Наши соотечественники совершили много подвигов. Иногда они жертвовали своей жизнью, чтобы мы сегодня могли продолжать их великие дела.

К истории нужно относиться с особым трепетом, потому что она является фундаментом будущего. Я говорю и об истории страны, и об истории отдельного человека. Каждая семья бережет традиции и реликвии, которые достались им из прошлого. Так люди показывают связь с предками.

В нашем семейном альбоме сохранилось несколько старых фотографий. На них изображены родственники, которые жили сотню лет назад. Мне всегда интересно рассматривать их лица. Я часто слышу от своей бабушки истории об ее родителях, бабушках и дедушках. Это и веселые, и грустные сюжеты. Эти рассказы вдохновляют быть настоящим человеком, помогать людям и творить добро.

Если мы станем забывать свои корни, то у нас не будет светлого будущего. Все в мире связано и только осознав важность событий, которые происходили когда-то, можно двигаться дальше. Прошлое – это хороший учитель, который помогает найти ответы на многие вопросы. Мы не можем узнать свое будущее, зато мы можем проанализировать события прошлого. Это поможет преодолеть многие трудности в жизни.

33 стр., 16412 слов

Суд присяжных в России: прошлое и настоящее

... Разработать метод работы с элективным курсом по теме "Суд присяжных в России: прошлое и настоящее". Методологические основания работы., Хронологические рамки дипломной работы: Для написания выпускной квалификационной работы использовались ... в роли присяжного по нескольким делам, Закревского И.О. "О настоящем и будущем суда присяжных", в котом автор пишет о сущности суда присяжных, о становлении ...

“Без прошлого нет будущего” сочинение.

Время идет, все вокруг меняется. Прошлое остается позади, сегодня мы проживаем настоящее, через какое-то время наступит будущее. И эта связь никогда не прервется. Все, что было в прошлом влияет на события в настоящем и будущем.

  • без прошлого нет будущего

Ценность семьи

семейные традиции

Очень важно помнить о своих предках, о той нелегкой жизни, которую они прожили. Стараться использовать опыт их ошибок, и не повторять проступки в своей жизни. Прошлое преподносит нам серьезный урок. Мы знаем, что самое страшное – это война, а семья бесценна. Чтобы добиться успехов, сделать хорошую карьеру и заслужить уважение, нужно много работать, стараться, идти к своей цели. Мы сами создаем свое счастье.

Опыт наших предков

семейные традиции

Так же прочитайте сочинения на следующие темы

С детства нам говорили, что без прошлого нет настоящего, а без настоящего будущего. Однако, будущее невозможно создать только из настоящего, пусть оно и впитает в себя что-то из прошлого. Только совокупность прошлого и настоящего является той базисной основой, на которой вырастает будущее.

Кто-то скажет, что можно попытаться забыть, выбросить прошлое и, довольствуясь настоящим, создать будущее. Конечно, можно, однако, любая попытка игнорировать прошлое рано или поздно приведет к тому, что это прошлое напомнит о себе в той или иной, подчас неожиданной и необычной форме его проявления, в будущем, которое (будущее) в момент такого напоминания уже станет настоящим. Напомнит в любой как отдельно взятой, так и в некой совокупности сфер жизнедеятельности человека.

И каким будет это напоминание: полезным или нет, никто заранее не знает.

Хотелось бы, конечно, чтобы полезным, но для этого надо или не забывать прошлое, или, что правильнее во всех отношениях, строить будущее из прошлого и настоящего!

Но всегда ли мы готовы строить настоящее из прошлого, а будущее из прошлого и настоящего? Нет, далеко не всегда и далеко не каждый.

Если бы мы «оглядывались» на прошлое, соизмеряя его с настоящим, учитывали и применяли прошлое, то не было бы для нас многое из настоящего, да и, несомненно, в будущем, «неожиданным». Столкнувшись с этим, анализирующий ситуацию человек, игнорировавший прошлое в настоящем, и прошлое и настоящее в будущем, начинает понимать, что это «неожиданное» и вовсе не такое уж «неожиданное». А вполне закономерное и допустимо ожидаемое.

И это игнорирование прошлого и настоящего происходит в большинстве случаев, несмотря на то, что человек сохраняет веру в лучшее. Веру, реализовать которую, без учета прошлого в настоящем, и прошлого и настоящего в будущем невозможно.

15 стр., 7299 слов

Мистика в прошлом и настоящем

... и необходимым рассмотреть здесь самоопределения мистики. В данном отношении не лишена интереса трактовка мистики и ее типология, предложенная в конце прошлого столетия известным русским мистиком Владимиром Соловьевым. Это тем более ...

Так, почему же такое происходит? Только ли потому, что человек не привык предварительно обстоятельно анализировать, «силен задним умом» или все-таки многое зависит от морально-психологического настроя человека? Морально-психологического настроя, находящего свое воплощение посредством выбираемого человеком собственного волеизъявления в его практической, главным образом созидательной деятельности.

А может быть такое происходит потому, что не человек не привык, а его не приучили предварительно обстоятельно анализировать, не воспринимать все за «чистую монету». Не воспитали у него «врожденную» привычку, прежде чем что-то сделать, обстоятельно все «взвесить». И только поняв и осознав (именно поняв и осознав!), приступить к действиям?

Если бы все было «чистой монетой», не было бы тех «неожиданностей», столкнувшись с которыми, анализирующий ситуацию человек, игнорировавший прошлое в настоящем, и прошлое и настоящее в будущем, начинает понимать, что эти «неожиданности» и вовсе не такие уж «неожиданные», а вполне закономерные и допустимо ожидаемые.

Без прошлого нет будущего

Эрнст ПЕТРОВ

День Победы – 9 мая 1945 года – символ мужества, величия и силы духа миллионов жителей бывшего великого Советского Союза, ценой своей жизни, ценой собственной крови отстоявших свободу и независимость нашей Родины. Память об их подвигах и сегодня, через 70 лет после окончания самой кровопролитной и жестокой в истории человечества войны, равнозначна национальной идее, объединяющей наш народ. Она является основой патриотического воспитания подрастающих поколений.

В эти весенние праздничные дни у тысяч мемориалов и обелисков, в музеях боевой славы в городах и поселках нашей страны проходят митинги, встречи с ветеранами войны и труда. И красные гвоздики у подножия памятников – как горькие слёзы вдов и матерей, не дождавшихся с войны своих самых близких и родных людей. В эти праздничные дни радостная и гордая память о Великой Победе смешивается с горечью невозвратимых утрат.

Мы не вправе забыть о том, что в годы войны фронт и тыл жили в едином порыве – «Всё для победы!». И потому сегодня фронтовые и трудовые награды одинаково гордо носят тысячи наших соотечественников, в том числе и наши земляки-билибинцы.

Именно победа советского народа в Великой Отечественной войне сделала нашу страну великой державой, позволила нашему народу первому в мире проложить дорогу в космос, построить новые города, освоить новые земли. И наш город Билибино, и наша атомная электростанция – единственная за полярным кругом – все это по большому счету — детища Великой Победы. За всё это мы в неоплатном долгу перед фронтовиками и тружениками тыла.

Но всё дальше в историю уходят победные дни 1945 года. И, к сожалению, ветеранов войны всё меньше среди нас. Несколько лет назад (2008) умер в Билибино последний наш участник Великой Отечественной войны Константин Михайлович Алешников. Шесть лет прошло с тех пор, как ушла из жизни труженица тыла, пережившая ужасы немецкой оккупации Мария Федоровна Сапожникова (2009), так и не получившая квартиры на «материке». Но живы еще житель блокадного Ленинграда Галина Сергеевна Подъякова, труженица тыла Александра Илларионовна Гальцева, узники фашистского лагеря Галина Васильевна Азаренко и Клавдия Александровна Попова. У каждой из них тоже есть свои проблемы. Мы не имеем права забывать о них. Это и они приближали Победу.

6 стр., 2747 слов

Русско-Турецкая война 1877-78 гг. В отечественной литературе ...

... написанным о войне беллетристами-восьмидесятниками — участниками русско-турецкой войны. Объём статьи позволяет нам сопоставить написанное по горячим следам: эмоциональный отклик И.Л.Леонтьева-Щеглова, быт войны у В.А.Тихонова с изображением русско-турецкой войны В.В.Верещагиным спустя 10 лет в ...

Труженики тыла. Трудовой фронт. Трудовой героизм… Это особая страница истории Великой Отечественной войны. Все годы войны тыл и фронт были едины. Женщины, подростки, дети были мобилизованы на трудовой фронт. Каждый на своем месте приближал долгожданный час Победы…

Практически любая семья в нашей стране опалена войной. Очередной юбилей Победы советского народа в Великой Отечественной войне, с одной стороны — день радостный, с другой – это скорбь по тем, кто сложил голову ради нашего счастья, ради нашей светлой жизни. И еще, это большая ответственность тех, кто все эти послевоенные годы живёт под мирным небом, за сохранение памяти о Великой Отечественной.

Прошло уже 70 лет с тех пор, как отгремела война… И сегодня в этот весенний майский день хочется сказать: «Радуйтесь люди солнцу, свету, теплу! Любите друг друга! Улыбайтесь, пойте, пляшите, но помните тех, кто оставил вам счастье в наследство!..».

9 Мая навсегда останется священным днём, праздником, который наполняет наши сердца гордостью, радостью и в то же время — скорбью и состраданием… Это день чести и славы наших отцов и дедов. Это день почёта матерей и вдов, выдержавших тяжкое бремя Великой Отечественной.

Наш святой долг — рассказать о войне своим детям, привить им уважение к тем, кто отстоял нашу свободу, донести до будущих поколений мудрость уроков истории и научить их давать отпор любым проявлениям фашизма, экстремизма. Лишь уважая прошлое, можно построить счастливое будущее.

Помнит тот весенний день

С 1963 года живет в городе Билибино Галина Митрофановна Григорьева. Всю жизнь трудилась, даже после выхода на пенсию. Ветеран труда, имеет медали. А вот квартиры на материке как-то и почему-то не заслужила до сих пор…

Все дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны и май сорок пятого. Тот победный май. Нынче Великой Победе уже 70. Чем дальше от нас война, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше – цену победы.

Галина Митрофановна родилась в селе Красный Яр Звениговского района Марийской АССР в 1937 году. В семье была младшей из четверых детей. С малолетства росла в труде. Да что там говорить, все деревенские дети уже с маленького возраста умели готовить, шить, стирать и хлопотать по хозяйству. В довоенные годы в их семье все было в достатке: и хлеб, и вода, и одежда. Но вот пришёл тот страшный день. Война.… Как гром среди ясного неба прозвучали эти слова из уст старших. Эта беда ворвалась в каждый дом непрошеной гостьей. Вот она «зашла» и в дом Мудровых.

Отец Галины, Митрофан Ильич Мудров, погиб на фронте в начале войны, в 1941 году. Отца она так и не помнит. А вот чувство голода на всю жизнь врезалось в память. В годы войны жили очень трудно.

Женщины и подростки впрягались в плуги, чтобы пахать землю, таскали огромные тяжести, растили и до последнего колоска собирали зерновые культуры, косили и стоговали сено… Легче перечислить то, чего они не делали. Работать нужно было от темна до темна. Мать Галины не раз рассказывала, что весной и осенью даже ноги примерзали к лаптям, сапог-то не было. И все работы выполняли ради трудодня, ради куска хлеба, который ценили на вес золота… Правда, после войны ее мать была награждена медалью за доблестный труд во время войны.

39 стр., 19083 слов

Эпос войны в произведениях Шолохова «Судьба человека» ...

... была такой проверкой человека на прочность идейную и моральную. В грозные дни Великой Отечественной войны М.А. Шолохов, как и значительная часть народа, был вместе с солдатами Советской Армии ... ноги. Это трудно» . И действительно, главы, опубликованные в 1969 году, показывают, как трудно идет эта работа над романом, начатым «с середины». Предвоенные главы рисуют разлад в ...

— Еще помню, как в 1941-м и в начале 1942 года мать ходила на рытье окопов, — говорит Галина Митрофановна. — Тогда во многих местах по Волге рыли окопы. А мы жили рядом с Волгой, в пяти километрах. Рассказывали, что немцы бомбили эти места. А победный сорок пятый год хорошо помню. Мне было тогда уже восемь лет. Встречали каждого фронтовика, вернувшегося в село. Это было настоящим праздником, ведь всю войну жили с верой в Победу…

«9 мая 1945 года день был солнечным, — вспоминает Галина Митрофановна. — Мое село Красный Яр готовилось к весеннему севу. В это время у нас на Волге начинается распутица — ни пройти, ни проехать. Пережидая непогоду, мы готовили посевной инвентарь, подгоняли сбрую для лошадей. Районный центр Звенигово находится от нас верстах в десяти, а республиканский – Йошкар-Ола почти что в ста километрах. Телефонная связь с сельской конторой была, но очень не надежная, не всегда можно было дозвониться, поэтому, когда нужно было, к нам наведывались так называемые гонцы. Но по бездорожью и они не ездили.

Я стояла на бугорке босиком, ноги замерзли, покраснели, но домой идти не хотелось. В это время со стороны Волги показался всадник. Я глянула на девочек, стоявших рядом, они — на меня, разумом осознавая, что такого быть не может, не должно. Но, тем не менее, всадник приближался. Мы кинулись навстречу. Он поравнялся с нами и закричал: «Победа! Люди, победа! Каюк фашистскому гаду!».

Все электростанции мира не могли бы дать мне такого заряда, как это короткое, опаленное огнем слово радости и горя.

Вдруг лошадь упала, человек шлепнулся в лужу, вскочил и опять крикнул «Победа!».

Я поняла, что ни лошадь, ни всадник не могут двигаться дальше — нет сил. И тогда я помчалась вдоль деревни, неся людям радостную весть. Три версты пробежала по грязи и лужам до другой деревни и передала свою эстафету в соседний сельский Совет.

Моя деревня ликовала, радость переходила с одного ее конца на другой. Людская волна двигалась и замирала, смеялась и плакала. То были слезы радости и слезы горя, памяти о погибших родных и любимых.

Меня, набегавшуюся в тот день босиком, мать посадила на русскую печку греть замерзшие до красноты ноги, а из моих глаз катились слезы чистые, крупные, как изумрудинки, и такие теплые. Я не вытирала их, они капали мне на грудь и согревали ее. Но я была счастлива!..»

В Билибино Галина Митрофановна жила с 1963 года и все время, до 1996 года (до 59 лет) работала продавщицей. Награждена медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», знаком «Отличник советской торговли» и множеством дипломов и Почетных грамот. Как говорит ветеран Севера с более чем 50-летним стажем, только в прошлом 2016 году смогла получить квартиру. А до этого постоянно вместо того, чтобы идти вперед в списке очередников, ее фамилия или «стояла на месте» или же двигалась наоборот, все ниже и ниже…

Пережившая ужасы войны

Все дальше и дальше уходят в историю события Великой Отечественной войны. Мы знаем о войне только из книг да кинофильмов. Немного осталось тех, кто был свидетелем тех страшных и суровых событий. И среди них Клавдия Александровна Попова (Дьяченко) – юный узник лагеря на территории фашистской Германии.

3 стр., 1082 слов

Проблема обретения смысла жизни в годы войны. По В. В. Быкову

... в годы войны мы, молодые тогда люди, познавшие жизнь именно в форме жестокой войны, привыкнув ... и образа жизни зачастую далёкие от крестьянских низов, от жизни «неперспективных» деревень, быта древних ... победы над врагом обрели истинный смысл своего существования. Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, только избавившись от случайного, от сознания состояния между жизнью и смертью, ...

В далеком 1971 году Клавдия Попова приехала с мужем на строительство Билибинской АЭС, являвшейся тогда ударной комсомольской стройкой. Ехали они по путевке, а через некоторое время привезли и сына Игоря. Муж Клавы Борис Васильевич был бригадиром монтажников на строительстве атомной электростанции, через некоторое время стал кавалером Ленинской премии. А сын с 17 лет начал работать сварщиком на «атомке». Был он лучшим сварщиком-аргонщиком, а еще заядлым спортсменом, постоянно выступал за команду района по разным видам спорта.

После завершения строительства атомной станции, в 1979 году мужа Клавдии Александровны направили на строительство Якутской ГРЭС.

— Жили в Якутске, сразу нам дали двухкомнатную квартиру, я работала в управлении ГРЭС техником-технологом, инженерно-техническим работником, — рассказывает Клавдия Александровна. — В свое время я окончила Краматорский машиностроительный техникум. В Билибино тоже трудилась в системе ЖКХ, но до отъезда в Якутск жили в бараке. В 2000 году похоронила мужа в Якутске и в 2001 году приехала обратно в Билибино к сыну. Муж был родом из Севастополя, но его мать перед войной перебралась в Краматорск. Он в плену не был, жил в немецкой оккупации.

А вот Клавдии Александровне пришлось перенести все тяжести немецкого плена, хотя к началу войны было ей всего-то полных пять лет.

— 22 июня 41 года, — вспоминает Клавдия Александровна, — утром мы, дети, встали, видим, что все взрослые плачут, в доме тревога, нам сказали, что началась война. Жили мы тогда в городе Краматорске Донецкой области, где сейчас западные украинцы убивают свой народ, восточных украинцев. Вначале войны перебрались в деревню Александровку, что на 50 километров восточнее Краматорска. В Краматорске тоже много было родственников, все вместе перебрались в деревню. Мне было тогда около шести лет. До осени 1942 года деревня Александровка не раз переходила «из рук в руки»: то немцы заходят в деревню, то русские снова отобьют. Помню, была весна, советские солдаты зашли к нам, мама печь натопила, и сушить положила в печку валенки. Уже снег таял, а наши все в валенках ходили. Тут мамина сестра прибегает и говорит, что чего вы спите, немцы на другом конце деревни идут в нашу сторону. Солдаты соскочили и убежали навстречу немцам, чтобы отбить деревню. Завязался бой, наши выбили немцев. После боя мы ходили и искали раненных среди трупов немецких и советских солдат. Подбирали, ухаживали за раненными. Но когда немцы занимали деревню, среди деревенских были такие нелюди, которые указывали немцам, что такие-то спасали раненных советских солдат, лечили или прятали там-то. Так на глазах односельчан расстреляли несколько семей. Были такие предатели. Я видела, как немцы убивали юношу лет 15-16 за то, что он подобрал оружие.

Под осень 1942 года немцы окончательно заняли Александровку. На следующий день вошли танки. Клавдия Александровна помнит, как бомбили деревню, видела, как советский самолет низко пролетал над деревней и как его сбил немецкий истребитель. Все происходило настолько быстро и неожиданно, что никто не успел уехать или уйти из села, лишь некоторые мужчины ушли в леса. Тех из мужчин, которые остались, сразу же немцы взяли в плен. Через некоторое время почти всех жителей погнали пешком до Болгарии.

7 стр., 3272 слов

«Отечественная война 1812 года» статья по истории

... сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996 История Отечественной войны 1812 года 12 июня 1812 года ... и обратная сторона. Результаты победы в Отечественной войне 1812 года: Окончание войны положило конец узурпаторскому режиму ... лет до начала Отечественной войны 1812 года между Францией и Россией был подписан Тильзитский мирный договор. Однако главный пункт этого договора не был тогда ...

«Деревня была большая, дворов сто, а может и больше, — продолжает Клавдия Александровна. — Кто корову запряг, кто лошадь, кто сам тащил тачку, так и шли со своими небольшими пожитками. А после того, как переправились через реку Буг, немцы приказали оставить все вещи, посадили в товарный поезд и увезли в Германию. Так мы попали в лагерь. Были мы в нескольких лагерях, пока не привезли в город Рейн. Наша семья держалась вместе, и то хорошо, что нас немцы не разлучили. В Рейне нас дезинфицировали, и начали распределять по хозяевам. Раскидали так, чтобы люди с одной деревни не попадались в соседние хутора или в одну деревню. Мы с тех пор наших Александровских в Германии не видели, за остальных ничего не знали. Из Рейна увезли нас в небольшую деревню как рабочую силу. Старшей сестре Галине тогда уже было двадцать лет, затем были сестры с 1927-го и 1930-го годов. Мама Стефанида Моисеевна была с 1901 года, а я с 1936 года. Еще был брат Михаил, который меньше меня на два года. Он тоже был в плену. Он чуть не потерялся, его бросили в другой товарняк, но мать все же нашла его. В конце концов попали мы в небольшую деревню, которая находилась почти на самой границе с Голландией. Мы выполняли все работы по хозяйству: ухаживали за скотиной, заготавливали дрова, таскали воду, летом трудились в поле, пасли коров, сено косили. У хозяев кроме прочей живности, было много коров, мы с сестрами доили их, они сдавали молоко на маслозавод. Были мы и в лагерях, в каких – не помню. Нас в апреле 1945 года освободили американцы.

После победы над Германией, нас передали советским солдатам. Вместе с другими пленными нас увезли в Польшу, там жили в лагере, потом в товарняке отвезли на родину. Так оказались мы снова в Краматорске. Дом наш разбомблен был, жили в землянке, так провели первую зиму после победы. Взрослые работали: мать, две сестры, а я ходила в школу. Отец вернулся после войны, но в 1947 году умер от полученных ранений на фронтах. На сегодняшний день из родных никого не осталось, все умерли в Краматорске. Сын Игорь тоже умер. Не на кого мне положиться.

У меня ни денег, ни жилья нигде нет, некуда мне ехать. Думала, поеду в Анадырь, схожу к губернатору нашему Роману Копину, к Николаеву, может, чем-то помогут. Николаев сына моего Игоря хорошо знал. На 9 мая пригласили было в Анадырь, но рейс очень неудобный: 22 апреля туда и обратно только 13 мая. Что делать там так долго? Вот и не поехала».

Живите долго, «за себя и за того парня»

К сожалению, каждый год уходят из жизни ветераны Великой Отечественной войны. Живых свидетелей Великой Победы остается сегодня совсем немного. Но память о них обязательно должна сохраниться в наших сердцах. Рассказы о героических подвигах наших воинов должны передаваться из поколения в поколение.

Недавно в редакцию поступило письмо от нашей давней читательницы Ольги Вениаминовны Барбовой, которое мы предлагаем вашему вниманию с некоторой поправкой.

В эти предпраздничные дни хочу рассказать о моих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне. Мой дед по отцу, Владимир Георгиевич Гостилов, ушел на войну прямо с работы, с шахты «17 – 18» города Доброполья Донецкой области, где работал главным механиком. Немцы наступали, в самые последние минуты было принято решение о взрыве шахты.

2 стр., 508 слов

Моя семья в годы Великой Отечественной войны

... нашей семье вечно. ` Моя семья в годы Великой Отечественной войны Популярные сочинения Произведение представляет собой повествование об истории жизни главного героя, который в восемнадцатилетнем возрасте покидает родительский дом и до момента попадания на необитаемый ...

Бабушку, Ольгу Никифоровну Гостилову, в первые же дни оккупации предупредили, что ее придут арестовать как жену коммуниста. Ночью, взяв только еду, бабушка с детьми (отцом моим 11-ти лет, дядей 9-ти лет и тетей двух лет) ушла степями за 120 километров от Доброполья. Шли ночами, днем прятались, еды хватило лишь на первые дни, а дальше у них была надежда только на помощь людей. Совсем чужие люди в поселке шахты «5 – 6» имени Димитрова приютили бабушку с детьми, прятали, держали некоторое время и в подвале…

Уже после освобождения Донбасса бабушка узнала в военкомате, что дед «пропал без вести» в августе 1941 года. Тяжело жилось здесь бабушке. Оставшись вдовой в 30 лет, работала уборщицей в двух магазинах, уголь собирала по террикону шахты. Раньше льготы для вдов были скромными. Бабушка получала на детей пособие, как жена погибшего солдата (позже, когда дети уже выросли, оказалось, что он воевал офицером).

Лет через 10 после войны, бабушке дали комнату в бараке, а еще через лет десять – однокомнатную квартиру. Она так была благодарна властям, что перед смертью завещала отдать квартиру городу, хоть и была она приватизирована.

В70-х годах прошлого столетия в гости к бабушке приехала сестра деда из Омска. И тут выяснилось, что не мог дед погибнуть в 1941 году. Бабушке (сестре своей) в город Омск дед выслал денежный перевод в июле 1942 года. Извещение она сохранила, и мой дядя по обратному адресу на извещении обратился в часть. Оказалось, что дед мой погиб в августе 1942 года под Погорелым Городищем в Калининской области при сражении в Ржево-Печерской операции, в звании старшего лейтенанта, будучи командиром взвода 215-й стрелковой дивизии, 923-го стрелкового полка. Дядя с сыном и моей бабушкой ездили на место гибели деда. Есть там возле братской могилы стела с именем деда. Так же есть имя деда среди имен земляков, погибших в той войне, на стеле в г. Дмитров Донецкой области, в парке, где горит вечный огонь.

Второй мой дед (по матери) Щербинка Петр Егорович в начале войны остался в поселке Зверево Донецкой области. Когда в поселок вошли фашисты, сразу собрали жителей и объявили, чтобы сами выбрали себе старосту, или они назначат. Жители уговорили моего деда согласиться быть старостой. У него была самая большая семья, да и был он уважаемым человеком в поселке. Дед всячески помогал партизанам, прятал у себя в подвале дома двоих раненных партизан. Но выдал его врач, что служил у немцев. Деда предупредил об этом полицай, тогда он запряг лошадей, и в телеге повез партизан навстречу наступающим бойцам Красной Армии. Немцы гнались за ним, но не догнали.

Эти двое партизан приехали к деду после войны, а он сидел уже в тюрьме. Попытки его оправдать не увенчались успехом. Дед отсидел 10 лет в тюрьме. Потом было несколько встреч с бывшими партизанами на Донбассе.

Сын деда, Щербинка Николай Петрович, воевал всю войну, вернулся живым. Был и на финской войне (в армии служил с 1939 года).

В Великую Отечественную воевал на самом опасном и тяжелом участке — в блокадном Ленинграде, после снятия блокады – на разных фронтах. Вернулся живым, но долго не прожил, умер от рака желудка. Сказались голодные блокадные годы. На похоронах несли подушечку, полную военных наград.

Брат бабушки (по отцу), Кривозуб Иван Никифорович, всю войну прошел, вернулся живым. Был простым солдатом, награжден орденом Славы 3-й степени и тремя боевыми медалями.

Муж моей тети (по матери) Настечко Иван Игнатович оборонял Севастополь, попал в плен и его угнали в Германию, где он работал на них до конца войны.

Мой свекор, Крайний Петр Иванович, всю войну прошел, а в конце войны был ранен. Вернулся с ямой на спине и сколком у самого сердца. Оперировать нельзя было. Прожил в селе Степановка Донецкой области до 93-х лет.

Вот моя бабушка Ольга Никифоровна, мать моего отца, вдова, часто вздыхая говорила, что если бы дед вернулся живой – жили бы мы намного лучше. Эти слова, думаю, приговаривали многие вдовы нашей Родины после войны, оставшиеся с детьми, когда им приходилось «не сладко» жить.

К сожалению, я не знаю подробности о воинских частях, где воевали мои родственники, их воинских званиях, какие у них были награды, и за что их наградили, за какие заслуги перед Родиной, но я уверена, что они воевали достойно. Уверена, что мой дед, отец моего отца, старший лейтенант, командир взвода Владимир Гостилов погиб в 1942 году храбро, глядя смело смерти в лицо.

Я не уверена, что у нас на Чукотке живут люди, знавшие или воевавшие с моими родственниками вместе, но хочу, чтобы все жители Чукотки, города Билибино, вспомнили в эти дни своих родственников, воевавших в Великую Отечественную войну. И пусть кто их помнит, или по рассказам знает о них, расскажут своим детям, внукам, правнукам. И верно чье-то изречение, что война коснулась каждую семью. И прошу всех, кого коснулась война – живите долго, «за себя и за того парня»! Здоровья Вам всем, и вдовам, перенесшим тяготы войны, и их детям, познавшим тяжелую жизнь после войны.

Ровесник Великой Победы

День Победы – самый уважаемый в народе праздник. Его не вычеркнуть из нашего календаря. А семидесятилетие Великой Победы – дата и вовсе особая. Так уж повелось, что мы в России с повышенным вниманием относимся к историческим юбилеям, из которых День Победы – самый главный.

Юбилейные даты заставляют нас задуматься о смысле Победы, актуализируют духовное наследие тех великих свершений. И ставшее когда-то расхожим словосочетание «подвиг народа» уже воспринимается с особой остротой. И мы понимаем, что к идеалу Победы советского народа в Великой Отечественной войне нужно стремиться, держать равнение на тот народ, что выстоял, перетерпел – и победил.

Ровесники уроженца Пятистенного, жителя села Анюйск Валентина Габайдулина — это ровесники Великой Победы. Это они отмечают свои юбилеи в юбилейный победный год. На их памяти все послевоенное время, пройденное страной. Это они на всю жизнь запомнили свое полуголодное детство. Откуда было взять деньги оленеводу-тундровику, работающему, в основном, за трудодни, чтобы купить детям чего-нибудь вкусненького? Если и были кое-какие сбережения, где покупать-то? Разъездной торговли в районе Восточной Тундры тогда не было, появилась она позже. И какая была радость ровесников победы, когда покупали им самые простые карамели, прозванные позже «дунькина радость». Вкус этой карамели многие из них помнят до сих пор.

— Хорошо помню 1953-й год, тогда наш район назывался еще Восточно-Тундровским, — рассказывает Валентин Васильевич. – 5 марта умер Иосиф Виссарионович Сталин. В тот год в марте у нас стояли сравнительно теплые дни, около сельской конторы стихийно, без всякого приглашения собирался народ. Люди шли на траурный митинг и рыдали. Я, первоклассник, тогда в школе читал с импровизированной сцены стихи «У гроба Сталина» и тоже плакал… Помимо многих других, был в нашей жизни и этот памятный момент. Но самое главное, мое поколение получало бесплатное образование, квартиры, нам было гарантировано право на труд, после получения образования мы ехали работать по распределению, мы гордились своей страной. Народ работал, восстанавливал разрушенные хозяйства, радовался трудовым победам, жил под лозунгом: «Только бы не было войны, а остальное всё пережить можно».

Валентин Габайдулин также хорошо помнит 20-летие, 30-летие Великой Победы. В поздравительных речах и открытках тогда звучали и писались, в основном, такие слова благодарности фронтовикам: «Спасибо за мирное, чистое небо над нами, за то, что сияет солнце, не закрытое заревом пожарищ, что мы живем, работаем, растим детей…» Тогда ещё не было Афгана и Чечни…

А вот пятидесятилетие Победы пришлось на трудное для страны время. Уже не было великого Советского Союза, тогда простые жители России впервые услышали слова «инфляция», «кризис». Начались задержки заработной платы, пенсий. Все чаще народ выходил на забастовки. Зато был «всенародно избранный» президент…

— Родился я 14 февраля 1945 года, работать начал рано, с 15 лет, — продолжает Валентин Васильевич. — Трудовой стаж мой составляет более 40 лет. Так получилось, что я попал в аварию, лишился ноги. А в этом году необходимо было поменять старые протезы, которые были неудобные. Мне северяне помогли пройти лечение и протезирование в Санкт-Петербурге, в институте им. Г.А.Альбрехта. Сейчас, после этого лечения, я снова могу быть полезным обществу, могу заниматься посильным трудом. Хоть мне нынче и 70 лет, я еще чувствую силу, и мне не хочется быть «на задворках общества».

А работал Валентин Габайдулин после трехгодичной службы в погранвойсках, начальником дизельной электростанции в Мандриково, в Анюйске трудился старшим дизелистом-электромехаником ДЭС. Работал также сантехником участка ЖКХ. Имеет Почетные грамоты, знаки Победителя соцсоревнований, ударника пятилеток, а также награжден медалью «Ветеран труда».

просмотров